КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РЕАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
Визер Ю.Ю., Авачева Т.Г.
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань, Россия
В статье освещена проблема формирования творческих способностей будущих медиков в реальном образовательном процессе; конкретизировано научное представление о содержании научных понятий исследования (творческие способности будущего медика, творческий образовательный процесс, творческая информационная деятельность студента медицинского вуза). В работе приведены результаты констатирующего эксперимента, описаны компоненты (когнитивный, технологический, информационно-коммуникационный и рефлексивно-аксиологический), показатели и критерии уровней развития творческих способностей будущего медицинского работника.
Для цитирования: Визер Ю.Ю., Авачева Т.Г Компоненты творческих способностей студентов медицинского вуза в реальном образовательном процессе при изучении медицинской информатики // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 52-61. с)о1: 10.2441 1/2220-8453-2019-13006. Статья поступила в редакцию 02.04.2019. Принята в печать 20.08.2019.
THE COMPONENTS OF CREATIVE ABILITIES OF MEDICAL STUDENTS IN A REAL EDUCATIONAL PROCESS WHILE LEARNING MEDICAL INFORMATICS
Vizer Yu.Yu., Avacheva T.G.
Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov, Ryazan, Russia
The article covers the problems of forming creative abilities of future medics in a real educational process, concretizes scientific image of the content of scientific notions in the research (creative abilities of the future physician, creative educational process, creative information activity of the medical student). In the publication results of ascertaining experiment (cognitive, technologic, information and communications and reflexive-axiological) and indexes and criteria of creative abilities development levels of medical students are represented.
For citation: Vizer Yu.Yu., Avacheva T.G. The components of creative abilities of medical students in a real educational process while learning medical informatics. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (3): 52-61. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-13006. (in Russian] Received 02.04.2019. Accepted for publication 20.08.2019.
Ключевые слова:
творческие способности,
информатизация
общества, электронная
образовательная
среда, медицинское
образование,творческая
информационная
деятельность,
электронный портфолио,
инновационные
процессы,
общепрофессиональные компетенции
Keywords:
creative abilities, informatization of society, electronic educational environment, medical education, creative information activity, electronic portfolio, innovation processes, general professional competencies
В условиях бурной информатизации всех сфер жизни общества происходит интенсивное развитие инновационных процессов в медицинском образовании, сопровождающееся внедрением информационных технологий в учебные заведения. Рост информационного взаимодействия врачей, фельдшеров с медицинскими сестрами, создание вариативных средств информационного и телекоммуникационного обмена как в профессиональной, так и в социально-бытовой деятельности человека обусловливают высокую потребность в формировании творческих способностей будущих медиков при изучении возможностей информационных технологий для эффективной организации лечебного процесса и успешной самореализации в информационном обществе. Создание необходимых условий для подготовки творческих медицинских специалистов в вузе - одна из важнейших задач в системе непрерывного образования [1-5].
Проблему формирования творческих способностей рассматривали в различных научных областях: в философии (Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский, Платон и др.); в педагогике (К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин,
B.И. Слободчиков, Н.В. Мартишина и др.); в психологии (Д.А. Леонтьев, Е.П. Ильин, Л.С. Выготский, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Вопросы в области теории информатизации образования, использования информационных и коммуникационных технологий в обучении, уникальных дидактических возможностей средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) раскрываются в научных исследованиях
C.А. Бешенкова, В.П. Беспалько, А.П. Ершова, М.П. Лапчика, Е.С. Полат, И.В. Роберт, С.В. Панюковой.
Актуальность темы исследования определяется существованием следующих противоречий в образовательном пространстве медицинского вуза:
■ между востребованностью современного информационного общества в медицинском работнике, способном творчески использовать информационные технологии в самостоятельном поиске новых знаний, и недостаточным уровнем сформированности творческих способностей студента медицинского вуза при изучении информационных технологий;
■ между необходимостью целенаправленного формирования и развития творческих способностей будущих медиков в вузе и недостаточной научной разработанностью педагогических условий реализации данного процесса при изучении информационных технологий.
Анализ данных противоречий определил проблему нашего исследования: выяснить педагогические условия формирования творческих способностей будущих медиков в процессе изучения информационных технологий.
Цель исследования - выявление педагогических условий и механизмов формирования творческих способностей будущих медиков в процессе изучения информационных технологий в вузе. Объект исследования: процесс формирования творческих способностей будущих медиков в вузе. Предмет исследования: педагогические условия формирования творческих способностей будущих медиков в процессе изучения информационных технологий.
При проведении исследования решали следующие основные задачи.
1. Изучить и проанализировать проблему формирования творческих способностей.
2. Разработать модель формирования творческих способностей при изучении медицинской информатики в образовательном процессе медицинского вуза.
3. Выявить эффективные педагогические условия формирования творческих способностей будущих медиков в процессе изучения ИКТ в вузе.
4. Определить динамику формирования творческих способностей будущих медиков в образовательном процессе вуза в ходе опытно-экспериментальной работы.
5. Разработать практические рекомендации по формированию творческих способностей будущих медиков при изучении ИКТ.
Для реализации цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в нашем исследовании использованы следующие методы: теоретические (изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, моделирование, сравнение, обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, сравнение, рейтинговая система и самооценка, педагогический эксперимент); математические и статистические методы обработки результатов исследования (оценка достоверности различий по критерию Пирсона х2).
Опытно-экспериментальную работу проводили с 2016 по 2018 г. на базе ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России. В исследовании приняли участие 220 сту-
дентов первых курсов лечебного факультета; преподаватели кафедры математики, физики и медицинской информатики.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело» (квалификация «врач-лечебник») предъявляют новые требования к выпускнику медицинского вуза, в частности формирование общепрофессиональных компетенций (ОПК) студентов признано главным результатом образовательного процесса, в том числе и при изучении медицинской информатики [4, 6]. В результате изучения дисциплины «Медицинская информатика» у студентов по стандарту ФГОС ВО формируются следующие ОПК: ОПК-1 (готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, ИКТ и с учетом основных требований информационной безопасности) и ОПК-7 (готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач).
Для выявления эффективных условий формирования творческих способностей у будущих медиков в процессе изучения ИКТ конкретизируем следующие научные понятия нашего исследования.
1. Творчество в условиях информатизации общества является созидательной, конструктивной деятельностью человека, направленной на инновационное (в том числе средствами ИКТ) преобразование социокультурного пространства с позиций ценностно-смысловых ориентиров и целей саморазвития и самосовершенствования
личности, повышения информационной составляющей, внедрения новых способов реализации информационных процессов и информационного взаимодействия в новой информационной среде.
2. Творческие способности будущего медика в процессе изучения медицинской информатики могут быть представлены совокупностью компонентов (когнитивного, технологического, информационно-коммуникационного и рефлексивно-аксиологического), предполагающих творческое использование развивающихся информационных технологий (электронный портфолио, дистанционное обучение, облачные технологии и пр.) в инновационной профессиональной деятельности.
3. Творческая информационная деятельность будущего медика в процессе изучения ИКТ заключается в нестандартном использовании инновационных методов накопления интеллектуального потенциала сферы образования и здравоохранения, что повлечет за собой актуализацию творческих способностей личности в условиях информатизации общества, выявление необходимых условий для создания информационных ресурсов и их творческого применения в будущей профессиональной деятельности, повышение уровня информационной компетентности и культуры, интеграцию в информационное образовательное пространство [3].
Для выявления уровней сформирован-ности компонентов творческих способностей будущих медиков в реальном образовательном процессе был организован и проведен констатирующий эксперимент в ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России. В экс-
перименте принимали участие 112 студентов I курса по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело» (квалификация «врач-лечебник»). Объектом экспериментального исследования стал образовательный процесс изучения учебной дисциплины «Медицинская информатика», а также результаты деятельности студентов в нем. Диагностику уровней сфор-мированности исследуемых компонентов творческих способностей у студентов осуществляли по разработанным показателям и критериям. В качестве критериев сформированности творческих способностей будущего медика были выделены уровни их развития (низкий, средний и высокий) (табл. 1).
Для оценки сформированности показателя знаний основ информатики и их творческой интерпретации в процессе изучения когнитивного компонента ИКТ участники опроса выполняли задания в форме тестирования по основным тематическим аспектам информатики и анкетирования для оценки осведомленности в области понятийного аппарата ИКТ. Результаты тестирования (табл. 2) свидетельствуют, что у 48% студентов знания основ информатики сформированы на среднем уровне, у 28% - на высоком, у 24% - на низком. При определении студентами известных им понятий и творческой интерпретации их содержания было выявлено, что такие понятия, как «Интернет» (99%), «информатизация общества» (78%), «информатизация образования» (75%), «информационные технологии» (80%), «компьютерная сеть» (86%), «локальная сеть» (76%), наиболее узнаваемы почти каждым студентом. Достаточно хорошо известны респондентам понятия «аудиовизуальные технологии» (47%), «информационное
Таблица 1. Показатели и критерии уровней развития компонентов творческих способностей будущего медика
Компонент и показатель Критерий и уровень
высокий средний Низкий
Когнитивный
Знание основ информатики и их творческая интерпретация в процессе изучения информационных технологий • Знание основ информатики на уровне глубокого понимания сущности, роли и значимости ИТ и процесса информатизации общества; • творческая интерпретация ведущих понятий информатики и ИКТ • Знание основ информатики на уровне собственной интерпретации основных положений и особенностей ИКТ в современном информационном обществе; • частичная интерпретация и формулирование понятий информатики и ИКТ • Знание основ информатики на уровне понимания основных положений информационных ИКТ и процесса информатизации общества; • фрагментарная, частичная интерпретация основных понятий информатики и ИКТ
Знание технических, программных средств и методов информационных технологий • Знание целей и областей применения программных и технических средств ИКТ (профессиональные операции в программах и прикладные возможности технических средств) • Знание целей и областей применения программных и технических средств ИКТ (основные операции в программах и базовое назначение технических средств) • Знание целей и областей применения программных и технических средств ИКТ (знание простейших функций программных и технических средств)
Технологический
Способность творческого применения ИКТ • Системное и целенаправленное использование средств ИКТ и профессиональных возможностей прикладных программ • Системное использование средств ИКТ в учебной деятельности и некоторых профессиональных возможностей прикладных программ • Ситуативное использование средств ИКТ (в основном для выполнения базовых операций в прикладных программах)
Вариативность применения интернет-технологий • Творческое и широкое использование профессиональных возможностей интернет-технологий в учебной деятельности (с активным применением различных образовательных и медицинских порталов и сайтов, медицинских ресурсов сети Интернет, профессиональных особенностей поисковых систем) • Частичное творческое использование сети Интернет для реализации учебных целей через использование контента некоторых образовательных и медицинских сайтов в учебной деятельности, осуществление простого поиска информации в поисковых системах • Фрагментарное использование возможностей интернет-технологий для учебных целей, использование глобальной сети, в основном в качестве средства досуга и развлечения и общения
7ч О
з
0
1
л>
о г
и °
ш ®
4 5
я> 5 о- х I о О 3
1° в °
о I £ О
84
0 я>
Л> 5<
3 о ^
5 ф и I
£ °
Я> ш
!1
5 I £ п 5 -
1 О
« Д
Д °
О ш
^ и
X1"
-е-® о-а -о Ф
ш з
го
Окончание табл. 7
Информационно-коммуникационный
Разработка электронных информационных ресурсов • Творческая разработка электронных ресурсов в содержательном и технологическом наполнении; • широкий выбор способов организации интерактивного взаимодействия в электронных ресурсах; • творческое использование возможностей информационных технологий в области эргономики и графического дизайна • Частичная творческая разработка электронных информационных ресурсов в содержательном и технологическом наполнении; • использование стандартных способов организации интерактивного взаимодействия в электронных ресурсах; • частичное творческое использование возможностей информационных технологий в области эргономики и графического дизайна • Разработка электронных образовательных ресурсов в недостаточном содержательном и технологическом наполнении; • недостаточное использование стандартных способов организации интерактивного взаимодействия в творческих электронных информационных ресурсах; • недостаточное использование возможностей информационных технологий в области эргономики и графического дизайна
Применение развивающихся ИТ при изучении медицинской информатики в вузе • Знание профессиональных областей применения развивающихся ИКТ и использование их в процессе обучения • Знание основных областей применения развивающихся технологий и использование их возможностей на практике • Знание некоторых областей применения и использование отдельных элементов развивающихся технологий в процессе изучения медицинской информатики в вузе
Рефлексивно-аксиологический
Самоанализ результатов (продуктов) информационной деятельности студентов • Адекватность самоанализа разработанных электронных информационных ресурсов (содержательное, технологическое выражение, интерактивность, эргономика и графический дизайн) • Частичная адекватность самоанализа разработанных электронных информационных ресурсов (содержательное, технологическое выражение, интерактивность, эргономика и графический дизайн) • Недостаточная адекватность самоанализа разработанных электронных информационных ресурсов (содержательное, технологическое выражение, интерактивность, эргономика и графический дизайн)
Ценностно-смысловые ориентиры в процессе освоения информационных технологий • Самоопределение и саморазвитие в области использования и владения ИКТ на основе ценностно-смысловых ориентиров (профессиональных и нравственных) • Частичное самоопределение и саморазвитие в области использования и владения ИКТ на основе ценностно-смысловых ориентиров(профессиональных и нравственных) • Фрагментарное самоопределение и саморазвитие в области использования и владения ИКТ на основе ценностно-смысловых ориентиров (профессиональных и нравственных)
Примечание. Здесь и в табл. 2,3 и 5: ИТ- информационные технологии; ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.
общество» (50%), «информационные процессы» (45%), «средства ИКТ» (46%), «телекоммуникации» (51%). Однако понятия «гипермедиа» (19%), «информационная среда» (15%), «информационная деятельность» (24%), «визуализация информации» (16%) «интерактивный диалог» (29%), «информационное взаимодействие» (25%) были раскрыты недостаточно точно, что свидетельствует о довольно низком уровне творческой интерпретации их содержания.
Для более активного развития творческих способностей необходимо усилить когнитивный компонент, обратив особое внимание на формирование понятийного аппарата дисциплины, аспекты, цели и значимость применения технических и программных средств ИКТ для будущего медика.
Полученные результаты обосновывают необходимость дальнейшего развития ин-
формационной компетентности и познавательной мотивации студентов. При исследовании технологического компонента интерес представляют также данные об уровнях сформированности навыков работы с офисными программами и поисковыми системами сети Интернет (табл. 3 и 4).
Результаты выявления уровней сфор-мированности показателя применения развивающихся информационных технологий представлены в табл. 5. Участники опроса выполняли задания в форме анкеты-теста, им было предложено определить область применения развивающихся ИКТ в современной медицине и в процессе получения медицинского образования.
Как показывают результаты опроса для оценки и анализа рефлексивно-аксиологического компонента творческих способностей, среди личностных качеств, формируемых в процессе активного использования ИКТ, в ответах участников
Таблица 2. Уровни сформированности творческих способностей будущего медика по когнитивному компоненту творческих способностей
Показатель Уровень, %
низкий средний высокий
Знание основ информатики и творческая интерпретация их в процессе изучения ИКТ 35 38 27
Знание различных средств и методов информационных технологий (технических и программных) 30,30 47,56 22,15
Когнитивный компонент (средние значения показателей) 32,7 42,8 24,5
Показатель Уровень, %
низкий средний высокий
Способность творческого применения ИКТ в проектировании электронных информационных ресурсов 36 47 18
Вариативность использования интернет-технологий 33 45 22
Технологический компонент (среднее значение) 34,29 45,92 19,79
Таблица 3. Уровни сформированности творческих способностей будущего медика по технологическому компоненту
Таблица 4. Навыки работы с поисковыми системами сети Интернет
Возможности и операции в поисковых системах Уровень, %
низкий средний высокий
Простой поиск информации 18 70 12
Расширенный поиск информации 38 53 9
Поиск изображений 25 55 20
Поиск информации в геоинформационных системах 38 40 22
Создание и работа с персональными аккаунтами 25 49 26
Использование языка поисковых запросов 68 24 8
Использование онлайн медицинских библиотек, анатомических атласов и пр. 26 50 24
Доступ к дополнительным услугам 34 40 26
Средние значения 34 48 18
Таблица 5. Уровни осведомленности о различных способах применения развивающихся информационных технологий
Вариативность применения ИТ Уровень, %
низкий средний высокий
Дистанционное обучение 39 49 12
Электронный портфолио 36 48 16
Мультимедиа 19 44 37
Облачные вычисления 34 48 18
E-teaming 63 21 16
Среднее значение по показателю 38,2 42 19,80
опроса лидирующие позиции занимают самостоятельность (80% опрошенных), креативность (83%), терпение (72%) (табл. 6). Далее идут целеустремленность (64%), ответственность (51%) и аккуратность (41%). Таким образом, для повышения уровня творческих способностей по рефлексивно-аксиологическому компоненту у будущих медиков необходимо создать условия для самоопределения в профессиональных и общечеловеческих ценностях при использовании ИКТ и разработать педагогическую систему по формированию их в образовательном процессе.
Необходимо отметить, что сформиро-ванность творческих способностей будущих медиков по каждому компоненту неравномерна, что требует усиления дидактической составляющей, системности, целенаправленности и мотивации изучения ИКТ.
Таким образом, создание необходимых педагогических условий для формирования творческих способностей в процессе освоения информационных технологий позволит преодолеть несоответствия между широкими дидактическими возможностями современных
Таблица 6. Уровни сформированности компонентов творческих способностей будущих медиков на этапе констатирующего эксперимента
Компонент Уровень, %
низкий средний Высокий
Когнитивный 32,70 42,80 24,50
Технологический 34,29 45,92 19,79
Информационно-коммуникационный 38,20 42,00 19,80
Рефлексивно-аксиологический 46,50 34,50 19,00
Среднее значение по компонентам 37,92 41,30 20,77
информационных технологий в образовательном процессе вуза и недостаточным уровнем их интеграции в творческую информационно-образовательную деятельность. Все это требует включения каждого студента в активное использо-
вание информационных технологий в образовательном процессе для решения учебных задач [4].
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Визер Юлия Юрьевна (Vizer Yulia Yu.) - старший преподаватель кафедры математики, физики и медицинской информатики ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань, Россия E-mail: julietta.vizer0gmail.com
Авачева Татьяна Геннадиевна (Avacheva Tatyana G.) - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующая кафедрой математики, физики и медицинской информатики ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань, Россия E-mail: [email protected]
ЛИТЕРАТУРА
1. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационно-образовательной среды как условие развития образовательного процесса в медицинском университете // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2017 : материалы II международной научно-технической и научно-методической конференции / под общ. ред. О.В. Миловзорова. Рязань : Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2017. С. 150-152.
2. Avacheva T.G., Yablochnlkov S. Information technology as a tool of lean manufacturlng In mediane // Information Technology for Practlce 2017. Proceedlngs of the 20th International Conference on Information Technology for Practice. Technical University of Ostrava, 2017. P. 233-239.
3. Визер Ю.Ю. Формирование творческих способностей студентов при изучении информационных технологий в медицинском вузе // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2017 : материалы II международной научно-технической и научно-методической конференции / под общ. ред. О.В. Миловзорова. Рязань : Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2017. С. 226-231.
4. Визер Ю.Ю. Направления использования информационных технологий в медицине и фармации // Материалы ежегодной научной конференции Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова / редкол. : Р.Е. Калинин, В.А. Кирюшин, И.А. Сучков ; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. Рязань : РИО РязГМУ, 2016. 508 с. С. 144-148.
5. Авачева Т.Г., Дмитриева М.Н., Кадырова Э.А., Кузнецов В.Г. Использование решений «1С» для поддержки учебного процесса в медицинском университете // Сборник научных трудов 19-й международной научно-практической конференции. Новые информационные технологии в образовании / под общ. ред. Д.В. Чистова. 2019. С. 456-459.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Раз-витие_образования_(Проект).рсИ.
REFERENCES
1. Avacheva T.G., Kadyrova E.A. Information educational environment shaping stipulating educational process development at medical university. In: O.V. Milovzorov (ed.). Modern Technologies in Science and Education -STN0-2017: II International Scientific-Technical (and Methodogical) Conference Collection of Papers. Ryazan': Ryazanskiy Gosudarstvenniy Radiotekhnicheskiy Universitet, 2017: 150-2. (in Russian)
2. Avacheva T.G., Yablochnikov S. Information technology as a tool of lean manufacturing in medicine. In: Information Technology for Practice 2017. Proceedings of the 20th International Conference on Information Technology for Practice. Technical University of Ostrava, 2017: 233-9.
3. Vizer Yu.Yu. Forming of creative abilities of students while learning information technologies at medical university. In: O.V. Milovzorov (ed.). Modern Technologies in Science and Education - STN0-2017: II International Scientific-Technical (and Methodogical) Conference Collection of Papers. Ryazan': Ryazanskiy Gosudarstvenniy Radiotekhnicheskiy Universitet, 2017: 226-31. (in Russian)
4. Vizer Yu.Yu. The trends of usage of information technologies in medicine and pharmacy. In: R.E. Kalinin, V.A. Kiryushin, I.A. Suchkov (eds). Materials of Annual Scientific Conference of Ryazan State Medical University Named after Academician I.P. Pavlov: Federal State Budget Educational Organization Ryazan State Medical University of the Ministry of Health. Ryazan': RIO RyazGMU, 2018: 144-8. (in Russian)
5. Avacheva T.G., Dmitrieva M.N., Kadyrova E.A., Kuznetsov V.G. Use of solutions «1C» to support the educational process at the medical university. In: D.V. Chistov (ed.). The Collection of Scientific Papers of the 19th International Scientific-Practical Conference. New Information Technologies in Education. 2019: 456-9. (in Russian)
6. State Program of Russian Federation «Education Development in 2013-2020» [Electronic resource]. URL: http:// минобрнауки.рф/ документы/ 2474/ файл/901/ Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект). pdf. (in Russian)
ОНКОЛОГИЯ
- Т2
СИМУЛЯТОРЫ И ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
шЛ,
ГЭОТАР
решения для медицинского образования