УДК 417.311
Болдонова Ирина Сергеевна
Irina Boldonova
ГЕРМЕНЕВТИКА И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
I
В статье говорится о применении герменевтических идей в компетентностном подходе, поскольку в центре внимания модернизации образования находится личность и ее адаптивные способности. Герменевтическая методология наполнена эвристическими понятиями и категориями. С позиции герменевтического опыта в межличностные компетенции включаются умения вести диалог преподавателя со студентом
HERMENEUTICS AND COMPETENCY BUILDING APPROACH IN EDUCATION
The article is concerned with the application of hermeneutic ideas to the competency building approach, because modernization of education concentrates on a personality and its adapting abilities. Hermeneutic methodology provides investigators with heuristic notions and categories. From the hermeneutic point of view interpersonal competences include dialogues between an instructor and a student
Ключевые слова: модернизация образования, межлич- Key words: modernization of education, interpersonal dia-ностный диалог, универсальные компетенции, пись- logue, universal competences, written and oral discourses, менный и устный дискурсы, интерпретация interpretation
Современная действительность предъявляет требования к обновлению и реформированию многих областей жизнедеятельности, потому что в новом столетии происходят явления, вовлекающие все мировое сообщество в единый процесс цивилизационного развития. Многие отрасли знания преображаются в соответствии с функционированием информации в виртуальном пространстве, решением глобальных проблем человечества, ускоряющейся интеграцией нашей страны в мировое сообщество. В этих условиях внедряются новые программы комплексной модернизации образования, инновационные методы в образовательный и воспитательный процесс. В числе перспективных программ находится проект перехода высшего образования на двухуровневую подготовку специалистов. Созвучной с данными реформами является разработка федеральных государствен-
ных образовательных стандартов высшего образования на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц.
Основные положения компетентностного подхода были сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», которая является одним из главных нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования [4].
Понятие «компетенция» отражает глубоко личностный подход к каждому обучающемуся студенту с его индивидуальными характеристиками, ценностями, потребностями, желаниями, взглядами на свою профессию и предназначение в практической области.
Из двух главных групп компетенций (общей и профессиональной) наибольший интерес в контексте данного исследования представляют универсальные, ключевые компе-
тенции, поскольку эти качества личности и содействуют ее духовному становлению.
Суть компетентностного подхода заимствована в англосаксонской традиции. Методологическим основанием послужила философия прагматизма Дж. Дьюи и базирующаяся на этих принципах социальная психология. Многие идеи данного подхода раскрываются в работах российских ученых М.С. Кагана, Г.П. Щедровицкого, В.В. Давыдова, позже об этом писали В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова, И.А. Зимняя и др.
Компетентностный подход направлен на развитие личности студента. Выпускник вуза должен быть современным не только высокообразованным специалистом, но и сознательным гражданином.
Воспитание личности профессионально мобильной, конкурентоспособной, мотивированной к своему дальнейшему развитию действительно очень важно в современном динамично развивающемся мире. Но также не менее важно воспитание человека, который умел бы общаться на разных уровнях, мог бы применять свои знания в разговоре, соблюдать этикет и быть разносторонней личностью.
Недостаточно иметь просто коммуникативные способности, о которых так много говорят теории коммуникации когнитивного толка, системные, семиотические и другие теории, необходимо научиться вслушиваться в культурно-историческую традицию, сформировать эстетический вкус, глубоко уважать «слово». Всему этому учит герменевтика.
Компетентностный подход предполагает изменение всех трех компонентов образования:
- структуры и содержания знания;
- роли преподавателя, который становится руководителем или тьютором студента в его исследовательской деятельности, а также интерпретатором информации и знаний студента;
- роли и месте студента, который занимает активную и творческую позицию, ищет, находит, достигает целей.
Герменевтические идеи в компетентно-стном подходе касаются, прежде всего, взаимоотношений преподавателя и студента.
Универсальные компетенции подразделяются на три вида: инструментальные, межличностные и системные. Среди инструментальных компетенций герменевтика может быть применена в качестве методологии в формировании лингвистических навыков в устной и письменной коммуникации. Функционирование герменевтической методологии в разных (устном и письменном) дискурсах приобретает специфику согласно типовым характеристикам этих видов коммуникации. Теоретическое и практическое знание функционирования устного и письменного дискурсов межличностной коммуникации объединяется в герменевтической методологии, поскольку именно герменевтика изучает возможные условия понимания.
Для преодоления в разговоре дистанции с собеседником и чуждости текста герменевтика учит анализировать предпосылки достижения понимания. Анализ «предпонимания» по всем канонам герменевтики научит будущего специалиста быть внимательным к традиции, культуре прошлого, межэтническим отношениям. Предпонимание выступает как основная предпосылка интерсубъективности герменевтического плана, которая в свою очередь содействует аппликации.
Устный дискурс охватывает разнообразие повседневной коммуникации, в недрах которой можно и нужно найти внутреннюю силу и источник осмысления своего бытия. Письменный дискурс отражает практику исследовательской деятельности студентов и подчеркивает значимость открытого диалога с текстом.
В интерсубъективности герменевтического плана условия эффективного взаимодействия предполагают полную открытость, что ведет к специфическому типу рефлексии на основе диалога. В разговоре по-герменевтически реализуется не сколько информационное, а по большей части экзистенциальное взаимодействие. Чтобы углубить
экзистенциально-феноменологический аспект живой диалогической речи, необходимо внимательно сопоставить и применить функционирование герменевтических категорий в изучении письменной коммуникации. И наоборот, анализ герменевтического опыта в устной речи усилит коммуникативную направленность текста.
Специфический опыт мира в свою очередь объективируется в соответствии с устной или письменной формой коммуникации. Все три этапа реализации герменевтического процесса нуждаются в уточнении типа дискурса. В зависимости от этого конкретизируются генетические и функциональные связи духовного опыта человечества. Изначально разные способы достижения понимания в устной речи и чтении текстов формируют базовые механизмы становления личности и культуры.
Лингвистические навыки будущего специалиста должны быть основаны на отношении к языку с герменевтических позиций. Онтологический статус языка у Г.-Г. Гадамера, коммуникативное употребление языка у Ю. Хабермаса и коммуникативная компетенция речи у К.-О. Апеля помогут сознательно формировать навыки общения с учетом горизонта слушающего сознания. Говорящий индивид вступает в отношения не только с конкретным речевым партнером, но и со всем социальным и объективным миром.
В составе системных компетенций имеются требования понимать соотношение частей и целого и уметь проводить исследовательскую работу. Диалектическое единство целого и его частей, поступательное движение в процессе интерпретации, «предвосхищение совершенства» и прочие премудрости диалога с текстом являются необходимыми знаниями для будущего специалиста. Понимание целого и частей происходит в герменевтическом круге, эвристическая природа которого усилит познавательные способности тех, кто действительно желает постичь тайны бытия.
Герменевтическая методология гуманитарного познания снабжает исследователя
продуктивными, качественными понятиями и категориями так, что достижение интерсубъективности, преодолев непродуктивные предрассудки, даст возможность найти глубоко спрятанный смысл.
Нельзя не согласиться с В.М. Авдеевым, который, говоря о компетентностном подходе, подчеркивает важность формирования системы представлений о самом себе [1]. Принципы научного исследования в герменевтике позволяют студенту взглянуть, прежде всего, на свои мировоззренческие основания, свое предназначение как профессионала, осознать цели и задачи научной деятельности и определить свой личный вклад. Решая онтологические проблемы по-герменевтически, студенту надо будет заглянуть в контекст развития мировой культуры.
Герменевтика учит быть интеллектуалом и разбираться в том, что представляет собой вечное и классическое в противовес тому, что может быть вычурным и красивым, но пустым и сиюминутным.
Системные и инструментальные компетенции, если они будут формироваться на основе герменевтики, неизбежно приведут к межличностным компетенциям, что составляет абсолютный приоритет в герменевтическом подходе.
Межличностные компетенции помогают студенту приобрести навыки социализации в обществе и умение налаживать отношения с окружающими людьми. Особую роль играет приобщение к общественным и этическим ценностям. С позиций герменевтического опыта можно сказать о том, что в межличностные компетенции должны быть включены навыки и умения общения с преподавателем, что в проекте Tuning не занимает ведущих позиций. Двухуровневая система высшего образования предполагает выделение большего количества часов на самостоятельную работу студентов и тьюторство. Эти формы работы достаточно новые в системе высшего образования нашей страны, и межличностный подход требует концентрацию знаний в области антропологии,
экзистенциализма, феноменологии и, прежде всего, герменевтики.
Разговор, изучаемый герменевтическими категориями, имеет свою специфическую ценность. Философия разговора Гадамера говорит именно о доверительном диалоге, что является, безусловно, самым лучшим результатом духовного единения с собеседником. С целью достижения консенсуса и общих взглядов на мир собеседники должны стремиться постичь внутренний мир Другого, анализируя собственные условия понимания [2].
Герменевтические каноны педагогики увеличивают степень ответственности преподавателя, которому необходимо научиться интерпретировать непонимание студентов. Аналогичную точку зрения высказывает В.Р. Има-каев: «Педагогическая герменевтика включает нормативно-ситуативную интерпретацию непонимания учеников, критическую рефлексию «документов собственной жизни», разворачивание собственного периферийного знания учителя, интерпретацию нормального состояния научной дисциплины, лежащей в основе учебного предмета. В этой деятельности происходит культурное самоопределение учителя, вхождение его в ту или иную традицию истолкования культурных смыслов, норм, правил и допущений» [3; С. 135].
Герменевтический подход позволяет преподавателю преодолеть социальную, психологическую, возрастную дистанцию и научить студента думать вместе, и тогда возникает единая стихия разговора. Диалектика вопросов и ответов, языковая игра помогает преподавателю выявить тонкую нить сомневающегося мнения студента. Герменевтическое слушание имеет ценность в себе самом, своем бытии, потому что слушание охватывает обоих собеседников.
А.В. Хуторской и А.Д. Король, говоря об эвристическом диалоге в образовательном процессе, подразумевают активное изучение внешней среды: «Под эвристическим диалогом мы понимаем постановку учащимся вопросов внешней образовательной среды на каждом из
этапов его образовательной деятельности: целеполагании, выборе форм и методов, сообразных его культурно-историческим и психологическим способностям» [5; С. 111]. Умение задавать вопросы, строить гипотезу, осознавать мотивацию соотносится с герменевтическим сознанием.
Основная ценность использования герменевтики в компетентностном подходе заключается в том, что знания добываются студентом в результате интерпретации разговора с учителем, рефлексии над своими собственными словами, понимания духовной общности диалога. Знания в герменевтике получаются на основе понимания смысла речи, вопросноответного взаимодействия и достигают нового качественного уровня, на котором соединяются вопросы, ответы, умолчания, сомнения, раскрытая тема, оценка - все это в виде приращенного знания.
В проекте Tuning в результате реализации компетенций получаются три типа знаний. Самыми динамичными, прагматичными и практически направленными являются «знания как действовать», «знание и понимание» могут отражать результат герменевтической работы по формированию системных и инструментальных компетенций универсального характера. Третий тип знаний, на наш взгляд, заставляет будущего специалиста задуматься над смысложизненными вопросами своего бытия и поэтому они называются «знание как быть». Герменевтика помогает формировать главные жизненные позиции, постигать закономерности совместной жизни с другими людьми в социальном, культурно-историческом контексте, где немаловажную роль играет традиция.
Способность к исследовательской деятельности, коммуникативные навыки, внимательное отношение к письменному слову, умение налаживать межличностные отношения, эффективно общаться и получать знания через интерпретацию могут составить значительную часть содержания компетентностного подхода. Герменевтика является лишь одной
из метатеорий высшего образования, но вдумчивое применение качественных интерпретационных методик может дать такие же качественные результаты.
Главная значимость данного подхода заключается в том, что в образовательном процессе наряду с формированием необходимых в данной профессии специфических навыков и умений большое внимание уделяется совер-
1. Авдеев В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В.М. Авдеев // Социальногуманитарные знания, 2006. - № 6. - С. 235-241.
2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного /Г.-Г. Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.
3. Имакаев В.Р. Герменевтический подход к построению содержания образования / В.Р. Имакаев //Философские науки, 2007. - № 5. - С. 115-
Коротко об авторе______________________________
Болдонова И.С., канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой зарубежной литературы филологического факультета, Бурятский государственный университет (БГУ) ігіпа [email protected]
Научные интересы: герменевтика межличностной коммуникации, литературная герменевтика, социальнофилософский аспект герменевтики
шенствованию ценностно-смысловых ориентаций. Логика формирования и развития компетенций позволяет личности применять знания и опыт в различных областях профессиональной и иной деятельности, при этом быть способным к философской рефлексии над путями постижения действительности, осмыслению роли и места культурной традиции и нравственных ценностей.
_________________________________Литература
135.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.
5. Хуторской А.В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) / А.В. Хуторской, АД. Король // Вопросы философии, 2008. - № 4. - С. 109115.
________________________Briefly about the author
I. Boldonova, Candidate of Philosophy, Associate Professor. Head of the Department of Foreign Literature, Faculty of Philology, Buryat State University
Area of expertise: hermeneutics of interpersonal communication, literary hermeneutics, social-philosophical issues of hermeneutics