делении личности, направленном не отдельные аспекты его бытийственного проявления, но и на саму целостность [6, с. 68].
Таким образом, содержательный анализ системы концептуально сформированного многомерного целостного образа бытия человека показывает необходимость интегрирования различных подходов, способных в их взаимопересечении и взаимосогласованности высвечивать качественно новые горизонты исследования, выводить к конституированию и осуществлению целостных «подлинных» форм жизни, преодолевающих онтологическую разорванность человека, своим «присутствием» укорененного в мире повседневной действительности. Интегра-тивное содержание артикулируемой проблемы обусловливает ее экзистенциально-
антропологический, онтологический статус. Конституирование онтологической многомерности человеческого бытия, основанного на концептуальных идеях и принципах интегративно целостного подхода, предполагающего эффект взаимопроникновения его компонентов, позволяет открыть новые горизонты предметных областей, связанных с постижением путей достижения экзистенциального самоосуществления, творческого самосозидания личности. Создается некая матрица созидания и взаимопересечения глубинных смысловых значений, раскрываемых на различных концептуальных уровнях постижения его возможных наличных и метафизических форм его самопроявления как особых состояний антропологического измерения.
Литература
1. Волков В.Т., Фалиев В.В. Элементы системного подхода на основе принципов гармонии в социально-экологическом воспитании личности в онтогенезе // Известия Томского политехнического университета. - 2010. -Т.317, №6. - С.115-119.
2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997. - 495 с.
3. Гуревич П.С. Философская антропология. - М.: Вестник, 1997. - 448 с.
4. Думинская М.В. К проблеме бытия личности: концептуальные основания неклассической онтологической
парадигмы исследования // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: сб. науч. тр. междунар. конф., 22-23 ноября 2012 г. - Томск: Изд-во ТПУ, 2013. - С.117-121.
5. К проблеме построения концепта «личности» в пространстве постнеклассического онтологически-ориентированного исследования // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по мат. междунар. науч.-практ. конф., 30 сентября 2013 г.: в 34 ч. Ч.7. - Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2013. - 165 с.
6. Онтологические аспекты экзистенциального свершения личности: монография / под науч. ред. А.А. Корниенко. - Томск: STT, 2013. - 152 c.
7. Думинская М.В. Человеческое бытие в контексте антропологической парадигмы исследования // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: сб. науч. тр. междунар. конф., 22-23 ноября 2012 г. - Томск: Изд-во ТПУ, 2013. -С.124-127.
8. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
9. Князева Е.Н. Саморефлексивная синергетика // Вопросы философии. - 2001. - №10. - С.100-110.
10. Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология: мат. Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Познание, 2009. -552 с.
11. Смирнов А.Е. Процессы субъективации: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра. филос. наук. -Иркутск, 2011. - 45 с.
12. Тельнова Н.А. Феномен целостности человека: метафизический статус и методология исследования. - Волгоград: Офсет, 2000. - 296 с.
13. Тельнова Н.А. Целостность человека в онтолого-антропологическом измерении. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та., 2002. - 208 с.
14. Тельнова Н.А. Целостность человека: онтологический подход: дис. д-ра филос. наук. - Саратов, 2002. -348 с.
15. Фракл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
Думинская Марина Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут, e-mail: marina-duminskaya@yandex. ru
Duminskaya Marina Viktorovna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of philosophy and sociology, Surgut State Pedagogical University, Surgut, e-mail: marina-duminskaya@yandex.ru
УДК 316.774 © И.С. Болдонова, Н.С. Цыденова
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Данная статья посвящена некоторым социально-философским вопросам противоречивого влияния виртуального общения на коммуникативную личность.
Ключевые слова: виртуальное общение, межличностная коммуникация, самоидентичность, герменевтический диалог.
6(1) /2014
I.S. Boldonova, N.S. Tsydenova
SOCIO-PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF VIRTUAL INTERACTION
The article is devoted to some socio-philosophical issues of the contradictory influence of virtual interaction on a communicative individual.
Keywords: virtual interaction, interpersonal communication, self-identity, hermeneutic dialogue.
В современном обществе под воздействием новых, быстроразвивающихся информационных технологий человек уже не мыслит себя без них. Развитие сферы коммуникации определенным образом облегчает жизнедеятельность человека, позволяя ему получать услуги, не выходя из дома. Изменение сознания и бытия человека, изменение коммуникативного пространства вызывают неоднозначный интерес. Современное развитие коммуникации ведет к утрате межличностного общения.
Сегодня медийные и виртуальные технологии причиняют значительный ущерб общению, создавая базу для порождения симулякров (имитации несуществующего) - термин, введенный Ж. Бодрийяром в конце 1970-х гг. «Симулировать - значит делать вид, что имеешь то, чего нет на самом деле» [2, с. 6]. За симулякрами нет означаемого, но при этом они воспринимаются адресатом коммуникации и создают гипперре-альность, мнимую и фальшивую картину действительности. Такое размножение симулякров обезличивает природу коммуникации, а сообщения, получаемые человеком, выражают лишь свою медийность, то есть выполняют функции посредничества и носителя информации, и способны затронуть политическую, биологическую, медицинскую, психологическую и другие сферы деятельности человека. Ж. Бодрийяр обнаруживает симуляционный характер всех современных социальных и культурных феноменов.
Средства массовой коммуникации существенным образом влияют на морально-эстетическое восприятие человека с помощью новейших технологий, информация масс-медиа не является «реальной», она передает псевдособытия, псевдо-историю, так как они произведены не живым опытом, участием в событиях, а лишь через обработанные данные с места событий, тем самым создавая только лишь симулякр событий. Такие глобальные изменения в сознании человека, его отношение к действительности в условиях полной симуляции, технические предпосылки, создающие для человека условия виртуальных отношений, являются опытом, который разрушает традиционные нравственные категории. Наступает время переоценки мораль-
ных установок общества. С одной стороны, человек получает широкий доступ к информации, с другой стороны, сознание человека засоряется, и ему сложно распознать, что же для него первостепенно, а что вторично. В таких противоречивых условиях межличностные отношения между собеседниками стали утрачивать свою главную и первостепенную роль, роль личностного общения. Так как только при тесном контакте раскрываются бытийные характеристики человека, эмоциональное взаимовлияние, достигается общность в разговоре, что и является ценностью человеческого общения.
Межличностная коммуникация в идеале должна быть не только актом обмена информацией, но способом формирования гармоничных межличностных отношений, реализации экзистенциальных потребностей личности, достижения взаимопонимания с окружающими людьми. Доверительный искренний диалог является самой большой ценностью совместного бытия людей в обществе. Понятие откровенного разговора, когда собеседники стремятся к духовному консенсусу, герменевтика обосновывает как основу человеческого существования. «Разговор -это не два протекающих рядом друг с другом монолога. Нет, в разговоре возделывается общее поле говоримого. Реальность человеческой коммуникации в том, собственно, и состоит, что диалог - это не утверждение одного мнения в противовес другому или простое сложение мнений. В разговоре оба они преобразуются, пишет в эссе «Язык и понимание» Г.-Г. Гадамер: «Диалог только тогда можно считать состоявшимся, когда вступившие в него уже не могут остановиться на разногласии, с которого их разговор начался. Нравственная и социальная солидарность оказывается возможной только благодаря общности, которая перестает служить выражением моего или твоего мнения, будучи общим способом мироистолкования. Сама суть того, что считается нами правильным и что по праву таковым является, требует общности, вырабатываемой в процессе понимания людьми друг друга» [4, с. 48]. Но в современной жизненной ситуации, когда личное общение заменяется виртуальным посредством Интернета, очень сложно
соблюдать правила истинного диалога, то есть быть понятым и услышанным.
Виртуальная коммуникация затрагивает трансформацию онтологических характеристик межличностной коммуникации. Акт говорения как таковой отсутствует, его заменяет написание виртуального сообщения, т.е. своеобразное общение с компьютером, что освобождает коммуникатора от необходимости обдумывать свои виртуальные высказывания. Герменевтика обосновывает предпоссылочность любого мыслительного процесса, в том числе и наличие предрассудков или предмнений на пути к достижению понимания, и поэтому в герменевтическом диалоге оформление высказывания не проходит по традиционной схеме механистического процесса коммуникации, а подвергается саморефлексии. В виртуальном разговоре необходимость анализа мыслительной деятельности все больше ускользает ввиду сиюминутности контактов, минимальной ответственности за производимый коммуникативный акт и производство смысла. Онтологичность бытия забывается, перестает ощущаться его ценность и значимость. Собственное бытие человека становится скучным, и тогда приоритетным направлением становится уход от реальности в мир виртуальный. Попадая в психологическую зависимость информационных технологий, потребляя информацию безгранично и без разбора (приобщение к массовой культуре), человек постепенно обезличивается, и перед нами возникает новый тип личности - нравственно и интеллектуально обедненный.
Если общение осуществляется по электронной почте, то смысловое ожидание становится явлением эфемерным и временно запоздалым. Но при этом отправляемый текст как предмет осмысления становится средством установления коммуникативных отношений, и чем правильнее люди составят текст, тем лучше они смогут понять друг друга и окружающий мир. Но при этом феноменологический анализ так называемого общения в чате позволяет прийти к выводу о примитивной работе сознания, которая ограничивается простыми односложными фразами. С точки зрения герменевтического подхода, трудно представить глубинные механизмы, двигающие собеседников к общности мироотноше-ния и достижения интерсубъективности.
Действенно-историческое сознание коммуникаторов в Интернете не может проявляться в полной мере, поскольку ведущие беседу люди не всегда склонны отражать культурно-исторические традиции своего субъективного опыта. Всемирная сеть дает возможность людям
автономно раствориться в глобальном пространстве и не нести ответственность за свои слова и действия. Такое направление в коммуникативном поведении человека социальные психологи называют «коммуникативный эгоцентризм» - в частности, употребление эготизма (стремление человека рассказывать о себе, упоминать о своих достоинствах, повышая тем самым собственную значимость). Возникает желание воплощать свои планы, идеи, цели, не координируя свои действия с другими участниками диалога, мешая адекватному пониманию друг друга. Невнимательность к окружающим, неспособность осуществлять совместную деятельность может привести к раздражению, обидам и даже к конфликтам.
Слушание в герменевтике межличностной коммуникации - это сложный процесс, где устная речь растворяется в бытии разговора так, что содержание диалога выступает на первое место, оттеснив на задний план языковую форму. Только при условии полной вовлеченности в стихию разговора, погружении в тему можно реализовать себя в бытии герменевтического диалога. Внимательное слушание собеседника зависит от желания понять, общей коммуникативной культуры и справедливо становится одним из критериев герменевтического подхода к изучению феноменов общения.
В виртуальной коммуникации имеет смысл говорить не о слушании как таковом, а о восприятии и интерпретации, имеющим специфические онтологические характеристики. «В условиях повседневности чаще имеет место индивидуальная интерпретация, приводящая к элементарному пониманию смысла обычных реплик из внутреннего содержания социальной памяти субъекта. Любая интерпретация должна исходить из принципа целостности смысла. Речь отправителя сообщения, включая интенцио-нальность, структурированность, форму выражения, невербальные знаки, интерпретирует получатель в сумме контекстов» [1, с. 264].
В Интернете по причине неопределенности контекстов, размытого целеполагания коммуникативных актов, нередко отсутствия мотивировки индивидуальная интерпретация подвергается серьезным испытаниям. Размытость границ, временных рамок, ссылок на род занятий, образовательный и культурный фон отрицательно влияют на качественную интерпретацию и, следовательно, на понимание. Отсутствие целостности смыслов в общении он-лайн приводит к утере не только существенной информации, возможности получения знаний, но и нивелиро-
6(1) /2014
ванию идентификации, проявлению онтологических характеристик человека общающегося.
Интернет-зависимая личность может утратить свою социальную роль, замкнуться в виртуальном пространстве и запутаться в определении реального «я» и виртуального «я». Как пишет И.А. Мальковская: «"Другие" стали необходимым атрибутом самореализации "Я" в процессе игр в идентичность в Интернет-коммуникации, а также важнейшим звеном социальных процессов, связанных с выстраиванием современного поликультурного диалога в обществе» [5, с. 99]. Социальная реальность ки-берпространства имеет семантическую составляющую, общение в основном происходит через обмен текстами, но, не смотря на это, в сети создаются сообщества и субъекты компьютерной коммуникации, которым свойственны подвижность и изменчивость.
Виртуальная реальность воспринимается как другая свобода, открытые способы самовыражения в нереальном мире Интернета. Но эта свобода не есть чистой воды свобода духа, так как это иллюзорная свобода, которую человек получает, дозировано, то есть в моменты, когда он выходит в виртуальное пространство.
Человек в киберпространстве может создать себе любой образ, может реализоваться в нем без каких либо ограничений. Чтобы стать виртуальной личностью, ему необходимо создать второе «я», а таких «я» он способен создать несколько. Такая личность вступает в социальные отношения в Интернете, ей предоставляется возможность примерить разные образы: поменять расу, пол, возраст, профессию. Такая личность проживает свою виртуальную жизнь во вполне реальных городах, домах, вступает в языковые групповые взаимодействия.
Сообществам в Интернете свойственна игровая составляющая, появляется соблазн скрыться под маской другого человека, т.е. вступить в виртуальную игру. Следует отметить, что игра является элементарной функцией человеческой жизни и получила широкое распространение в культуре. Гадамер, заимствуя понятие «игры», находится в русле европейской культурно-исторической традиции и объясняет функционирование многих герменевтических смыслов через призму понятия «игра». Немецкие философы и представители эстетики со времен Канта, Шлейермахера, братьев Шлегелей объясняли бытие искусства через призму игры. Позже возникает даже целая концепция Й. Хейзинги, истолковывающая игру как сущность человека и человеческого мира в целом.
В виртуальной коммуникации игра становится не чисто культурно-исторической универсалией, а превратилась в индустрию потребительского общества под влиянием массовой культуры, вследствие чего возникает фрустрация, ощущение духовной пустоты, исчезает эмоциональный аспект общения (например, переписка в чатах происходит на примитивном уровне, человеческие эмоции заменяются банальными смайликами и лайками, причем не всегда они бывают искренними).
Виртуальная игра с историческими и географическими фактами, со смыслами, идентичностью, субъективными идеями и желаниями напоминает маскарад или карнавал, где можно утаить собственные проблемы, сомнения, неуверенность в завтрашнем дне. Увлечение компьютерными играми, телевидением, Интернетом и виртуальным общением позволяет сбежать от реальности.
Особый аспект проблемы интерпретации в Интернете представляет участие в блогах. В современном мире блоггеры все больше превращаются в общественную силу, активно влияющую на политику, культуру, экономику и другие сферы жизни. Будучи он-лайн, человек может общаться сразу с неограниченным сообществом, при этом усиливая роль интерпретации для того, чтобы выделять нужную для себя информацию и наиболее близкого по духу собеседника.
Одним из популярных способов виртуального общения является обучение он-лайн: «В виртуальной среде же мы сталкиваемся с редукцией человека - сведением его к тексту. Только то, что написано, придает человеку существование, так как называет его. Подобного рода редукция рождает целый ряд проблем, одной из которых является проблема создания общего смыслового поля в ходе постоянной интерпретации. Роль ведущего на данном этапе состоит в предъявлении предмета практики и постановки целей по отношению к нему. В роли предмета могут выступать задания, описания ситуаций, проблемы. Результатом же интерпретации становится внесение новых смыслов в понимание предмета обсуждения» [6].
Образование через Интернет можно назвать одним из форм реализации герменевтической категории аппликации, что предполагает, прежде всего, применение индивидуальных смыслов на практике. Полученный опыт применяется в жизни, аппликация (применение по Г.-Г. Гада-меру) предполагает ответ на услышанное сообщение и может вывести в конечном итоге на глобальный уровень, в результате чего вырабатываются дальнейшие действия [3].
Е.Е. Букина. Одиночество как фактор развития правового отчуждения
Существование блогов, социальных сетей, сетевых магазинов является примером широкого использования всемирной паутины не только для общения, но и для решения каких-то социальных задач. В таких случаях виртуальная коммуникация становится средством реализации практических действий. Но истинно герменевтическая аппликация может быть реализована только как результат вдумчивого откровенного разговора, когда есть готовность услышать и воспринять другой мир при полном осознании собственных предмнений, что содействует корректировке смыслового ожидания.
Другим примером социальных сетей выступает такое явление, как «Smart Mobs», или «Умные толпы». Благодаря современным технологиям такие толпы могут создаться мгновенно и привлечь огромное количество людей, совершенно разных по социальному статусу, возрасту, полу, увлечениям. Развитие электронной коммуникации в данном направлении может привести к неопределенным последствиям, например, правительства разных стран смогут получить большую власть, используя метод «Умной толпы» для собственной выгоды.
Распространение новых виртуально-созданных образов приводит к проблеме утраты идентичности человека. Анонимность, фиктивность субъектов общения, подвижность виртуального пространства усложняют процесс идентификации и социализации, что усугубляет проблему самоидентификации человека, а может даже привести к гибели личности в эпоху глобализации. Такое общение не подпитывает человека духовно и душевно, возникает ощущение пустоты, которое, несомненно, следует запол-
нить, создавая новые виртуальные контакты, увеличивая сеанс Интернет-коммуникации. Но так не может продолжаться бесконечно. Компьютерная зависимость порождает агрессивность, разрушает истинные социальные отношения и отрицательно влияет на духовный мир человека.
Литература
1. Болдонова И.С. Герменевтика межличностной коммуникации. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. -296 с.
2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. - Тула, 2013. - 204 с.
3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - 699 с.
4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.
5. Мальковская И.А. Знак коммуникации: дискурсивные матрицы. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 240 с.
6. [Электронный источник] - URL: http://hrm.ru/ virtualnaja-kommunikacija-vozmozhnosti-postroenija-metoda-obuchenija (дата обращения:: 15.05.2013).
Болдонова Ирина Сергеевна, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой зарубежной литературы Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: irina_duncan@mail.ru Цыденова Наталья Сергеевна, преподаватель кафедры иностранных языков филологического направления Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: natashaci@rambler.ru Boldonova Irina Sergeevna, doctor of sciences in philosophy, associate professor, head of the department of foreign literature, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: irina_duncan@mail.ru
Tsydenova Natalia Sergeevna, teacher, foreign languages department of the philological direction, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: natasha-ci@rambler.ru
УДК 101.1:316.37:316.613.43 © Е.Е. Букина
ОДИНОЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОТЧУЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы одиночества человека в условиях ущемления его прав и свобод. Результатом данной ситуации становится правовое отчуждение личности. Цель статьи - проанализировав современную ситуацию в стране, проследить истоки развития отчуждения и сформулировать пути решения данной проблемы. Основные используемые методы: аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.
Ключевые слова: право, правовое отчуждение, одиночество, государство, закон, права и свободы человека.
E.E. Bukina
LONELINESS AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF LEGAL ALIENATION
The article raises the issues of person's loneliness in the conditions of his rights and freedoms infringement. The aim of the article is to analyze the current situation in the country, to trace sources of development of alienation and to formulate the ways of solving the problem. The main methods, used in the article, are axiomatic and hypothetic-deductive ones.