Научная статья на тему 'Социально-философское осмысление феномена журнализма в произведениях Н. В. Гоголя'

Социально-философское осмысление феномена журнализма в произведениях Н. В. Гоголя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
365
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
N.V. GOGOL / ЖУРНАЛИЗМ / Н. В. ГОГОЛЬ / ФЕНОМЕН / РАЦИОНАЛИЗМ / JOURNALISM / PHENOMENON / RATIONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Епанчинцев Василий Валерьевич

Н. В. Гоголь публицист оценивал журналистику как идейно-художественный элемент, который он мог интегрировать в свои литературные произведения. Журнализм в такой трактовке существенно трансформируется, встраивается в пространство художественного мира, сохраняя свою рациональность. В многообразном наследии Гоголя журнализм, как авторская позиция, приобретает новые смысловые значения и непосредственно оформляет свою социокультурную составляющую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and philosophical comprehension of journalism phenomenon in the works of N.V. Gogol

N.V. Gogol as a publicist evaluated journalism as an art element, which he could to integrate in his works. In this understanding journalism transformed, embedded in artistic space with its rationality. In works of N.V. Gogol journalism acquires new meanings and draws his sociocultural component.

Текст научной работы на тему «Социально-философское осмысление феномена журнализма в произведениях Н. В. Гоголя»

удк іоі.іяи в. В. ЕПАНЧИНЦЕВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЖУРНАЛИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ_________________________________

Н. В. Гоголь — публицист оценивал журналистику как идейно-художественный элемент, который он мог интегрировать в свои литературные произведения. Журнализм в такой трактовке существенно трансформируется, встраивается в пространство художественного мира, сохраняя свою рациональность. В многообразном наследии Гоголя журнализм, как авторская позиция, приобретает новыю смысловые значения и непосредственно оформляет свою социокультурную составляющую.

Ключевые слова: журнализм, Н. В. Гоголь, феномен, рационализм.

Журналистика в России 1830 — 40-х годов — явление сложное и многогранное. Это видно по статьям и письмам Н. В. Гоголя того периода. Журнализм, как принцип отношения к миру и обществу, свойственный авторам пушкинской поры, глубоко проник в культуру — раз и навсегда были изменены прежние традиции взаимодействия автора с читателем. Он стал орудием формирования общественного мнения. Гоголь в своих публицистических материалах использует журнализм как художественный элемент, который он органично может интегрировать в свои произведения, с его помощью писатель мог лучше передать замысел сюжетных коллизий, характеры и образы героев.

Журнализм в произведениях Гоголя трансформируется и встраивается в специфически организованное вымышленное пространство художественного мира, сохраняя свою рациональность и достоверность. Гоголь отчетливо понимает, что журнализм является неотъемлемой частью современной ему общественно-политической культуры. Например, в повести «Невский проспект» окружение главного героя поручика Пирогова он характеризует так: «Они любят потолковать о литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове» [1]. Автор показывает неразборчивость публики через сопоставление разных литературных репутаций. А. Е. Новиков считает, что в повести «Коляска» Гоголь полемизирует с «Библиотекой для чтения» О. И. Сенковского [2]. Герой «Записок сумасшедшего» читает «Северную пчелу», что можно также посчитать за одну из его странностей. Гоголь хотел показать, что монологи Поприщи-на характеризуют суть «Северной пчелы» — журнала, где без разбора собрано все подряд. Интересно, что Поприщин в конце концов возомнил себя испанским королем, и спровоцировало его на это именно чтение нескольких газет. В повести «Портрет» Гоголь представляет журнализм как средство введения масс в заблуждение. В повести «Рим», построенной на противопоставлении Франции и Италии, Гоголь пытается сравнить и журналистику этих стран. В Париже «колоссальные» журнальные листы, а в Италии «чахоточные» журналисты. Журналистику Гоголь называет неотъемлемой чертой современной французской цивилизации, «царством слов вместо дела».

В художественных произведениях Гоголя журнализм приобретает новое смысловое наполнение и непосредственно оформляет свою социокультурную составляющую. Гоголь рассуждает на темы европейского журнализма, говоря о его «торговом» характере и особой полемичности.

Интересно, что повесть «Невский проспект» по своей стилистике напоминает газетный фельетон [3]. Для журналистики того времени было характерно сочетание очерков и анекдотов. В. В. Виноградов называл это «отрывочной склейкой кусков» [4], в которых переплетаются самые разные жанры. Журнал «Библиотека для чтения» так писала о сюжете «Невского проспекта»: «весь ход... в целом оказывается неочерковым: от газетного фельетона он ведет к символу и мифу» [5]. В.В. Виноградов в работе «О литературной циклизации (По поводу «Невского проспекта» Гоголя и «Исповеди опиофага» Де Квин-си)» анализирует повесть Гоголя в широком контексте, с привлечением произведений Гюго и Бальзака. Французские авторы тогда в большом количестве печатались в русских журналах, которые, соответственно, и критические материалы предпочитали посвящать французам. Виноградов предлагает подумать над тем, как переработал принципы французской литературы Гоголь.

В «Невском проспекте» газета становится «домашним занятием», непременным атрибутом, как кофе или чай. Содержание этой газеты является частью процесса бессмысленного существования героев, движения ради движения. Гоголь в петербургских повестях одновременно рассказывает о мире бюрократов с его бумажными порядками делопроизводства и таком же бумажном мире журнализма. Мир бюрократов живет по особым правилам, казалось бы, не похожим на правила мира журналистов. Однако их объединяет бумажное происхождение и то, что они в равной мере причастны к созданию иллюзорного мира бессмысленного существования маленького человека. Бытие героев гоголевской повести — надоедливая монотонность и отсутствие смысла существования делают удручающим. В этот мир легко вписываются газеты чуждой для Гоголя журналистики.

Гоголь ставит этому обществу нравственный диагноз. Газеты вовлекают «маленького человека»

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

в этот процесс бессмысленного существования. Журнализм начинает трактоваться Гоголем как источник лжи и средство пропаганды лживых принципов этого безнравственного общества.

Если вспомнить, что в этом обществе «любят потолковать о литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове» [6]. Мнением этих читателей управляет толпа и интересы самих журналов. Этот средний класс читает Булгарина и Греча, но не переносит «народного» прозаика А. А. Орлова, потому что его ругают те же Булгарин и Греч.

В повести Гоголь упоминает Пушкина в одном ряду с Булгариным и Гречем, что делает это перечисление нелогичным, раскрывает истинное состояние литературных вкусов в этом обществе, где культура давно является лишь иллюзией. Он создает культурный портрет читающей публики, которая предпочитает журналы Булгарина и Греча. Журнализм этих издателей формирует вкусы малообразованной и невзыскательной толпы. В таких условиях даже бесспорный талант Пушкина может потерять свой блеск.

Исследователи (М. Н. Дарвин и В. И. Тюпа в одной из своих работ) проанализировали повесть «Нос» как одну из частей большого журнального замысла, а именно третьего номера журнала А. С. Пушкина «Современник» [7]. Дарвин и Тюпа говорят о том, что в этой повести журнализм расширяет так называемую «зону смеха». В.В. Виноградов считал, что появление повести «Нос» связано с литературно-журнальной традицией, восходящей к Стерну, которую модифицировал Гоголь [4, с. 6]. Исследователь полагал, что «газетно-журнальная смесь» в повести доходит до пика художественного осмысления, но при этом продолжает действовать в фоновом режиме. Е. А. Игнатьева сюжет и стиль «Носа» называет «носителями художественного знания о современной Гоголю журналистике, которой писатель придал значение своеобразного посредника между своим замыслом и реальной петербургской действительностью» [8].

В повести Гоголя «газетно-журнальная смесь» проявляется в весьма сложной и многослойной игре метафорами — традиционным сатирическим приемом. Так он передает журналистскую реальность того времени. Особую атмосферу петербургской действительности Гоголь черпает именно из газет, новостных заметок. Затем метафорически он представляет это все в повести в виде обрывок газетных публикаций.

Эта игра метафор порождает многовариантность толкования произведения. Медицинские сведения из журналов о реконструкции утерянного носа лишь добавляет сюжету иронии. В. В. Виноградов о связи повести с журнализмом писал: «В «носологической» литературе первой половины XIX в., в которой мелькали перед глазами читателей носы отрезанные, запеченные, неожиданно исчезающие и вновь появляющиеся, даны были все элементы, легшие в основу гоголевской разработки темы о носе; намечены отдельные сцены — отрезание носа, нос в теплом хлебе, обращение к медику, хотя они Гоголем развиты совершенно своеобразно» [4, с. 20].

Согласен с В. В. Виноградовым В. Н. Турбин, писавший, что «неутихающая словесная стихия, преломленная сквозь журнальную сенсацию, вытолкнула на улицы столичного города Санкт-Петербурга майора Платона Ковалева, гоняющегося за собственным носом» [9]. Виноградов также утверждает, что критика «Северной пчелы» концовки повести Пушкина «Гробовщик» заставила Гоголя изменить

текст «Носа» в варианте, предназначенном для журнала «Современник» [4, с. 12]. «Северная пчела» написала, что концовка произведения, заставляющая проснуться главного героя и объясняющая все фантастические события сном, является банальной. Такой вариант был первоначально выбран «Гоголем» и для «Носа». Более детально рассматривает эту тему Ю. В. Манн: «Уже по своим исходным принципам повесть не укладывалась в форму сна (в чем... выразилось переосмысление Гоголем традиции )... Отмена мотивировки сна в финале была лишь логичным, завершающим шагом. Гоголь с первых же своих произведений отодвинул носителя фантастики в прошлое, сохранив в сегодняшнем временном плане некий «иррациональный остаток». Следующим логичным шагом было полное снятие этого носителя, при сохранении (и даже усилении) иррационального остатка» [10].

В конце концов, главный герой Ковалев идет в газетную экспедицию, где чиновник, представляющий официальную журналистику, в своей речи окончательно смешивает рациональное и фантастическое в этой повести. Чиновник, по сути, представляет государственную точку зрения. Через своего героя Гоголь показывает место обывателя, включенного в журнальный дискурс. Также можно судить и об иронично-негативном отношении писателя к журналистскому официозу в целом. Для Гоголя недопустимо, чтобы превалировала одна (пусть и государственная) точка зрения. Он выступает за плюрализм мнений и высокую журналистскую мораль.

Случай с Ковалевым встает в один ряд с газетной рутиной. Чиновник рассказывает: «А вот, на прошлой неделе, такой же был случай. Пришел чиновник таким же образом, как вы теперь пришли, принес записку, денег по расчету пришлось 2 р. 73 к., и всё объявление состояло в том, что сбежал пудель черной шерсти. Кажется, что бы тут такое? А вышел пасквиль: пудель-то этот был казначей, не помню какого-то заведения» [11]. Гоголь, используя романтическую иронию, намекает, что пудель и казначей — это одно и то же. Далее он делает в советах чиновника прямую отсылку к журналу «Северная пчела»: «Если уже хотите, то отдайте тому, кто имеет искусное перо, описать как редкое произведение натуры и напечатать эту статейку в «Северной пчеле» (тут он понюхал еще раз табаку) для пользы юношества (тут он утер нос), или так, для общего любопытства» [11]. Герой Гоголя дал исчерпывающую характеристику газете «Северная пчела».

В цикле петербургских повестей петербургский журнализм становится как бы рамкой, скрепляющей картины мозаичной, хаотичной и безнравственной действительности.

И. П. Золотусский в свое время установил связь между «Тремя листками из дома сумасшедших» Булгарина и «Записками сумасшедшего» Гоголя [12]. Журнализм стал источником и темой произведения Гоголя. Впервые он решается изобразить журналистику как систему воспроизводства абсурда. Герой Гоголя обретает ясность суждений, но только в безумстве. Поприщин представляет общество, в котором весьма популярна газета «Северная пчела». Официальная газета для него является источником информации о мире. Так громким и важным событием для него становится упразднение престола в Ис-ании. Через газеты Поприщин находит виновников своих бед в Полиньяке и Англии. В конце концов, он возомнил себя испанским королем. Поприщин начинает домысливать информацию из газет.

Отсутствие качественного и глубокого анализа политической ситуации в мире толкнуло героя к толкованию новостей на собственный лад, к безумному разбору ускользающей от его сознания действительности.

Гоголь, как и старший его наставник Пушкин, считал, что массовые печатные издания рассчитаны на провинциального читателя. Петербургская журналистика с «Северной пчелой» и «Библиотекой для чтения» возглавляла это направление. Журнальные материалы посвящены последним тенденциям столичной жизни, заставляя провинциалов в худших традициях копировать эти веяния.

В повестях Н. В. Гоголя социально-философский феномен журнализма становится художественным элементом произведения. Гоголю удалось встроить со всей полнотой и многообразием журналистику в пространство художественного мира. Однако и в этих условиях видоизмененный журнализм сохранил свою рациональность, приобрел новые смысловые значения и оформил свою социокультурную составляющую.

Библиографический список

1. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений. В 14 т. Т. 3 / Н. В. Гоголь. - М. : Изд-во АН СССР, 1939. - 537 с.

2. Новиков, А. Е. Повесть Гоголя «Коляска» в контексте литературной полемики середины 30-х годов XIX века /

A. Е. Новиков // Русская литература. — М.: ИРЛИ РАН, 1991. — 101 с.

3. Маркович, В. М. Петербургские повести. Н. В. Гоголь /

B. М. Маркович. — Спб. : Художественная литература, 1989. — 208 с.

4. Виноградов, В. В. Поэтика русской литературы : избранные труды / В. В. Виноградов. — М. : Наука, 1976. — 511 с.

5. Библиотека для чтения. Т. 12 // Викитека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/ %D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%-D1%82%D-0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F-_%D1-%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F#.D0.A2.D0.BE.-D0.BC_XП. (дата обращения: 16.02.2013).

6. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений. В 14 т. Т. 8 / Н. В. Гоголь. — М. : Изд-во АН СССР, 1948. — 641 с.

7. Дарвин, М. Н. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения конвергентного сознания / М. Н. Дарвин,

В. И. Тюпа. — Новосибирск : Наука, 2001. — 292 с.

8. Игнатьева, Е. А. Явление журнализма в творчестве Н. В. Гоголя / Е. А. Игнатьева. — Саратов, 2008. — 176 с.

9. Турбин, В. Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров / В. Н. Турбин. — М. : Просвещение, 1978. — 239 с.

10. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. В. Манн. — М. : Художественная литература, 1978. — 395 с.

11. Гоголь, Н. В. Нос / Н. В. Гоголь // Фундаментальная электронная библиотека русская литература и фольклор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/ gogol/texts/ps0/ps3/ps3-047-.htm. (дата обращения: 16.02.2013).

12. Золотусский, И. П. Час выбора / И. И. Золотусский. — М.: Современник, 1976. — 319 с.

ЕПАНЧИНЦЕВ Василий Валерьевич, аспирант кафедры философии.

Адрес для переписки: davids20021989@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2013 г.

© В. В. Епанчинцев

УДК 130.2:658.512.2 В. В. КОВТУН

Г. А. ЛАНЩИКОВА

Омский государственный педагогический университет

ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ МЕТОДОЛОГИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В статье исследуется проблема рефлексивного осмысления методологии проектирования, которая обусловлена поиском дизайнером философских оснований принятия решений. Выделены нравственно-ценностная и технологически-целевая функциональные стороны рефлексивных структур, проанализирован ряд философских подходов, значимых для рефлексивного методологического анализа дизайн-практики. Кроме того, охарактеризована этическая рефлексивная модель принятия решений Ф. Анжу, основанная на философии экзистенциализма Сартра.

Ключевые слова: рефлексия, философские основания, экзистенциализм, этические модели принятия решений, методология дизайна.

Современная социокультурная динамика характеризуется усложнением познавательных проблем, стоящих перед человеком. Быстрая в историческом плане смена традиционных ценностей и образа жизни приводит человека к необходимости поиска новых ориентиров, важных не только для адаптации, осознания своего места в мире и самоутверждения, но и для творческого конструирования новых моделей и схем деятельности в условиях отсутствия готового образца. При решении сложных задач, обуслов-

ленных мировыми глобализациоными процессами, объединившими людей в сообщества на основе совместных проектов, общих целей, интересов, принципов, взглядов, человек нуждается в формировании новых познавательных средств, переосмыслении стилей общения и стереотипов мышления, что обусловливает изменение соотношения между предметной и мыслительной деятельностью, возрастание роли проектного проблематизирующего и рефлексивного мышления.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.