Научная статья на тему 'Роль государства и права в гражданском обществе'

Роль государства и права в гражданском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18650
872
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LAW STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВО / LAW / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова О.В.

В статье рассматривается роль правового государства в гражданском обществе, раскрывается роль права как меры свободы и справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of state and law in civil society

The article covers the role of law and state in civil society; the role of law in civil society as a measure of freedom and justice.

Текст научной работы на тему «Роль государства и права в гражданском обществе»

О.В. Орлова*

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматривается роль правового государства в гражданском обществе, раскрывается роль права как меры свободы и справедливости.

Правовое государство, гражданское общество, право, конституция, личность.

Соотношение между обществом и государством во все времена занимало центральное место в юриспруденции и других гуманитарных науках.

Становление гражданского общества и правового государства прошло достаточно длительный и сложный путь (незавершенный) и характеризуется переходом от политической и экономической диктатуры к развитию демократии, к правовой свободе личности, к размежеванию политической власти и гражданского общества. При этом периоды активного строительства гражданского общества и демократического государства сменяются достаточно длительным застоем. В современном российском обществе о них судят с позиции повседневности - материального благополучия, доступности духовных благ, наличия действенного общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, коррумпированности и бюрократизации государственного аппарата, эффективности законодательства и правовой политики в целом

Правовое государство (а речь идет именно о нем) в гражданском обществе - это не только научная идея, позволяющая соединить государство и право и предполагающая обеспечение свободы каждого индивида, каждого негосударственного формирования, следование своим желаниям по принципу «разрешено все, что не запрещено законом», но и конкретная деятельность по решению экономических и иных проблем, принятию соответствующих законов, целевых программ и т.п. и претворению их в жизнь, используя весь государственный аппарат, в том числе аппарат принуждения.

* Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент (e-mail: ovorlova@mailfrom.ru).

Говоря о разделении гражданского общества и государства, следует подчеркнуть, что полной независимости человека и гражданского общества от государства не было, нет и не будет. Именно государство с помощью права регулирует отношения, складывающиеся в обществе, очерчивает границы саморегулирования гражданского общества, скажем, закрепляя в конституции основы конституционного строя, экономическую свободу, приоритет социальной политики, идеологический плюрализм, многопартийность. Кроме того, действующее законодательство предусматривает процедуры проявления личностных инициатив (например, порядок создания общественных объединений).

Вне сомнения, гражданское общество - это не оппонент государства, ибо государство выполняет общие социальные функции, затрагивающие интересы всех слоев населения. Гражданское общество является прежде всего выразителем индивидуальных (частных) интересов, которые нередко совпадают с групповыми, так как людей объединяет общность их интересов, мировоззрения, условий жизни и т.п. В конечном счете эти интересы могут соответствовать и государственным интересам. Таким образом, современное гражданское общество - сфера как частных, так и общественных интересов, а его разнообразные структуры не противопоставляются государству, а являются источником его социализации1.

Государство выполняет как бы обслуживающую роль по отношению к обществу, т.е. создает и обеспечивает условия для нормального функционирования гражданского общества, в том числе с помощью права, а также, применяя принуждение, обеспечивает правовую свободу, безопасность индивида. Иными словами, между государством и гражданским обществом существует как прямая, так и обратная связь - гражданское общество «способно контролировать государство, одновременно испытывая и воспринимая его ограниченно-регулятивное, гарантирующе-правовое воздействие, направ-

2

ленное на защиту личности, человека, гражданина» .

1 См.: ЛуковскаяД.И. Ж.Ж. Руссо о дуализме общества и государства и его преодолении в государстве народного суверенитета // Государство: многомерность восприятия. М., 2009. С. 167.

2 Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: аксиологическая феноменология отчуждения // Право и политика. 2001. № 5. С. 8.

При этом нельзя забывать, что цели и задачи, стоящие перед российским государством, идентичны с точки зрения как его интересов, так и гражданского общества, хотя и достигаются разными способами. Гражданское общество не может существовать без правового государства - именно оно создает нормативную базу образования и функционирования общественных и иных структур. Особенность гражданского общества состоит в том, что оно очерчивает пределы вмешательства государства в свои дела, формирует задачи и функции государства.

Правовое государство - это политико-правовой фундамент гражданского общества, не что иное, как политическая составляющая гражданского общества, которое осуществляет непосредственное руководство обществом. Но именно гражданское общество служит «буфером между личностью и государством», обеспечивая соблюдение и защиту конституционных прав и свобод граждан3.

В современных условиях сотрудничество между гражданским обществом и государством предполагает определенное перераспределение прав и полномочий участников политической жизни, политическое партнерство между государственными и негосударственными структурами. Однако не исключается необходимость укрепления правового государства, его более четкой институциализации при условии активизации негосударственных самоуправленческих институтов в выработке управленческих решений. Важную роль здесь играет взаимодействие государства и личности, при этом государство выступает в качестве гаранта политической, экономической и духовной свободы гражданина и как механизм, обеспечивающий сотрудничество всех субъектов гражданского общества.

Таким образом, налицо взаимообусловленный процесс. Становление и развитие гражданского общества ведет к изменению государства, что можно проследить на примере перехода от феодальных государств Средневековья к современным демократическим государствам, основанным на равноправии граждан. Государство же, являясь частью гражданского общества, обладая властью, авторитетом и соответствующими ресурсами, поддерживает сложивши-

3 См.: Нудненко Л.А. Личность в координатах модернизации взаимодействия гражданского общества и правового государства // Государство и право. 2015. № 4. С. 19.

еся общественные отношения. И чем сильнее и могущественнее государство, чем активнее оно представляет и защищает интересы своего населения, тем с большим основанием можно говорить о существовании развитого гражданского общества.

В процессе формирования и развития гражданского общества роль права должна выражаться в обеспечении оптимального соотношения управления и самоуправления, саморегуляции и самоорганизации. Экономические, политические и иные преобразования в обществе должны быть облечены в юридическую форму, гарантирующую соблюдение прав человека и обеспечение юридических обязанностей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые законы отвечали уровню правового развития общества и даже опережали его, содержали апробированные решения с точностью до конкретной правовой ситуации, прогнозирующие правовые последствия. Тем самым создаются предпосылки для долговременных перспектив развития общества и государства, обеспечения реальных процессов в сфере воспроизводства и саморегулирования гражданского общества, реализации творческого потенциала в обществе.

В основе гражданского общества лежит идея права как высшей справедливости, меры равенства и свободы. Реальное воплощение этой идеи на практике не зависит от того, признается ли она государством. Свидетельством этого является закрепление данного постулата в действующем законодательстве, в правоприменительной и правоохранительной государственной деятельности.

Право является порождением самого общества, ибо «юридически должное извлекается из социологических основ общества и занимает свое место на институциональном уровне общественных от-ношений»4. В определенной мере право является фактором, который ограничивает власть государства, так как компетенция государственных органов четко прописана в действующем законодательстве. В этой связи представляет интерес высказывание Б.А. Кистя-ковского: «"Права государства", интересы общества существуют лишь для того, чтобы поддерживать права и интересы отдельных личностей»5.

В гражданском обществе сущность права проявляется в том, что оно одновременно служит «общим благом» для всех и «благом»

4 Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. С. 7.

5 Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1999. С. 149.

для каждой личности, т.е. «по своей естественно-правовой сути общее благо всех и благо каждого - это одно и то же»6.

Гражданское общество объективно нуждается в праве, максимально и адекватно выражающем реальные общественные потребности и интересы. Право в гражданском обществе выполняет как бы двоякую роль. Оно есть отражение реалий гражданского общества, является действенным (хотя и не единственным) инструментом решения тех задач, которые стоят перед обществом и государством на каждом этапе их поступательного развития, и вместе с тем воздействует на формирование воли человека, его правосознания и, как следствие, его правового поведения, формирует должное и в то же время желаемое поведение. Право является средством и сферой реализации правовой политики государства, придавая последней нормативность и закрепляя достаточно широкий спектр ценностей, составляющих сущность функционирования гражданского общества.

При этом в силу нормативности право не подвергается воздействию извне со стороны общества и не зависит от постоянно меняющейся общественной жизни.

В Конституции РФ прямо об интересах государства и общества не говорится (или почти не говорится). Однако интересы личности (права и свободы), прописанные в ее гл. 2, одновременно являются и интересами общества. Во-первых, развитие и процветание общества зависит от уровня жизни и активности (самореализации) личности, и наоборот, во-вторых, развитие государства и общества ведет одновременно к суверенитету и государства (общества), и личности. В основу Конституции РФ положен принцип верховенства права. Именно этим определяется правовой характер формирующегося в России гражданского общества и реальная степень правовой свободы личности.

Сейчас налицо ситуация, когда имеется разрыв между правом (в значительной мере ориентированным на нравственные, общегуманитарные ценности) и реальными условиями воплощения правовых предписаний в жизнь. И не надо забывать, что «право есть человеческое изобретение, и то, что большинство считают правом,

6 Нерсесянц В.С. Проблема общего блага в постсоциалистической России // Российское правосудие. 2006. № 4. С. 5.

право и есть»7. Необходимо также подчеркнуть, что право выступает важнейшим стабилизующим фактором гражданского общества в силу того, что правовые предписания, как исходящие от государства (законы и иные нормативные правовые акты), так и принятые непосредственно населением (например, референдумом), носят длящийся характер и рассчитаны на длительное существование. Более того, право связывает государство и гражданское общество, переводя политические решения в строго определенные правила поведения, адресованные всем без исключения.

Особенность действия права в гражданском обществе заключается также в том, что оно охватывает своим регулированием, прежде всего, экономическую сферу, связанную с собственностью, товарным производством и распределением материальных благ. Помимо этого, право регулирует порядок образования и деятельности различных институтов гражданского общества. Практически нет такой области человеческих и общественных отношений, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию. Исключение составляет лишь область чувств.

Важнейшей особенностью права является то, что оно выступает средством политического управления, т.е. власти. Право создает политико-правовые условия для гражданского согласия, социального партнерства и т.д. Процесс формирования гражданского общества связан с тем, что право направлено на поддержание постоянного воспроизводства целостной сферы общественной жизни, создание новых институтов и одновременно предполагает стабилизацию динамики в этой сфере путем разрешения различных ситуаций, в том числе конфликтов интересов.

Право в гражданском обществе направлено на интеграцию общества, обеспечение его единства и социального согласия в нем «через разрешение социальных конфликтов в рамках всеобщей правовой формы». Причем речь идет о единстве на основе права, т.е. о единстве различий, а не об их нивелировке8. И в этом состоит одна из его ценностей.

Право, устанавливая правовые рамки и формальную определенность правовых предписаний, тем самым обеспечивает единство

7 Honore T. The necessary connection between law and morality // Oxford journal of legal studies. 2002. Vol. 22. No. 3. P. 490.

8 См.: ЛапаеваВ.В. Социология права. М., 2000. С. 190.

всей системы социальной регуляции, ибо основано на общем интересе и общей воле. Не случайно, по мнению Р. Иеринга, целью права является «уравновешивание интересов в обществе и нахождение баланса между ними»9. Поэтому право «ориентировано как на цивилизованный правопорядок, так и на экономическое процветание, на развитие гражданского общества, на идеалы справедливости, социальной гармонии и всеобщего блага»10.

Для российского общества характерно использование таких нормативных регуляторов, как договоры в частном и публичном праве, локальные акты, акты общественных объединений и институтов прямой демократии, обычаи (этнические и делового общения), корпоративные нормы, охватывающие своим воздействием не только частные, но и публичные образования, и др.11 И здесь широкое поле для проявления политической и иной социальной активности индивида и его организаций в целях удовлетворения личностных и общественных потребностей и интересов.

Все это дает основание считать, что право в гражданском обществе - элемент его цивилизованности. И чем выше нормативно-регулятивная значимость права в реальных отношениях, тем с большей уверенностью можно говорить, что общество действительно является свободным и открытым.

Право всегда является формой выражения согласованных всеобщих интересов, что придает ему реальный характер и определяет ведущую роль среди всех нормативных регуляторов общественных отношений. Это позволяет праву обеспечивать единство всей нормативно-регулятивной системы.

Особенность права состоит также в том, что именно оно предусматривает «законные основания» для ограничения экономической, политической, нравственной, юридической и т.д. свободы человека, обеспечивая сочетание свободы и справедливости.

Право характеризуется функциональной целесообразностью. Оно способно поддерживать уже сложившиеся отношения в граж-

9 ИерингР. Борьба за право. М., 1991. С. 8.

10 Бачинин В.А. Телеологическая детерминация в сфере права // Право и политика. 2002. № 3. С. 4.

11 В юридической литературе эти нормы получили название «неофициальное право». См., например: ПоляковА.В., ТимошинаЕ.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2005. С. 120-126.

данском обществе, т.е. обеспечивать всеобщий устойчивый характер. В то же время право как бы предвидит будущее развитие правового государства и гражданского общества. Таким образом, право не только предусматривает модель «сегодняшнего» поведения человека, является констатацией настоящего, уже существующего, но и предполагает, по какому пути личность направит свою активность в перспективе. В праве заложены и возможные в будущем, еще только складывающиеся общественные отношения, а также прослеживается ощутимая связь между прошлым, настоящим и будущим. Правовая система современной России носит переходный характер. Поэтому нельзя не согласиться с предположением, высказанным Н. Лу-маном в работе «Социология права», что право может служить инструментом изменений в обществе, ибо оно «является одной из необходимых составляющих общественных эволюций»12.

Право регулирует три сферы взаимодействия в гражданском обществе:

между индивидуальными субъектами - личностями (гражданское право);

между коллективными субъектами - церковью, общественными объединениями и т.п. (конституционное, административное право);

между индивидуальными и коллективными субъектами (например, трудовое, семейное право).

Являясь мерой свободы и определяя субъективные права и юридические обязанности, право в гражданском обществе очерчивает границы, которые, по словам Б.Н. Чичерина, и есть основное начало права как нормы свободы13. В соответствии с такой философской трактовкой сущности права оно в гражданском обществе служит средством взаимодействия и уважения всех его субъектов.

Самореализация личности в гражданском обществе осуществляется не только при помощи права, но и в сфере его действия. Право в гражданском обществе - и мера свободы, и мера справедливости, и должное поведение, каким оно видится со стороны государства и общества, и конкретное поведение, проявляющееся в процессе реализации личностных субъективных прав и обязанностей.

12 Цит. по: Посконин В.В., Посконина О.В. Т. Парсонс и Н. Луман: два подхода в правопонимании. Ижевск, 1998. С. 246, 247.

13 См.: Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1879. С. 143.

Регулируя общественные отношения, право проходит через сознание индивида, получает позитивную или негативную оценку с точки зрения ценности и необходимости конкретного правового предписания в интересах или самого человека, его семьи, или общества и государства. В зависимости от этого личность реализует или не реализует свое субъективное право, вступая в конкретные правоотношения. Основное предназначение права в гражданском обществе состоит в том, что оно служит не только универсальным регулятором общественных отношений (это аксиома), но и инструментом согласования интересов различных людей и социальных слоев, т.е. в известной мере способствует единению и примирению. Иными словами, право оказывает «информационное, ориентационное и регулятивное воздействие на сознание и поведение людей» .

Опираясь на государственно-властное принуждение, право обеспечивает доступность прав и свобод личности. При этом особенности правовых предписаний заключаются в том, что норма права, с одной стороны, является средством обеспечения социальных связей, а с другой - представляет собой своего рода социальную программу, обеспечивающую «отождествление личностных и общественных ценностей»15.

Кроме того, право, закрепляя правовое положение личности, очерчивает границы свободной социальной, в том числе политической, активности индивида, куда доступ государству закрыт, предоставляет личности возможность в той или иной форме воздействовать на государственные органы в целях обеспечения развития демократии и гражданского общества. В частности, речь идет в первую очередь о процессуальном праве, ибо именно уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право устанавливает определенные процедуры, которые позволяют реализовать на практике принцип формального равенства.

Разнообразие норм права (например, норм-целей, норм-принципов, норм-стимулов, норм-запретов и др.) оказывает неодинаковое воздействие на сознание и поведение личности. Однако в конеч-

14 Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: В 2 т. Т. 1. Ярославль, 2005. С. 105.

15 Степанов О.А. Ключевые аспекты правового регулирования, использования и развития информационно-электронных технологий // Государство и право. 2004. № 4. С. 71.

ном счете право всегда имеет нормативно-упорядочивающий характер, стимулируя активность личности и побуждая ее действовать в собственных интересах или интересах коллектива, общества и государства, ограничивая ее свободу, в том числе путем запрета совершать действия, за которые предусмотрена юридическая ответственность.

В гражданском обществе право обеспечивает приоритет личности перед государством, индивидуального перед общественным, что открывает путь к утверждению свободы личности в свободном обществе. Причем это проявляется во всех отраслях правового регулирования. Право, и в этом также состоит его ценность, предоставляет индивиду возможность выбора линии своего поведения, устанавливая при этом определенные ограничители автономии личности, четко обозначенные в законодательстве. «Личность и общество не представляют собой каких-либо самодовлеющих и противостоящих друг другу субстанций; они растут из одного корня и стремятся к одному свету»16. И этим «корнем» в гражданском обществе может быть только право, ибо его целью является достижение как блага личности, так и блага общества и государства.

Можно сказать, что право - не что иное, как нормативный механизм, осуществляющий взаимную адаптацию общества и социальных субъектов, в том числе личностей друг к другу17, что обусловлено в значительной мере тем, что право отражает наиболее типичные ситуации, рассчитанные на неоднократное применение правовых предписаний в тех или иных жизненных случаях. Поэтому, рассматривая эти вопросы, необходимо учитывать как особенности российской правовой системы в целом, так и региональную специфику.

При регулировании отношений между субъектами гражданского общества сегодня на авансцену все в большей степени выходят правовые принципы, например, равенство, справедливость, единство прав и обязанностей, законность и др., большинство которых закреплено в действующем законодательстве. В таких условиях происходит стирание граней между частным и публичным правом, их взаимопроникновение друг в друга. Такая тенденция наиболее ярко

16 Новгородцев Л.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 165-166.

17 См.: Бачинин В.А. Природа правовой реальности // Право и политика. 2004. № 2. С. 6.

проявляется в функционировании институтов гражданского общества и в возможностях самореализации личности в нем.

Как показывает мировая практика, если право соответствует общепринятым социальным ценностям в обществе, то возрастает его престиж, а значит, можно говорить о действенности правового регулирования, о признании самого права важнейшей социальной ценностью. Поэтому в гражданском обществе, основанном на формальном равенстве и свободе, признаются те ограничения свободы, которые предусмотрены в действующем законодательстве.

Таким образом, важнейшая особенность права в гражданском обществе заключается в том, что оно определяет границы осуществления индивидами их субъективных прав и свобод. Эти границы предполагают предметный, субъектный и временной аспекты. Предметный аспект - это сфера общественных отношений, где свобода человека ограничивается исключительно интересами государства и общества. Субъектный и временной аспекты означают соответственно действие управомочивающих норм по кругу лиц и во времени.

К тому же право выступает как цель и мотив сознательной деятельности личности в гражданском обществе и правовом государстве, как «способ интеграции различных действий человека и общества в некоторую последовательность или систему»18.

Вместе с тем правовое регулирование отношений в гражданском обществе постоянно расширяется и усложняется. Однако его действенность далеко не всегда прослеживается, вследствие чего личность не удовлетворяет, как регулируются те или иные ее связи с обществом и государством.

Получив определенную информацию о той или иной норме права, нормативном правовом акте, индивид анализирует ее через призму своего правосознания, своего сложившегося представления о праве. На этот процесс влияют подчас недостоверная, полная или неправильно понятая информация, возможности получения правовой информации о состоянии правового регулирования общественных отношений в других странах, в том числе с точки зрения международного права, чему способствует развитие Интернета.

18 Пашинский А.И. Особенности аксиологического и деонтологического подходов к изучению права // Проблемы ценностного подхода в праве: традиция и обновление. М., 1996. С. 17.

Такая информация, безусловно, играет положительную роль в развитии правовой активности личности в реализации и защите ее субъективных прав, в том числе расширяет ее возможности по участию в принятии политико-правовых решений, так как формирует правовую культуру как самой личности, так и общества в целом. Вместе с тем она далеко не всегда способствует адекватной ее оценке среди различных слоев населения, а нередко ведет к абсолютизации личной свободы или полному отказу от нее. Более того, все большую роль играют электронные средства массовой коммуникации, которые в силу постоянно возрастающей доступности и популярности нередко порождают протестные настроения в обществе. Развитие интернет-технологий существенно повлияло на изменение модели гражданского общества, в том числе в России. Сегодня в ее основе лежит нетрадиционный подход к формированию социально-политических ценностных ориентаций, позволяющих вычленить (отделить) каждую личность и ее отношение к тем или иным событиям и явлениям, обществу и государству в целом и одновременно наладить диалог с достаточно широким кругом лиц, открыть «окно в мир». Речь идет об обществе, которое легко изменяется и приспосабливается к сложившимся обстоятельствам, способствует наиболее полному осуществлению прав и свобод человека, обеспечивает равноправие и свободу личности, сохраняя при этом «внутреннее неравенство» - по способностям и т.п.

В связи с этим задача права состоит в том, чтобы «обеспечить парадигмы и стратегии формирования нового общества и одновременно используя все необходимые институции его организации»19. Кроме того, сегодня огромную роль в гражданском обществе играет двойная информация, которой, с одной стороны, обладает государство, а с другой - личность. И эта информация широко используется как государством в целях обеспечения правомерного поведения

граждан, так и гражданами и их организациями для контроля за де-

_ 20

ятельностью государственного аппарата .

Права и свободы служат удовлетворению индивидами их личных потребностей; их реализация является частным делом каждого.

19 Бачило И.Л. Проблемы теории информационного права // Теоретические проблемы информационного права. М., 2006. С. 15.

20 См.: Стрельцов А.А. Содержание информационных отношений // Там же. С. 34-35.

Предназначение государства - обеспечивать условия для максимального удовлетворения потребностей в рамках правовой свободы, т.е. формально равной для всех свободы удовлетворять свои потребности, - отвечает интересам общества и власти. В этом проявляется диалектика всеобщего интереса и частных интересов в государстве (и обществе). Всеобщий интерес, выражаемый государством, состоит в равном признании, равном обеспечении и равной защите всех правомерных интересов.

Одним из направлений правовой политики является формирование правовых основ гражданского общества в нашей стране. Правовая политика постоянно видоизменяется, на передний план выступает тот или иной интерес, лежащий в ее основе (например, необходимость развития национальной экономики). Важнейшей задачей, стоящей перед правовой политикой, было и остается обеспечение баланса индивидуальных и общественных интересов. Человеку всегда свойственно искать свою выгоду. Право предоставляет возможность для наиболее эффективного удовлетворения интересов и потребностей. Речь идет, прежде всего, о свободе выбора поведения, единственным «ограничителем» которой является право.

Библиография

Бачило И.Л. Проблемы теории информационного права // Теоретические проблемы информационного права. М., 2006.

Бачинин В.А. Природа правовой реальности // Право и политика. 2004. № 2.

Бачинин В.А. Телеологическая детерминация в сфере права // Право и политика. 2002. № 3.

Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: аксиологическая феноменология отчуждения // Право и политика. 2001. № 5.

ИерингР. Борьба за право. М., 1991.

Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. В 2 т. Т. 1. Ярославль, 2005.

Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1999.

ЛапаеваВ.В. Социология права. М., 2000.

Луковская Д.И. Ж.Ж. Руссо о дуализме общества и государства и его преодолении в государстве народного суверенитета // Государство: многомерность восприятия. М., 2009.

Неновски Н. Право и ценности. М., 1987.

Нерсесянц В.С. Проблема общего блага в постсоциалистической России // Российское правосудие. 2006. № 4.

Новгородцев Л.И. Об общественном идеале. М., 1991.

Нудненко Л.А. Личность в координатах модернизации взаимодействия гражданского общества и правового государства // Государство и право. 2015. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пашинский А.И. Особенности аксиологического и деонтологического подходов к изучению права // Проблемы ценностного подхода в праве: традиция и обновление. М., 1996.

Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб.,

2005.

Посконин В.В., Посконина О.В. Т. Парсонс и Н. Луман: два подхода в пра-вопонимании. Ижевск, 1998.

Степанов О.А. Ключевые аспекты правового регулирования, использования и развития информационно-электронных технологий // Государство и право. 2004. № 4.

Стрельцов А.А. Содержание информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. М., 2006. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1879.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.