Научная статья на тему 'Социально-философские основания институционализации общественных движений'

Социально-философские основания институционализации общественных движений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
300
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
институционализация / движение / гносеологические и онтологические основания / социальный аспект / institutionalization / movements / ontological / epistemological / social aspect

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скобелина Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются социальные, онтологические и гносеологические основания институционализации общественных движений. Автором учитываются микроуровень, макроуровень и мезоуровень развития движений. Обозначаются «индивидуальный», «коллективный», «общественный» аспекты процесса институционализации движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGICAL, EPISTEMOLOGICAL AND SOCIAL ASPECTS OF INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL MOVEMENTS

The article presents ontological, epistemological and social aspects of institutionalization of movements. The author pays attention to the macrolevel, mesolevel and microlevel of the development of movements. «Individual», «collective», «social» aspects of institutionalization of social movements are designated.

Текст научной работы на тему «Социально-философские основания институционализации общественных движений»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Н.А. Скобелина

УДК 141 + 301

Социально-философские основания институционализации общественных движений

В статье рассматриваются социальные, онтологические и гносеологические основания институционализации общественных движений . Автором учитываются микроуровень, макроуровень и мезоуровень развития движений . Обозначаются «индивидуальный», «коллективный», «общественный» аспекты процесса институционализации движений.

Ключевые слова: институционализация, движение, гносеологические и онтологические основания, социальный аспект

Индивидуализация жизни, распространение единых ценностей, социальные структурные усложнения, формирование новых социальных институтов придают постиндустриальным обществам схожие черты . Интенсификация процесса институционализации различных форм гражданской активности сопряжена с множеством политических, социальных, экономических и иного рода конфликтов, с понижением уровня личной и национальной безопасности, с порождением проблем глобального характера, разрушением личностной идентичности . Современные институциональные изменения открывают новые возможности для реформирования общественных движений . На рубеже ХХ—ХХ1 веков в России произошли кардинальные изменения, трансформировалась институциональная среда, появились новые политические институты, модифицировались старые — политические партии, общественные организации К актуальным формам общественного участия относятся движения, которые обладают динамичной структурой и слабо выраженными властными отношениями внутри организационной иерархии, что соответствует современной ситуации в быстро меняющемся социуме. В течение последних двадцати лет менялась деятельность движений, появились виртуальные, сетевые движения, флешмобы . Они выступают как выразители интересов социальных групп общества, привлекают внимание к актуальным воп-

© Скобелина Н .А ., 2016

росам . Институционализация общественных движений определяется эволюцией человека и общества и преобразованием действий индивидов в устойчивые смысловые и структурные практики . Этот процесс позволяет обеспечить взаимодействие между движениями, государственной властью и обществом

Теоретической базой исследования социально-философских оснований процесса институционализации движений являются идеи, содержащиеся в трудах зарубежных и отечественных ученых в области социальной философии, социологии, политологии, социальной психологии . Как известно, процесс институционализации социальных субъектов и общества в целом интересовал ученых во все эпохи . Понятия «институции», «институт» употреблялись еще во времена Платона и Аристотеля, а вопросы, связанные со становлением государства и иных структур, рассматривались Н . Макиавелли, Т. Гоббсом, Д . Локком и другими мыслителями . В настоящее время исследователи все чаще обращаются к институциональной составляющей, изучают возникновение и функционирование субъектов, способы конструирования реальности участниками движений, процесс формирования уникальных событий в постоянно усложняющемся мире [5, с . 104] . В данном аспекте большое значение имеют работы П . Бергера, Б . Бенгтсона, Дж. Бес-та, Т. Лукмана, М . Спектора и других представителей философской и социологической мысли, акцентирующих внимание на деятельности индивидов и их роли в структурировании реальности, изучении условий и причин возникновения актуальных проблем, зависимых от социального контекста В рамках теоретической социологии и социальной антропологии заостряется внимание на самой природе социального, на представлении об отношении человека и общества, на месте индивида в социальной структуре, на ролях и функциях социальных субъектов [2, с . 95] .

Непосредственное отношение к анализу институционализации движений, определению его сущностных характеристик имеют исследования П . Бергмана, Э. Гидденса, С . Елисеева, С. Кирдиной, Н . Лапина, Д . Норта, Т. Парсонса, С . Патрушева, О. Шкаратана и других ученых . В последние десятилетия появились работы по теоретической социологии, социальной философии, антропологии П . Бурдье, У Аутвейта, М . Арчер, П . Штомпки, И . Мостовой и других исследователей, которые отдают приоритет роли активной личности, идее социальной мобильности, возможности меняться, строить свои жизненные планы, учитывая при этом не только субъективные, но и объективные факторы институционализации различных форм активности индивидов . Философия институционализации направляет нас к определению связи между строго установленной государственной сферой и самоорганизующимися процессами в гражданском обществе. В связи с этим нам необходимо акцентировать внимание на вопросах, связанных с появлением и функционированием организованных практик, а также определением основания процесса институционализации движений

Свойственная только человеку особенность мыслить рационально является гносеологическим основанием процесса институционализации Способность человека умопостигать как единичное, особенное, так и универсальное предоставила ему возможность структурировать те отношения, которые он сам создает в окружающем мире

В то же время процесс институционализации (организации, структурирования) общественной жизни обусловлен онтологическими корнями . Это проявляется в открытости мира перед человеком для его узнавания, осмысления и участия в нем Основы бытия позволяют осознать природу институционализации такого сложного феномена, как общественные движения . Движения конституируются и развиваются через активную деятельность индивидов в рамках социальной организации [4, с . 65] . В философии базовой составляющей процесса становления общественной жизни является гносеологическое и онтологическое основание Способность человека к рациональности дает ему возможность принять участие в организации окружающего мира . Человек конструирует бытие, и более того, он имеет потребность в этом С социологической точки зрения, сущность потребности включения в общество проявляется в организации социокультурной структуры, создании определенных связей между индивидами, что способствует личностной идентичности С изменением социальной структуры трансформируется самосознание индивидов, его осмысление реальности, возникают новые смысловые варианты, общественные потребности, возможности реализовать себя в социуме путем создания различных институций, новых форм движений

С точки зрения философии, процесс институционализации движений включает в себя «индивидуальный», «коллективный», «общественный» аспекты . «Индивидуальное» проявляется в наличии универсальных представлений, которые помогают участнику движения сделать выбор в конкретной ситуации И воплощается в мыслях и действиях отдельного человека При этом участники движений ставят цель, употребив все усилия, достичь определенных результатов «Коллективное» определяется в качестве совокупности представлений индивидов, которые объединены едиными интересами, одной целью . Результат деятельности в данном случае распределяется на всех участников благодаря их общим стараниям и усилиям Это выводит движение на новый уровень развития Следует отметить, что индивидуальное и коллективное в своем единстве проявляется в организационной активности участников и их объединений Именно эти два аспекта являются превалирующими в самоорганизующихся процессах в обществе По мнению Э Дюркгейма, «индивидуальное» и «коллективное» находятся в «одинаковом отношении со своим соответствующим субстратом» [3, с . 209] . А то, что существует объективно, вне движения (законы, институты и др.), представляется нам как «социальное», включающее в себя исторически обусловленные общественным бытием социальные нормы, правила, цен-

ности . В концепции институционализации движений особая роль отводится развитию жизненной среды Окружающий социум предоставляет возможности индивидуальным и коллективным субъектам отстаивать свои интересы . В том же ключе важными для исследования движений являются идеи представителей социального конструктивизма, которые обращают внимание на единство субъективной и объективной реальности (П . Бергер, Т. Лукман, Д . Китсьюз, Д . Бест) [6, с . 73]. Участники движений в рамках определенной ценностной системы познают реальность, которая существует вне зависимости от субъективного состояния Включаясь в общество, в ходе своей деятельности они ее трансформируют Поэтому в процессе институционализации выделяется три уровня: макроуровень, отражающий роль движения в обществе, мезоуровень, где учитывается характер взаимодействия объединения с другими элементами гражданского общества, и микроуровень, определяющий значение движения в жизни каждого его участника Если отдать предпочтение одному из этих уровней, то нельзя претендовать на целостный анализ современных движений постиндустриального общества, поэтому они должны синтезироваться

В социологической литературе под «институционализацией» понимается интеграция нового вида социальной деятельности, процесс создания различных типов социальной деятельности в качестве институтов Становление движений и формируемых ими социальных субъектов определяется эволюцией, постоянным усложнением общества и процессом их инс-титуционализации, трансформацией ценностного универсума, изменением личности Субъекты взаимодействуют между собой в различных сферах общества и таким образом проявляют себя Это обеспечивает социуму целостность В рамках созданных государством норм и правил, руководствуясь неформальными практиками, движения институционализируются . В связи с этим, формальный аспект институционализации заключается в том, что движения создают собственную организацию, и, вместе с тем, они включены в поле институционального взаимодействия экономических, политических и правовых институтов . Под «институциональным полем деятельности» автор понимает область взаимодействия объединений с органами власти и с элементами гражданского общества Активисты формируют организации в конкретной институциональной среде, где их деятельность ограничивается правилами и нормами Нельзя исключать и неформальные практики, созданные участниками движений: социальное партнерство на основе доверительных отношений активистов с представителями бизнеса и чиновниками, патронажные связи, семинары, конференции и др

Бесспорно, движения конституируются и развиваются через активную общественную деятельность индивидов в рамках ценностной системы, определенной социальной организации и создают собственные специфические для объединений формы Участник движения выполняет определен-

ную роль, наполненную ценностным содержанием, и отождествляет себя с формой действия, которая постепенно в результате многократных повторений типизируется и приобретает объективный смысл . Типизированные роли — это типы деятелей Исполнение роли участником движения является двусторонним процессом С одной стороны, выполняются определенные действия в рамках одного институционального порядка, характерного для движений как организованных практик, которым свойственны формальные связи и опосредованные отношения, и протестных объединений, характеризующихся неформальными связями и непосредственными отношениями Индивид действует как представитель данной социальной структуры . В этой ситуации роли «представляют институциональный порядок» С другой стороны, роли исполняются участниками в конкретной ситуации «Деятели воплощают роли и актуализируют драму, представляя ее на данной сцене» [1, с . 124]. Участники объединений актуализируют социальные проблемы, формулируют цель, задачи, разрабатывают проекты В то же время смысловой универсум как совокупность значений, обосновывающих деятельность участников, придает объективный смысл их действиям . П . Бергер и Т. Лукман под смысловым универсумом понимают «матрицу всех социально объективированных и субъективно реальных значений» [1, с . 158]. Здесь интегрируются структурный и индивидуальный уровни Роли участников движений являются способом их включения в окружающий мир Таким образом, коллективная деятельность участников реализуется посредством исполняемых ими ролей, которые представляют собой институциональный порядок, имеющий объективный смысл

Учитывая значимость индивидуального, коллективного и социального аспектов, а также ценностную составляющую, процесс институционали-зации следует рассматривать на микро-, мезо- и макроуровнях: на уровне личности (потребность участия в общественно-политической жизни, потребность в деятельности движения), общественного движения (образование организационного ядра, структурирование движения, взаимодействие с объединениями третьего сектора) и на уровне государства (законодательство, подтверждающее легальный характер деятельности движения; наличие механизма социального контроля, влияющего на деятельность участников) Значение социального контроля в процессе институционализации имеет двоякий смысл С одной стороны, это приводит к определенности в отношениях между участниками движений . С другой стороны, поощрения направляются лишь отдельным субъектам . Это способствует иерархи-зации в секторе общественных движений В соответствии с установленной государством законодательной базой структурируется институциональная среда, тем самым упорядочиваются отношения в гражданском обществе Иными словами, деятельность участников либо сдерживается (вводятся определенные ограничения), либо приобретает открытый, активный характер

Таким образом, все вышесказанное позволяет нам определить социальные и философские основания институционализации движений: главной составляющей институционализации являются онтологические и гносеологические основания; общественное движение представляется в качестве субъекта социальной системы и проявляет себя как организованная форма коллективной деятельности индивидов; окружающий социум создает условия для возникновения и развития общественных движений; деятельность участников движений зависит как от институциональной, так и от ценностной составляющей . Современные флешмобы, виртуальные, сетевые, протестные движения появились в информационном обществе, где расширились информационные возможности для общественно-политической деятельности подобных субъектов . На протяжении всего своего жизненного цикла движение изменяется под действием институциональной среды, которая включает в себя определенные ценности, нормы, правила, принятые в данном обществе, неформальные ограничения, механизм социального контроля, осуществляемый государством и обеспечивающий деятельность индивидуальным и коллективным субъектам

Литература

1 . Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности . Трактат по

социологии знания . М . : Медиум, 1994. 323 с .

2 . Боровой Е. Существование человека в обществе «избыточного потребле-

ния» // Ценности и смыслы . 2015 . № 5 (39) . С . 94—105.

3 . Дюркгейм Э. Социология . Ее предмет, метод, предназначение . М . , 2006 .

352 с

4. Пашкина Т. Общественные организации как среда формирования идентичности // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы». Саратов: Саратовский источник, 2015 364 с

5 . Петров В. Институциональные трансформации в современной России: про-

екты и реальность, противоречия и конфликты // Социология социальной реальности: методология, теория, методика исследований явлений и процессов Сборник статей и материалов преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры социологии Кубанского государственного университета / Под ред. В . Н . Петрова и др . Краснодар: Просвещение-Юг, 2010 . Т. 1 . 219 с .

6 . Терентьева И. «Кто говорит?» или коммуникативные основы конструиро-

вания социальной реальности // Вестник НГТУ им . Р. Е . Алексеева . Серия «Управление в социальных системах . Коммуникативные технологии». 2014. № 2 . С . 73—79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.