УДК 001
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ЭКСТРЕМИЗАЦИИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АУДИТОРИИ ••••••
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL RESEARCH OF FACTORS OF AN EKSTREMIZATION OF MASS CONSCIOUSNESS
OF TELEVISION AUDIENCE
Абрамов Максим Алексеевич
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Maxim A. Abramov
Candidate of sociological sciences, Associate Professor, Associate Professor of all-humanitarian and natural-science disciplines, Yessentuki institute of management, business and right [email protected]
Попова Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника, Научно-исследовательский центр Академии управления МВД России [email protected]
Скворцов Дмитрий Владиславович
кандидат юридических наук, доцент, докторант,
Невинномысский государственный гуманитарно-техничесий институт [email protected]
Tatyana V. Popova
Candidate of Law Sciences, Associate Professor, deputy Chief, Research center
of the MIA Academy of Management [email protected]
Dmitry V. Skvortsov
Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Doctoral candidate, Nevinnomyssk state humanitarian technical institute [email protected]
Федоровский Александр Петрович
доктор философских наук, профессор, проректор по науке и связям с общественностью, Северо-Кавказский социальный институт [email protected]
Alexander P. Fedorovsky
Doctor of Philosophy, Professor, Vice rector for science and public relations, North Caucasian social institute [email protected]
Аннотация.
Ключевые слова:
Annotation.
В рамках данной статьи нами будет предпринята попытка осуществления теоретико-прикладного анализа социального противоречия, в том числе - посредством получения первичной информации от самих носителей проблемы. Особое внимание целесообразно уделить вопросам профилактики и противодействия деструктивному влиянию телевизионной коммуникации на сознание аудитории в аспекте генезиса и развития экстремизма.
телевидение, коммуникация, экстремизм, культура, дисфункциональность телевидения, информационные процессы.
Within this article we will make an attempt of implementation of the teoretiko-applied analysis of a social contradiction, including - by means of obtaining primary information from carriers of a problem. It is reasonable to pay special attention to questions of prevention and counteraction to the destructive impact of television communication on consciousness of audience in aspect of genesis and development of extremism.
Keyword: television, communication, extremism, culture, dysfunctionality of television, information processes.
Результаты теоретических и эмпирических социально-философских исследований свидетельствуют о том, что имеется достаточно тесная взаимосвязь между деформацией сознания телевизионной аудитории вследствие деструктивного коммуникативного контента, транслируемого телевидением и генезисом установок экстремизма. Безусловно, далеко не всегда деформация сознания телевизионной аудитории приводит к таким общественно опасным последствиям, как экстремизм или терроризм. Во многих случаях имеет место радикализация сознания, что, в свою очередь, представляет собой базис для дальнейшего перехода к антисоциальным формам поведения.
В связи с ростом вызовов и угроз социальной системе, исходящих от дисфункциональной телевизионной коммуникации, закономерно актуализируются практические вопросы, связанные с перспективами противодействия экстремизму, особенно в молодежной среде телевизионной аудитории [1].
В рамках данной статьи нами будет предпринята попытка осуществления теоретико-прикладного анализа социального противоречия, в том числе - посредством получения первичной информации от самих носителей проблемы. Особое внимание целесообразно уделить вопросам профилактики и противодействия деструктивному влиянию телевизионной коммуникации на сознание аудитории в аспекте генезиса и развития экстремизма.
В контексте нашего исследования важное значение приобретает вопрос о том, где проходит грань между деформацией сознания телевизионной аудитории и появлением у нее устойчивых предпосылок к экстремизму. Следует отметить, что экстремизм не возникает «на пустом месте»; социология рассматривает экстремизм как следствие сочетанного действия ряда негативных факторов, связанных с политической, экономической, социальной и духовной подсистемами. Ключевым вопросом в данном аспекте выступает готовность к осуществлению экстремизма. На наш взгляд, процесс деформации сознания телевизионной аудитории достигает двух эффектов, каждый из которых целесообразно рассматривать в качестве предпосылки генезис экстремизма. Речь идет о феноменах экстремпарантности и радикализма.
С точки зрения Е.О. Кубякина, обычного человека отделяют от экстремиста наличие ряда индикаторов, свидетельствующих о готовности к экстремистской деятельности. Именно готовность к совершению экстремистской деятельности, рассматриваемая с позиций социально-философского анализа, представляет собой реальный социальный феномен современных межинституциональных связей, могущий объяснить основания и предпосылки возникновения экстремизма как деструктивного явления в политическом социальном институте. Как реальный социальный феномен готовность к экстремизму нуждается в особой дефиниции, в том числе в силу сложности и неоднозначности социальных связей, определяющих это социальное явление, а значит, требует специфического термина, его обозначающего, - «экстремпарантность» [2].
Как полагает Е.О. Кубякин, экстремпарантность - это готовность к совершению экстремизма как разновидности экстремальной деятельности, включающая возможность и способность к ее совершению. Самое основное, что полагает экстремпарантность как действительное -это выражение деструктивного социального принципа межинституциональных отношений с одной стороны и проявление экстремальной потенции на уровне социальной группы внутри социального института государства с другой [3].
Социально-философский подход к анализу экстремпарантности предполагает учет дисфункционального состояния одного или нескольких социальных институтов, а также подсистем, детерминирующих развитие событий по негативному сценарию. И, действительно, деформация сознания телевизионной аудитории нельзя рассматривать как самостоятельный фактор генезиса экстремизма. Должны возникнуть условия для появления экстремпарантности, позиционируемой как готовность и возможность к осуществлению актов экстремизма.
Экстремпарантность как готовность к совершению экстремистской деятельности, понятой через способность и возможность - неоднозначна в своем существовании. Сама связь с генерирующим институтом у социальной группы может быть неявной, скрытой, косвенной, не существовать вовсе, по мнению рядовых членов группы, - однако ее социальная реальность конкретна [4].
Социальное содержание экстремальной деятельности имеет конструктивную природу и направлено на перспективу развития форм и принципов социальных отношений, именно это и отличает ее от девиантного и делинквентного поведения как социально конфликтных. Откло-
няющее поведение вообще может выступать и выступает основанием определенного вектора развития, но ее социальная функциональность в значительной степени ограничена частностью и единичностью сферы социального влияния, ее социальный резонанс как причина общесоциальных трансформаций носит частный характер [5].
В рамках данного исследования особый интерес представляет развитие экстремпа-рантности среди носителей массовой культуры, в частности, аудитории телевидения.
С точки зрения исследователей, социально-философские критерии экстремпарантности носителей массовой культуры как аккредитации идеологии экономического агента следует выявлять средствами социально-философского исследования в форме наблюдения в следующих областях социально активной деятельности:
- принадлежность к институту СМИ;
- администраторская деятельность;
- предпринимательская деятельность;
- деятельность в сфере негосударственных услуг;
- эстрадная и подобного рода публичная деятельность;
- деятельность рекламных и РК-агентств;
- деятельность общественных организаций, связанная с экологией, медициной, образованием, спортом и пр.;
- деятельность организаторов фан-клубов и организаций, имеющих социальный статус субкультур;
- публичная деятельность религиозных организаций [6].
С понятием «экстремпарантность» связано еще одно понятие, имеющее гораздо более длительную историю научного применения. Речь идет о термине «радикализм».
В научной литературе распространена точка зрения о том, что радикализм - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов. Синоним бескомпромиссности: стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не примиряясь ни с какими компромиссами [7].
А.Е. Круглов комплексно осмысливает радикализм как феномен, обусловленный социально-психологическими особенностями в развитии и социализации молодёжи, а также социокультурного, политического развития России, характером происходящих трансформаций [8].
Исследователь рассматривает радикализм как отклоняющееся от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, группе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства этих норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализации человека в том обществе, к которому он принадлежит [9].
Следует отметить, что в научной литературе зачастую происходит смешение терминов «радикализм» и «политический радикализм», что, на наш взгляд, несколько некорректно. Безусловно, феномен радикализма нашел свое яркое выражение именно в политической сфере, здесь достаточно вспомнить драматические события отечественной истории XIX в. и радикальную политическую организацию «Народная воля», сумевшую убить императора Александра II в 1881 г. Также «яркий след» в виде серии кровавых терактов оставила и «Боевая организация» партии социалистов-революционеров. Однако радикализм с социально-философской точки зрения необходимо рассматривать более широко, в различных контекстах и сферах жизни общества, а не только политической.
Е.Ю. Воронина указывает на то, что радикализм имеет глубокие исторические и социально-политические корни, связанные с настроениями, менталитетом населения, характером восприятия окружающего мира, ценностными ориентациями, что напрямую влияет на способы и методы коммуницирования власти и граждан. В эпоху глобализации политический радикализм трансформируясь и модифицируясь, принимая разнообразные виды и формы, адекватно новым цивилизационным вызовам и рискам, сохраняет актуальность [10].
А.И. Аршинова рассматривает основные критерии типологизации радикализма. Исследователь, в зависимости от сфер проявления, выделяет радикализм:
- политико-идеологический, экономический и правовой;
- политической основы («правый» и «левый» радикализм);
- идеологической основы (этнический, религиозный и региональный (регионализм) радикализм);
- характера решаемых задач (тактический и стратегический);
- целей и характера проявления (фактический и формальный);
- типа поведения (девиантное, «мятеж» и инновационное) [11].
Многие авторы, на наш взгляд, ошибочно отождествляют проявления радикализма и экстремпарантности с политической сферой, с властными отношениями. Пытаясь «оградить» миллионы людей от политической активности, от размышлений о причинах многих социальных проблем, своего незавидного материального положения и социального статуса, телевидение впадает в другую крайность, продуцируя социальную, межличностную и межгрупповую рознь. Фактически, такая рознь - атрибутивная характеристика криминальной контркультуры, где даже в местах лишения свободы «воры» сводят счеты с бизнесменами и/или корыстными преступниками. Телевидение вольно или невольно пропагандирует основы криминальной контркультуры, транслируя подобные сериалы, художественные фильмы, реалити- и ток-шоу, в результате чего сознание аудитории «подготавливается» к совершению крайних, гипертрофированных социальных действий, напрямую ведущих к совершению преступлений (поклонение криминальной фразе о необходимости «ответить за базар», «смыть позор кровью» и пр. ежегодно приводит на скамью подсудимых тысячи россиян, ранее не судимых и не принадлежавших к «воровскому миру». Основная «заслуга» в этом, безусловно, принадлежит телевидению и его агрессивному, антисоциальному контенту.
Анализируя феномен радикализма, все же следует обратить внимание на одну особенность его проявления в социальной системе [12]. Как известно, молодежь, в отличие от других социально-возрастных групп, характеризуется наибольшим уровнем радикализма. Это - вполне нормальная, «рабочая» ситуация для общества, так как подрастающее поколение - носитель экстремального, максималистского мировоззрения. Однако не обязательно, чтобы подобные характеристики молодежи приводили к росту экстремизма. Этого не происходит потому, что в стабильном социуме имеются институциональные механизмы, препятствующие переходу радикализма молодежи в стадию экстремизма. В случае с телевизионной аудиторией ситуация осложнена тем, что данная подсистема, как и весь социальный институт массовой коммуникации, находятся в кризисном состоянии, осложненным общим социокультурным кризисом российского общества. Именно поэтому происходит «накладка» нескольких факторов, что и снимает защитный механизм общества, позволяя развиваться экстремистским установкам и практикам.
Необходимо заметить, что опасность созданной виртуальной телевизионной среды заключается в том, что она не является абсолютно вымышленной по своей сути. Напротив, это лишь гипертрофированное восприятие реальности (единичные случаи насилия, коррупции, злоупотребления служебным положением сотрудников правоохранительных органов подаются как данность, в качестве атрибутивной характеристики современного общества. Люди, сталкиваясь в реальности с подобными проявлениями, находят подтверждение «мыслям», закладываемым в их сознание телевидением: кругом произвол, бардак, война всех против всех, справедливости искать негде и т.п. Подспудно большинство подобной телевизионной продукции продвигает мысль о том, что вершить правосудие нужно самому, героизируя людей, осуществляющих жесткие убийства множества людей (герой «Бригады» Саша Белый с особой ненавистью в финальной сцене убивает своего конкурента, всаживая в уже безжизненное тело патрон за патроном; Данила Багров осуществляет массовые убийства каких-то подручных американского мафиози, но самого злодея отпускает после небольшой «нравоучительной беседы»; в фильме «Жмурки» содержится масса сцен пыток, убийств, жестокого насилия; при этом все перечисленные герои избегают не только смертной казни, но и вообще какого либо уголовного наказания, как бы показывая своим примером: «и ты так сможешь, и тебе ничего за это не будет!»).
Стоит отметить, что феномены экстремпарантности и радикализма имеют глубокие социокультурные основания. В социально-философской литературе представлено множество концепций, в центре внимания которых - анализ глубинных пластов сознания людей, того, что скрывается за проявлениями радикализма и экстремпарантности социальных групп, общностей, классов, в том числе - телевизионной аудитории.
Классик феноменологической парадигмы А. Шюц полагал, что основной целевой установкой социологии выступает не изучение реальности мира, а анализ тех смыслов и значений, которые люди придают социальным объектам, «маркируют» их. Общество дифференцировано посредством духовной культуры на ряд миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной болезни, мир художественной фантазии и т.д.), каждый из которых представляет собой совокупность жизненного опыта. Каждый человек вовлекается в различные виды социальной активности, деятельности, в результате чего значение имеют уже не столько сами социальные объекты, сколько их субъективные интерпретации, смыслы, созданные деятельностью разума [13].
Ценность методологической установки А. Щюца проявляется в том, что автор смог аргументировано доказать: совокупность векторов социального реагирования на различные культурно-коммуникативные стимулы, в том числе и телевизионную информацию, у разных групп населения может весьма широкой. Особую сложность социальной ситуации придает тот факт, что зачастую, как справедливо отмечал А. Шюц, реакция социальных субъектов на стимулы может быть прямо противоположной тому, что планировал коммуникатор. Именно этим объясняются непонимание элитами и менеджментом телеканалов того факта, что демонстрация, например, «безобидной», с их точки зрения криминальной хроники, может повышать агрессивность общества, способствовать радикализации и экстремпарантности, создавая «базу» экстремизма.
Итальянский социолог В. Парето обосновал научную концепцию, постулирующую дифференциацию человеческих действий на логические и нелогические. Парето отмечал, что логические действия довольно редки и не являются атрибутивными характеристиками социальных акторов в обществе. Напротив, в жизни доминируют именно нелогические или аффективные, иррациональные действия. Логические действия базируются на рассудке, мышлении, анализе социальной ситуации. В свою очередь, нелогические - на чувствах и эмоциях. Однако Парето допускал, что нелогические действия могут включать в себя и элемент логики, рассуждение; это объясняется потребностью нелогического действия в его «логизации» (рационализации, так как люди в большинстве своем склонны позиционировать свои нелогические действия в качестве логических). Вывод классика итальянской социологии был неутешителен: ученые склонны переоценивать природу человека - социального животного, облеченного в ткань социума, но все еще находящегося под влиянием инстинктов, страстей, влечений [14].
Методологическую ценность работ В. Парето в вопросе оценки степени, характера и направленности влияния телевизионных передач на сознание аудитории сложно переоценить. Труды итальянского социолога показывают, что в любом человеке имплицитно присутствует алогическое начало, его инстинкты, страсти, аффекты. Телевидение своими передачами способно «пробуждать» те элементы биосоциальной природы человека, которые в ходе социализации и воспитания были скрыты в глубинах его сознания, подчиняясь давлению общества. Еще более тяжелая проблемная ситуация открывается, согласно учению Парето, если определенные сегменты общества не подвергаются в должной мере процессам социализации и воспитания. В таком случае агрессивные сериалы, различные ток- и реалити-шоу, криминальные хроники они принимают «за чистую монету», реагируют некритично, воспринимая художественное как синоним социального.
Литература:
1. Попова Т.В., Гришай В.Н., Мацнев А.А. Методология прикладных исследований телевизионной аудитории в социологии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2016. - № 1.
2. Кубякин Е.О. Основания социально-философского обоснования феномена экстремизма. Экстремпарантность. - Краснодар, 2014. - С. 28.
3. Кубякин Е.О. Основания социально-философского обоснования феномена экстремизма. Экстремпарантность. - Краснодар, 2014. - С. 28.
4. Кубякин Е.О. Основания социально-философского обоснования феномена экстремизма. Экстремпарантность. - Краснодар, 2014. - С. 28.
5. Кубякин Е.О. Основания социально-философского обоснования феномена экстремизма. Экстремпарантность. - Краснодар, 2014. - С. 137.
6. Кубякин Е.О. Основания социально-философского обоснования феномена экстремизма. Экстремпарантность. - Краснодар, 2014. - С. 137.
7. иКЬ : https://ru.wikipedia.org/wiki/Радикализм (дата обращения 12.07.2018).
8. Круглов А.Е. Молодежный радикализм: формирование угрозы безопасности в период трансформации российского общества: дис. ... д-ра полит. наук. - Саратов, 2006.
9. Круглов А.Е. Молодежный радикализм: формирование угрозы безопасности в период трансформации российского общества : дис. ... д-ра полит. наук. - Саратов, 2006.
10. Воронина Е.Ю. Политический радикализм как объект политологического анализа : дис. ... канд. полит. наук. - М., 2013.
11. Аршинова А.И. Молодежный радикализм в политическом процессе современной России (1990-2000-е гг.) : дис. ... канд. полит. наук. - М., 2012.
12. Плотников В.В. Трансформация социальных институтов как генетический фактор феномена экстремизма : монография. - Краснодар, 2016. - 230 с.
13. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира : очерки по феноменологической социологии / сост. А.Я. Алхасов; пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой. - М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
14. Парето В. Компендиум по общей социологии / пер. А.А. Зотова. - М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. - 2-е изд.
Literature:
1. Popova T.V., Grishai V.N.; Matsnev A.A. Methodology of applied research of the TV audience in sociology // Vestnik of Adygeya State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Law, Political Science, Cultural Studies. - 2016. - № 1.
2. Kubyakin E.O. Fundamentals of social and philosophical substantiation of the phenomenon of extremism. Extremparability. - Krasnodar, 2014. - Р. 28.
3. Kubyakin E.O. Fundamentals of social and philosophical justification of the phenomenon of extremism. Extremparateness. - Krasnodar, 2014. - Р. 28.
4. Kubyakin E.O. Fundamentals of social and philosophical justification of the phenomenon of extremism. Extremparateness. - Krasnodar, 2014. - Р. 28.
5. Kubyakin E.O. Fundamentals of social and philosophical justification of the phenomenon of extremism. Extremparateness. - Krasnodar, 2014. - Р. 137.
6. Kubyakin E.O. Fundamentals of social and philosophical justification of the phenomenon of extremism. Extremparateness. - Krasnodar, 2014. - Р. 137.
7. URL : httpsV/ru.wikipedia.org/wiki/Радикализм (date of request 12.07.2018).
8. Kruglov A.E. Youth Radicalism: Formation of a Security Threat during the Transformation of Russian Society : dis. ... Doctor of Political Science. - Saratov, 2006.
9. Kruglov A.E. Youth Radicalism: Formation of the Security Threat during the Transformation of the Russian Society : dis. ... Doctor of Political Science. - Saratov, 2006.
10. Voronina E.Yu. Political radicalism as an object of political analysis : dis. ... Cand. political science. - М., 2013.
11. Arshinova A.I. Youth radicalism in the political process of modern Russia (1990-2000) : dis. ... Cand. political science. - М., 2012.
12. Carpenters V.V. Transformation of social institutions as a genetic factor in the phenomenon of extremism: monograph. - Krasnodar, 2016. - 230 р.
13. Schutz A. Meaning structure of the everyday world: essays on phenomenological cosiology / composition A.Ya. Alkhasov; english lane A.Ya. Alkhasova. - M. : Institute of Public Opinion Foundation, 2003.
14. Pareto V. Compendium on General Sociology / A.A. Zotova lane. - M. : Published by the State University Higher School of Economics, 2008. - 2nd edition.