SOCIAL-PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF TOLERANCE: TO THE QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE
Fedorova Zhanna Viktorovna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Media Communications, Kazan State Power University, Kazan
Tolerance in article is interpreted in the context of philosophical and pedagogical discourses. Correlation of the concepts of "tolerance" and "intolerance" is carried out, it is pointed out to their subject-object nature, based on a dialectical difference. The author considers the issues of the formation of a tolerant consciousness, offers humanitarian educational strategies that promote this.
Keywords: tolerance; intolerance; sociality; difference; contradiction; education; upbringing; humanitarian strategies.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УДК 37.034 АНАЛИЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ: К ВОПРОСАМ ТЕОРИИ ВАК РФ 13.00.01 И ПРАКТИКИ
Толерантность в статье осмысливается в контексте социально-философского @ Федорова Ж.В., 2017 и педагогического дискурсов. Проводится корреляция понятий "толерантность " и "интолерантность", указывается на их субъектно-обьектный характер, основывающийся на диалектическом различии. Автор рассматривает вопросы становления толерантного сознания, предлагает способствующие этому гуманитарные образовательные стратегии.
Ключевые слова: толерантность; интолерантность; социальность; различие; противоречие; образование; воспитание; гуманитарные стратегии.
Толерантность - одна из характеристик, обусловивших характер современных общественных отношений и процессов. Она является важным системообразующим фактором жизнедеятельности социума, влияя на межличностные отношения, политику и этнополитику. Как научное понятие, толерантность входит в предметную область многих социально-гуманитарных наук, являясь "дискурсообразую-щим" явлением [см.: 1 ]. Актуальность осмысления толерантности для философии как особой формы познания мира, вырабатывающей систему наиболее общих характеристик и фундаментальных принципов реальности, несомненна. В статье предлагается социально-философский анализ феномена: оперирование предельно широкими понятиями и категориями (культура, ценности, сознание, общество), высший уровень обобщений и интеграцию результатов социально-гуманитарного знания в целом.
Этимологически термин "толерантность" имеет латинский корень tolerant - терпение. В соответствии со Словарем русского языка В. Ожегова, "терпеть" - значит, безропотно и стойко переносить что-нибудь, мириться с наличием, существованием кого-нибудь, чего-нибудь, поневоле допускать. Однако понимать толерантность только как терпимость неэффективно, поэтому мы обратимся к более широкому - обощенно-философскому - значению понятия.
В наших рассуждениях ключевой парадигмой выступает категория различия. Если толерантность, как отмечают Т.Х. Керимов и Э.В. Чепкина, "выражает форму социальной связи различных субъектов", то коррелируемое с ней понятие интолерантности - "абсолютный максимум различия, то есть противоречие" [2, с.168-169]. Если толерантность развивает внимательность к Другому, к восприятию бытия во всей его сложности и противоречивости,™ инолерантность - обратные качества и навыки, основанные на наличии противоречий, на их нарастании. Последняя возникаеттогда, когда степень противоречий достаточно высока и отражает взаимоисключающие стороны субъектно-объектных отношений, осознающихся индивидом. Данные характеристики дают возможность рассматривать интоле-
ФЕДОРОВА Жанна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра Философии
и медиакоммуникаций, Казанский государственный энерге ти чес кий университет, Казань fedorova_zhanna_ [email protected]
LU
u
UJ
< a.
UJ
*
122
рантность как тип социального взаимодеи-ствия, основанного на различии интересов, целей, ценностей, угрожающих стабильности системы, в которой оно сформировалось [2, с.169]. Интолерантность - ресурс социальности, связанный со сменой ее моделей и потому основывающийся на конфликтности: правовой, региональной, социальной, психологической, этнической, религиозной,политической, педагогической. Подобные социальные модификации существуют во многих регионах мира: в США, Европе, России.
Часто исследователи указывают на то, что российскому сознанию феномен толерантности остается чуждым: "Наше мышление характеризует скорее полярность, категоричность, нетерпимость" [3,с.156]. В частности, постоянная миграция этносов, соседское проживание на территории государства множества этнических меньшинств, их культурная неоднородность часто вызывает у государствообразую-щего этоса опасения размывания собственной культуры, возникновения "плавильного котла наций", в котором растворится национальная идентичность. Отношение к мигрантам неоднозначно, например, в России ксенофобские настроения доминируют достаточно давно, существенная доля граждан РФ их сохраняет и сейчас: так, по результатам опросов, проведенных весной 2017 года, 67% респондентов считает, что правительству необходимо ограничить приток приезжих [4].
До недавнего времени казалось, что панацеей может стать идеология мультикультура-лизма. В обозначенном контексте мультикуль-турализм можно рассматривать как элемент идеологической системы, придерживающейся идеи отсутствия единой нормативной культуры в обществе, состоящем из множества этнических, расовых, религиозных групп, которые противопоставляют себя носителям "коренной" культуры. Однако, как показывает практика и социокультурные реалии, эта идеоло-гема не показала своего потенциала, наоборот, произвела эффект формирования фрагментированного общества. Идея "единства в многообразии" не нашла своего воплощения и единственное, что смогло утвердиться - это враждебность к чужим символам и культурным кодам.
Проявления интолерантности различны -от индифферентности,агрессии и безразличия до страха и ненависти по отношению к людям иного этноса. Так или иначе, интолерантность ведет к усилению агрессивности, росту ксенофобии, расизма и других крайних проявлений
национализма. Ближайшими следствиями могут стать фактические действия, направленные на их реализацию. При возникновении подобного рода противоречий возникает необходимость компромисса, который всегда есть процесс разрешения противоположностей и снятия различий, в результате чего достигается тождество, единство, гармония. Это требует дополнительных нравственных усилий, формирования определенных ценностныхустано-вок, но тем человек и отличается от иных биологических форм, что способен осмыслять, размышлять и нести в мир смыслы и целесообразность.
Формирование толерантного сознания следует рассматривать в качестве важнейшей социальной задачи. Если исходить из значения латинского корня слова ("tollo" - "считать своим ребенком, воспитывать, пестовать"), то становление толерантного сознания можно считать непосредственной задачей воспитания и образования. Одной из их задач должно стать культивирование и воплощение идеи добровольного принятия и осознанного отношения к Другому, уважения инаковости культуры во всех ее проявлениях.
Толерантность как педагогическая категория - это, в первую очередь, культура самоограничения, своеобразная самоцензура или "внутренний цензор", которые позволяют относиться к окружающему миру с позиции равного, даже если в нем есть Другое, отличное от тебя.
Одной из задач современного образования, направленной на актуализацию толерантности, вероятно, является необходимость формирования новой культуры социальных отношений. Формированию таких отношений могут способствовать гуманитарные стратегии, связанные с образовательными технологиями, реализуемыми как в учебное,так и во внеучеб-ное время.
С этой целью важно включить в содержание социально-гуманитарных дисциплин (философии, педагогики, психологии, социологии, правоведения,культурологии, религиоведения) определенные аспекты анализа, осмысления толерантности и как категории, и как поведенческой мотивации. В качестве примера рассмотрим дисциплину "Философия", которая преподается у студентов всех направлений подготовки бакалавриата и магистратуры, являясь обязательной для изучения. В соответствии с компетентностным подходом, блок общекультурных компетенций (ОК), например, ФГОС ВО "Информационная безопасность" (уровень бакалавриата), включает ОК-1, кото-
рая гласит: выпускник должен обладать "способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции" [5]. Согласно философскому словарю, мировоззрение - это "система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основныежизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации" [6, с]. Так почему бы не включить в программу общефилософской подготовки раздел по формированию толерантного сознания? Дискуссии о толерантности могли бы способствовать формированию навыков критического мышления, выработке суждений, основанных на понимании разности культурных ценностей. Что может быть актуальней в эпоху свободы перемещения и идеологии "открытых культур и границ"?
Можно назвать немало методов и приемов формирования толерантного сознания. Так, должно уделяться внимание патриотическому воспитанию, которое важно сочетать с приобщением к высшим образцам мировой цивилизации. Человек, знающий, например, сущность идеологии и культуры Ренессанса или Просвещения, никогда не сможет считать Другое и Другого враждебным себе. Необходимо обратить внимание на восприятие исторической памяти, при этом большую роль играют знания о своеобразии национальной обрядности, быта, праздников. Подобных воспитательных приемов - множество [см., например: 7,8]. Каждая педагогическая ситуация формирует новые приемы, преподаватель может использовать то, что соответствуют его индивидуальному стилю, методике, характеру мероприятия.
В современном поликультурном многополярном мире осмысление культуры и филосо-
фии толерантности имеет решающее значение. Поэтому задача формирования толерантного сознания должна объединить специалистов разных направлений и уровней - преподавателей, психологов, воспитателей, кураторов, молодежные организации и объединения, волонтеров.
Примечания:
1. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности : коллективная монография. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 542 с; Динамика концепта "мигрант" в конструировании образа "Другого" в печатных российских СМИ // Информационное поле современной России: практики и эффекты : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. -Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2017. - С. 53-61.
2. Керимов Т.Х., Чепкина Э.В. Методологические основания исследования толерантности в дискурсе СМИ // "Другой" в пространстве коммуникации: сб.науч.статей. - Казань : КГУ, 2007. - 264 с.
3. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97: Человек в культуре и культура в человеке. - Самара : СамГУ, 1997,-С.156-157.
4. Отношение к мигрантам в России ухудшается -"Левада-центр" // Ведомости. 2017. 27 апр. // www.ved от osti.ru/poli tics/a rticles/2017/04/28/ 687871.
5. ФГОС ВО по направлению подготовки 10.03.01 "Информационная безопасность // www.fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/100301 .pdf.
6. Философия. Энциклопедический словарь / под. ред. A.A. Ивина. - М. : Гардарики, 2004 // www. ariom.ru/wiki/Mirovozzrenie.
7. Федорова Ж.В. Толерантность как духовность: к проблеме формирования // Социально-экономическое и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. Электронный журнал. - 2016. - №5 (72). - С. 366-373.
8. Юдакина С.И. Толерантность и содействие толерантному поведению // Проблемы современного образования : материалы II Международной научно-практической конференции - Пенза; Улан-Уде; Ереван : Социосфера, 2011. - С. 27-32.
PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION HIGH SCHOOL YOUTH Filippova Kristina Nikolaevna, Postgraduate student Zabelin Sergey Fyodorovich, PhD of Technical sciences, Professor Trans-Baikal State University, Chita
The problems of professional self-determination of youth, the analysis conditions for the selection of jobs the graduates of the University of the Trans-Baikal and Russia, analysis of positive and negative factors affecting the professional samoopredelenie and trudoustroystvo graduates. The basic stages of professional self-determination of youth and high school offered basic mechanisms of influence on professional self-determination. It was found that the current work and the profession of advocate as a means to achieve a certain lifestyle, rather than as an essential part of life itself.
Keywords: demography; labor market; high school youth; labor adaptation; stages of professional self-determination and the mechanisms of action; labor potential.