Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СВЯТОМ ПИСАНИИ И УЧЕНИЯХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ, М. ЛЮТЕРА, Ж. КАЛЬВИНА'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СВЯТОМ ПИСАНИИ И УЧЕНИЯХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ, М. ЛЮТЕРА, Ж. КАЛЬВИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЗАКОН / БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ / МИЛОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / ЕВАНГЕЛИЕ / ПАТРИСТИКА / УЧЕНИЕ М. ЛЮТЕРА / ДОКТРИНА Ж. КАЛЬВИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осьмушина Анастасия Андреевна

Актуальность исследования состоит в том, что анализ концепта справедливости в Евангелии и патристике является важным компонентом построении общей теории естественной справедливости. Цель настоящей работы заключается в анализе содержания понятия христианской справедливости с позиций социальной философии. Исследование выполняется в рамках философского компаративизма, используется аналитико-дедуктивный сравнительно-исторический подход, причем выявляются не сходства, а различия в сходствах. Первичной аналитической системой являются тексты Ветхого и Нового Завета, Посланий Апостолов, работы Отцов Церкви, М. Лютера, Ж. Кальвина. Вторичную аналитическую систему составляют труды философов, богословов, социологов и политологов, посвященные анализу концепта справедливости в текстах Святого Писания, патристики и реформаторов. В качестве структурной модели исследуемого концепта принята дополненная, доработанная автором модель естественной справедливости, созданная А. А. Гагаевым; анализируются следующие структурные элементы: истина/ложь/заблуждение; праведность / грешность; равенство/неравенство; частная/общая собственность; принуждение/ свободная воля; случайность/необходимость; идентичность, идентификация, совместимость, выводимость, следование этносов; антиномия ненасилия. В процессе исследования установлено, что справедливость в рамках христианской доктрины понимается как явление, присущее Богу, оценивается как желательная норма для христианина. Божественная справедливость трактуется как понятие, соединяющее в себе абсолютную праведность, истину, милость, благо; справедливость человеческая содержит антиномию ненасилия, идентичность, идентификацию. В учениях Реформаторов концепт справедливости эволюционирует следующим образом: выделяются справедливость правителя, допускающая насилие в благих целях (искоренение и предотвращение порока), общая справедливость, не допускающая насилия в защиту себя, но оправдывающая насилие в защиту ближнего. Научная новизна работы заключается в концептуализации справедливости (Божественной и человеческой), определении гносеологических, онтологических, деонтических, телеологических, аксиологических, праксеологических функций христианской справедливости. Практическая значимость исследования состоит в том, что работу можно использовать в курсе лекций по социальной философии. В дальнейших исследований следует проанализировать эволюцию концепта справедливости в учениях предстоятелей и проповедников Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL SUBSTANTIATION OF THE THEORY OF JUSCTICE IN THE HOLY BIBLE AND IN THE TEACHINGS OF THE CHURCH FATHERS, M. LUTHER, J. CALVIN

The relevance of the study is that the analysis of the concept of justice in the Gospel and the Patristics is an important component of the construction of a general theory of natural justice, which has not been performed before. The purpose of this work is to conceptualize Christian justice from the standpoint of social philosophy. The research is carried out within the framework of philosophical comparativism, using an analytical-deductive comparative-historical approach, and identifying not similarities, but differences in similarities. The primary analytical system comprises the texts of the Old and New Testaments, the Epistles of the Apostles, the works of the Church Fathers, M. Luther, and J. Calvin. The secondary analytical system consists of the works of philosophers, theologians, sociologists and political scientists, devoted to the analysis of the concept of justice in the texts of Holy Scripture, Patristics, and the Reformers, performed before. As a structural model of the concept under study, the author has adopted an updated model of natural justice, created by Gagaev A. A.; the following structural elements are highlighted for analysis: truth/lie/delusion; righteousness/sinfulness; equality/inequality; private/ common property; coercion/free will; randomness/necessity; identity, identification, compatibility, deductibility, following of ethnicities; antinomy of nonviolence. The study found that justice in the framework of Christian doctrine is understood as a phenomenon inherent in God, and is evaluated as a desirable norm for a Christian. Divine justice is interpreted as a concept that combines absolute righteousness, truth, mercy, and good; human justice contains the antinomy of nonviolence, identity, and identification. In the teachings of the Reformers, the concept of justice evolves as follows: distinguished are the ruler's justice, which allows violence for good purposes (the eradication and prevention of vice), and general justice, which does not allow violence in defense of oneself, but justifies violence in defense of one's neighbor. The scientific novelty of the work consists in the conceptualization of justice (divine and human), the definition of epistemological, ontological, deontic, teleological, axiological, praxeological functions of Christian justice. The practical significance of the study is that the work can be used in a course of lectures on social philosophy. Further research should analyze the evolution of the concept of justice in the teachings of the primates and preachers of the Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СВЯТОМ ПИСАНИИ И УЧЕНИЯХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ, М. ЛЮТЕРА, Ж. КАЛЬВИНА»

Интеллект. Инновации. Инвестиции /Intellect. Innovations. Investments • № 2, 2020

УДК 125; 130.122; 172.3 DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-94

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СВЯТОМ ПИСАНИИ И УЧЕНИЯХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ,

М. ЛЮТЕРА, Ж. КАЛЬВИНА

А. А. Осьмушина

НИ Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Саранск, Россия e-mail: 98761985@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования состоит в том, что анализ концепта справедливости в Евангелии и патристике является важным компонентом построении общей теории естественной справедливости. Цель настоящей работы заключается в анализе содержания понятия христианской справедливости с позиций социальной философии. Исследование выполняется в рамках философского компаративизма, используется аналитико-дедуктивный сравнительно-исторический подход, причем выявляются не сходства, а различия в сходствах. Первичной аналитической системой являются тексты Ветхого и Нового Завета, Посланий Апостолов, работы Отцов Церкви, М. Лютера, Ж. Кальвина. Вторичную аналитическую систему составляют труды философов, богословов, социологов и политологов, посвященные анализу концепта справедливости в текстах Святого Писания, патристики и реформаторов. В качестве структурной модели исследуемого концепта принята дополненная, доработанная автором модель естественной справедливости, созданная А. А. Гагаевым; анализируются следующие структурные элементы: истина/ложь/заблуждение; праведность /грешность; равенство/неравенство; частная/общая собственность; принуждение/ свободная воля; случайность/необходимость; идентичность, идентификация, совместимость, выводимость, следование этносов; антиномия ненасилия.

В процессе исследования установлено, что справедливость в рамках христианской доктрины понимается как явление, присущее Богу, оценивается как желательная норма для христианина. Божественная справедливость трактуется как понятие, соединяющее в себе абсолютную праведность, истину, милость, благо; справедливость человеческая содержит антиномию ненасилия, идентичность, идентификацию. В учениях Реформаторов концепт справедливости эволюционирует следующим образом: выделяются справедливость правителя, допускающая насилие в благих целях (искоренение и предотвращение порока), общая справедливость, не допускающая насилия в защиту себя, но оправдывающая насилие в защиту ближнего. Научная новизна работы заключается в концептуализации справедливости (Божественной и человеческой), определении гносеологических, онтологических, деонтических, телеологических, аксиологических, праксеологических функций христианской справедливости. Практическая значимость исследования состоит в том, что работу можно использовать в курсе лекций по социальной философии. В дальнейших исследований следует проанализировать эволюцию концепта справедливости в учениях предстоятелей и проповедников Православной Церкви.

Ключевые слова: справедливость, закон, Божественная благодать, милость, наказание, Евангелие, патристика, учение М. Лютера, доктрина Ж. Кальвина.

Для цитирования: Осьмушина А. А. Социально-философское обоснование теории справедливости в святом писании и учениях отцов церкви, М. Лютера, Ж. Кальвина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2020. - № 2. - С. 94-99. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-94.

SOCIO-PHILOSOPHICAL SUBSTANTIATION OF THE THEORY OF JUSCTICE IN THE HOLY BIBLE AND IN THE TEACHINGS OF THE CHURCH FATHERS,

M. LUTHER, J. CALVIN

A. A. Osmushina

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia e-mail: 98761985@mail.ru

Abstract. The relevance of the study is that the analysis of the concept of justice in the Gospel and the Patristics is an important component of the construction of a general theory of natural justice, which has not been performed before. The purpose of this work is to conceptualize Christian justice from the standpoint of social philosophy. The research is carried out within the framework of philosophical comparativism, using an analytical-deductive

comparative-historical approach, and identifying not similarities, but differences in similarities. The primary analytical system comprises the texts of the Old and New Testaments, the Epistles of the Apostles, the works of the Church Fathers, M. Luther, and J. Calvin. The secondary analytical system consists of the works ofphilosophers, theologians, sociologists and political scientists, devoted to the analysis of the concept of justice in the texts of Holy Scripture, Patristics, and the Reformers, performed before. As a structural model of the concept under study, the author has adopted an updated model of natural justice, created by Gagaev A. A.; the following structural elements are highlighted for analysis: truth/lie/delusion; righteousness/sinfulness; equality/inequality; private/ common property; coercion/free will; randomness/necessity; identity, identification, compatibility, deductibility, following of ethnicities; antinomy of nonviolence.

The study found that justice in the framework of Christian doctrine is understood as a phenomenon inherent in God, and is evaluated as a desirable norm for a Christian. Divine justice is interpreted as a concept that combines absolute righteousness, truth, mercy, and good; human justice contains the antinomy of nonviolence, identity, and identification. In the teachings of the Reformers, the concept of justice evolves as follows: distinguished are the ruler's justice, which allows violence for good purposes (the eradication and prevention of vice), and general justice, which does not allow violence in defense of oneself, but justifies violence in defense of one's neighbor. The scientific novelty of the work consists in the conceptualization ofjustice (divine and human), the definition of epistemological, ontological, deontic, teleological, axiological, praxeological functions of Christian justice. The practical significance of the study is that the work can be used in a course of lectures on social philosophy. Further research should analyze the evolution of the concept of justice in the teachings of the primates and preachers of the Orthodox Church.

Keywords: Justice, law, Divine grace, mercy, punishment, the Gospel, the Church fathers, the teachings of Martin Luther, the doctrine of Jean Calvin.

Cite as: Osmushina, A. A. (2020) [Socio-philosophical substantiation of the theory of justice in the Holy Scriptures and teachings of the Church Fathers, M. Luther, J. Calvin]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 2, pp. 94-99. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-94.

Введение

В настоящее время существует ряд теорий справедливости в рамках разных наук, однако ни одна из них не охватывает социально-философские компоненты понятия Божественной и Христианской справедливости. Цель исследования - концептуализация понятия справедливости с позиций социальной философии в рамках Христианской доктрины. Гипотеза: в учениях отцов Церкви и реформаторов модель справедливости включает право, которое выше эффективности, благо, которое выше правильности, благодать, которая выше наказания, дуализм концепта (светская и частная христианские модели справедливости); абсолютное равенство и естественная и социальная дифференциация как основа справедливости в природе и во Христе.

Обзор литературы

Построение теории справедливости в рамках Святого писания требуют от исследователя анализа первоисточников: Ветхого и Нового Завета, а также Посланий Апостолов [6]. Дошедшие до нас труды Отцов Церкви, в которых находит отражение понятие Божественной и социальной справедливости, включают в себя сочинения Блаженного Августина [1], Святителя Агапита [2], Антиоха Палестинского [4]. Фома Аквинат создал доказательную теорию Божественной справедливости и выделил сущностные характеристики понятия [5]. Внимания заслуживают Беседы Иоанна Златоуста [8, 9], выделившего ряд коррелирующих с исследуемым

концептом категорий; Климента Александрийского, посвященные трактовке справедливости Бога как педагога своей паствы [11]. Несомненно, рассмотрим работу Максима Исповедника, в которой он выделил три вида справедливости и смыслоо-бразующие компоненты человеческой справедливости [14].

Рассматривая эволюцию понятия христианской справедливости в трудах реформаторов, опираемся на работы М. Лютера [13], Ж. Кальвина [10], а также современных исследователей их трудов: Али-стера МакГрата [15], В. Бачинина [5].

Отметим значимость ряда современных исследований, посвященных корреляции христианского учения и концепта справедливости: богословские работы Р. Байера и Дж. Картера [18, 19], социологическое исследование Т. В. Андрияновой, Е. В. Волгушевой, [3], а также политологическую статью А. Кульковой, посвященную влиянию религии на общественный подход к распределению благ [12].

Интерес для нашего исследования представляют работа В. В. Муравьева, который рассматривал справедливость как религиозное понятие в качестве составного элемента социальных этических комплексов [16], сборник М. А. Де Ла Торре, Д. А. Домбровски, Д. Джуэлл, Э. Филлипс, Л. Страйверс под редакцией В. Мак-Кракена, в котором подробно анализируется отношение различных социальных групп христиан к социальной справедливости [20].

В рамках социально-философского исследования естественной справедливости понятие права в различных религиозных доктринах анализировал А. А. Гагаев [7].

Методологический аппарат исследования

Методология исследования: аналитико-дедук-тивный сравнительно-исторический подход в компаративистской философии, подразумевающий нахождение различий в сходствах. Основная аналитическая система - тексты Библии, отцов Церкви, реформаторов. Вторичная аналитическая система - исследования Святого Писания и патристики, выполненные прежде. Обратим внимание на структурную модель справедливости, предложенную А. А. Гагаевым: понятие справедливости включает в себя субъект собственности, условия расширенного воспроизводства, самореализации личности, форму истины, модель развития и самоорганизации, идентичности и идентификации, меру допустимой частной собственности, телеологии перфекции, антиномии ненасилия в действии. Божественная справедливость, согласно его концепции, подразумевает праведность, абсолютное равенство, истину в учении Христа; систему общей собственности рас и этносов, тогда как собственность принадлежит только Богу; самоорганизацию этно-расовых общин; рас-ово-этническую идентичность и идентификацию и совместимость, выводимость, следование этносов; телеологию борьбы за осуществление в жизни христианской доктрины; естественные циклы жизни; антиномию ненасилия в учении Христа в совместимости с учениями Кришны, Будды, Лаоцзы, Конфуция, Чжуан Чжоу, Заратустры, Мухаммада [7]. Расширим предложенную модель и выделим следующие смыслообразующие структурные компоненты понятия справедливости: истина-ложь/заблуждение; праведно сть-грешно сть; равенство-неравенство; частная-общая собственность; принуждение-свободная воля; случайность-необходимость; идентичность, идентификация, совместимость, выводимость, следование этносов;

• антиномия ненасилия.

Результаты исследования

В соответствии со Святым Писанием, выделим следующие компоненты концепта справедливости: абсолютная истина, равенство, ненасилие, благо, порок подлежит наказанию, но возможно милосердное прощение.

В трудах Отцов Церкви выявлен ряд общих положений.

Можно выделять справедливость Божественную и социальную, они не тождественны. Боже-

ственная справедливость истинна, праведна, коррелирует с необходимостью. Пред нею все равны. Вся собственность принадлежит Богу. Бог в высшей степени справедлив и правосуден, а правосудный воздает всем по заслугам. Справедливость подразумевает наказание порока. Божественная справедливость подразумевает душевные страдания в качестве наказания за нарушение духовного Закона. Насилие представяет собой нарушение справедливости. Естественный Закон включен в Божественный, нарушение его подлежит осуждению и наказанию, поскольку вредит природе человека («Ибо такова воля Твоя: да несет всякая неустроенная душа наказание в себе же самой» [1]). Однако Бог милосерден, вместо наказания может последовать прощение.

Социальная справедливость в отношении христиан представляет собой Божественную справедливость в качестве дезидеративной (желаемой) нормы. Однако в отношении общества в целом Божественная справедливость неприменима. Порок требует наказания в целях ограничения и предо -твращения зла. Таким образом, выявлена присущая христианской справедливости антиномия ненасилия.

Частная собственность признается принадлежащей Богу, но поощряется материальная поддержка неимущих, умеренность, беспристрастие (относительная объективность) в оценках, милосердие, отсутствие гнева и ненависти. Справедливость коррелирует с любовью и благожелательностью.

Выделим теорию Иоанна Златоуста, полагавшего, что справедливость сопряжена со свободной волей, но не с необходимостью, поэтому порок предусматривает наказание, а добродетель награду. Зло следует не от природы, но от воли [8]. Принуждение не есть благо.

Отметим работу Фомы Аквината, согласно которой справедливость коррелирует с волей, действием, истиной, состраданием, милосердием, благом, причем благо соотносится со справедливостью как общее с частным.

Закон изменяется в соответствии с этно-расовы-ми, историческими реалиями, однако Закон выше местных обычаев. Таким образом выделяется такой компонент справедливости как идентичность и идентификация, совместимость, выводимость, следование этносов.

М. Лютер выделяет нормы христианские (ненасилие, равенство), и нормы общественные. Антиномия ненасилия имеет следующий вид: необходимость претерпевать зло в отношении себя, но защищать от несправедливости других. Нормой признается лояльность к любой, даже несправедливой власти. Ж. Кальвин привносит новое в трактовку справедливости, отмечая неприменимость свободной воли к концепту справедливости,

справедливость оценивается как необходимость без принуждения к совершению добра или зла. Справедливость, будучи естественной, одна для всех этносоциальных групп, тогда как частные нормы, законы и предписания могут различаться. Божий закон также является свидетельством естественного закона и совести. Так устанавливается природное происхождение христианской справедливости. А. МакГрат отмечает разницу между М. Лютером и Ж. Кальвином: последний допускает то, что, превышая свои полномочия, допуская несправедливость, правитель аннулирует свою власть [15].

Интерес представляет современное исследование Дж. Картера, расшифровавшего, что библейское понятие справедливость коррелирует с двумя еврейскими словами mishpat and tzadeqah- «наказание» и «право, обязанность». Согласно этой теории, Библейская (Божественная) справедливость - личная, то есть относится к самосознанию индивида, а также применима в отношениях между индивидуумами, тогда как социальная справедливость используется в отношениях между социальными группами.

Выделим функции христианской справедливости: гносеологические (выявление социального неравенства, обличение пороков, несоответствия истине), онтологические (общественный контроль, уравнивающая функция, социализация и индивидуализация, нормирование, укрепление общественной солидарности); деонтические (определение норм поведения), телеологические (стремление к получению Божественной благодати), аксиологические (разграничение поощряемого и порицаемого поведения), праксеологические (отражение христианской справедливости в общественной жизни, определение методов социального нормирования).

Заключение

Христианская справедливость представляет собой стремление к реализации в повседневной жизни Божественной справедливости в построении идеального общества, в котором равенство возможностей, оценок, распределения благ сочеталось бы с идентичностью, идентификацией этносоциальных групп, благодать была бы выше принуждения, а милость выше наказания.

Литература

1. Аврелий Августин Блаженный. Исповедь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. Штл-.те^?Ь=90919 (дата обращения: 14.01.2020).

2. Агапит Римский Святитель. Увещательные главы к императору Юстиниану [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Rimskij/uveshhatelnye-glavy-k-imperatoru-justinianu/ (дата обращения: 15.01.2020).

3. Андриянова Т. В., Волгушева Е. В. Религия как один из факторов справедливости в современном обществе // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира (сборник материалов. 2018). - М., 2018. - С. 25-27.

4. Антиох Палестинский. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) богодуховных святых писаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palestinskij/vseob-emlyushee-sobranie-pandekty-bogoduhnovennyh-svjatyh-pisanij/ (дата обращения: 15.01.2020).

5. Бачинин В. Жан Кальвин и его социальная антропология // Вопросы истрии. - 2010. - № 6. -С. 107-116.

6. Библия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/ (дата обращения: 15.01.2020).

7. Гагаев А. А., Гагаев П. А., Пантюшин А. И. Теория естественной справедливости // Развитие социального пространства России: новые вызовы и перспективы. - Саранск, 2018. - С. 17-21.

8. Иоанн Златоуст Святитель. Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_ soversh_lubvi/ (дата обращения: 15.01.2020).

9. Иоанн Златоуст Святитель. Беседы на псалмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust /besedy_na_psalmy/52 (дата обращения: 16.01.2020).

10. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. jeancalvin.ru/institution (дата обращения: 15.01.2020).

11. Климент Александрийский. Педагог [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/ otechnik/Kliment_Aleksandrijskij /pedagog/#0_9 (дата обращения: 15.01.2020).

12. Кулькова А. Религия и социальная справедливость: обзор исследований влияния религиозности на предпочтения относительно социальной политики // Журнал исследований социальной политики. -2018. - Т. 16. - № 2. - С. 251-264.

13. Лютер М. О светской власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litmir.me/ bd/?b=117542 (дата обращения: 14.01.2020).

14. Максим Исповедник Преподобный. Три вида справедливости, или справедливость и суд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/ otechnik/ Maksim_Ispovednik/tri_vida_spravedlivosti _spravedlivost_i_sud/ (дата обращения: 14.01.2020).

15. МакГрат А. Богословская мысль Реформации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// litlife.club/books/63434 (дата обращения: 14.01.2020).

16. Муравьев В. В. Идея социальной справедливости в религиозной и светской этике // Человек. Культура. Образование. - 2013. - № 4 (10). - С. 99-117.

17. Фома Аквинский. Сумма Теологии. Т.1 [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://azbyka.ru/ otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-1/21 (дата обращения: 14.01.2020).

18. Bayer R. C. Christian Ethics and «A Theory of Justice» // Journal of American Academy of Religion. -1996. - Vol. 64, №. 1. - pp. 45-60.

19. Carter J. The FAQs: What Christians Should Know About Social Justice // The Gospel Coalition. - August 17, 2018. Available at: https://www.thegospelcoalition.org/ article/faqs-christians-know-social-justice/ (accessed 17.01.2020).

20. McCracken V Christian Faith and Social Justice: Five Views. - Bloomsbury Publishing USA. - 2014. -224 p.

References

1. Avrelij Avgustin Blazhennyj (2007) Ispoved' [Confession]. Available at: https://www.litmir.me/ bd/?b=90919 (accessed 14.01.2020) (In Russ.).

2. Agapit Rimskij Svyatitel' 918270 Uveshchatel'nye glavy k imperatoru Yustinianu [Admonitory chapters to the Emperor Justinian]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Rimskij/uveshhatelnye-glavy-k-imper-atoru-justinianu/ (accessed 15.01.2020) (In Russ.).

3. Andriyanova, T. V., Volgusheva, E. V. (2018) [Religion as one of factors of justice in the modern society]. Social'naya nespravedlivost' v sociologicheskom izmerenii: vyzovy sovremennogo mira (sbornik materialov) [Social injustice in sociological dimension: challenges of the modern world (collection of materials). pp. 25-27. (In Russ.).

4. Antioh Palestinskij (1866) Vseob"emlyushcheesobranie (Pandekty) bogoduhovnyhsvyatyhpisanij [Comprehensive collection (Pandects) of God-inspired Holy Scriptures]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/ An-tioh_Palestinskij/vseob-emlyushee-sobranie-pandekty-bogoduhnovennyh-svjatyh-pisanij/ (accessed 15.01.2020) (In Russ.).

5. Bachinin, V. (2010) [Jean Calvin and his social anthropology] Voprosyistorii [Questions of History]. Vol. 6, pp. 107-116. (In Russ.).

6. Bibliya [Bible]. Available at: https://azbyka.ru/biblia/ (accessed 15.01.2020) (In Russ.).

7. Gagaev, A. A., Gagaev, P. A., Pantyushin, A. I. (2018) [Theory of natural justice]. Razvitie social'nogo prostranstva Rossii: novye vyzovy i perspektivy [The development of the social space of Russia: new challenges and perspectives]. pp. 17-21. (In Russ.).

8. Ioann Zlatoust Svyatitel'. Beseda o sovershennoj lyubvi, i o vozdayanii po dostoinstvu del, i o sokrush-enii [Conversation on perfect love, and on the retribution on the merits of deeds, contrition]. Available at: https:// azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_soversh_lubvi/ (accessed 15.01.2020). (In Russ.).

9. Ioann Zlatoust Svyatitel'. Besedy na psalmy [Conversation on psalms]. Available at: https://azbyka.ru/ otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy_na_psalmy/52 (accessed 16.01.2020). (In Russ.).

10. Kal'vinZh. Nastavlenie v hristianskoj vere [Instruction in the Christian faith]. Available at: http://www. jeancalvin.ru/institution (accessed 15.01.2020). (In Russ.).

11. Kliment Aleksandrijskij. Pedagog [Pedagogue]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Alek-sandrijskij/pedagog/#0_9 (accessed 15.01.2020). (In Russ.).

12. Kul'kova, A. (2018) [Religion and social justice: review of researches of the influence of religiosity on the social policy preferences]. Zhurnalissledovanijsocial'nojpolitiki [Journal of researches on social policy]. Vol. 16, No. 2, pp. 251-264. (In Russ.).

13. Lyuter, M. O svetskoj vlasti [About the secular authority]. Available at: https://www.litmir.me/ bd/?b=117542 (accessed 14.01.2020). (In Russ.).

14. Maksim Ispovednik Prepodobnyj. Tri vidaspravedlivosti, ili spravedlivost' isud [Three kinds of justice or justice and judgement]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/tri_vida_spravedlivosti_ spravedlivost_i_sud/ (accessed 14.01.2020) (In Russ.).

15. McGrath A. (2010) Bogoslovskaya mysl'Reformacii [Reformation thought an introduction]. Available at: https://litlife.club/books/63434 (accessed 14.01.2020).Trans. from English. (In Russ.).

16. Murav'ev, V V. (2013) [The idea of social justice in the religious and the secular ethics]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Person. Culture. Education]. Vol. 4 (10), pp. 99-117. (In Russ.).

17. Foma Akvinskij. Summa Teologii. T. 1 [Sum of Theology. T. 1]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/ konfessii/summa-teologii-tom-1/21 (accessed 14.01.2020) (In Russ.).

18. Bayer, R. C. (1996). Christian Ethics and «A Theory of Justice». Journal of American Academy of Religion. Vol. 64, №. 1. pp. 45-60. (In Eng.).

19. Carter, J. (2018) The FAQs: What Christians Should Know About Social Justice .The Gospel Coalition. Available at: https://www.thegospelcoalition.org/article/faqs-christians-know-social-justice/ (accessed 17.01.2020) (In Eng.).

20. McCracken, V (2014) Christian Faith and Social Justice: Five Views. Bloomsbury Publishing USA. 224 p. (In Eng.).

Информация об авторе:

Анастасия Андреевна Осьмушина, кандидат философских наук, доцент кафедры английского языка для профессиональной коммуникации, НИ Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия

ORCID ID: 0000-0003-2982-2772

e-mail: 98761985@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 19.01.2020; принята в печать: 28.02.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Anastasia Andreevna Osmushina, Candidate of Philosophy, assistant professor, department of English language for professional communication, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia

ORCID ID: 0000-0003-2982-2772

e-mail: 98761985@mail.ru

The paper was submitted: 19.01.2020.

Accepted for publication: 28.02.2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.