Научная статья на тему 'Социально-философский аспект трудовой занятости проблемных групп населения Российской Федерации в правовом поле'

Социально-философский аспект трудовой занятости проблемных групп населения Российской Федерации в правовом поле Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ФОНД ЗАНЯТОСТИ / БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / ПОЛИТИКИ КВОТИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PEOPLE WITH LIMIT POSSIBILITIES / FUND OF EMPLOYMENT / BUREAU OF MEDICAL AND SOCIAL EXAMINATION / LITTLEMOBILE GROUPS OF POPULATION / POLITICS OF QUOTA / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Андрей Иванович

Автор рассматривает системные меры, которые бы способствовали успешной адаптации инвалидов в современном обществе. Для успешной организации труда предлагает задействовать или создать вновь организации, которые бы следили за процессом определения инвалидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-philosophical aspects of employment problem groups population of the Russian Federation in the legal field

The author considers system measures which would help pepole with limit possibilities to adopt successfully in modern society. For effective organization of labour employment of invalids he suggests to organize the open for civil society organs of control after the system of determination of disability.

Текст научной работы на тему «Социально-философский аспект трудовой занятости проблемных групп населения Российской Федерации в правовом поле»

Шевченко Андрей Иванович

доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказского филиала

Российского государственного университета правосудия (тел.: +78612536104)

Социально-философский аспект трудовой занятости проблемных групп населения Российской Федерации в правовом поле

Автор рассматривает системные меры, которые бы способствовали успешной адаптации инвалидов в современном обществе. Для успешной организации труда предлагает задействовать или создать вновь организации, которые бы следили за процессом определения инвалидности.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями, фонд занятости, бюро медико-социальной экспертизы, маломобильные группы населения, политики квотирования, профессиональная самореализация.

A.I. Shevchenko, Doctor of Philosophy, Professor of the Chair of of Social Humanities and Natural Sciences of the North Caucasian branch of the Russian State University of Justice; tel.: +78612536104.

Social-philosophical aspects of employment problem groups population of the Russian Federation in the legal field

The author considers system measures which would help pepole with limit possibilities to adopt successfully in modern society. For effective organization of labour employment of invalids he suggests to organize the open for civil society organs of control after the system of determination of disability.

Key words: people with limit possibilities, fund of employment, bureau of medical and social examination, littlemobile groups of population, politics of quota, professional self-realization.

Право на труд было и остается неоспоримым для любого человека, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Однако, для того чтобы люди с инвалидностью могли беспрепятственно пользоваться им и стать востребованной рабочей силой в России, необходима соответствующая государственная политика, активная позиция представителей гражданского общества и организаций, занимающихся соблюдением прав инвалидов. К сожалению, на данный момент об эффективном привлечении инвалидов к трудовой деятельности говорить не приходится, а число компаний, которые берут на работу людей с ограниченными возможностями, катастрофически мало. Как пишет О.В. Синявская, «до сих пор самым слабым местом социальной политики при этом остается ее несогласованность, отсутствие единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной системной концепцией» [1]. Сегодня число инвалидов, занятых на предприятиях в Российской Федерации, не превышает и 10% от всего трудоспособного населения страны. И в последние годы эта цифра неумолимо сокращается. Реже всего в России

могут получить работу инвалиды I и II групп -таких 8%. Например, в США из 54 млн человек, имеющих ограничения по здоровью, успешно трудоустроиться может треть, в Великобритании на 5 млн инвалидов приходится 40% занятых, а в стремительно развивающемся Китае из 60 млн инвалидов каждый день выходят на работу сразу 80% [2].

Стоит отметить, что в нашей стране право на труд для инвалидов регулируется Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Именно по нему устанавливается порядок квотирования рабочих мест инвалидов для предприятий с численностью сотрудников более 30 человек (ст. 21). Однако в 2001 г. законодательство в этой части претерпело некоторые сдвиги. Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 188-ФЗ был изменен порядок и размер квот. Если до этого времени они должны были занимать не менее 3% от среднесписочной численности работников, то сейчас у субъектов Российской Федерации появилась возможность увеличить число мест для работающих инвалидов. Таким образом, на сегодняшний день квотирование мест для

326

людей с ограниченными возможностями может колебаться от 2% до 4%. Модернизация законодательства и подзаконных актов Российской Федерации, регулирующих трудовую деятельность инвалидов и условия ее реализации на предприятиях страны, обусловлена прекращением работы Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) с 1 января 2002 г.

Эта процедура разрушила привычную систему финансирования программ по созданию рабочих мест для инвалидов и обострила проблему трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Если ранее предприятие, которое не могло или не имело возможности выполнить квоты по трудоустройству инвалидов, платило в Фонд занятости определенную сумму, которая шла на дальнейшее трудоустройство «особых» соискателей, организацию отдельных предприятий и производств по занятости инвалидов, то сейчас эти деньги направляются прямо в региональные бюджеты.

На сегодняшний день в Российской Федерации каждый третий инвалид готов выйти на работу. Однако часто лица с ограниченными возможностями здоровья не добиваются от местных властей соблюдения своего права на труд, иногда по незнанию, а чаще из-за бессилия перед бюрократической системой. Между тем, такое большое число не охваченных занятостью инвалидов усугубляет социальную обстановку в стране. Загоняет ситуацию в тупик еще больше и тот факт, что существующие квоты для инвалидов имеют номинальное качество - очень часто выделенные для таких сотрудников места мало того, что низкооплачиваемы, неперспективны и мало привлекательны для соискателей, так еще большинство из них просто не приспособлены для инвалидов. Одновременно с этим вакансии именно для лиц с ограниченными возможностями пользуются в данной среде повышенным вниманием.

Для того чтобы выяснить истинное положение дел в сфере предоставления рабочих мест для инвалидов на предприятиях Краснодарского края, авторы работы провели исследование, которое было построено, в том числе, и на отзывах работодателей. Респонденты - руководители предприятий и организаций региона оценили функционирование системы квотирования мест для инвалидов, а также ответили на вопросы о том, как нужно построить работу по эффективной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях. Полученные данные помогли выяснить, как кубанский бизнес относится к проблеме интеграции инвалидов, а также оценить намерения руководителей компаний края в части исполнения закона о квотах для такой категории работников. В итоге самыми терпи-

мыми к инвалидам на производстве оказались руководители небольших районных предприятий. На таких территориях, в отличие от крупных промышленных центров, наблюдается как высокая трудовая активность самих инвалидов, так и низкое число вакансий на местном рынке труда.

Исследование также выявило отношение бизнеса к системе квотирования рабочих мест для инвалидов. По мнению большинства опрошенных руководителей предприятий Краснодарского края, вопрос трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья государство постепенно переложило на плечи предпринимателей. Местные бюджеты просто собирают деньги за не использованные инвалидами места с представителей бизнеса, при этом мало делают для того, чтобы специальных рабочих мест для таких сотрудников стало больше. Несмотря на то, что большинство респондентов согласны участвовать в процессе социализации инвалидов, многих не устраивает существующая государственная политика в части оказания помощи нуждающимся слоям населения.

Опрошенные в ходе исследования респонденты одинаково негативно оценили существующую систему квотирования. На их взгляд, она утратила свои первоначальные функции и превратилась в систему поборов. В итоге, чтобы остаться на рынке, бизнес вынужден идти обходными путями, которые помогают легально избежать платы за уход от предоставления мест инвалидам. Так, опрошенные поделились самой популярной схемой «трудоустройства инвалидов», которая подразумевает выплату вознаграждения определенному лицу с ограниченными возможностями, но не за проделанную работу, а просто так. Сумма, как правило, составляет долю от обозначенного законом штрафа за незакрытую квоту. Подобная схема становится все популярней среди инвалидов, многие из них, по словам опрошенных представителей бизнеса, самостоятельно обращаются к предпринимателям, предлагая именно такой подход к исполнению закона о квотировании. Подобные случаи могут привести к ряду негативных последствий при формировании в обществе системы толерантности к инвалидам. Во-первых, организованное таким образом квотирование вынуждает искать схемы по уходу от штрафов, вместе с тем, не создавая рабочих мест для инвалидов, во-вторых, возможность не работать и получать деньги формирует в среде лиц с ограниченными возможностями иждивенческие настроения и снижает их активность в поиске работы, в-третьих, практически нивелирует роль государства как защитника обе-

327

здоленных слоев населения и незащищенных групп общества.

В итоге участвовавшие в опросе предприниматели рассказали, что на сегодняшний день бизнесмены при работе с системой квотирования действуют по следующим направлениям: разными путями стараются уйти от выплаты штрафов по квотам и одновременно избегают обустройства мест для работы инвалидов ввиду дороговизны данных мероприятий и невыгодной для копании рабочей единицы (часто приходится оплачивать больничные отпуска, во время которых работу отсутствующих вынуждены выполнять другие сотрудники). Таким образом, в итоге получается (со слов одного из респондентов) что закон о квотировании ставил своей основной целью не защиту интересов инвалидов, а создание еще одного источника по наполнению бюджета. Однако в условиях экономического кризиса и оптимизации расходов бизнеса любые нецелевые траты могут привести к банкротству предприятия. А при существующем подходе к формированию рабочих мест для инвалидов предприятия не могут развиваться адекватно требованиям рынка.

Кроме того, некоторые из опрошенных бизнесменов предложили ввести вместо квот специальный налог, средства от сбора которого пошли бы на программу интеграции и реабилитации инвалидов в обществе. В данном случае процесс сбора средств проще было бы администрировать, а самих инвалидов это стимулировало бы к поиску постоянной занятости, а не формировало желание жить на соцвыплаты и «пособия» от бизнеса. Также некоторые респонденты выразили желание оказывать адресную социальную помощь учреждениям социальной сферы в обмен на льготное налогообложение. Однако данные примеры, популярные во времена СССР, не нашли поддержки среди современных экономистов, которые настаивают, что подобная стратегия будет стимулировать коррупцию, т.к. при данной схеме сложно проследить за расходованием средств бюджета и, кроме того , подобное финансирование невозможно сделать полностью прозрачным.

В ходе опроса многие предприниматели отметили ряд существенных недоработок закона: одинаковый размер штрафа как для небольшого предприятия в сельской местности, так и для крупного объекта в городе, отсутствие прозрачности в ходе распределения денег от штрафов за нетрудоустроенного инвалида, кроме того, в законе нет четко прописанной роли государства в процессе интеграции в рабочий процесс инвалида.

Следует отметить, что в процессе интервьюирования предприниматели Краснодарского

края обозначили проблему наличия оснований для приема на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, часть работодателей отметила наличие несправедливой оценки трудоспособности бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ). Ведомство стало чаще выносить заключения о достаточной трудоспособности инвалида, хотя истинное состояние здоровья не позволяет ему работать. Также респонденты отметили, что часто БМСЭ прибегает к другой крайности - использует единую формулировку заключения «противопоказан тяжелый физический труд», которая предполагает отказ работника от ходьбы на определенные расстояния, поднятия и переноса объектов тяжелее 2-3 кг, а также ряд других ограничений. Но в реальности подобных рабочих мест, которые бы отвечали всем перечисленным критериям, не существует. В итоге получается, что при квотировании рабочих мест для инвалидов в рамках имеющегося заключения экспертов предприятие не может трудоустроить инвалида по причине несоответствия его состояния здоровья условиям рабочего процесса на производстве. Подобное несовершенство законодательного акта, регулирующего данный аспект социальной защиты инвалидов, часто вредит самим лицам с ограниченными возможностями здоровья. Например, немалые трудности вызывает ситуация, когда человек принимается на квотированное рабочее место, а через год инвалидность с него снимается. В данном случае предприятие уволить его не может, как и не может бесконечно создавать рабочие места по квоте.

Многие представители бизнеса Краснодарского края, участвовавшие в опросе, отмечают отсутствие в законе принципиальных аспектов, что усложняет прием на работу инвалидов. Так, с позиции работодателя, нелогичными остаются штрафные санкции, когда предоставленное по квоте рабочее место не востребовано самими инвалидами. Также не имеет четкого описания ситуация, которая характеризуется в таких общих терминах, как «предприятие не трудоустроило инвалида», «инвалид не трудоустроен». В данном моменте необходимы комментарии и пояснения законодателей о размерах штрафа, если «инвалид не пришел устраиваться» или «инвалид получил отказ в связи с невозможностью работы по объективным показаниям». Все приведенные здесь примеры требуют своевременных разъяснений по специфике применения закона, в которых бы были прописаны условия оплаты штрафа.

Оценивая эффективность использования труда инвалидов на производстве, опрошенные подчеркнули ряд важных аспектов, которые в итоге приводят к убыткам на предприя-

328

тии: во-первых, выплата инвалидам зарплаты наравне с остальными сотрудниками; во-вторых, оборудование специальных рабочих мест; в-третьих, решение вопроса о замене инвалида на время его болезни или реабилитации другим работником, при этом приходится выделять дополнительные ресурсы на организацию той работы, которую должен выполнить инвалид, но не смог по состоянию своего здоровья. По оценке респондентов, в целом трудоустроенные инвалиды хорошо интегрируются в рабочий процесс и быстро находят общий язык с другими сотрудниками, если сами заинтересованы выполнять работу, не перекладывая ее на других. Если в формате деятельности все же возникают трудовые или иные споры, отметили опрошенные работодатели, то они успешно решаются в рамках действующего законодательства.

Стоит отметить, что особые требования работодателей к инвалидам иногда могут быть истолкованы остальными сотрудниками как несправедливое распределение объема вознаграждения и затраченных усилий работника. Таким образом, замечания о трудовых спорах затрагивают принципы разделения труда и указывают на отношения власти, которая определяет инвалидов как меньшинство, а сам факт инвалидности - как результат субъективных нарушений, а не структуры общества. Такое определение предусматривает создание сети услуг, нацеленных на излечение людей и улучшение условий их жизнедеятельности. При этом даже те услуги, которые должны помочь интеграции инвалидов, начинаются с обозначения диагноза, тем самым происходит разобщение лиц с ограниченными возможностями и других членов общества.

В ходе данного исследования выяснилось, что стереотипы прошлых лет, когда инвалидность была позорным явлением и должна была быть спрятана от общества, остались до сих пор и влияют на процесс трудовой занятости инвалидов. Так, некоторые из респондентов предложили не интегрировать инвалидов в существующие трудовые коллективы, а возродить, как это было ранее, отдельные предприятия для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом опрошенные готовы, чтобы штрафы по «не трудоустройству инвалида» или соответствующий налог шли непосредственно на организацию работы такого специализированного предприятия. К сожалению, несмотря на все усилия по воспитанию в обществе толерантности к инвалидам, они по-прежнему рассматриваются как изгои, которым если и позволено находиться в социуме, то работать разрешается только на специально отведенной территории.

Наличие специализированных предприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья допустимо в современной рыночной экономике, считает ряд опрошенных, однако они не должны являться основным решением проблемы занятости инвалидов [3]. Значительная доля респондентов высказала желание взять на работу инвалида при условии, что изначально будут учтены все возможные риски. Например, отсутствие санкций, если данный сотрудник не справится с нагрузкой. Это связано с тем, что в сложившейся обстановке оптимизации штатов многие сотрудники параллельно выполняют не только свои непосредственные обязанности, но и дополнительную работу за тех, кого сократили. Подводя итог проведенному среди работодателей Кубани опросу, стоит отметить, что разговор с предпринимателями выявил серьезные проблемы, с которыми сталкивается сегодня российская экономика. Низкая стоимость рабочей силы при желании работодателей получать максимальную выгоду достигается часто за счет чрезмерной интенсификации труда, высоких трудовых нагрузок, а также введения на производстве устаревших методов работы, что в итоге требует напряженного физического труда. Кроме того, задача по трудоустройству инвалидов становится практически невыполнимой в описанных экономических условиях.

Необходимо отметить, что большинство работающих инвалидов - люди с соматическими заболеваниями. А вот лиц с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата («колясочников»), органов слуха, зрения, по словам предпринимателей, среди работников нет, зато много тех, кто потерял здоровье вследствие профессиональных заболеваний. К слову, именно последний фактор и позволяет некоторым работодателям выполнять квоту без поиска инвалидов. Предприятие идет по пути перевода собственных сотрудников на более легкие условия труда в соответствии с заключением экспертов, но при этом система промышленного производства работает в замкнутом цикле.

Таким образом, предприятия, принимая как должное опасные условия труда на заводе, сталкиваются с противоречивостью системы квотирования рабочих мест. Парадокс мышления промышленных специалистов выявляет несоответствия между политикой интеграции инвалидов и неприемлемыми обстоятельствами работы на предприятии.

Очень интересно выглядят на этом фоне мнения самих инвалидов, которые также приняли участие в опросе. Им предложили оценить нынешнюю систему трудоустройства лиц с ограниченными возможностями и опре-

329

делить, способствует ли она занятости инвалидов. В ходе исследования выяснилось, что 50% респондентов вообще не знают о квотах, а каждый пятый из опрошенных не видит в данной стратегии перспектив. 20% респондентов убеждены, что существующая система трудоустройства вполне жизнеспособна и оценивают ее положительно. Среди причин, которые заставляют инвалидов оценивать квоты отрицательно, деятельность органов социальной защиты и бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ). Опрос показал, что большинство опрошенных инвалидов боятся, что при трудоустройстве они потеряют имеющиеся льготы, компенсации и права. Это может быть связано с лишением их статуса инвалидности или снижением группы, что и влечет за собой ущемление в правах и финансовые потери.

Любопытно, что опрос выявил незначительные расхождения в принципиальном вопросе -справедливо ли определение степени инвалидности экспертами БМСЭ. В ходе исследования 41% опрошенных заявил, что процедура постановки диагноза была справедливой, а 39% респондентов уверены, что представители бюро медико-социальной экспертизы склонны занижать группу инвалидности. Кроме того, в ответах некоторых респондентов присутствовала информация о коррупции в данном ведомстве, посредством которой можно получить «нужную» группу инвалидности. Также среди респондентов было выявлено 32% работающих инвалидов, причем большинство из них (60%) трудились на обычном предприятии, где не создано особенных условий для осуществления их деятельности. Кроме того, в ходе опроса выяснилось, что каждый четвертый инвалид работает на специализированном предприятии для лиц с ограниченными возможностями, для 8% респондентов были специально оборудованы места на обычном предприятии и 2% работающих инвалидов занимаются надомным трудом. Если говорить о форме собственности компаний, где чаще всего трудоустраиваются инвалиды, то это будут государственные или муниципальные предприятия, только каждый пятый получает работу в частном бизнесе. А если это и происходит, признались опрошенные (45%), то в основном благодаря помощи родственников или знакомых. Общественные организации инвалидов смогли помочь только 12% опрошенных, примерно столько же нашли работу по объявлению сами, а 6% помогли получить место специалисты службы занятости.

Хотелось бы отметить, что в процессе поиска работы роль социальных связей и самостоятельного трудоустройства существенно ниже, чем у тех, кто статуса инвалида не имеет. В исследовании, проведенном ИСИТО среди

населения четырех крупных городов России, социальные связи стали главным помощником в трудоустройстве на последнее место работы для 58% респондентов, самостоятельно устроились на работу 22,7%, объявления помогли 4,9%, а служба занятости нашла работу лишь для 3% [4, с. 176]. Становится понятно, что большинство проблем при поиске работы связано с неумением инвалидов пользоваться неформальными каналами мобильности. Хотя именно они становятся наиболее успешными в современной системе социальных сетей, которыми пользуются все соискатели в настоящее время [5]. А вот для лиц с ограниченными возможностями здоровья работа в такой системе очень сложна, они предпочитают общаться и получать информацию через основные каналы -обращения по объявлениям, в службу занятости или общественные организации инвалидов. Подобное социальное ограничение приводит к сужению круга возможностей при поиске работы и усложняет процесс трудоустройства инвалидов, а также минимизирует шансы на эффективную интеграцию в трудовой процесс.

Кроме предложенных вариантов ответов, респонденты указали и свои пути трудоустройства: чаще всего это самостоятельный поиск работы, некоторые вернулись на предприятия, где трудились до получения инвалидности, двоим респондентам помогли с поиском работы врачи, а один сам открыл собственный бизнес. Около 70% работающих инвалидов трудятся в полную рабочую смену, практически все занятые респонденты (87%) оформили необходимые документы (трудовую книжку), причем для 61% участников опроса на производстве не создано особого распорядка дня, а вот почти для трети опрошенных был введен гибкий график. Однако, несмотря на кажущуюся успешность, половина инвалидов хотели бы сменить место работы, и большинство из них планируют это сделать из-за низкой заработной платы. Среди причин, которые также могут заставить инвалидов оставить занятость, респонденты выделили большие нагрузки, невостребованную квалификацию, долгую дорогу к месту работы.

Среди тех, кто в настоящее время не занят, 56% хотели бы трудоустроиться, однако 41% опрошенных указали на то, что не планируют искать работу. Среди основных факторов отказа от занятости они назвали: состояние здоровья (60%), низкую оплату труда (9%), отказы работодателей взять на предприятие инвалида (7%). Только треть респондентов занимались поиском работы самостоятельно, 37% признались, что им в этом вопросе необходима помощь. Этот вариант выбрали большинство опрошенных - 71%. Кроме того, примерно

330

треть опрошенных считают, что им необходима помощь, чтобы отстаивать свои права, пятая часть уверена, что им сложно самостоятельно добиваться соответствующих условий труда на рабочем месте, а профессиональное переобучение или повышение квалификации актуально для 22%. Стоит добавить, что при всем этом единицы прошли программу профессиональной реабилитации.

Опрошенные инвалиды также отметили ряд причин, которые снижают их социальную активность и конкурентоспособность на рынке труда: барьеры городской среды, которые вызывают трудности с передвижением и транспортировкой к месту работы, недоступность или неудобство различных объектов социальной инфраструктуры, а также отсутствие или плохое качество необходимых им технических приспособлений. Стоит добавить, что при всем этом ежедневные траты инвалидов сегодня выше, чем расходы у неинвалидов, в связи с чем первым трудно нести дополнительные затраты, связанные с профессиональной подготовкой. В результате инвалиды оказываются лишены социального признания и образовательных прав из-за их низкого социально-экономического статуса, проблем с поиском работы и зависимости от статуса клиента.

Для того чтобы процесс трудоустройства и последующей интеграции лиц с ограниченными возможностями шел более эффективно, необходимо как можно скорее принять меры по организации доступной среды для инвалидов, которая бы способствовала их успешной интеграции в обществе. Эти вопросы должны решаться при непосредственном участии местных властей, представителей общественных организаций инвалидов, строительных фирм, работников сферы ЖКХ и т.д. В формате открытого диалога с представителями общественности необходимо создать контролирующий орган, который бы сделал систему определения инвалидности более конструктивной и прозрачной, т.к. сейчас среди инвалидов очень высок уровень неудовлетворенности работой бюро медико-социальной экспертизы. Это невозможно без активного участника диалога со стороны гражданского общества. В данном вопросе важно использовать опыт коллективного действия: сделать шаги к созданию и развитию разнообразных влиятельных общественных организаций инвалидов, а также поддерживать те формы активности в данной сфере, которые уже существуют. В рамках представленной концепции необходимо усилить комплексный подход к решению проблем доступной среды для маломобильных групп населения. Для этого необходимо при проведении градостроительных и социальных конкурсов заложить

обязательным условием доступность объектов для инвалидов, отдавая при этом приоритеты тем проектам, которые создают комфортные условия для всех жителей города.

Необходимо отметить, что сейчас инвалиды Краснодарского края склонны давать более пессимистичные оценки насчет перспектив своего трудоустройства и будущего вообще. Льготы, пенсии и субсидии остаются для этой категории населения незаменимым условием поддержания собственного благополучия. Из-за этого, даже при существующем уровне занятости, расходы лиц с ограниченными возможностями здоровья велики. С этим связаны и негативные в целом оценки политики квотирования рабочих мест, влекущей, по мнению инвалидов, лишение их статуса инвалидности и утрату стабильной и значительной части бюджета.

Не только существующая экономическая политика делает инвалидов непродуктивными единицами в производственной сфере, но и общий фон социальных, культурных и политических процессов, который негативно влияет на них. Существующая социальная политика государства, будучи основным публичным механизмом в нормативно-правовой кодификации инвалидности, в том числе, стимулирует утверждение зависимости людей с ограниченными возможностями от системы со-цобеспечения. Почему трудовая занятость не рассматривается инвалидами как достойная альтернатива жизни на пенсию, а только в качестве дополнительного дохода?

Ответами на этот вопрос могут быть невысокая заработная плата на тех рабочих местах, которые оказываются доступны инвалидам, в силу невысокой квалификации, низкий уровень образования и особые требования к условиям труда. Эти факторы лежат в основе желания многих занятых инвалидов сменить место работы. Кроме того, данное исследование выявило информационную недостаточность в вопросах прав инвалидов; каждый второй инвалид хотя бы однажды попадал в ситуацию нарушения прав, а в случае попыток восстановления прав и поиска справедливости лишь половина обратившихся за помощью смогла этого добиться.

Если говорить о применении на практике закона о квотировании рабочих мест для инвалидов, то необходимо подчеркнуть, что данный акт встречает сопротивление как работодателей, так и инвалидов. Он в итоге не учитывает интересы ни тех, ни других, а механизм действия закона недостаточно продуман и отработан. Систему трудоустройства инвалидов по квотам следует совместить с комплексом мер по обеспечению рабочих мест всем необходи-

331

мым для деятельности таких сотрудников [6]. Особенно актуально это становится во время экономического кризиса, когда значительное большинство трудоустроенных инвалидов работают в неприспособленных условиях. Важнейшим направлением организации трудоустройства инвалидов становится помощь в поиске места работы, ведь половина из незанятых инвалидов заявили, что сделать этого самостоятельно не могут.

В данный момент к людям с ограниченными возможностями здоровья в сфере занятости применяется особое отношение. С одной стороны, им предоставляются льготы и более

щадящие условия труда: при выполнении более легких видов труда они имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, на сохранение прежней заработной платы, а также на получение дополнительных видов помощи. Однако, кроме этого, нельзя забывать, что даже на правовом уровне лица с ограниченными возможностями оказываются ограничены при профессиональной самореализации, ведь признание инвалида нетрудоспособным автоматически вычеркивает его из категории «рабочая сила», таким образом, не защищая от безработицы и других сложных этапов жизни.

1. Синявская О. В. Основные векторы развития законодательства в отношении инвалидов в 2000-2004 гг. // SPERO: Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры.

2013. № 1. URL: http://spero.socpol.ru

2. Права и возможности инвалидов в Российской Федерации: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 10 сент. 2016 г. URL: http://www.ombudsman.gov. ru/docum/spinv. htm

3. Государственная поддержка молодых инвалидов в РФ: информ. материал Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ. URL: http://www.ed.gov. ru/files/materials/883/12-22-03.doc

4. Шевченко А. И. К вопросу об опыте реализации политики по отношению к человеку с ограниченными возможностями // Историческая и социально-образовательная мысль.

2014. № 2(24). С. 267-271.

5. Шевченко А. И. Методологический конструкт исследования проблем социальной адаптации и интеграции инвалидов в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 62-65.

6. Шевченко А. И. О некоторых подходах к осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 64-67.

1. Sinyavskaya O. V. Main vectors of development for people with disabilities in the 2000-2004 // SPERO: Social policy: expertise, recommendations, reviews. 2013. № 1. URL: http://spero.socpol.ru

2. The rights and possibilities of persons with disabilities in the Russian Federation: special report of Commissioner on Human Rights in the Russian Federation d.d. Sept. 10, 2016 URL: http://www.ombudsman.gov.ru/docum/spinv.htm

3. State support for young people with disabilities in the Russian Federation: information material of the Department of Youth Policy of the Ministry of Education of the Russian Federation. URL: http:// www.ed.gov.ru/files/materials/883/12-22-03.doc

4. Shevchenko A.I. On the implementation of the policy experience with respect to the person with disabilities // Historical, social and educational thought. 2014. № 2(24). P. 267-271.

5. Shevchenko A.I. Methodological constructs research issues of social adaptation and integration of disabled people in the modern society // Humanitarian, social, economic and social sciences. 2014. № 1. P. 62-65.

6. Shevchenko A.I. On some approach to understanding the problems of social rehabilitation and adaptation of persons with disabilities // Humanitarian, social, economic and social sciences. 2014. № 2. P. 64-67.

332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.