Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 42 (180). Философия. Социология. Культурология. Вып. 15. С. 148-151.
Е. Б. Степанцова
социально-философский АСПЕКТ ПРАВОВЫХ НОРМ б их влиянии на общестбенное согласие
В статье рассматриваются социально-философские основания норм права как играющие ключевую роль в общественной жизни и лежащие в основе формирования общественного согласия. Оцениваются факторы, влияющие на формирование нормативно-правовой базы социального общежития, такие как социальное регулирование, идеология, правовой характер государства. Предлагаются пути стабилизации трансформирующегося современного общества, оценивается роль социальной философии и права в их взаимодействии и влиянии на общественное согласие.
Ключевые слова: правовые нормы, общественное согласие, свобода личности, социальное регулирование, правовое государство, социально-философский аспект.
Свобода и благополучие личности немыслимы без свободы и благополучия общества. Стремление человека к стабильности является его естественным состоянием. Организованные и упорядоченные общественные отношения есть основа общественного согласия. Особенно актуально звучит стремление к общественному согласию в период формирования нового общества в России, когда происходят масштабные перемены в политической и общественной жизни, а также в сознании каждого человека. Политический фактор позитивных перемен, переживаемых ныне нашим обществом, тесно связан с социально-экономическим и оборонным. Но не менее, если не более, он обусловлен человеческим фактором, самочувствием общества, складывающимся из самочувствия отдельных граждан. За точку отсчета сегодня берутся интересы отдельного человека. И это, видимо, справедливо1.
Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она
абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области общественных отношений и положения личности. Однако свобода, при кажущейся на первый взгляд простоте её понимания, сложна и для разума, и для практического воплощения в отношениях общественной жизни. Каждая отдельная личность понимает свободу по-своему и по-своему её реализует. Отсюда и возникают противоречия и социальные столкновения. Для решения проблем и конфликтов общественная мысль выработала универсальное средство - социальные нормы, основополагающими из которых являются нормы права и нормы морали. Соблюдение этих норм дает возможность реализовывать личную свободу, не причиняя вреда чужим интересам. Таким образом, естественной формой бытия, выражения и регулирования свободы в общественной жизни является право как система норм.
Значение свободы для человеческого бытия в целом выражает место и роль права в общественной жизни людей. Всемирная история
представляет собой прогрессирующее движение ко все большей свободе все большего числа людей. С правовой же точки зрения этот процесс означает, что все большее число людей признаются формально равными субъектами права. Как результат - сглаживание противоречий и стабильность в обществе.
Становление общественного согласия неразрывно связано с формированием устоев гражданского общества, которые являются фактором стабилизации трансформирующегося современного российского общества. Исторически сложившийся термин ‘гражданское общество’ явно не соответствует своему наименованию. Сообщество граждан - это не гражданское общество, а, напротив, государство. В сфере же гражданского общества - вопреки наименованию - мы имеем дело как раз не с гражданином как субъектом публичновластных отношений и публичного права, а с частным, неполитическим и непубличным, человеком, который имеет частные интересы и является участником гражданско-правовых отношений. Следовательно, неоправданным будет считаться и использование термина ‘гражданское согласие’ как более узкого и не отражающего социально-философский замысел согласия в обществе в целом.
Каждое исторически конкретное общество требует определенной меры социального регулирования, которое усложняется и совершенствуется по мере развития социальной жизни. Упорядочение поведения людей с целью достижения общественного благополучия и стабильности выразилось в форме нормативного социального регулирования. Такое регулирование использует общие правила, модели, образцы, нормы поведения. Как отмечает С. С. Алексеев, при помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего порядка в общественных отношениях2. Качественно отличающейся системой социального регулирования является система правовых норм, распространяющих свое действие на наиболее значимые стороны общественной жизни.
Одна из теорий о происхождении государства - теория общественного договора - тесно связана с идеей общественного согласия. Античные и средневековые мыслители при попытках решения вопроса о сущности и происхождении государства приходили к выводу, что государство возникло в результате добровольного соглашения людей, выражен-
ного явно или молчаливо. До заключения общественного договора, по их мнению, существовало «естественное» состояние, в котором люди жили как изолированные друг от друга индивидуумы. В этом состоянии свобода индивидуумов ничем не была ограничена, но вместе с тем люди не были ограждены от насилия при столкновении сильных со слабыми3. И только государство способно было обеспечить защиту прав граждан различными способами. Самым цивилизованным был и остается путь создания правовых норм, регулирующих отношения между людьми и основанных на общепринятых нормах морали. Право является отражением действительности, и его конечная цель - изменение действительности, достижение желанной действительности. Путь к этому лежит через формулирование и осуществление определённых требований должного поведения. Между существующей и будущей (необходимой, желанной, ценной) действительностью стоят правовые нормы4.
Наибольшее развитие понятие общественного договора получило в школе естественного права в ХУТТ-ХУТТТ вв., то есть в тот период, когда приоритет норм права в регулировании человеческих отношений уже был признан в цивилизованном мире. Одно из условий общественного согласия - лояльное отношение и соблюдение различных социальных норм, в том числе и норм права. Сторонниками теории естественного права и общественного договора были декабристы, в основе идей которых лежала мысль о равенстве и свободе людей, дарованных им самой природой. Однако свобода может быть цивилизованно ограничена ради общественного блага. К объединению людей в общество, по Пестелю, побудило «удовлетворение общим нуждам», когда каждый «должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей, дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего действия избраны»5. Эта же идея отразились в идеалистической теории естественного права Канта, который утверждал, что закон - это обязанность поступать внешне так, чтобы свободное проявление твоей воли было совместимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим законом. Человек должен ограничивать свою свободу этими рамками потому, что норма права накладывает на него такое обязательство, а не потому, что это внутренний мотивационный принцип человеческих действий6.
150
Е. В. Степанцова
Наиболее реальным существование общественного согласия возможно в правовом государстве. Правовое государство, будучи определенной философско-правовой теорией и соответствующей практикой организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека, стало одним из главных достижений человеческой цивилизации. Характерной чертой правового государства Б. А. Кистяковский называл безликость власти, то есть господство не лиц, а общих правил и правовых норм7. Социально-философская правовая мысль признаёт безусловным, что для общественной стабильности необходимо господство права и правовых законов (нормативно-правовой аспект), а также надлежащая правовая организация самой государственной власти, её органов, их места в системе, способов формирования, взаимодействия, деятельности (властно-институциональный, организационный аспект). Для правового государства необходимо, но далеко не достаточно, чтобы все, в том числе и государство, соблюдали законы. Важно, чтобы эти законы были правовыми и соответствовали идее всеобщей, необходимой и равной меры свободы индивидов. Норма может быть формально верной, но по существу неверной, т. е. социально «неоправданной», не отражающей того, что требует прогрессивное развитие общества, личности8.
В общем русле социальных, политических, философских представлений о праве и государстве довольно четко сформировалась идея о разумности и справедливости такой формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке власти становится властной силой (т. е. общеобязательным законом), а публично-властная сила, признающая право и ограниченная им, - справедливой и соответствующей праву государственной властью. Символическим выражением подобных представлений можно считать образ Богини Правосудия, олицетворяющей единение силы и права и охраняющей правопорядок, в равной мере обязательный для всех.
Конструкция правового государства направлена против произвола, бесправия и всех внеправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и властных институтов. Правовое государство и правовой закон - необходимые всеобщие формы выражения, организации,
упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер этой свободы, ее широта и объем, ее субъектная и объектная структуры определяются достигнутым уровнем развития общества.
Путь к безопасности общества пролегает через согласие. В утверждении согласия большое значение принадлежит и духовнонравственным факторам, совокупность которых в действии именуется идеологией. Общность идеологии является предпосылкой единства общества. В настоящее время необходимо развитие идеологии, которая сможет стабилизировать создавшуюся ситуацию. Возможно, не стоит искать новых путей, а следует вспомнить общечеловеческие ценности, наработанные тысячелетиями и имевшими место в нашей стране. А. Г. Тулеев, анализируя причины конфликтов в различных сферах общественной жизни и говоря, в частности, о конфликте поколений, отмечает, что сегодня в людях старшего поколения необходимо увидеть то, что не имеет политической окраски, но является непреходящими ценностями всех поколений. Честь (и честность), порядочность, трудолюбие, доброта, взаимопомощь, отзывчивость, обязательность и многое другое - вот то, что является сущностью старшего поколения. И это должно быть усвоено молодёжью9. Формирование стабильного общества только тогда будет успешным, когда идеология общественного согласия укоренится в психологии миллионов россиян. В основе такой идеологии как минимум должны лежать ненасилие и толерантность. Идеология всегда лежит в основе права и его норм, как платформа для создания правового закона.
Социально-философский аспект исследования права актуален в современном обществе. Исследуя познавательный характер права, Н. Неновски отмечает, что для того, чтобы познавательное содержание могло проявиться социологически, перерасти в познавательную функцию, необходимо знание самого права со стороны тех, кто его соблюдает, исполняет, использует и применяет. Познавая право, правовые субъекты, по сути дела, познают специфическое субъективное отражение объективного мира, осуществленное официальным правосознанием (или правотворческим сознанием), осваивают его познавательное содержание10. Сказанное особенно важно для профессионалов в области права. Именно
юристы с большим опытом, философским мышлением и гуманистическим складом ума и психики должны участвовать в создании правовых норм, непосредственно влияющих на формирование согласия в обществе. Научные социально-философские взгляды на общественное согласие являются основополагающими в формировании мировоззрения правоведов, поскольку они соединяют в себе глубину науки, исторический опыт, потребности социума и каждой отдельной личности. Социальная философия исследует смысл права и его норм, его ценность и значимость, роль в жизни человека, общества, государства, в судьбе народов и всего человечества.
Философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках социально-философские подходы и концепции. Но и юриспруденция, её теоретические положения о проблемах становления, совершенствования и развития нормативноправовой системы оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики. Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву - независимо от их принадлежности к системе юридических наук или к философии. Соответственно, в таком взаимодействии философии и права рождаются идеи гражданского согласия и создаются их нормативно-правовые основания.
Теоретическое осмысление социальнофилософских, политических, правовых аспектов общественного согласия в их совокупности и взаимосвязи имеет в современных условиях принципиальное значение для разработки мер государственного управления и регулирования, для создания программ действия общественно-политических движений, для формирования идеологии, нравственного
совершенствования личности, что в комплексе должно привести к стабилизации российского общества. И философии, как основе человеческого миропонимания, принадлежит в этом главенствующая роль.
Примечания
1 См.: Тулеев, А. Г. От противоречия к согласию. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. С. 304-305.
2 См.: Алексеев, С. С. Общая теория права : в
2 т. Т. Т. М. : Юрид. лит., 1981. С. 51.
3 См.: Тихомирова, Л. В. Юридическая энциклопедия / Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров ; под ред. М. Ю. Тихомирова. Изд. 5-е, доп. и перераб. М. : Изд. г-на Тихомирова М. Ю., 2001. С. 567.
4 См.: Неновски, Н. Право и ценности : пер. с болг. / вступ. ст. и пер. В. М. Сафронова ; под ред. В. Д. Зорькина. М. : Прогресс, 1987. С. 93.
5 См.: Краткий очерк истории философии / под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Изд. 3-е. М. : Мысль, 1975. С.242.
6 Синха, Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс : пер. с англ. М. : Академия, 1996. С. 116.
7 См.: Русская философия XX века : национальные особенности, течения и школы, политические судьбы : материалы ТТТ Всерос. науч. заоч. конф. / под общ. ред. проф. Б. В. Емельянова ; сост. О. Б. Ионайтис (Екатеринбург, июль -сентябрь 2000 г.). Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000. С. 45.
8 См.: Неновски, Н. Право и ценности... С. 57.
9 См.: Тулеев, А. Г. От противоречия к согласию. С.235.
10 См.: Неновски, Н. Право и ценности... С. 63.