Научная статья на тему 'Проблема социологического рассмотрения феномена самоубийства'

Проблема социологического рассмотрения феномена самоубийства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2742
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ / САМОДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кононенко Наталья Сергеевна

Проблема суицида является актуальной и значимой в современном обществе. Как социальное явление самоубийство не может быть всесторонне исследовано силами психологии и психоанализа (науками, в рамках которых традиционно принято рассматривать суицид). Основная проблема состоит в том, что исследование личности на индивидуальном уровне не раскрывает социальные причины самоубийства и не дает целостного представления о последствиях суицида как социального явления. В современном трансформирующемся обществе важно понимать последствия глобальных изменений в проекции на частную ситуацию наиболее незащищенных социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема социологического рассмотрения феномена самоубийства»

УДК 316

Кононенко Наталья Сергеевна

адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

Проблема

социологического

РАССМОТРЕНИЯ ФЕНОМЕНА САМОУБИЙСТВА

Natal’ya S. Kononenko

adjunct at the Department of philosophy and sociology Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia

The problem of

SOCIOLOGICAL

consideration of

the phenomenon of suicide

Аннотация. Проблема суицида является актуальной и значимой в современном обществе. Как социальное явление самоубийство не может быть всесторонне исследовано силами психологии и психоанализа (науками, в рамках которых традиционно принято рассматривать суицид). Основная проблема состоит в том, что исследование личности на индивидуальном уровне не раскрывает социальные причины самоубийства и не дает целостного представления о последствиях суицида как социального явления. В современном трансформирующемся обществе важно понимать последствия глобальных изменений в проекции на частную ситуацию наиболее незащищенных социальных групп.

Ключевые слова: самоубийство, социология, социальная ситуация, делинквентное поведение, дезорганизация, самоделинквентность, склонность к суициду.

Annotation. ТИэ problem of suicide is relevant and important in contemporary society. Suicide as a social phenomenon can not be fully investigated by the psychology and psychoanalysis (science, in which suicide is traditionally considered). The main problem is that the study of personality at the individual level does not reveal the social causes of suicide and does not give a holistic view of the consequences of suicide as a social phenomenon. In modern transforming society it is important to understand the implications of global change in the projection on the particular situation of the most vulnerable social groups.

Keywords: suicide, sociology, social situation, delinquent behavior, disorganization, selfdelinquent behavior, suicide.

Проблема сознательного ухода из жизни имеет давние основания в различных культурах. Ее отражение в научной литературе также реализуется в различных плоскостях. Существует религиозный, антропологический, культурологический, психологический, философский и др. подходы. По мнению М.Н. Лещенко, «Через осмысление феномена самоубийства выявляется эмпирический модус бытия человека в мире -грех» [7]. Данная позиция показывает, насколько различные подходы возможны к феномену самоубийства. Вместе с тем, на наш взгляд, добровольное лишение себя жизни должно рассматриваться, в первую очередь, в рамках социологии - науки, которая раскрывает как принципы суицида, так и его основные последствия на уровне социальной системы. Первый, кто впервые высказал мысль о социологическом исследовании самоубийства, был Э. Дюркгейм [1]. Сегодня, вслед за такими авторами, как

Э. Фромм [11], современные социологи отмечают самоделинквентный асоциальный потенциал не только фактического самоубийства, но и латентных его форм, таких как алкоголизм, игромания, уход в секту или экстремистскую органи-

зацию [3]. Наиболее незащищенной социальной группой, по мнению Е.О. Кубякина, является молодежь. Отсюда стремление к деятельности приобретает разрушительный потенциал [5]. В специальном исследовании социальных оснований деструктивного поведения автор предлагает ввести термин «экстремпарантность» - готовность к совершению экстремальных действий [3]. В результате речь идет не о личностном решении, а о социальной мотивации негативной деятельности на уровне социальной системы. Другие авторы указывают на деструктивные [9] и дисфункциональные [10] основания делинквентного поведения. Не менее важной в этом аспекте является концепция глобализации и ее последствий на уровне развития социальных противоречий [8].

Современное общество пребывает в состоянии б ес прецедентной интенсификации социальных отношений, что проявляется как на глобальном, так и на индивидуальном уровне. Рост динамики социальных контактов, увеличение темпа жизни -все это приводит к повышению включенности отдельных людей в социальную структуру, а также к

154

усилению нагрузки на них со стороны общества. Механизмы сброса психологического напряжения детально разработаны на уровне психологического знания, однако отдельный интерес представляет социальная сторона вопроса: исчерпывается ли деструктивная социальная энергия психологическими процессами внутри личности? Каким образом реализуются данные механизмы на уровне структуры общества и социального устройства личности? Какую роль в этом играют социальные модели действия, воспринимаемые человеком в процессе социализации?

Одной из форм выхода деструктивной социальной энергии является деликвентное поведение, и, как таковое, оно имеет под собой сразу несколько оснований. Это наличие у человека внутренней мотивации к деструктивной деятельности, наличие в актуальном поле сознания негативной модели поведения и отсутствие внутреннего (или достаточно сильного внешнего) социально-обусловленного запрета на деструктивную деятельность. Интенсификация внешних социальных условий и ряд социальных противоречий, связанных с переходным состоянием общества, приводят к существенному количественному увеличению случаев деликвентного поведения. При этом скорость информационного обмена приводит к ситуации, когда распространение информации об актуальном применении деструктивной модели действия происходит ускоренными темпами и в достаточно крупных масштабах (в особенности в случае, если данное деструктивное поведение находит освещение в СМИ). В результате в настоящее время сразу два фактора, определяющие деструктивное поведение отдельных членов общества, находятся в состоянии высокой интенсивности. Показательно, что современные исследователи информационных процессов склонны считать деструкцию на уровне информации в сети Интернет одним из наиболее существенных оснований приобщения молодежи к негативным явлениям [4; 6]. При этом в отдельных случаях механизмы социального запрета на деструктивное действие являются неэффективными. Наиболее явственно это проявляется в отношении суицидального действия, успешность которого делает невозможными какие-либо внешние санкции по отношению к субъекту действия ввиду его уничтожения. В этом отношении суицид представляет собой одно из наиболее острых проявлений социальной деструктивности, а бессилие внешних санкций по отношению к человеку, совершающему самоубийство, существенно повышает вероятность применения человеком данной модели действия. Поскольку суицид представляет собой одну из наиболее острых, и при этом наиболее проблематичных форм социально деструктивного поведения, анализ влияния общественной структуры на деструктивную направленность членов общества приобретает особую актуальность в отношении к проблеме суицида.

Следует отметить, что проблема суицида в наибольшей мере подверглась разработке на уровне психологического знания. Уровень ее разработанности в социологии достаточно низок. Однако на уровне психологии рассматривается

только частный аспект проблемы - специфика внутренних переживаний человека, добровольно прекращающего собственное существование. При этом общие основания самоубийства, как действия и причины повышения количественной статистики самоубийств в обществе остаются за рамками психологического исследования. Конкретное, целостное исследование проблемы суицида требует раскрытия внешних оснований этого явления, что приводит к необходимости поиска оснований проблемы в социальной структуре. Еще одним доводом в пользу социологического исследования суицида является его социальная природа. Самоубийство - это действие, характерное для человека, как социального существа. Для животных, как и человек, обладающих психикой, не является свойственным действие, направленное на самоуничтожение. Таким образом, самоубийство, не будучи естественным, заложенным в природу человека действием, обнаруживает свой социальный характер. Это свидетельствует о том, что адекватное объяснение феномена суицида возможно именно на уровне социологического знания.

При первоначальном рассмотрении проблемы самоубийства на социологическом уровне можно выделить следующие срезы рассмотрения проблемы: самоубийство, как деструктивное отклонение в социальном поведении; роль условий внешней социальной среды в процессе формирования направленности на суицидальное действие; влияние отдельных фактов суицида на социальную структуру в целом; механизмы противодействия суициду в обществе. Рассмотрим подробнее перечисленные аспекты проблемы. Функционирование общества и его структура складывается из социальных связей и отношений отдельных людей. При этом внутреннее це-леполагание общественной структуры направлено на оптимизацию социальных процессов. Соответственно, конструктивное социальное поведение предполагает создание и поддержание эффективных и социально значимых связей между членами общества.

Деятельность, целью которой является напрямую или косвенно нарушение социальной структуры, представляет собой отклонение в социальном поведении. Таким образом, и на уровне природы, и на уровне здоровых социальных отношений самоубийство представляет собой противоестественное и безусловно деструктивное действие. По этой причине суицид следует рассматривать в качестве деликвентного поведения. Суицид, как факт самоденквентности, осуждался еще Аристотелем, который видел в этом поступке не просто индивидуальное решение человека по поводу себя самого, но и социальное действие, имеющее определенные последствия. «Убивая себя, человек преступает закон и поэтому виновен перед и собой, как афинский гражданин, и перед государством, оскверненным пролитой кровью. Не случайно в Афинах существовал обычай отрубать и хоронить отдельно руку самоубийцы» [2]. Вместе с тем, поскольку самоубийство является действием социальным, одним из важнейших оснований его распространения является наличие в социальном сознании

155

модели суицидального действия. Это приводит нас к культурно-ценностному срезу проблемы. Принятие человеком определенной модели действия связано с удовлетворением его личных потребностей, и одновременно опирается на оценку человеком принимаемой поведенческой модели. Соответственно, в случае, если модель поведения не соответствует целям субъекта выбора, либо по каким-либо критериям является для него неприемлемой, она не получит применения. Соответственно, в зависимости от особенностей культуры (религиозного сознания, менталитета, социального мировоззрения), можно судить о более или менее благоприятной для избрания человеком суицидальной модели действия ситуации. На этом уровне одним из наиболее опасных вариантов является возникновение в социальном сознании мировоззренческой модели, допускающей или даже одобряющей самоубийство, как действие. В качестве примера можно привести характерную для средневековой Японии практику ритуального самоубийства или распространенную в 19-м веке в Российской Империи моду на самоубийства в среде интеллигенции. Соответственно, одной из первостепенных задач по борьбе с суицидом является противодействие формированию и распространению в социальном сознании положительно оценивающих самоубийство форм мировоззрения. Вместе с тем, с учетом того, что самоубийство как акт предполагает достижение определенных целей, важность приобретает наличие в обществе альтернативных вариантов удовлетворения целей людей, входящих в группу риска. По этой причине отдельного рассмотрения заслуживает социальное целеполагание самоубийцы и возможные альтернативы его удовлетворения.

Следует отметить, что рассмотрение суицида, как формы деликвентного поведения, дает обширную методологическую базу для исследования проблемы. Это связано с тем, что всякое социальное отклонение представляет собой сбой внутренней функции социальной системы. Функциональность общественной структуры и, соответственно, эффективность функции основных социальных институтов определяет возможность и распространенность в обществе социальных отклонений. По этой причине адекватный анализ проблемы самоубийства требует теоретического рассмотрения актуальной взаимосвязи между основными социальными институтами и их состоянием с одной стороны, и тенденциями распространения суицида в обществе с другой. На этом этапе основным тезисом является то, что факт самоубийства свидетельствует о частном случае дисфункции одного или нескольких социальных институтов. При этом каждый новый случай суицида приводит к еще большему расшатыванию социальной системы. Это вызвано

Литература:

1. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. Изд-во Н.П. Карбасникова. СПб. : 1912.

2. Гизатулина А.А. Суицид в структуре самоубийства (категорийно-мотивационная структура самоубийства) / А.А. Гизатулина, А.А. Тараданов //

как нарушением социальных связей человека, так и общественным резонансом, связанным с фактом самоубийства. В наихудшем варианте развития событий, повышение статистики самоубийств приводит к прочному закреплению суицида как модели действия в социальном сознании, что означает выход проблемы на качественно иной уровень.

Следует отметить, что общество, как самоорганизующаяся система, обладает рядом защитных функций, направленных на сохранение внутренней целостности. В этой связи целесообразно рассмотреть внутренние механизмы в обществе, направленные против суицида, как тенденции. Рассматривая это на примере отдельного члена общества, можно выделить два ряда факторов, не позволяющих ему совершить акт суицида - это внутренние и внешние факторы. К внутренним относится наличие в мировоззрении человека стойкого неприятия самоубийства, как действия. Это может быть привито извне на уровне общих оценочных суждений, относящихся к жертвам суицида. Кроме того, стремление человека к социальному одобрению является важным фактором, удерживающим человека от самоубийства, при условии широкого распространения в социальной среде негативной оценки суицида. Помимо этого, существенное значение приобретают механизмы контроля изменений структуры личности и внутреннего целеполагания, наиболее часто осуществляемые на уровне института семьи. Что немаловажно, чем более прочными являются социальные связи человека, тем менее вероятным является его добровольный уход из жизни.

Рассматривая вопрос глобально, на уровне общества в целом, следует отметить, что феномен самоубийства не исчерпывается ситуативными трагедиями человеческой личности и требует рассмотрения и решения, как одна из серьезнейших общих проблем, стоящих перед современной социологией. Уровень и масштаб проблемы охватывает общество в целом и основные его структурные компоненты. Соответственно, попытка противодействия этому явлению требует комплексного подхода, учитывающего специфику менталитета в обществе, структуру и уровень развития основных социальных институтов, степень их функциональной адекватности, а также наличие в обществе иных (по отношению к тенденции роста числа случаев суицида) негативных тенденций. Своевременное определение тенденций, способствующих развитию проблемы суицида, может способствовать эффективной борьбе с ней на уровне устранения оснований суицидальной направленности членов общества. При этом речь идет как об основаниях высокой социальной напряженности членов общества, так и о сопутствующих выходу проблемы самоубийства на новый уровень процессах его актуализации в социальном сознании.

Literature:

1. Durkheim E. Suicide. Sociological Sketch. St. Petersburg: Publishing House of N.P. Karbasnikov, 1912.

2. Gizatulina A.A. Suicide in the structure of selfmurder (categorical-motivational structure of suicide) / A.A. Gizatulina, A.A. Taradanov // Bulletin of

156

Вестник ЧелГУ. 2013. № 13 (304). С. 25-32.

3. Кубякин Е.О. Основания социологического обоснования феномена экстремизма. Экстрем-парантность : монография. Краснодар, 2014.

4. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети интернет как социальная проблема. Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4.

5. Кубякин Е.О. Особенности профилактики молодежного экстремизма в современной России. Общество: политика, экономика, право. 2011. № 1.

6. Кубякин Е.О. Информационный экстремизм в среде молодежи как деструктивный феномен современного российского общества / Е.О. Кубякин, А.Н. Сафронов // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 4 (22). С. 100-104.

7. Лященко М.Н. Метафизика самоубийства в философии средневековья и ренессанса // Вестник ОГУ . 2013. № 7 (156). С.111-116.

8. Нарыков Н.В. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции. Общество и право. 2003. № 1. С. 32-35.

9. Плотников В.В. Деструкция социальной группы как среда существования экстремизма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 38-41.

10. Плотников В.В. Дисфункциональный кризис социальных институтов и локальная угроза национальной безопасности // Теория и практика общественного развития. № 19, 2014.

11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. : Республика, 1994.

CSU. 2013. № 13 (304). Р. 25-32.

3. Kubyakin E.O. Grounds of sociological substantiation of the phenomenon of extremism. Ekstrem-parantnost' : monograph. Krasnodar, 2014.

4. Kubyakin E.O. Youth extremism on the Internet as a social problem // Historical and socioeducational thought. 2011. № 4.

5. Kubyakin E.O. Specific character of the prevention of youth extremism in modern Russia // Society: politics, economics, and law. 2011. № 1.11.

6. Kubyakin E.O. Information extremism among young people as a destructive phenomenon of modern Russian society / E.O. Kubyakin, A.N. Safronov // Bulletin of Krasnodar University of the Ministry of Interior of R ussia. 2013. № 4 (22). Р. 100-104.

7. Lyashchenko M.N. Metaphysics of suicide in the philosophy of the Middle Ages and Renaissance // Bulletin of OSU. 2013. № 7 (156). Р. 111-116.

8. Narykov N.V. Globalization as a source of international conflicts and increased competition // Society and Law. 2003. № 1. Р. 32-35.

9. Plotnikov V.V. Destruction of social group as an environment for existence of extremism // Humanitarian, Socio-economic and Social Sciences. 2014. № 4. P. 38-41.

10. Plotnikov V.V. Dysfunctional crisis of social institutions and local national security threat // Theory and Practice of Social Development. № 19, 2014.

11. Fromm E. Anatomy of human destructiveness. M. : Republic, 1994.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.