Научная статья на тему 'Право и политика как ценностные регуляторы общества'

Право и политика как ценностные регуляторы общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2097
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / LAW / LEGAL VALUES / POLITICS / POLITICAL VALUES / SOCIAL RELATIONS REGULATING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тохтуев Илья Андреевич

В статье рассматриваются правовые и политические ценности, и их роль как регуляторов общественных отношений. Дается общий анализ проблем взаимодействия ценностей права и политики, их особенностей и значения для общества, необходимости доминирования правовых ценностей над политическими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and political values, their role as social relations regulators are examined in this article. General analysis of problems of interactions of law and politics, of their peculiarities and significance for society, of necessity of dominating of legal values over the political ones is given.

Текст научной работы на тему «Право и политика как ценностные регуляторы общества»

27. ШирковВ., ШрамченкоМ. Устав уголовного судопроизводства. С позднейшими узаконениями, законодательными мотивами, разъяснениями Правительствующего Сената и циркулярами Министра Юстиции. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - СПб.: Изд. юрид. кн. магазина Н.К. Мар-

тынова, 1902.

28. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. - СПб.: изд-во АЛЬФА, 1995. -С. 363, 374.

29. Чельцов М.А. Уголовный процесс. - М., 1948. - С. 352.

Тохтуев Илья Андреевич

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

tochta@mail.ru

ПРАВО И ПОЛИТИКА КАК ЦЕННОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются правовые и политические ценности, и их роль как регуляторов общественных отношений. Дается общий анализ проблем взаимодействия ценностей права и политики, их особенностей и значения для общества, необходимости доминирования правовых ценностей над политическими.

Ключевые слова: право, правовые ценности, политика, политические ценности, регулирование социальных отношений.

Право, наряду с политикой, принадлежит к числу не только наиболее важ. ных, но и очень сложных общественных явлений. Право и политика это явления сугубо общественные, они не могут существовать без какой-либо социальной общности, неважно как именно будет в нем выражено право (писаные законы, обычаи, традиции, религиозные кодексы и т.д.) или каким образом это общество организовано и кем оно будет управляться. Право всегда возникает как необходимость в регулировании усложнившегося, внутренне противоречивого общества, и своим правовым воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и порядок в обществе, основанный на принципах и идеях существующего права. Политика же, пронизывая все формы общественной жизни и включая в себя все формы социальной активности людей, все виды их деятельности и организации, возникает как результат непрерывного разрастания и расслоения общества, вследствие чего появляется объективная необходимость в координированном управлении этого общества.

Право и политика, как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы общества, являются главными проводниками универсальных ценностей современного цивилизованного мира. К этим ценностям мы относим свободу и равенство, гуманизм, безопасность и благосостояние человека в обществе, свободу совести и слова и др. В идеале эти ценности общие для всех, и существуют для каждого, но все же, учитывая неотъем-

лемую специфику политики и права как самостоятельных социальных явлений, со своей системой и механизмом действия, они реализуются разными методами: правовыми или политическими. Мы можем сказать, что право и политика не только нормативно-ценностные регуляторы общества и личности, но они одновременно выступают в качестве идеалов и сами имеют собственную ценность. При всем взаимодействии политики и права, необходимо видеть, что то и другое - значительно отличающиеся друг от друга нормативные системы.

Рассмотрим право в системе ценностей современного общества, его роль и самостоятельную ценность. В связи с развитием направления философской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать эту значительную силу права как регулятора в современных и высокозначимых категориях [5, с. 353].

Право становится важной социальной ценностью общества, оно определяет не только должное поведение людей в описанных законом рамках и последствия их несоблюдения, но также понятия, принципы и идеи, зная и следуя которым человек определяет своё поведение в обществе как правильное и верное, а общество, в свою очередь, основываясь на том же, взаимодействует с человеком. Когда в основе права лежат гуманистические идеалы и ценности, то оно дает обществу информацию о добром и справедливом, право становится искусством добра и справед-

© Тохтуев И.А., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

253

ливости. С его помощью в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия.

Говоря же о политике и политических ценностях, можно сказать, что они также как и правовые непосредственно примыкают к социальным ценностям и, по существу, являются их подвидом. Среди политических ценностей главные: политическая свобода и ответственность, национальная безопасность, патриотизм и космополитизм, международная безопасность, мир и международное сотрудничество.

Большинство политических ценностей связано с идеями справедливого и разумного общественного устройства и механизмами его поддержания. Ценности политики и политических режимов историчны и в этом смысле относительны, они отражают политическую зрелость и опыт общества, особенности его развития, способы своей реализации и общий менталитет народа. Эти ценности могут быть кратковременными, а могут оставаться основополагающими на долгий период времени, это будет зависеть от того, насколько они проникнуты «духом права», с его гуманистическими принципами и общечеловеческими ценностями.

В то же время для характеристики ценности права также необходимо, прежде всего, обратить внимание на позиции, характеризующие право как неотъемлемый признак и составляющую часть человеческой цивилизации, а именно на роль права в системе общественных отношений, особенности правового регулирования как способа воздействия на общественные отношения, конкретные функции права, механизмы действия права и т.д.

Право в современном обществе является ценностным регулятором в двух значениях: во внешних своих проявлениях и во внутреннем значении и содержании [6, с. 77].

Если не идти дальше рассмотрения права как регулятора общественных отношений, то его миссия в обществе состоит прежде всего в инструментальной ценности, т.е. ценности инструмента, «средства» решения задач, относимых к различным сторонам жизни общества: экономической, политической, культурной. Ценность права проявляется в его внешних свойствах, в особенности создания правовых норм, иными словами, речь идет о праве как нормативном источнике (закон, например), в нормах которого заложены

правовые ценности. Благодаря этому право обладает рядом значимых свойств: общеобязательностью, нормативностью, формальной определенностью, гарантированностью исполнения и другими, раскрывающими его функции и принципы. Инструментальная ценность права способна прямо и непосредственно регулировать общественные отношения и ценности общества.

В отличие от правовых, политические ценности не имеют определенного источника своего существования, разумеется, они могут быть выражены в отдельных правовых актах, нормативных и ненормативных, политических посланиях, доктринах, о них часто могут говорить политики, но все же они в большей степени субъективированы и часто носят декларативно-рекомендательный характер, и в этом смысле политика как нормативно-ценностный регулятор общества более гибок и подвержен изменениям. Право должно быть стержнем, который крепит политические ценности и не даёт им кардинально меняться под влиянием текущих социальных обстоятельств.

Система политических ценностей всегда выступает в виде совокупности ценностей какой-то социальной группы, как организованной общественной силы. В этой связи может возникнуть проблема гармонизации политических ценностей отдельных социальных групп (политической элиты) и общества в целом, отсюда и происходят столкновения интересов различных социальных классов.

Право же являясь несомненным ценностным регулятором общества, способно воздействовать на общество не только через свой правовой инструментарий и интегрированные в него ценности, но и обладать собственной ценностью. Ценность права - это неотъемлемый признак, составляющий часть человеческой цивилизации, несущий её идеалы и принципы. Отсюда ценность права - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан и общества в целом.

Итак, право обладает не только инструментальной, но собственной, внутренней ценностью, которая в современном демократическом обществе приобретает главенствующее значение. Эта ценность связана с внутренним содержанием права, его значением для общества в целом.

Собственную ценность права в общем его понимании можно определить как выражение

и олицетворение правом свободы и активности людей как субъектов права на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, компромисса между социальными группами. Иными словами, право - это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека и справедливости. В этом своем качестве право может предоставлять людям в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие властей, противостоять ему, сообразовать поведение человека с моралью, со справедливостью.

Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. И именно в этом отношении право и является значительной, и притом самостоятельной социальной ценностью [5, с. 355].

Ценности права - это ценности, «олицетворенные правом полностью или частично», пишет В.Г. Графский [6, с. 79]. К таким ценностям относятся свобода, справедливость, равенство, взаимопомощь, в Европе они олицетворяются людьми только с правом. Эти ценности ориентируют человеческое поведение на достижение определённых целей, выработку цивилизованных стандартов, образцов поведения. Они не всегда присущи только праву как ценностному социальному регулятору, это ценности человеческой культуры, из которой возникало право. Верно было отмечено известным французским юристом Ш. Курильски-Ожвэном, что: «...правоведы не выдумывают модели поведения, а заимствуют их из практической жизни и ценностных ориентаций социальной среды, характерной для определённой культуры, в которой они сами существуют» [3, с. 12]. Эти ценности как бы «пронизывают» правосознание общества, они играют роль идеалов и таким образом становятся основными ценностями права [2, с. 174].

Наряду с правом в системе социальных ценностей общества, играет важную роль и политика, как неотъемлемое явление любого современного общества. В самом общем виде политика

может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе и мировом сообществе.

Итак, какие же социальные ценности мы можем выделить в политике, с помощью которых она может регулировать общественные отношения, являясь таким образом нормативно-ценностным регулятором общества?

Традиция реалистического видения политики, установившаяся ещё со времен Н.Макиавелли, ее освобождение от некоторых правил морали, в значительной степени связаны с утверждением понимания ведущей роли интересов в политической, властной деятельности (интерес государства, нации, класса превыше всего). Но в политике существует, постоянно себя проявляющая субъективная сторона, отношение отдельной личности, без учета которой трудно понять, почему люди в рамках сходных социально-экономических или исторических обстоятельств, принадлежа к одному слою или группе и исходя из общих интересов, ведут себя по-разному. Значение подобной ситуации емко выразил В.С. Соловьёв: «Есть у народа интерес, есть у него и совесть» [7, с. 63]. Без совести, действительно, невозможно установить пределы действия, реализации этого важного для человека и общества политического интереса. Если такие ценностные регуляторы отсутствуют, политика и властная сфера вообще становятся полем игры эгоистических инстинктов, что ведет общество к разрушению, а политика перестает быть силой социальной интеграции [1, с. 18].

Политические ценности постоянно возникают, распространяются, функционируют определенный промежуток времени, растворяются, исчезают, снова возникают. Они переменчивы, то есть они функционируют в общественной структуре как идеи-ценности социальных групп, общностей, классов, их политических представительств. Конкретный предмет становится ценностью не сам по себе, а оценивается с точки зрения определенного идеала или системы идей. Политические ценности возникают и функционируют в сознании человека, социальной группы как продукты духовной жизнедеятельности в виде соответствующих идей, целей, норм, они не всегда могут соответствовать правовым ценностям, а иногда они им даже противоречат, здесь многое зависит от политической культуры общества, от возможностей реализации

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

255

правовых предписаний и принципов. Таким образом, можно сказать, что политические ценности -это идеи политических потребностей, выражающие отношение индивидов, социальных групп, классов, общества между собой в конкретный период времени [4, с. 13].

Нельзя забывать о такой важной составляющей политики, как идеология, ведь ценности входят в структуру идеологии и ментальности, это неотъемлемая часть нормативно-ценностных регуляторов общества. Одни и те же политические явления в зависимости от идеологии, и присущей ей системы ценностей будут пониматься, интерпретироваться различным образом.

Идеи демократии, стремление к созданию правового государства, развитие правовой и политической культуры все это можно считать иде-олого-политическими ценностями, которые способны регулировать общественные отношения, направлять их развитие в нужное русло. В условиях развитой демократии и гражданского общества можно выделить набор устойчивых, общепринятых ценностей, которые способствуют укреплению позиций государства. К ним относятся патриотизм, гражданские и политические свободы, легитимность власти, гуманизм, политическая ответственность и т.д. В тоталитарном же обществе ценностей гораздо меньше, чем в демократическом, и главное, здесь они унифицированы, носят декларативный характер и воспринимаются населением исключительно формально. Идея демократии, сейчас, как политическая ценность, так и остается нереализованной, более того, она получает негативный оттенок и недоверие в возможность её реализации.

Расхождение между ценностной ориентацией официальной идеологии и реальной ситуацией порождает сложности в ценностном регулировании, так как в эти ценности не верят, снижается легитимность власти, подрывается вера в реальные возможности права и все это может способствовать развитию кризиса власти.

Можно сделать вывод, что право и политика как нормативно-ценностные регуляторы общества всегда взаимодействуют друг с другом, дополняя или противореча. Правовые и политические ценности тесно переплетены и если, говоря о первых, мы имеем четкое представление, что

они собой представляют, и где можно обнаружить их источник, то политические ценности гораздо более субъективны, во многом зависят от существующей идеологии и политической ситуации в государстве. Они более динамичны и изменчивы, но главенствующее и стабилизирующее положение в обществе всегда должно занимать право, реализуя, таким образом, закрепленный принцип своего верховенства.

Таким образом, мы можем констатировать, что ценность права с его понятиями об идеалах, об общей цели права, его предназначении и т.д., а также функцией по регулированию общественных отношений означает служение не только обществу, государству или каким-нибудь социальным образованиям, но, прежде всего, человеку. Создание благоприятных условий для каждого человека, - вот основная задача права, политика носит здесь лишь прикладное значение, политика должна всегда руководствоваться правом, его нормами, принципами и целями.

Библиографический список

1. Демидов А.И. Мир политических ценностей // Правоведение. - 1997. - .№4. - С. 18-25.

2. Рашева Н.Ю., ГомоновН.Д. Ценность права в контексте системы ценностей // Вестник МГТУ - 2006. - Т. 9. - №1. - С. 172-181.

3. Курильски-Ожвэн Ш. Семья, равенство, свобода // Общественные науки и современность. - 1996. - №2. - С. 10-16.

4. Виноградов В.Д. Политические ценности в жизнедеятельности людей // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. (Тр.) - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество / Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. - Вып. 1. - С. 11-16.

5. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. Часть вторая. Теория права. - М.: Норма, 19981999. - С. 353-358.

6. Графский В.Г., Мамут Л. С., Нерсесянц В. С. Традиции и обновление в праве: ценностное измерение перемен // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. - С. 74-88.

7. Соловьёв В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 1. - М., 1989. - С. 62-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.