Научная статья на тему 'Социально-философский анализ в медико-педагогическом процессе'

Социально-философский анализ в медико-педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / MEDICALISATION OF SOCIETY / METHODS OF TRAINING AND EDUCATION / SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS / FORMS OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказов Леонид Дементьевич, Николаева Людмила Петровна

Глобализация образования характеризуется сложностью и динамичностью составляющих ее процессов и явлений, что требует уточнения форм и методов обучения и воспитания студентов-медиков. Участие медицины в жизни человека как явление, охватывающее целиком и полностью его бытие от рождения до смерти, требует высокой нравственной культуры взаимодействия врача и пациента, а также соответствующего современного научнотехнического оснащения самого процесса оказания медицинской услуги. Обучение и воспитание студентов-медиков должно включать дидактический и эвристический методы в разумном и сбалансированном отношении, базисные культурные коды социума, которые выражаются в языковых и подражательных формах. Некоторые формы и методы обучения в медицинском вузе требуют коррекции в формировании мировоззрения студентов при освоении ими клинических и социально-гуманитарных дисциплин. Например, анатомия и философия, чаще всего никак не связанные между собой, существенно снижают мотивационную составляющую учебного процесса студентов, потому что лишают возможности открывать в себе медицину и себя в медицине. Из-за этого разрыва у студентов складывается впечатление, что их больше нагружают теорией и меньше формируют практические навыки. Необходимо отметить, что профессорско-преподавательский состав (ППС), обладающий предметной компетентностью, не всегда готов работать в проблемном режиме, что снижает адаптационную и конкурентную активность выпускников медицинских вузов и приводит к их социально-культурной и профессиональной дезориентации в медицине и социуме. Суть проблемы состоит в том, что на современном этапе развития образования в России обострились следующие противоречия: между продуктивной занятостью студентов в вузе и освоением теоретических и практических знаний по предметам; между культурной и дисциплинарной компетентностью ППС и способностью студентов-медиков адаптироваться в социально-культурной и медицинской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассказов Леонид Дементьевич, Николаева Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially-philosophical analysis in medicopedagogical process

Globalization of education is characterized by complexity and dynamism of occurring processes and phenomena. This requires closer definition of forms and methods of education and mentoring of medical students. Participation of medicine in human life as a phenomenon that comprise his life entirely from birth to death requires a high moral culture of doctor-patient interaction, as well as the corresponding modern scientific-technical equipment of the process of providing medical services, education and mentoring of medical students must include instructional method and heuristic approach in their reasonable and balanced attitude, reference cultural patterns of society resulting in language and mimetic forms. Educational system in medical university requires a serious correction of ideology and methodology which are necessary for the development of clinical disciplines and theoretical material. For example, anatomy and philosophy, which are typically not connected to each other, significantly reduce motivational component of the student learning process, because they make it impossible for a student to open medicine in himself and himself in medicine. Because of this break students get the impression that they are loaded more with the theory, and less with the practical skills. It has to be noted the fact that the higher-education teaching personnel (HETP), which has substantive competence, is not always ready to work in problem mode. This reduces adaptive and competitive activity of medical graduates and leads to their sociocultural and professional disorientation in medicine and society. The truth of the matter is that at the present stage of education development in Russia the following contradictions have become aggravated: tensions between productive employment of students in academia and absorption of theoretical and practical knowledge on subjects; tensions between cultural and disciplinary competence of HETP and ability of medical students to adapt to socio-cultural and medical environment. Aim. The aim of the study was to investigate causal relationships in education-society-medical and lecturer-student-patient systems. Objectives. Research objectives included determination of further education development vector in continuously changing conditions of social and medicine advancement and analysis of the components that make up its content. Conclusions. Modern educator is a navigator on socio-medical problems of the student, who studies his own, medical and social problems as a single complex of education, preserving legacy and introducing advanced technologies that contribute to normal society regeneration at the present stage of social development.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ в медико-педагогическом процессе»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ В МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Рассказов Л.Д., Николаева Л.П.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Красноярск, Россия

Глобализация образования характеризуется сложностью и динамичностью составляющих ее процессов и явлений, что требует уточнения форм и методов обучения и воспитания студентов-медиков. Участие медицины в жизни человека как явление, охватывающее целиком и полностью его бытие от рождения до смерти, требует высокой нравственной культуры взаимодействия врача и пациента, а также соответствующего современного научно-технического оснащения самого процесса оказания медицинской услуги. Обучение и воспитание студентов-медиков должно включать дидактический и эвристический методы в разумном и сбалансированном отношении, базисные культурные коды социума, которые выражаются в языковых и подражательных формах. Некоторые формы и методы обучения в медицинском вузе требуют коррекции в формировании мировоззрения студентов при освоении ими клинических и социально-гуманитарных дисциплин. Например, анатомия и философия, чаще всего никак не связанные между собой, существенно снижают мотивационную составляющую учебного процесса студентов, потому что лишают возможности открывать в себе медицину и себя в медицине. Из-за этого разрыва у студентов складывается впечатление, что их больше нагружают теорией и меньше формируют практические навыки. Необходимо отметить, что профессорско-преподавательский состав (ППС), обладающий предметной компетентностью, не всегда готов работать в проблемном режиме, что снижает адаптационную и конкурентную активность выпускников медицинских вузов и приводит к их социально-культурной и профессиональной дезориентации в медицине и социуме. Суть проблемы состоит в том, что на современном этапе развития образования в России обострились следующие противоречия: между продуктивной занятостью студентов в вузе и освоением теоретических и практических знаний по предметам; между культурной и дисциплинарной компетентностью ППС и способностью студентов-медиков адаптироваться в социально-культурной и медицинской среде.

Цель: исследовать причинно-следственные связи в системах «образование-общество-медицина» и «преподаватель-студент-пациент». Задачи: определить вектор дальнейшего развития образования в непрерывно меняющихся условиях развития общества и медицины и проанализировать компоненты, составляющие его содержание.

Заключение. Современный педагог - это навигатор по социально-медицинским проблемам студента, исследующего проблемы собственные, медицинские и социальные как единый комплекс образования, сохраняющего свое историческое наследие и внедряющего инновационные технологии, способствующие нормальному воспроизводству социума на данном этапе развития общества.

Для цитирования: Рассказов Л.Д., Николаева Л.П. Социально-философский анализ в медико-педагогическом процессе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 122-132. с)о1: 10.24411/2220-8453-2019-12008. Статья поступила в редакцию 02.04.2019. Принята в печать 24.05.2019.

Медицинское образование и профессиональное развитие

122

Ключевые слова:

критическое мышление, методы обучения и воспитания, социально-философский анализ, формы образовательного процесса

Рассказов Л.Д., Николаева Л.П. Социально-философский анализ в медико-педагогическом процессе

SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ANALYSIS IN MEDICO-PEDAGOGICAL PROCESS

Rasskazov L.D., Nikolaeva L.P.

Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia

Globalization of education is characterized by complexity and dynamism of occurring processes and phenomena. This requires closer definition of forms and methods of education and mentoring of medical students. Participation of medicine in human life as a phenomenon that comprise his life entirely from birth to death requires a high moral culture of doctor-patient interaction, as well as the corresponding modern scientific-technical equipment of the process of providing medical services, education and mentoring of medical students must include instructional method and heuristic approach in their reasonable and balanced attitude, reference cultural patterns of society, resulting in language and mimetic forms. Educational system in medical university requires a serious correction of ideology and methodology which are necessary for the development of clinical disciplines and theoretical material. For example, anatomy and philosophy, which are typically not connected to each other, significantly reduce motivational component of the student learning process, because they make it impossible for a student to open medicine in himself and himself in medicine. Because of this break students get the impression that they are loaded more with the theory, and less with the practical skills. It has to be noted the fact that the higher-education teaching personnel (HETP), which has substantive competence, is not always ready to work in problem mode. This reduces adaptive and competitive activity of medical graduates and leads to their sociocultural and professional disorientation in medicine and society. The truth of the matter is that at the present stage of education development in Russia the following contradictions have become aggravated: tensions between productive employment of students in academia and absorption of theoretical and practical knowledge on subjects; tensions between cultural and disciplinary competence of HETP and ability of medical students to adapt to socio-cultural and medical environment.

Aim. The aim of the study was to investigate causal relationships in education-society-medical and lecturer-student-patient systems.

Objectives. Research objectives included determination of further education development vector in continuously changing conditions of social and medicine advancement and analysis of the components that make up its content. Conclusions. Modern educator is a navigator on socio-medical problems of the student, who studies his own, medical and social problems as a single complex of education, preserving legacy and introducing advanced technologies that contribute to normal society regeneration at the present stage of social development.

For citation: Rasskazov L.D., Nikolaeva L.P. Socially-philosophical analysis in medico-pedagogical process. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (2): 122-32. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-12008. (in Russian]

Received 02.04.2019. Accepted for publication 24.05.2019.

Keywords:

medicalisation of society, methods of training and education, social and philosophical analysis, forms of educational process

Медико-педагогический процесс необходимо рассматривать в аспектах глобализации общества, которая проявила «два глобальных противоречия между

системой образования общества как культурным социальным институтом и ожиданиями общества от образования. С одной стороны, обучение и воспитание корнями

Том 10, №2 2019 J23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.