10. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. - 1994. № 10, 12. Моска Г. Элементы политической науки // Социологические исследования. - 1995. № 4, 5, 8.
11. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Иностранная литература, 1959.
12. Дай Т.Р. Демократия для элиты. - М., 1994.
13. Понеделков А.В. Политико-административная элита: генезис и проблемы ее становления в современной России (региональный политологический анализ): дис. в форме науч. докл. ... д-ра полит. наук. - М., 1995.
Аллаярова Жанар Сабитовна, ассистент кафедры международного менеджмента Томского политехнического университета, зам. директора Института инженерного предпринимательства.
Allayarova Zhanar Sabitovna, assistant of department of International management of Tomsk Polytechnic University, deputy director of the Institute of entrepreneurship engineering.
Тел: 8(3822) 563-529, факс: 8(3822) 563-529, e-mail: [email protected]
УДК 316. 344. 27 (571.54)
Н С. Бубеев
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
(РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ)
Занятость людей с ограниченными возможностями - один из значимых показателей демократичности общества, его гуманности. В данной статье рассматривается проблема трудоустройства инвалидов в современной российской действительности.
Ключевые слова: занятость, трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья, рынок труда, специальные рабочие места, условия труда, безработные.
NS Bubeev
THE PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF HANDICAPPED PEOPLE
(THE REPUBLIC OF BURYATIA)
Employment of handicapped people is one of indicators of democracy and humanity of society. The article deals with the problem of employment of handicapped people in modern Russia.
Key words: employment of handicapped people, labor market, special working places, work environment, unemployed people.
В настоящее время происходят существенные изменения социальной структуры российского общества, в частности, появляются новые социальные общности, одной из которых являются незанятые инвалиды. Масштабность проблем людей с ограниченными возможностями и необходимость их приоритетного решения обусловлены устойчивой тенденцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения. На российском рынке труда сохраняется возникшая при переходе к рынку тенденция сокращения численности работающих инвалидов. Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с различными проявлениями дискриминации в сфере занятости. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу для предприятия.
Участие людей с ограниченными возможностями в трудовой деятельности имеет важное значение прежде всего с социально-этической точки зрения, так как их приобщение к общественно-полезному труду способствует утверждению личности, самореализации, интеграции в общество. Непринятие инвалидов на работу приводит к дальнейшей сегрегации данной категории населения, созданию психологического барьера между ней и здоровыми трудоспособными людьми, формированию чувства неполноценности.
Трудоустройство инвалидов - сложный многоплановый процесс их возращения или приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с
состоянием здоровья, способностями, потребностями, возможностями и личными склонностями. Для анализа особенностей процесса трудоустройства инвалидов в Республике Бурятия нами было проведено социологическое исследование. Было опрошено 338 инвалидов трудоспособного возраста независимо от их трудовой занятости.
Среди принявших участие в исследовании -45,3% мужчин, 54,7% женщин. По возрастному составу респонденты разделились следующим образом: 27,2% - молодежь (16-29 лет), 21,3% - инвалиды активного трудоспособного возраста (30-44 года), 26% - инвалиды предпенсионного возраста (45-59 лет) и лица старше 60 лет - 1,5%. По степени выраженности дефекта: 9,2% - инвалиды 1-й группы, 60% - 2-й и 30,8% - 3-й, что примерно соответствует общей структуре инвалидов трудоспособного возраста, проживающих в городе. По национальному составу опрошенные распределились следующим образом: большинство составляли русские и буряты - 51,2 и 44,4% соответственно, татары - 2,7%, евреи - 1,7%
Результаты опроса опровергают общепринятое представление об иждивенческих жизненных установках инвалидов. Для большинства людей с ограниченными возможностями (45%) работа является дополнительным источником повышения доходов, для 34,3% респондентов это единственный источник дохода. Очень важно, что 18% респондентов считают общественно-полезный труд способом
самоутверждения личности, формирования чувства полноценности. Лишь 4% опрошенных побудительными мотивами для поиска работы назвали «маленькую пенсию», «работу как способ социализироваться», «работу как полноценную жизнь». Не ответили на вопрос 0,9%.
Немаловажное обстоятельство мотивации занятости - состояние рабочих мест инвалидов. Анализ результатов опроса показывает, что 15,4% респондентов работают на обычном предприятии, где не созданы специальные условия для людей с ограниченными возможностями; 0,9% работают на предприятии, где созданы условия работы для инвалидов; 5% работают на специальном предприятии для инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства людей с ограниченными возможностями - это такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается
Способы трудоус
органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установленной квоты. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, за исключением мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета. Надомные рабочие места имеют 18% опрошенных.
Процент безработных инвалидов все же является на данный момент высоким: 53,8% опрошенных - безработные; 6,8% состоят на учете в ЦЗН, проходят курсы профессиональной переподготовки. Один из них неофициально работает грузчиком в вольнонаемной бригаде.
Для выяснения способа поиска работы и трудоустройства инвалидов нами был задан следующий вопрос: «Как Вы нашли работу?». Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
юйства инвалидов
Значения Количество респондентов %
Помогли устроиться родственники, знакомые 47 14
Самостоятельно нашел работу 47 14
При помощи центра занятости 43 12,7
Устроился при содействии органов социальной защиты 28 8,3
Помогла устроиться общественная организация инвалидов 36 10,7
Иной вариант 186 55
При трудоустройстве 14% опрошенных предпочли самостоятельный поиск работы, прибегая к услугам средств массовой информации (объявлений, газет, радио, телевидения). Помогли устроиться на работу родственники, знакомые 14% интервьюируемых. Не последнюю роль при трудоустройстве сыграли органы центра занятости - 12,7%. В существующей социально-экономической ситуации возможности трудоустройства инвалидов крайне ограничены. Отношение работодателей к трудоустройству инвалидов в основном негативное, поэтому данная проблема остается одной из самых острых и сложных. Но, несмотря ни на что, центры занятости населения помогают найти работу инвалидам, к каждому обратившемуся подходят индивидуально в соответствии с показаниями индивидуальной программы реабилитации, используют всю базу вакансий. Наибольшим спросом у инвалидов пользуются такие профессии, как оператор ПК, закройщик-универсал, мастер по пошиву обуви, охранник, продавец. Но, к сожалению, данных вакансий практически нет. Молодые предпочитают профессии оператора, наладчика ЭВМ,
обувщика, мастера по ремонту бытовой техники, телемастера, бухгалтера, мастера по пошиву головных уборов и т.д.
С помощью органов социальной защиты населения смогли трудоустроиться 8,3% респондентов. Несмотря на усилия, предпринимаемые со стороны государства и общества, немаловажную роль в профессиональной реабилитации инвалидов играют общественные организации, которые смягчают остроту проблемы трудоустройства инвалидов -10,7%. В Республике Бурятия за последние 15 лет в период всеобщего развала и кризиса удалось сохранить и сформировать достаточно массовые и дееспособные общественные организации людей с инвалидностью с разветвленной сетью своих отделений. Это такие учреждения, как Бурятская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов (БРО ВОИ), Бурятская республиканская организация Всероссийского общества слепых (БРО ВОС), Бурятская республиканская организация Всероссийского общества глухих (БРО ВОГ), Бурятское республиканское отделение Общероссийской общественной благотворительной
организации инвалидов «ИнАвто», Фонд создания безбарьерной среды Республики Бурятия. Но, несмотря на финансовые и экономические трудности, предприятия общественных организаций инвалидов работают. Их деятельность совместно с органами государственной власти и местного самоуправления, а также другими общественными организациями, направлена на предоставление работы инвалидам. Необходимо учитывать, что общественные организации за год принимают тысячи инвалидов, оказывают им консультацию, психологическую помощь, а также помогают в решении социально-бытовых вопросов, проводят мониторинги, опросы инвалидов о качестве их обслуживания, действии тех или иных законодательных актов и нарушениях, допускаемых по их исполнению.
Не могут найти или находятся в поиске 55%. Один респондент отметил, что нашел работу при содействии Республиканского производственноучебного центра трудовой реабилитации инвалидов (РПУЦТРИ), еще 4 респондента вообще не ответили на вопрос.
Основными причинами низкого показателя трудоустройства инвалидов является ограниченное количество вакансий, невысокая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда, низкая заработная плата предполагаемых вакантных мест 31,7%. Основным фактором, препятствующим повышению эффективности мероприятий по содействию трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, остается нежелание работодателей принимать инвалидов на постоянные рабочие места в связи с необходимостью обеспечения им особых условий, определенных в индивидуальной программе реабилитации инвалида (30%). Работа не соответствует квалификации и образованию претендентов в 14% случаев, состоянию здоровья - в 4%, не могут трудоустроиться или нужен опыт работы по предлагаемой специальности 10% респондентов.
Основными причинами, по которым инвалиды не работают, являются: отсутствие возможностей найти подходящую работу - 51,5%; состояние здоровья и семейные обстоятельства - 19,8%. Необходимо отметить, что установление государственной пенсии и ежемесячных денежных выплат зависит на сегодня от степеней ограничения трудовой деятельности, а не от групп инвалидности, как было ранее. Подобная практика по выплатам государственной пенсии по инвалидности, введенная в действие с 1 января 2004 г., доказала пагубное влияние на формирование отношения людей с инвалидностью к возможности трудовой деятельности. Вместо создания условий для получения и реализации своих трудовых навыков на благо общества, а следовательно, и снижения затрат общества на свое содержание, нынешняя государственная политика толкает инвалидов искать способы получения более высокой степени нетрудоспособности ради наиболее высоко оплачиваемой пенсии. Так как возможности поиска и получения работы в нынеш-
них условиях весьма ограничены и отнюдь не гарантированы реализацией существующих государственных программ, инвалиды оказываются перед тяжелым выбором: либо стремиться к получению самой высокой третьей степени ограничения трудоспособности и тем самым закрыть для себя возможность трудовой деятельности (по законодательству работодатель не имеет права принимать на работу инвалида с третьей степенью ограничения трудоспособности) и получать более высокую пенсию, либо соглашаться на ту степень ограничения трудоспособности, при которой он сможет работать, и получать значительно меньшую пенсию (разница доходит до 600 рублей). С введением в действие с 1 января 2005 г. Федерального закона №122 эта ситуация еще больше обострилась. Ежемесячные денежные выплаты за отменяемые льготы привязаны именно к степеням потери трудоспособности, а не к группам инвалидности, следовательно, еще больше увеличится разница в размере денежных выплат инвалидам, признанным государственными органами нетрудоспособными, и имеющими возможность трудиться, что в итоге пагубно скажется на мотивации инвалидов к труду. Нельзя не отметить, что введение самого понятия «нетрудоспособный» противоречит положению Конституции Российской Федерации о том, что каждый гражданин имеет право на труд, и принятым нашим государством обязательствам по выполнению положений «Стандартных правил по обеспечению равных возможностей» Организации Объединенных Наций. Каждый человек с инвалидностью имеет право и возможность трудиться, вопрос только в создании для этого специальных условий, а именно на это должны быть нацелены государственные программы и политика нашего Правительства. Таким образом, необходимы изменения действующего законодательства с целью возвращения практики установления государственной пенсии и ежемесячных денежных выплат на основании группы инвалидности, а не степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Условия труда предполагаемой работы (график, режим работы) не подходят 11,5% респондентам, нет возможности для профессионального переобучения и получения квалификации у 0,6%, 0,3% респондентов вообще не желают заниматься трудовой деятельностью. Неработающие респонденты объясняют свое положение следующими причинами: ограниченность возможностей - 4,5%, отказ работодателей в приеме на работу - 6,1%, при отсутствии ИПР не могут найти подходящую работу 3% респондентов. В ИПР указывается характер заболевания, группа инвалидности, а также медицинские показания по трудоустройству каждого гражданина, ИПР позволяет трудоустроиться на обычном рабочем месте по вакансии службы занятости, если рекомендации медико-социальной экспертизы не противоречат этому, или на специализированном предприятии, изначально ориентированном на использование труда инвалидов (табл. 2).
Причины, по которым инвалид не работает
Таблица 2
Значения Количество респондентов %
По состоянию здоровья, семейным обстоятельствам 67 19,8
Отсутствие возможности найти подходящую работу 174 51,5
Нет возможности для профессионального переобучения и получения квалификации 2 0,6
Не подходят условия труда предполагаемой работы (график, режим работы) 39 11,5
Нет желания заниматься трудовой деятельностью 1 0,3
Иной вариант ответа 46 13,6
Большая часть опрошенных (68%) пыталась искать работу соответствующую собственным возможностям. 27,5% респондентов не предпринимают попыток найти работу, поскольку думают, что им все равно откажут, ведь многие работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу на производстве, нередко это психологически обусловлено отсутствием понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей. Низкая конкурентоспособность инвалида на рынке труда и скудный банк вакансий для этой категории граждан затрудняют решение вопроса о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. Вакансии лифтера, сторожа, портного, швеи, парикмахера встречаются крайне редко, а в сельской местности отсутствуют вовсе, поэтому через систему профессиональной подготовки, переобучения, квотирования рабочих мест центры занятости решают вопросы о предоставлении рабочих мест инвалидам. Понятно, что процесс переподготовки требует времени, поэтому не случайно продолжительность безработицы инвалидов имеет затяжной характер. 1,8% респондентов не могут найти подходящую работу, еще столько же считают, что для приема их на работу необходим опыт и особые условия труда (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Пытались ли Вы искать работу, соответствующую Вашим возможностям?»
Значения Количество респондентов %
Да, занимался поиском работы 230 68
Нет, не пытался, поскольку думаю, что все равно откажут в работе 93 27,5
Иной вариант ответа 12 3,6
В процессе поиска рабочего места абсолютное большинство респондентов (37,6%) обращается в службу занятости населения по месту жительства. Напрямую к работодателям обратились 30,5% людей с ограниченными возможностями, в органы социальной защиты - 14,2%, в общественные организации - 17,2%. Не ответили на вопрос 1,2% опрошенных, 0,9% ищут работу через СМИ, 1,2% - через бизнес-центры (табл. 4).
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «В какие органы Вы обращались по поводу поиска работы?»
Значения Количество респондентов %
Не искал работу 47 14
В органы социальной защиты населения 48 14,2
В центр занятости населения 127 37,6
В общественные организации 58 17,2
Напрямую к работодателям 103 30,5
Иной вариант ответа 11 3,3
Важным инструментом трудоустройства инвалидов на предприятиях и в организациях является система квотирования рабочих мест. По данным нашего исследования, лишь 15,7% опрошенных инвалидов знают закон об этом, не знакомы с данной законодательной нормой 54,1% респондентов, а 25,7% респондентов знают о существовании за-
кона, но тем не менее не видят перспектив для трудоустройства.
Таким образом, реализация Закона о квотировании рабочих мест для инвалидов встречается с определенным сопротивлением работодателей и инвалидов, поскольку не учитывает интересов предпринимателей и работодателей, а механизм дейст-
вия закона недостаточно продуман и отработан. В настоящее время работодателям непросто предоставить инвалиду такое рабочее место, которое бы соответствовало предписаниям службы медикосоциальной экспертизы и возможностям самого инвалида. Предлагаемые вакансии не устраивают инвалидов, доход, получаемый от заработной платы на таких рабочих местах, не покрывает затраты, которые приходится нести работникам с инвалидностью в связи с утрачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые рабочие места не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия труда неудовлетворительны, что приводит к риску обострения заболевания и уменьшения трудоспособности.
Таким образом, проблемы трудоустройства инвалидов обусловлены несколькими причинами:
■ нежеланием самих инвалидов трудиться;
■ небольшим рынком рабочих мест для инвалидов, в основном по показаниям ИПР предполагаются специальности вахтера, сторожа, диспетчера, т. е. рабочие места с очень низкой оплатой труда;
■ нежеланием работодателей принимать на работу инвалидов (чтобы устроить инвалида на работу, ему необходимо создать специальное рабочее
место, а это затратно);
■ у работодателя нет на сегодня льгот, прав, стимулирующих желание трудоустраивать инвалидов.
Такое положение инвалидов в обществе и на рынке труда является отрицательным фактором, негативно влияющим на состояние отношения общества к проблеме инвалидности. Оно способствует дальнейшей дискриминации этой категории населения и не отвечает потребностям гуманного и демократического общества.
Литература
1. Конституция РФ.
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 г. №181-ФЗ.
3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ.
4. О квотировании рабочих мест инвалидов: закон Республики Бурятия от 1 марта 2006 г.
Бубеев Николай Сергеевич, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН.
Bubeev Nikolay Sergeevich, post-graduate of the Institute of Mongolian Studies, Buddhology and Tibetan studies of Buryat Scientific Centre, Siberian Branch of the Russian Academy of Science.
УДК 364. 14
БН Бубеева
ОЦЕНКИ РОДИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодня является работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассмотрены проблемы социальной работы с такими семьями в современной российской действительности.
Ключевые слова: социальная работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с ограниченными возможностями.
В. N ВиЬеега
PARENTS’ EVALUATIONS OF SOCIAL ASSISTANCE TO FAMILIES WITH HANDICAPPED CHILDREN
One of the urgent problems of social work is the problem of work with a family, that have handicapped child. In the article the issue of social work with such families in modern life of Russia is observed.
Key words: social work with families with handicapped children, handicapped children.
Глобальный экономический кризис способствовал дальнейшей стратификации общества и снижению качества жизни миллионов российских семей. Особенно сильно влияние кризиса сказалось на семьях, воспитывающих детей с дефектами развития - наиболее уязвимой социальной группе населения. С целью выявления отношения родителей таких детей к деятельности социальных служб в кризисных условиях нами было проведено социологическое исследование, которое реализовалось в октябре-ноябре 2008 г. в Республике Бурятия.
Объектом исследования выступили все семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в Республике Бурятия,
всего около 2 913 семей.
Выборочная совокупность составила 291 респондент, проживающий в трех административных районах г. Улан-Удэ: Железнодорожном (29,6%), Октябрьском (24,4%), Советском (13,1%), в трех сельских районах - Иволгинском (13,7%), Кижин-гинском (9,6) и Баргузинском (10,3%). Возрастной состав обследованных детей распределен на четыре группы от рождения до 18 лет.
Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в возрастной структуре детей с ограниченными возможностями самой многочисленной является группа 10-14 лет (47%); второй по численности - дети 5-9 лет (29%); 134