УДК 316.614.5
ШАПОВАЛОВ Алексей Викторович, аспирант кафедры социологии Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия alex-shapoval@yandex.ru
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУКТИВИЗМА П. БЕРГЕРА и Т. ЛУКМАНА
Рост популярности социальных движений, фокусирующихся вокруг потребностей социума, наблюдаемый в последнее время, актуализирует применение институционального подхода к их изучению. Рассматривается идея трансформации социального движения в социальную организацию и социальный институт. Особое внимание автор статьи уделяет концепции институционализации П. Бергера и Т. Лукмана. Предлагается обоснование валидности данной методологической платформы в условиях современного российского общества. Схема социального конструирования реальности, предложенная П.Л Бергером и Т. Лукманом, вполне обоснована и применима к анализу социального конструирования добровольческого движения. В рамках методологии социального конструктивизма, применяемой в данной статье, инсти-туционализация добровольческого движения рассматривается как незавершенный, продолжающийся в настоящее время процесс реорганизации добровольческого движения в собственно отдельный социальный институт.
Ключевые слова: социальный институт, социальное движение, социальный конструктивизм, типизация, хабитуализация, институционализация, легитимация.
SHAPOVALOV Alexey Viktorovich. Postgraduate at the Chair of Sociology, Northern-Caucasian Federal University, Stavropol city, Russia, e-mail: alex-shapoval@yandex.ru
INSTITUTIONALIZING THE VOLUNTEER MOVEMENT: AN APPROACH PRESENTED BY THE SOCIAL CONSTRUCTIONISM OF P.
BERGER AND T. LUCKMANN
The paper considered rise in popularity of social movement groups, namely those focused on the needs of society, that has been recently noticed and has urged for application of an institutional approach to study them. The author explored a concept of transformation of a social movement (volunteer movement) into the social organization or public institution. Having considered several models of institu-tionalization of social movements, those suggested by N. Smelser, O. Ramstadt, P.L.Berger and Th. Luckmann, the author paid particular attention to the concept of institu-tionalization by P.L. Berger and Th. Luckmann. The study presented justification of validity of this conceptual platform for the contemporary Russian society. An outline of social construction of reality suggested by P.L. Berger and Th. Luckmann is quite justified and applicable to examining the social construction of the voluntary movement. Within the set of methods of social constructionism used in this paper, institutionalizing the voluntary movement has been perceived as unfinished procedure, and currently ongoing course of reorganizing the volunteer movement into a separate social institution proper.
Keywords: social institution, social movement, social constructionism, typification, habitualization, institutionaliza-tion, legitimation.
В современной социологической методологии наиболее востребованным и действенным подходом практически любого исследования различных социальных явлений и процессов является институциональный подход в силу его направленности на рассмотрение предмета исследования в динамике, предполагая происходящие ради развития изменения в качестве нормы. Исходя из данной предпосылки, считаем целесообразным представить в данной работе возможности анализа добровольческого движения как социальной системы с позиций методологии институциональной парадигмы, так как, во-первых, при рассмотрении социальных институтов и социальных движений важно понимание динамичного характера развития данных социальных образований, во-вторых, социальные институты и социальные движения объединяет причина происхождения - социальная потребность, вызывающая социальные сдвиги, приводящие к их возникновению.
Методологическим основанием данной работы выступает концепция институционализации П. Бергера и Т. Лукмана, разработанная ими в рамках социального конструктивизма. Данная модель институционализации предполагает наличие четырех стадий развития явления: типизация, хабитуализация, институционализация и легитимация. Рассмотрим эти процедуры подробнее применительно к анализу становления добровольческого движения. Процесс институционализации, согласно Т. Лукману и П. Бергеру, обусловлен внутренней нестабильностью человеческого существования, вынуждающей человека к самостоятельному конструированию стабильной социальной реальности - иными словами, необходимость в социальном порядке продиктована самой биологической природой человека.
Институциональный анализ добровольческого движения требует обращения к методологическим основаниям данного социального явления, что обусловливает формирование фокуса исследовательского интереса. В связи с этим, представляется необходимым применение институциональной парадигмы, с позиции которой представляется целесообразным рассмотрение добровольческого движения как социальной системы.
Добровольческое движение - система (основные элементы социально-стратификационной структуры: добровольные объединение индивидов, социальных групп, со-
ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Тзм 6 №6, Часть 1, 2014 Historical and social educational idea's Tom 6 #6, Part 1, 2014_
циальных организаций, имеющих в своей основе идею добровольчества), функционирующая в социальном пространстве для преобразования социальной структуры общества посредством различных форм действий, совершаемых коллективно для поддержки социальных изменений (или против них), социальной реорганизации, реализации социально-значимых интересов и целей движения, решения социальных проблем.
Понятие «институт» применяется в социологии для определения устойчивого комплекса правил - как формальных, так и неформальных, принципов, норм, установок, существующих для регуляции различных сфер человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей [3, с. 50]. В современной социологии превалирует мнение, выражаемое, в частности, С.С. Фроловым [4, с. 170], что социальные движения (высокодинамичны, имеют неопределенный жизненный цикл) не следует отождествлять с социальными институтами и социальными организациями, поскольку социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные социальные образования.
Таким образом, увязывая данные понятия в единую систему, определим, что социальная организация и социальный институт - это определенные стадии, фазы «социальной жизни» социального движения, поскольку институциональная структура общества является более устойчивой, нежели функциональная [2, с. 7]. Процесс конструирования добровольческого движения как социального института предполагает реализацию базовых механизмов: типизации, хабитуализации, институционализации и легитимации, основанных на диалогичных процессах взаимного «распознавания» и принятия. Обращение к концепции П. Бергера и Т. Лукмана обусловлено тем фактом, что институционализация, а именно институционализация социального движения, - процесс конструирования «собственной природы» человека, условий, в которых потребности человека удовлетворялись бы должным образом, поскольку социальные субъекты сообща участвуют в создании человеческой окружающей среды как комплекса социокультурных и психологических образований.
Добровольческое движение для индивида есть пространство, включающее определенный набор привычных, обыденных «свойств». Интерпретация и конструирование этого пространства базируется на накопленном личном и усвоенном чужом опыте. Благодаря этому становится возможной первая стадия конструирования добровольческого движения в социальный институт - типизация феноменов и упорядочивание нового опыта. Весь этот опыт превращается в определенную схему решения социальной потребности, проблемы, помогающей индивиду в интерпретации мира.
Социальное конструирование добровольческого движения не всегда становится объектом рефлексии, необязательно осознается, в результате чего воспринимается как данность, определенная заранее. Реальность добровольческого движения оказывается уже объективированной, то есть конструированной порядком объектов еще до появления некоторых субъектов. Данное обстоятельство объясняется как периодом развития, который проходит добровольческое движение, так и формированием субъекта взаимодействующего с последним в особых социальных условиях. Также отметим, что добровольческое движение выступает в качестве конструкта на уровне общественного сознания, впоследствии интериоризируясь индивидом. Отношение людей к тому или иному социальному движению по формальным признакам (стигматизация) вынуждает их следовать нормативным практикам того или иного сообщества. В результате наблюдается поддержание членами сообщества ценностно-нормативной системы в повседневных практиках добровольческого движения. Однако ученые утверждают, что типизация возникает как продукт, подготовленный хабитуализацией (формально выделяемой второй стадией конструирования добровольческого движения) [2].
В процессе социального конструирования добровольческого движения хабитуализация тесно связана со взаимодействием, поскольку любое действие человека связано с ожиданиями действий, что приводит к возникновению взаимных типизаций, «опривыченных» в играемых отдельно или сообща ролях. Добровольческое движение существует не только лишь исключительно на уровне сознания индивидов, напротив, оно обусловливает их поведение, взаимодействие с другими людьми и опыт. Осознание социумом возможности решения социальных проблем путем обращения в добровольческое движение, при укоренении в сознании индивидов, проявляется и легитимируется в конкретных моделях человеческого опыта - в габитусах, представляющих продукты хабитуализации.
Третья стадия конструирования добровольческого движения в качестве социального института - непосредственно институционализация [2, с. 111]. Предыдущее поколение при формировании того или иного социального института осознает его конструируемым искусственно. Но в процессе передачи его потомкам институционализованный мир обретает статус реальности, существовавшей, согласно транслируемым представлениям, всегда. Кроме типи-
зированных коллективных представлений, добровольческое движение состоит из статусов и ролей, системы социальных санкций и контроля, общих целей, установок и образцов поведения, учреждений, кодексов, законов, функционирующих для удовлетворения различных потребностей. Однако, социальная структура и функционирование других институтов не могут существовать в отсутствии коллективных представлений, явившихся результатом типизации и усилий по достижению типизации и формированию коллективных представлений (как акторов добровольческой деятельности - участников добровольческого движения, так и членов социума). Рассматриваемая под таким углом зрения реальность обретает в сознании индивида устойчивость, реальность, становится трудноизменяемой.
Четвертая стадия конструирования добровольческого движения в качестве социального института - легитимация, базирующаяся на механизме оправдания сложившегося институционализированного построения. Необходимость данной стадии детерминирована получением новым поколением того или иного института во «вторую очередь», следовательно, утеряны его первоначальный смысл и функциональность (ориентация на удовлетворение потребностей). Таким образом, для сохранения данного социального института, а именно добровольческого движения, требуется интерпретация (отвечающая критериям устойчивости и убедительности) смыслов системы и функциональности составляющих ее установлений, после чего новое поколение будет социализировано в институциональный порядок добровольческого движения. П. Бергер и Т. Лукман акцентируют внимание на способствующих процессу легитимации «символах оправдания», поскольку она «оправдывает институциональный порядок, придавая нормативный характер его практическим императивам» [1]. Основной функцией легитимации добровольческого движения является создание унифицированной модели поведения людей, воспринимаемой в качестве естественной как в силу давности (добровольческое движение существует в России с начала 1990-х гг., что пока не позволяет претендовать на занятие им данной стадии), так и в силу объективных причин (добровольческое движение должно перейти от одного поколения к другому в качестве реального механизма реализации потребностей).
Итак, процесс социального конструирования добровольческого движения предполагает реализацию четырех базовых механизмов: типизации, хабитуализации, институционализации и легитимации. Институционализация добровольческого движения на Северном Кавказе - незавершенный, фрагментарный, продолжающийся в настоящее время процесс реорганизации добровольческого движения в собственно отдельный социальный институт.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
2. Клейнер Г.Б. Агенты и институты: к проблеме институционального выбора. - Волгоград: ВОЛГУ, 2005.
3. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.
4. Фролов С.С. Социология. - М.: Гардарики, 2003.
REFERENCES
1. Berger P., Luckman T. The social construction of reality. Moskva:Medium, 1995. 323 p.
2. Kleiner G. B. Agents and institutions: the problem of institutional choice. Volgograd: VOLGU. 2005. 53 p.
3. Smelser N. Sociology. Moskva: Fenix, 1994.
4. Frolov S. S. Sociology. Moskva: Gardariki, 2003.
Информация Об Авторе
Шаповалов Алексей Викторович, Аспирант Кафедры Социологии Северо-Кавказского Федерального Университета,
355029 Россия, Ставропольский Край, Ставрополь, Проспект Кулакова Д.2 Ставрополь, Россия Alex-Shapoval@Yandex.Ru
Получена: 17.11.2014
Information About The Author
Shapovalov Alexey Viktorovich, Postgraduate At The Chair Of Sociology, Northern-Caucasian Federal University, 355029 Russia, Stavropol City, Kulakov Prospect D.2
Stavropol city, Russia Alex-Shapoval@Yandex.Ru
Received: 17.11.2014