Научная статья на тему 'Социально-философский анализ форм осуществления террористической деятельности'

Социально-философский анализ форм осуществления террористической деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
155
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАЛЕКТИКА / ФОРМА / СОДЕРЖАНИЕ / TERRORIST ACTIVITY / TERRORIST ACTIVITIES FORMS / DIALECTIC / FORM / CONTENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барышников Сергей Геннадьевич

В статье использован социально-философский подход к определению основных форм проявления террористической деятельности. Осуществлен краткий анализ научной литературы и действующих нормативно-правовых актов, рассматривающих различные формы терроризма. Раскрыты основные философские категории «содержание» и «форма» в их неразрывной диалектической связи и существующих диалектических противоречиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PHILOSOPHIC ANALYSIS OF THE FORMS OF FULFILLING TERRORIST ACTIVITY

The article offers socio-philosophical approach towards defining the basic forms of the terrorist activities. Brief analysis of scientific literature and current regulatory-legal acts, considering various forms of terrorism is carried out. Basic philosophical categories the content and the form are dwelled upon in their inextricable dialectical relationship and existing dialectical contradictions.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ форм осуществления террористической деятельности»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

С. Г. Барышников

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье использован социально-философский подход к определению основных форм проявления террористической деятельности. Осуществлен краткий анализ научной литературы и действующих нормативно-правовых актов, рассматривающих различные формы терроризма. Раскрыты основные философские категории «содержание» и «форма» в их неразрывной диалектической связи и существующих диалектических противоречиях.

Ключевые слова: террористическая деятельность, формы террористической деятельности, диалектика, форма, содержание

The article offers socio-philosophical approach towards defining the basic forms of the terrorist activities. Brief analysis of scientific literature and current regulatory-legal acts, considering various forms of terrorism is carried out. Basic philosophical categories "the content" and "the form" are dwelled upon in their inextricable dialectical relationship and existing dialectical contradictions. Keywords: terrorist activity, terrorist activities forms, dialectic, form, content

Террористическая деятельность, представляющая собой социально-деструктивный феномен, как предметно-практическая сторона терроризма, как абстракция, проявляется вовне в определенных способах существования, которые заключены в совершенно конкретные формы своего проявления.

Современными учеными-террологами [6; 9-11] в последнее время довольно активно разрабатываются классификации терроризма по различным основаниям, выделяются формы его проявления; исследования осуществляются с учетом достижений научнотехнического прогресса, результатов, полученных в различных областях наук.

Однако в таких классификациях, по нашему мнению, осуществляемых с позиций различных наук (политологических, социологических, психологических, криминологических, уголовно-правовых и т. д.), по уровню методологии исследования, по исходным методологическим основаниям выделяются те классифицирующие признаки, которые соответствуют определенным положениям знаний этих частных наук. На данных основаниях предпринимаются попытки выделить формы терроризма (терроризм по политическим мотивам, уголовный терроризм, националистический, «транспортный», технологический, международный и т. д.), оторвав их от содержания (террористической деятельности), что, как известно, ведет к формализму; т. е. имеющиеся классификации не вполне отражают существо проблемы, а разрабатываются лишь только с тех научных позиций, с которых она исследуется, так как этот процесс ограничен рамками и спецификой системы знаний, заключенной в указанных науках.

Так, исследователь А. А. Королёв выделяет следующие формы современного международного терроризма: необъявленные войны, экспорт революций и контрреволюций, политические убийства, взрывы,

похищения, избиения и издевательства, ограбления банков, ювелирных магазинов, захват самолетов, ко -раблей, захват государственных учреждений, посольств и т. п. [см.: 3]. И. А. Яковенко, соглашаясь с перечисленными, добавляет «биологический терроризм» (рассылка писем со спорами сибирской язвы, использование отравляющих веществ и радиоактивных изотопов), «компьютерный терроризм», а также «экологический терроризм».

В. А. Федорцев предлагает считать одной из форм терроризма «негосударственный терроризм» [8, с. 90] как форму политической деятельности негосударственных акторов.

По мнению исследователя А. Е. Калинина, особую форму сегодня приобретает также «этнорегио-нальный» терроризм, который характерен для инсургентских групп с определенным этническим территориальным средоточием и идентичностью и определяется этнополитическим и региональным контекстом [1, с. 32].

А. В. Фёдоров предлагает ввести в классификацию новую форму терроризма - «супертерроризм», под которым подразумевает «... использование в террористических целях наиболее опасных современных вооружений и технологий, вызывающих массовое поражение людей, нанесение максимального экономического, политического и экологического ущерба обществу» [7, с. 8].

Однако при определении форм террористической деятельности мы должны исходить из социально-философского подхода к решению этой проблемы. Поскольку террористическая деятельность представляет собой социально-политическое явление, которое возникло, существует, развивается и отражается прежде всего в социальной философии, постольку перед нами стоит задача на основании социально-

102

философского анализа сущности такого явления, как террористическая деятельность, осуществленного ранее, определить формы ее проявления вовне, а также раскрыть сущность каждой конкретной, относительно самостоятельной формы для построения ее целостной теоретической модели.

Известно, что содержание и форма - одни из основных категорий философии. Содержание представляет способ существования и выражения формы, является определяющей стороной одного целого явления, представляет единство всех его совокупных элементов: связей, свойств, внутренних процессов и противоречий, т. е. всего, что содержится в явлении. При рассмотрении содержания явления мы должны иметь в виду абсолютно все, что в нем есть.

Форма представляется внешним выражением содержания, его структурой, внутренней организацией, но также и его способом существования вовне и связи ее элементов. В материалистической диалектике категория формы рассматривается с точки зрения ее развития, развивающейся структуры. К. Маркс писал, что необходимо «генетически вывести различные формы» и понять «действительный процесс формообразования в его различных фазах» [4, с. 526]. Форма, по сути, обозначает результат проявления содержания явления.

Категории содержания и формы всегда находятся в неразрывной диалектической связи и их различие относительно. Существенная форма, организующая содержание, представляет так называемый закон явления. Связи между формой и содержанием разнообразны, но не бывает так, чтобы реальная форма представляла пустое содержание, как сущность, всегда слитая с явлением, не может обладать своим собственным содержанием.

Противоречия между формой и содержанием разрешаются по-разному: изменение, использование старых форм вместе с изменившимся содержанием; новое содержание «...может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...» [2, с. 89]; полное сбрасывание (отбрасывание) старой формы, которая перестала соответствовать ее новому содержанию.

Очевидно, что для определения форм террористической деятельности (ее содержания) с научных позиций необходимо знать ее атрибуты. Атрибут (от лат. ММЪиИо - ‘приписывание, признак’) в философии - необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления. Как было отмечено ранее, основными атрибутами для обозначения форм террористической деятельности являются: война (военная деятельность), государственная политика (политика по поводу обеспечения безопасности государства), политическая цель, политическое насилие (принуждение), страх.

Итак, с учетом имеющихся атрибутов, перейдем к определению форм проявления террористической

деятельности как способов ее существования и развития. Важно как для теории, так и для практики не отождествлять их с видами терроризма. По этому поводу Г. В. Плеханов писал: «Понятие “вид” отнюдь не синоним понятия “форма”, так как оно далеко не покрывает его собою. Еще Гегель очень хорошо показал в своей “Логике”, что “форма” предмета тождественна с его “видом” только в известном и поверхностном смысле: в смысле внешней формы. Более же глубокий анализ приводит нас к пониманию “формы” как “закона” предмета или, лучше сказать, его строения» [5, с. 239].

Бесспорно, понятие формы террористической деятельности значительно глубже ее внешнего вида и выражает так называемый закон ее явления. Строение таких форм, разработанных в рамках идеальных теоретических моделей террористической деятельности, будет рассмотрено нами ниже.

При определении форм террористической деятельности необходимо также исходить и из их сущности, из общей теоретической модели террористической деятельности, которая является общим выражением объективной диалектики этого явления, а также учесть наши представления о ее дефиниции как военной деятельности, направленной на подрыв или ослабление государства, против системы общественных отношений, на достижение террористами политических целей путем насильственного принуждения органов государственной власти. Необходимо и понимание субъектов террористической деятельности как физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность и использующих для достижения своих политических целей любые ее формы.

Формы террористической деятельности, выражая абстракции конкретного в соответствии с общей теорией ее развития, существуют объективно, независимо от нашего знания, и наша задача, с учетом направленности данного исследования, определить основные из них, их объемы и способы существования. После того как познанию удалось свести внешние, видимые, лежащие на поверхности формы террористической деятельности к внутреннему движению, к существенному, начинается собственно исследование их сущности, построение их теоретических моделей.

Сущность каждой относительно самостоятельной формы террористической деятельности многосторонняя, т. е. представляет собой совокупность внутренних необходимых элементов, сторон и связей, отношений между ними. Очень важно подчеркнуть, что философскую категорию сущность нельзя представлять в качестве главной части содержания или определяющей основы содержания изучаемых форм террористической деятельности.

Понятие содержания форм террористической деятельности всегда шире понятия их сущности, ибо

103

отражает совокупность всех образующих их элементов. Но содержание, взятое в отрыве от своей внутренней формы, не выражает их сущности и является весьма неопределенным.

Сущность форм террористической деятельности представляет собой конкретное их диалектическое единство, поэтому сущность каждой относительно самостоятельной формы осуществления террористической деятельности как ее явления всегда глубже содержания каждой из них - таково одно из положений функции специально-методологических оснований общей теории террористической деятельности.

Изложенное, по-нашему мнению, позволяет определиться в следующих основных формах террористической деятельности, имеющих актуальное значение в современности: вооруженный захват власти, террористический акт, хайджекинг, захват заложников, политическое убийство.

Таковы основные формы террористической деятельности, которые, выражая собой абстракции осуществляемых совершенно конкретных актов терроризма, позволяют нам разработать их идеальные теоретические модели - этапы становления лица как ее субъекта в соответствии с общей теоретической моделью террористической деятельности.

1. Калинин, А. Е. Современный терроризм: этнополитические аспекты исследования проблемы / А. Е. Калинин // Этнические проблемы современности: материалы науч.-метод. конф. - Вып. XI. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007.

2. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. - 1981. - Т. 41. - 728 с.

3. Лунев, В. В. Международный терроризм на современном этапе [Электронный ресурс] / В. В. Лунев. - Режим доступа:

http://www.zpu-joumal.rU/e-zpu/2008/6/Korolev_terrorism/.

4. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2 изд. - М.: Госполитиздат, 1955. - Т. 26. - 526 с.

5. Плеханов, Г. В. Избранные философские произведения: в 5 т. / Г. В. Плеханов. - М.: Госполитиздат, 1957. - Т. 3. - 788 с.

6. Решетова, Н. Квалификация организованных форм террористической деятельности / Н. Решетова, В. Бурковская // Законность. - 2007. - № 6. - С. 16-20.

7. Фёдоров, А. В. Супертерроризм: новый вызов нового века / под общ. ред. А. В. Фёдорова. - М.: Права человека, 2002. -392 с.

8. Федорцев, В. А. Понятие «пространство борьбы» как критериальная база для различения фигур террориста и партиза-

на / В. А. Федорцев // Вестн. РУДН. Сер. Политология. - 2006. - № 7. - С. 89-95.

9. Чигарев, Д. Ю. Концептуальное основание современного терроризма и общая структура террористической деятельности / Д. Ю. Чигарев // Ом. науч. вестн. - 2006. - № 8. - С. 50-55.

10. Чурков, Б. Г. Мотивационные и идейные основы современного терроризма [Электронный ресурс] / Б. Г. Чурков. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/terror10.html.

11. Шулов, В. И. Терроизм. Социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / В. И. Шулов. - Пермь, 2004. - 182 с.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.