Научная статья на тему 'Социально-философский феномен журнализма в понимании Н. В. Гоголя (современные аналогии)'

Социально-философский феномен журнализма в понимании Н. В. Гоголя (современные аналогии) Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
71
32
Поделиться
Ключевые слова
"SOVREMENNIK" / ФЕНОМЕН / ЖУРНАЛИЗМ / Н.В. ГОГОЛЬ / ЖУРНАЛЫ / "СОВРЕМЕННИК" / А.С. ПУШКИН

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Епанчинцев В. В.

Рассматриваются взгляды Н.В. Гоголя на такое многогранное и специфическое явление, как журнализм. Анализируется известная статья Гоголя «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году», опубликованная в журнале А.С. Пушкина «Современник». На основе материала статьи и содержания писем Н.В. Гоголя можно судить о его взглядах на российскую журналистику 1830-1840-х гг., ее роль и функции в обществе. В качестве в качестве примера приводятся наиболее известные имена современных последователей журнализма Н.В. Гоголя

Social and philosophical phenomenon of the journalism in Nikolay Gogol’s thinking (modern examples)

The article is devoted to a multifaceted and specific phenomenon of journalism in Nikolay Gogol’s point of view. The author draws attention to the well-known story of Gogol “About the motion of the journal literature in 1834 and 1835”, published in the A. Pushkin's “Sovremennik”. On the basis of the material of article and the Gogol’s letters is possible to judge about his views on Russian journalism 1830-1840's, its role and function in society. In conclusion, the author gives as example the most famous names of modern journalism Nikolay Gogol’s followers

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социально-философский феномен журнализма в понимании Н. В. Гоголя (современные аналогии)»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 112-115.

УДК 101.1:: 316 В.В. Епанчинцев

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН ЖУРНАЛИЗМА В ПОНИМАНИИ Н.В. ГОГОЛЯ (СОВРЕМЕННЫЕ АНАЛОГИИ)

Рассматриваются взгляды Н.В. Гоголя на такое многогранное и специфическое явление, как журнализм. Анализируется известная статья Гоголя «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году», опубликованная в журнале А.С. Пушкина «Современник». На основе материала статьи и содержания писем Н.В. Гоголя можно судить о его взглядах на российскую журналистику 1830-1840-х гг., ее роль и функции в обществе. В качестве в качестве примера приводятся наиболее известные имена современных последователей журнализма Н. В. Гоголя.

Ключевые слова: феномен, журнализм, Н.В. Гоголь, журналы, «Современник»,

А. С. Пушкин.

Систематическое осмысление такого многогранного и специфического явления, как журнализм, в России началось с Гоголя. Он первым попытался понять природу этого социально-философского феномена.

Термин «журнализм» часто можно встретить на страницах журналов 1830-1840-х гг., в частности, им оперирует историко-литературный журнал «Московский наблюдатель», издававшийся с 1835 по 1839 гг. Первым редактором «Московского наблюдателя» был В.П. Андросов, а ведущим литературным критиком - академик С.П. Шевырев. В номере за 1836 год опубликован анонс переводного материала «История журнализма, писанная старинным журналом». Видимо, издатели «Московского наблюдателя» понимали под словом «журнализм» саму журналистику.

Анонсируемый материал вызвал живой интерес у Гоголя. Зарубежный автор ставил себе целью понять влияние журнализма на общество: «При настоящем положении Западно-Европейской гражданственности журналы имеют достопримечательное влияние: они составляют силу, которая отчасти много содействовала разным переменам уже совершившимся. Неизвестно достоверно, когда стали выходить первые журналы; может быть они обязаны своим происхождением потребности, какую некоторые лица или классы чувствовали сделать общеизвестными свои надобности и ремесла, известить общество о том чего они просят или что предлагают; после чего это зерно публичности достигло мало-помалу настоящей степени развития, когда и торговля, и политика и промышленность, и литература имеют каждая свои органы» [1, с. 128]. Гоголю импонировало желание автора статьи возвыситься над обыденностью, абстрагироваться от социальности. Судить о журнализме сам Гоголь, сотрудничавший с несколькими журналами, мог с позиции и журналиста, и философа. Он пытался «ухватить» пути развития России, много писал о деятельности журналов, их миссии, литературе и взглядах. Он всегда выражал свое мнение о современном состоянии журналистики и о том, какой она должна быть.

Самой известной статьей Гоголя на эту тему является материал «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году», опубликованный в первом выпуске журнала «Современник» А.С. Пушкина. В этот период Гоголь активно погружен в культурную жизнь: стремится увидеть «Гамлета» и «Дона Карлоса» в театре, следит за газетами, увлечен разностными критическими статьями Николая Греча и Фаддея Булгарина [2, с. 84]. «Северная пчела», к примеру, сообщает о грабежах и самоубийствах, о пойманных преступниках и бродягах, об убытках от пожаров и наводнений, о выходе альманаха «Северные цветы», издающегося бароном Дельвигом, где напечатана IV глава из исторического романа А.С. Пушкина.

© В.В. Епанчинцев, 2014

Драматическая поэма Фридриха Шиллера «Дон Карлос» в те годы считалась исключительно политическим произведением. Если не сказать больше - революционной пьесой. Произведение повествует об общественно-политических конфликтах, предшествовавших началу Нидерландской буржуазной революции, и интригах при дворе короля Испании Филиппа II. В 1830 г. «Дона Карлоса» поставили в Малом театре.

Гоголь начал печататься в «Отечественных записках», «Северной пчеле» и «Литературной газете». С гордостью он пишет матери: «Вы теперь, кажется, не получаете никакого журнала. Посылаю вам один, который, по важности своих статей, почитается здесь лучшим и который достается мне даром, по причине небольшого моего участия в издании его» [3, с. 173]. Молодой Гоголь вращается в тех кругах, где принято читать «Северную пчелу». Естественным становится его желание побыстрее прославиться, однако самого его тянет к более высокой литературе; следствием чего и становится дебют в «Современнике». В этом журнале Гоголь надеялся найти единомышленников, в которых так остро нуждался; «Современник» стал для него трибуной, где он наконец мог выразить свою позицию относительно происходящего в литературе и журнальном деле.

В статье «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году» Гоголь по многим теоретическим позициям соглашался с Пушкиным. Он утверждает, что современные критики должны опираться на опыт прошлого. Журнальная критика, увы, не может этим похвастаться. Гоголь пишет: «Нигде не встретишь, чтобы упоминались имена уже окончивших свое поприще писателей наших, которые глядят на нас в лучах славы с вышины своей... Ничего о влиянии их, еще остающемся, еще заметном. Никогда они даже не брались в сравнении с нынешней эпохой, так, что наша эпоха кажется как будто отрублена от своего корня, как будто у нас вовсе нет начала, как будто история прошедшего для нас не существует» [4, с. 173-174]. Исследователи считают, что данная позиция близка к установкам «Современника», вставшему в оппозицию к торговому направлению в литературе [5, с. 24]. В это время для владельцев и издателей журналов на первое место вышел спрос. Отныне воспитывать публику считалось излишним, достаточно было угождать и потакать интересам читателей. Потакание интересам публики, а не отстаивание своих принципов - вот «дух времени». Судьба «Современника» напоминает судьбу журнала «Атенеум» братьев Шлегелей. Оставшись верным своим изначально заявленным принципам, «Современник» проиграл в финансовой успешности «Библиотеке для чтения» [6, с. 207]. О журнале «Библиотека для чтения» Гоголь в письме М.П. Погодину пи-

шет: «Под ногами у тебя валяется толстый дурак, т. е. первый № Библиотеки. Сен-ковский очень похож на старого пьяницу и забулдыжника, которого долго не решался пускать в кабак сам целовальник. Сословие, стоящее выше Брамбеусины, негодует на бесстыдство и наглость кабачного гуляки» [7, с. 263].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В своей статье Гоголь обозначает основные направления журнального дела. Он смело пишет о торговом направлении в литературе, преемственности поколений и современном состоянии критики. О журналистике Гоголь пишет: «Она ворочает вкусом толпы... Она - быстрый, своенравный размен всеобщих мнений» [8]. Он говорит о важной роли журналистики, потому что именно она формирует настроения общества и его культуру. Гоголь считал, что нормальному развитию журналистики мешает преобладание одних изданий над другими, отсутствие конкуренции. Разные издания не придерживались какой-либо единой стратегии. Журналы глубоко не вникают в тему и пишут обо всем подряд, зачастую авторы, по мнению Гоголя, хотят лишь славы. Журналы же в борьбе между собой переходят на личности, пишут для узкого круга, а не для широкой публики.

Гоголь выступает за партнерство журналиста и читателя. Исследователи описывают программу позитивного журнализма Гоголя так: равные условия для всех изданий, наличие единого направления, серьезное отношение к публикуемому материалу, доминирование общественных интересов, подлинный диалог с читателем, соблюдение авторских прав, порядочность в коммерческих делах и регулярность выхода в свет.

Вскоре после выхода статьи «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году» Гоголь покинул Россию, не стал более печататься в русских журналах, оставшись обычным читателем. Теперь он воспринимает журнализм как разрушительную мораль современности. Античность становится для него главным ориентиром. Он надеется, что перевод «Одиссеи» В.А. Жуковским насытит русское общество идеями и идеалами: «Я уверен, что толки, разборы, рассуждения, замечания и мысли, ею (книгой) возбужденные, будут раздаваться у нас в журналах в продолжении многих лет. Читатели будут от этого не в убытке: критики не будут ничтожны. Для них потребуется много перечесть, оглянуть, вновь перечувствовать и перемыслить; пустой верхогляд не найдется даже, что и сказать об Одиссее» [9, с. 242].

Увлекшись исихазмом, Гоголь отвергнет журналистику в ее современном состоянии, желая ее нового наполнения моралью и постулатами нравственности. Русская журналистика погрязла в критике, ей сложно увидеть высокую этику религии. Журналистика не должна говорить о политике, ее функция

114

В. В. Епанчинцев

заключается в пропаганде мира. Она должна наполниться соответствующей дидактикой, журналистов ждет духовное перерождение.

В 1847 г. Гоголь выпускает публицистический сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», в котором предлагает новый путь развития России. Сборник открыл широкой публике незнакомого ей доселе Гоголя. В 1840 г. он пережил болезнь, сопровождавшуюся приступами «нервического расстройства» и «болезненной тоски», не надеялся на выздоровление и даже написал духовное завещание. Однако после «чудесного исцеления» решил улучшать в себе духовного человека.

История эта известная. Позволим себе в очередной раз процитировать открытое письмо на имя Гоголя, написанное В.Г. Белинским: «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр - не человек. страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть. Вот вопросы, которыми тревожно занята Россия в ее апатическом полусне!»

[10].

В своей книге Гоголь попытался предложить особый путь для России, но не встретил понимания. Власти подвергли его творение цензуре. Открытое письмо Белинского еще двадцать лет оставалось в России под запретом. Эмоциональное обращение критика к писателю распространялось только в рукописных копиях, так оно попало к Ф.М. Достоевскому.

Власть оказалась не в состоянии предложить свой вариант пути развития России. Гораздо проще было промолчать и продолжить «закручивание гаек». Это ситуация очень напоминает нынешнюю политическую обстановку в нашей стране, когда многие журналисты, подобно Гоголю, также

пытают предложить свой вариант развития страны.

Одним из таких представителей современного журнализма является Максим Шевченко. В начале 1990-х гг. он работал в газете «Вестник христианской демократии», преподавал в православной гимназии. С 1996 г. Шевченко писал о религии для «Независимой газеты» и занимался выпуском специализированного приложения «НГ-

религии». В своих публикациях он без стеснений высказывается на религиозные, общекультурные и военные темы. Шевченко руководит Центром стратегических исследований религии и политики современного мира и считается экспертом по проблемам этнокультурной и религиозной тематики. В либеральных кругах Шевченко принято считать фундаменталистом (коим без сомнения в конце жизни стал Гоголь). Д. Быков полагает, что Шевченко в оценке ближневосточного конфликта придерживается радикальных настроений. Журналист А. Шерман считает, что Шевченко искажает факты при описании арабо-израильского конфликта. Л.А. Радзиховский и вовсе называет его неофициальным послом движения «Хамас» в России. А.Г. Дугин негодует: «Замечательные люди дикторами у нас работают на Первом канале, утверждающие относительно того, что “Хамас” - это аналог социал-демократии, христианской демократии...» [11]. Действия террориста Андерса Брейвика Максим Шевченко объяснил его неонацистскими взглядами и симпатией к Израилю, за что Российский еврейский конгресс призвал Первый канал и «Эхо Москвы» отказаться от сотрудничества с журналистом. Общественной палате РФ было рекомендовано исключить Шевченко из своих рядов [12; 13].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Интересы России также по-своему отстаивает журналист Алексей Пушков, считающий, что западная пресса создает исключительно превратное впечатление о России. Оперируя цифрами экономического роста, Пушков говорит о правильности выбранного властью курса, полагает, что в западных СМИ существует заговор против России: «Все негативные черты, которые есть в России, попадают на страницы западной прессы. И, наоборот, почти на 100 % замалчивается все позитивное. Это очень характерно для Запада». Пушков готов оправдать даже ограничение демократии: «В такой огромной ядерной державе, как Россия, просто должна быть стабильность. Ведь если установится хаотическая демократия, которая была при Ельцине, это будет гораздо хуже» [14]. Смысл либеральной идеологии Пушков объясняет просто: «Я давно уже указываю на отличительную черту либеральной идеологии, которая состоит в том, чтобы навязать свою точку зрения абсолютно всем. Те же, кто не подчиняется этой

точке зрения, объявляются врагами свободы и демократии» [14].

Иной точки зрения придерживается другой последователь «фундаментального журнализма» Александр Проханов. На него сильно повлияли А.П. Платонов и В.В. Набоков. В качестве собственного корреспондента «Литературной газеты» много работал за рубежом, побывал в нескольких горячих точках в Латинской Америке, Анголе, Мозамбике, Кампучии, Эфиопии и Афганистане. Проханов поддержал ГКЧП, а в 1993 г. Верховный совет РФ. После «расстрела Белого дома» его газета «День» была запрещена. В 1996 г. на президентских выборах поддержал Геннадия Зюганова. С начала 1990х гг. по собственному заявлению находится в «духовной оппозиции». Его роман «Господин Гексоген» (2001) получил премию «Национальный бестселлер»; Проханов одобрительно относится ко всему русскому и осуждает западный капитализм.

В свое время Гоголь пытался предложить особый альтернативный путь развития России. Власть отказалась принять эти идеи, понять их истинный смысл. Система оказалась не готова к переменам.

Схожая ситуация сложилась сегодня и в российском обществе. Власть отказывается слышать последователей журнализма Гоголя. Президент В.В. Путин предлагает некую альтернативу, в духе «третьего пути». Левый популизм коммунистов людей уже не вдохновляет. У «правой» идеологии также нет будущего (экономический рост при увеличивающемся социальном неравенстве, незащищенности трудящихся, гиперэксплуатации приведут к социальному взрыву).

Как избежать перекосов вправо или влево? Где эта альтернатива? Как показывает исторический пример взаимоотношения Гоголя с тогдашней властью, журналист должен отстаивать фундаментальные ценности, власть должна прислушаться к его

предостережениям; но и общество должно

понять правоту его.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Московский наблюдатель. М., 1836. Ч. 8. Кн. 1.

[2] Золотусский И. П. Гоголь. М. : Молодая гвардия, 2005. 485 с.

[3] Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений : в 14 т. М. : Изд-во АН СССР, 1937-1952. Т. 10.

[4] Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. S.

[5] Золотусский И. П. Гоголь о литературе // Гоголь Н. В. Избранные статьи. М. : Современник, 19S0. 332 с.

[6] Сурат И., Бочаров С. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. М. : Языки славянской культуры, 2002. 227 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

[7] Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. 10.

[S] Гоголь Н. В. О движении журнальной литературы в 1S34 и 1S35 году // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». URL: http://feb-web.ru/feb/gogol/ texts/ps0/psS/psS-15б-.htm (дата обращения:

14.11.2012).

[9] Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. S.

[10] Письма Белинского и ответы Гоголя 1S47 года // Издание русской консервативной мысли. URL: http://www.zlev.ru/б5_б1.htm. (дата обращения: 12.11.2012).

[11] Кремль готов к сотрудничеству с «Хамасом» // Евразия: информационно-аналитический портал. URL: http://www.evrazia.org/modules.php? name=News&file=article&sid=290б (дата обращения: 12.11.2012).

[12] Сбор подписей в поддержку Максима Шевченко // Milliet: информационное издание всета-тарского общественного центра. URL: http:// tatar-centr.blogspot.com/2011/0S/blog-post_12. html (дата обращения: 12.11.2012).

[13] Шевченко М. Когда евреи будут в газовой ка-

мере, за них надо заступаться... Но не раньше // ZMAN.com. URL: http://www.zman.com/news/ 2011/09/24/110бб2. html (дата обращения:

12.11.2012).

[14] Пушков А. Западная печать создает исключи-

тельно превратное впечатление о России // РИА Арбитръ. URL: http://www.ria-arbitr.ru/

themes. htm?id=16299 (дата обращения:

12.11.2012).