УДК 372.8+316.2 ББК 74.48+60.5
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ: ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АСПЕКТОВ
| Н.А. Скобелина
Аннотация. В статье делается акцент на институционализации социологии общественных движений и использовании интегрированного подхода к исследованию развития данного социологического направления. Автором обозначается, что современные ученые обращают внимание на тенденцию к консолидации, объединению различных элементов системы научного образования, что актуально и для социологии. Целью статьи является определение процесса интеграции научного и образовательного аспектов социологии общественных движений через стратегию интегрализма, которая понимается в качестве способа организации интеграционного процесса. Исследование базируется на интегрированном подходе. Автор использует общенаучные методы, в том числе метод анализа научной литературы. В статье предлагается модель институционализации социологии общественных движений, которая имеет структуру, состоящую из последовательных уровней интеграции. Автор показывает зависимость интеграционного процесса от типа используемой стратегии. Интеграционный процесс, который лежит в основе институционализации социологии движений, характеризуется внутренней, внешней и комплексной стратегиями в соответствии с микро-, мезо-, макроуровнями и определяется тремя этапами институционализации социологии общественных движений. В заключение автор акцентирует внимание на том, что интегрированный подход способствует развитию социологического знания в области исследования современных общественных движений. Статья рекомендуется преподавателям социологии общественных движений высших учебных заведений и всем интересующимся данной тематикой.
19
Ключевые слова: социология общественных движений, интеграция, стратегия интегрализма, модель институционализации, образовательный аспект.
INSTITUTIONALIZATION OF SOCIOLOGY OF PUBLIC MOVEMENTS: INTEGRATION OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ASPECTS
I N.A. Skobelina
20
Abstract. The article focuses on the institutionalization of sociology of public movements and the use of an integrated approach to the study of the development of this sociological trend. The author indicates that modern scholars pay attention to the trend towards consolidation, unification of various elements of the system of scientific education, which is also relevant for sociology. The article aims to define the process of integrating the scientific and educational aspects of sociology of public movements through the strategy of integralism, which is understood as a way of organizing the integration process. The study is based on an integrated approach. The author uses general scientific methods, including the method of analyzing scientific literature. The article suggests a model of institutionalization of sociology of public movements, which has a structure consisting of successive levels of integration. The author shows the dependence of the integration process on the type of strategy used. The integration process, which underlies the institutionalization of the sociology of movements, is characterized by internal, external and complex strategies in accordance with micro, meso and macro levels and is determined by three stages of institutionalization of the sociology of social movements. In conclusion, the author focuses on the fact that an integrated approach contributes to the development of sociological knowledge in the study of modern social movements. The article is recommended to teachers of sociology of public movements of higher educational institutions and to all those who are interested in this subject.
Keywords: sociology of public movements, integration, strategy of integralism, model of institutionalization, educational aspect.
В настоящее время для системы образования характерно усиление межпредметных связей, объединение учебных дисциплин, универсализация всего учебного процесса. На современном этапе общественного развития в основе образования и науки лежит интегрированный подход, применение которого связано с усложнением социальных процессов, мобильностью современного общества, ростом научного знания во всем мире. В последние десятилетия в со-
временной науке, включая социологию, появилось большое количество интегральных теорий. Применяя принцип интеграции, акцентируя внимание на интеграционных процессах в различных сферах современного общества, исследователи создают «трансформативное знание», «гибкое, подвижное, эффективное и эффектное, изоморфное и синхронное потоковым структурам современности» [1, с. 30], синтезирующее различные уровни социального знания.
П. Бурдье [2], Э. Гидденс [3], В. Ядов [4], Е. Солодова, П. Ефимов [5], О. Яниц-кий [6] и другие ученые объясняют изменчивую социальную реальность, совмещая микро- и макроуровни, интегрируя положения различных концепций. Востребованность интегра-лизма — это не недостаток социологии, а ее особенность, характеризующая современный этап развития социологической науки. В рамках интегрированного подхода создается единая система социологического знания, обеспечивается взаимосвязь учебных дисциплин, представляется механизм межпредметных связей [7]. Еще в прошлом столетии П.А. Сорокин, предлагая интегральную концепцию, признавал социологию в качестве «генерализирующей» дисциплины [8]. Современные российские ученые, отмечая рост социологического знания, его усложнение и интеграцию, характеризуют социологическую науку в одном ключе: «полипарадигмальность в современной социологии» [4], «создание множества различных теоретических схем, описывающих и прогнозирующих» развитие социума [9]; «дифференциация объектно-предметного поля социологии», «необходимость скоординированных усилий» ученых в отдельных отраслях социологии [10]; «гуманистический поворот, предполагающий интеграцию социологии с другим научным знанием», «синтез естественных, социальных и гуманитарных наук» [11]. В настоящее время в социологии и педагогике современными учеными делается акцент на тенденции к консолидации, объединению различных элементов системы научного образования [12].
Благодаря интеграционному вектору развития науки и образования, социология общественных движений может быть представлена в качестве самостоятельного научного направления. Целью данной статьи является разработка модели институциона-лизации социологии движений, интеграции ее научного и образовательного аспектов через стратегию интегрализма как способа организации интеграционного процесса. Особую важность имеет применение интегрированного подхода к анализу институционализации (процесс формирования и развития) социологии движений как научной отрасли и учебной дисциплины с целью обозначения места и роли социологии движений в социологической науке и образовательном процессе.
Социология общественных движений сформировалась в качестве самостоятельного направления социологической науки только на рубеже XX—XXI веков. Причиной этому послужила актуализация интереса социологов к данной тематике в связи с институциональными изменениями в структуре современных обществ, которые породили перемены в организованных практиках, в результате чего появились новые формы участия граждан, среди которых значительная роль отводится общественным движениям. Из-за сложности и многогранности сектора движений, их зависимости от социального контекста, интенсивных структурных изменений, радикальных трансформаций в социологии общественных движений представлено множество теорий и концепций, большое количество которых разработано западными учеными (Г. Блу-
21
22
мер [13], Т. Гарр [14], М. Кастельс [15], А. Турен [16], А. Мелуччи [17]). В современной России особое значение для развития социологии общественных движений как самостоятельного направления имеют работы Е. Здравомысловой [18], О. Яницкого [19], И. Халий [20] и других исследователей. Ученые используют различные методологические стратегии в зависимости от научных принципов, которых они придерживаются при изучении современных движений и социальной реальности в целом. Руководствуясь интеграционным принципом, в настоящем исследовании предлагаем использовать стратегию интегрализма.
В результате освоения данной дисциплины ставится задача выработать знания и навыки по новейшим направлениям современной социологической теории, социологической методологии и методам социальных наук, сформировать умение применять социологические методы исследования для изучения процесса социальных проблем. Социология общественных движений, как учебная дисциплина, структурирована таким образом, чтобы студенты могли развивать знания, умения и навыки в этой области, применять полученные знания на практике, вырабатывать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Дисциплина включает в себя парадигмы социологии общественных движений, анализ процесса формирования движений в современных обществах, условия развития общественных движений в России и за ее пределами, типологию современных движений, исторические этапы развития секто-
ра российских общественных движений на рубеже XX—XXI веков.
В эволюционном контексте рассматриваются парадигмы к исследованию движений в зависимости от этапов развития социологической мысли и динамики социума. Для ми-кроуровневого этапа развития социологии движений характерна субъективистская направленность (теории коллективного поведения, относительной депривации, социального действия). В центре внимания у представителей данного этапа находится личность и ее деятельность (Т. Гарр [14], М. Вебер [21] и др.). В то же время исследователи мезоу-ровневого этапа учитывают структурный фактор и определяют организационные особенности движений (теории мобилизации ресурсов, политического процесса). Это такие ученые, как: Д Гальтунг [22], Ч. Тилли [23] и др. Руководствуясь стратегией интегрализма, исследователи макроуровневого этапа имеют возможность формировать «трансформативное знание», создавать целостное представление о процессе становления и развития сектора современных движений. На современном этапе развития социологии общественных движений для более глубокого анализа необходимо интегрировать положения разных теорий. Специфика современных движений направляет нас к теориям и концепциям, сложившимся уже в конце ХХ века. К представителям макроуров-невого этапа в социологии общественных движений следует отнести Э. Гидденса [3], Д. Сноу [24], Д. Нор-та [25], Д. Коббина [26], Л. Хон [27; 28] и других современных ученых. Особенностью данного этапа является
синтез идей активистско-деятель-ностного, конструктивистского, неоинституционального и других подходов к исследованию общественных движений. Таким образом, в процессе определения вектора развития социологии общественных движений, интегрированный подход позволяет нам выделить этапы институционализа-ции социологии общественных движений как научного направления, а также дает возможность синтезировать идеи современных подходов к исследованию движений и на каждом уровне интеграции обозначить тип стратегии интегрализма, руководствуясь интеграционным принципом.
В ходе анализа научной литературы, посвященной исследованиям движений, было выявлено, что в процессе своего развития социология движений использует категориальный аппарат и подходы таких отраслей социологического знания, как социология конфликта, социология организаций, социология политики. Это подтверждает тот факт, что она институционализируется на междисциплинарной основе. Поэтому социология общественных движений в образовательном процессе представлена как элемент вариативной части основной образовательной программы, как учебная дисциплина по выбору, обеспечивающая развитие профессиональных компетенций студентов социологических факультетов.
В рамках интегрированного подхода выделим основные аспекты ин-ституционализации социологии движений, акцентируя внимание на ма-кроуровневом этапе. Для наиболее глубокого анализа движений идеи конструктивистского подхода дают возможность обратить внимание на
деятельность участников, на формы символических взаимодействий, на процесс конструирования социального контекста. Участники движений актуализируют проблемы, создают уникальные события, определяют темы, цели, формулируют требования. Другими словами, они структурируют социальную реальность. Посредством своей деятельности лидеры создают новый мир, который постепенно становится устойчивым в сознании индивидов. И не только у участников движения, но и у всего общества. В ходе конструирования социальной реальности деятельность участников типизируется и институционализируется. Представители макроуровневого этапа институционализации социологии общественных движений — Р. Бенфорд [29], С. Гонсалес-Байлон, Н. Ванг [30] -объясняют роль лидеров и активистов объединений в конструировании социальных проблем.
В настоящее время довольно большое значение в социологии общественных движений имеют идеи неоинституционального подхода, потому что исследователи должны учитывать влияние институциональной среды, в которой участники объединений ведут активную деятельность. Специфика данного подхода состоит в совмещении множества теорий, что отражается в самой трактовке института, который понимается в качестве взаимосвязи формальных норм и неформальных правил игры. Положения теорий неоинституционализма наиболее приемлемы для анализа трансформирующегося российского общества и его отдельных элементов, поскольку акцентируется внимание и на относительно устойчивом ха-
23
24
рактере институтов, и на их изменчивости. Представители неоинституционального подхода обозначают направленность изменений институций, возможность появления новых форм институциональных практик и определяют роль социальных субъектов в этих процессах. В рамках не-оинституционализма движение следует определить в качестве результата активности социальных субъектов, которые взаимодействуют на основе созданных ими или уже имеющихся в обществе правил. Институциональная среда предоставляет набор возможностей для общественно-политической деятельности. С теориями нового институционализма взаимосвязаны идеи активистско-де-ятельностного подхода, которые позволяют учитывать взаимосвязь деятельности субъектов и структуры. П. Штомпка (определяет внешнюю и внутреннюю динамику движений) [31], А. Турен (предлагает активистский подход к исследованию движений) [16], Э. Гидденс (совмещает микро- и макроуровни) [3] и другие ученые акцентируют внимание на активности субъектов социального действия. Исследователи отмечают, что агенты и структуры влияют друг на друга. Однако превалирующая роль отводится активным деятелям. В основе активистско-деятельностного подхода лежит идея интеграции микро- и макроуровней социальной реальности. Такие взгляды можно обнаружить в теориях Э. Гидденса, Ю. Хабермаса [32], Л. Хон [28] и других современных социологов, для которых важным является взаимосвязь действий акторов и структуры.
Таким образом, анализируя идеи, посвященные проблемам формиро-
вания общественных движений, объединяя различные теории, автор статьи рассматривает этапы институци-онализации социологии общественных движений с целью определения ее статуса и обозначения в качестве самостоятельного направления социологической науки на основе синтеза современных подходов. Изучение работ западных и отечественных ученых, применение положений интегрированного подхода позволили выявить специфику институционализа-ции социологии общественных движений. При этом учитывалось многообразие сектора движений и развитие современного общества. Становлению социологии общественных движений как самостоятельного направления способствует интенсификация процесса формирования общественных движений, динамика движений. Их мобильный, изменчивый характер деятельности требует постоянного изучения и использование большого количества научных подходов. Следует учитывать, что своеобразие общественных движений XXI века обы условлено и быстрым развитием институциональной среды, в которой они существуют. Флэш-мобы, виртуальные и сетевые движения появились в информационном обществе, где расширились коммуникативные возможности для общественно-политической деятельности отдельных личностей и социальных групп.
Становление социологии движений как самостоятельной дисциплины и включение ее в учебный процесс во многих вузах мира является важным этапом в процесс институ-ционализации данного социологического направления. В ходе своего развития социология общественных
движений постепенно была введена в образовательный процесс в качестве учебной дисциплины. Разработанная нами модель интеграции научного и образовательного аспектов социологии движений включает в себя три уровня интеграции (см. табл. 1.). На микроуровне, для которого характерна внутренняя стратегия интегрализма, происходит становление системы знаний об общественных движениях, формируется категориальный аппарат социологии общественных движений. На ме-зоуровне исследователи используют внешнюю стратегию интегрализма. В рамках второго этапа в процессе институционализации социология общественных движений формируется в качестве самостоятельного научного направления. На макроуровне применяется комплексная стратегия, которая заключается в интеграции социологии общественных дви-
жений как научного направления и самостоятельной учебной дисциплины, в разработке и использовании новых подходов к исследованию движений.
В представленной модели инсти-туционализации обозначен интегральный вектор развития социологии общественных движений как самостоятельного направления научных знаний. В основе интеграционной динамики лежит синтез научного и образовательного компонентов социологии движений. Данная модель, с одной стороны, специфична для социологии общественных движений, а с другой стороны, она применима и к другим отраслям социологической науки и основывается на интеграции науки и образования. В современном обществе интеграционные процессы отражаются на локальном уровне, в рамках отдельных наук и учебных дисциплин, и прояв-
Таблица 1
Институционализация социологии общественных движений
Уровни интеграции социологии общественных движений Типы стратегии интегрализма Характеристика уровней интеграции Этапы развития социологии общественных движений
Микроуровень Внутренняя стратегия Накопление знаний в области исследования общественных движений Микроуровневый этап (теории коллективного поведения,относительной депривации, социального действия)
Мезоуровень Внешняя стратегия Институционализация социологии общественных движений как самостоятельного направления социологической науки Мезоуровневый этап (теории политического процесса, мобилизации ресурсов)
Макроуровень Комплексная стратегия Интеграция социологии общественных движений, использование новых подходов к исследованию движений Макроуровневый этап (реляционная социология, теория практической рациональности, неоинституциональный подход)
25
26
ляются в системе научного образования в соответствии с обозначенными типами стратегий интегрализма.
В каждом из рассмотренных аспектов за основу взят принцип интеграции, то есть взаимосвязи между всеми компонентами научного образования. Благодаря этому, создается общая картина развития социологии движений. Следует отметить, что применение интегрированного подхода обеспечивает целостность всего научно-педагогического процесса.
Элементы разработанной автором модели институционализации социологии общественных движений как научного направления и учебной дисциплины через стратегию интегрализма были обозначены с помощью синтеза различных направлений в социологии в соответствии с такими принципами, как: равноправность социологических теорий, возможность их интеграции в рамках интегрированного подхода и совмещение субъективистского и объективистского подходов к исследованию движений. На многие вопросы, связанные с динамикой движений, ученые микро- и макроуровневого этапов развития теории социологии движений не дают ответа, недооценивая значимость институциональной среды и влияние общественных изменений на динамику движений. В то же время, исследователи макро-уровневого этапа развития социологии акцентируют внимание на условиях коллективной деятельности, объединяющей интересы индивидов в современном обществе; на создании организованных практик в условиях институциональных изменений. На работах ученых современного этапа институционализации соци-
ологии движений и основывается исследование процесса интеграции образовательного и научного аспектов социологии. В настоящее время в условиях «общества знания» повышается роль научного образования как высшего уровня системы образования, растет значимость научных исследований, на основе которых в рамках интегрированного подхода должен строиться процесс обучения в высшей школе.
Таким образом, в ходе анализа множества работ современных ученых автором данной статьи была рассмотрена возможность в рамках интегрированного подхода разработать модель интеграции научной и образовательной составляющих ин-ституционализации социологии общественных движений, которую можно рекомендовать преподавателям социальных дисциплин для использования в научном образовательном процессе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванов, Д.В. Эволюция социологии и формы теоретического теоретизирования [Текст] / Д.В. Иванов // Проблемы теоретической социологии. Вып. 10. Межвуз. сб. - СПб.: Издат. центр. Экономического ф-та СПбГУ, 2014. - С. 11-33.
2. Бурдье, П. Социология социального пространства. [Текст] / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2013. - 288 с.
3. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации [Текст] / Э. Гидденс.
- М.: Академический проект, 2005. - 528 с.
4. Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций [Текст] / В.А. Ядов. - СПб.: Интерсоцис, 2006. - 112 с.
5. Солодова, Е.А. Трансдисциплинарность
- современная педагогическая технология
интеграции знаний [Текст] / Е.А. Солодо-ва, П.П. Ефимов // Интеграция образования. - 2014. - Т. 2. - № 75. - С. 20-25.
6. Яницкий, О.Н. Сети социальных движений в России [Текст] / О.Н. Яницкий // Общественные науки и современность. -2010. - №. 6. - С. 52-62.
7. Иванов, Д.В. Социальное будущее в перспективе диалектической теории [Текст] / Д.В. Иванов, Ю.В. Асочаков // Социологические исследования. - 2016. - № 8. -С. 3-12.
8. Сорокин, П.А. Система социологии [Текст] / П.А. Соркин. - М.: Астрель, 2008. - 1003 с.
9. Елисеев, С.М. Драматургия политических исследований или нерешенные проблемы современной политической социологии [Текст] / С.М. Елисеев // Проблемы теоретической социологии. Вып. 10. Межвуз. сб. - СПб.: Издат. центр экономического ф-та СПбГУ, 2014. - С. 131143.
10. Петров, В.Н. Социология как образование и наука в современной России: некоторые констатации и размышления [Текст] / В.Н. Петров // Социология социальной реальности: методология, теория, методика исследований явлений и процессов. К 20-летию открытия социологического образования в КубГУ. Т. 2. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2014. - С. 20-38.
11. Кравченко, С.А. Развитие социологического знания: востребованность интегра-лизма [Текст] / С.А. Кравченко // Проблемы теоретической социологии. Вып. 10. Межвуз. сб. - СПб.: Издат. центр экономического ф-та СПбГУ, 2014. - С. 33-51.
12. Овчинникова, А. Интегрированный подход к развитию эколого-эстетического мышления у школьников [Текст] / А. Овчинникова, А. Шульженко, М. Лазарева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - V. 5. - № 66. -С. 114-117.
13. Блумер, Г. Коллективное поведение [Текст] // Американская социологическая мысль. [Текст] / Г. Блумер. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 168-215.
14. Гарр, Т. Почему люди бунтуют [Текст] / Т. Гарр. - СПб.: Питер, 2005. - 461 с.
15. Castels, M. The Network Society: From Knowledge to Policy [Text] / M. Castels, C. Gustavo. - Washington: Johns Hopkins Center for Transatlantic Relations, 2005. -434 p.
16. Touraine, A. The Self-Production of Society [Text] / A. Touraine. - Chicago: University of Chicago Press, 1977.
17. Melucci, A. Nomads of the Present. Social Movements and Individual Needs in Contemporary Society [Text] / A. Melucci. - Philadelphia: Temple University Press. - 1989. - 288 p.
18. Здравомыслова, Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений [Текст] / Е.А. Здравомыслова // Социологические исследования. - 1990. - № 7.
- С. 88-94.
19. Яницкий, О.Н. Критические состояния среды жизни и способы адаптации к ним [Текст] / О.Н. Яницкий // Россия реформирующаяся: Ежегодник [сборник научных статей]. - Москва: Новый хронограф, 2016. - Вып. 14. - С. 5079.
20. Халий, И.А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде [Текст] / И.А. Халий. -М.: Институт социологии РАН, 2007. -300 с.
21. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990.
- 808 с.
22. Galtung, J. Eine strukturelle Theorie der Revolution [Тех!] / J. Galtung // Herrschaft und Krise. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1973. - P. 121-167.
23. Tilly, C. From mobilization to revolution [ТеХ] / C. Tilly. - Reading, M A: Addison-Wesley, 1978. - Р. 425-447.
24. Snow, D. Protest on the Fly: Toward a Theory of Spontaneity in the Dynamics of Protest and Social Movements [ТехЦ / D. Snow, D. Moss // American Sociological Review. - 2014. - № 79. - P. 1122-1143.
25. Норт, Д.К. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики [Текст] / Д.К. Норт. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. -С. 17-28 [Электронный ресурс]. - URL: http://library.fa.ru/files/North.pdf (дата обращения: 13.10.2016).
27
26. Cobbina, J.E. Perceptions of race, crime, and policing among Ferguson protesters [Text] / J.E. Cobbina, A. Owusu-Bempah, K. Bender // Journal of Crime and Justice. -2016. - Vol. 39. - № 1. - Р. 210-229.
27. Hon, L. Digital Social Advocacy in the Justice for Trayvon Campaign [Text] / L. Hon // Journal of Public Relations Research.
- 2015. - Vol. 27. - № 4. - Р. 299-321.
28. Hon, L. Social media framing within the Million Hoodies movement for justice [Text] / L. Hon // Public Relations Review. - 2016.
- Vol. 42. - № 1. - Р. 9-19.
29. Benford, R.D. Framing processes and Social Movements: An Overview and Assessment [Text] / R.D. Benford, D.A. Snow // Annual Review of Sociology. - 2000. - Vol. 26. -P. 611-639.
30. González-Bailón, S. Networked Discontent: The Anatomy of Protest Campaigns in Social Media [Text] / S. González-Bailón, N. Wang // Social Networks. - 2016. - Vol. 44. - P. 95-104.
31. Штомпка, П. Социология социальных из-MeHeHm: nep. с англ. [TeKCT] / П. Штомпка.
- М.: АСПЕКГ-ПРЕСС, 1996. - 416 с.
32. ^BpeMeHHaM социальная тeоpия: Бурдм, Гиддeнс, Хабepмас: y4e6me пособда [TeKCT]. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского унивepситeта, 1995. - 120 c.
REFERENCES
28 1. Benford R.D., Snow D.A., Framing processes and Social Movements: An Overview and Assessment, Annual Review of Sociology, 2000, No. 26, pp. 611-639.
2. Blumer G., "Kollektivnoe povedenie", In: Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl, Moscow, 1994, pp. 168-215. (In Russian)
3. Burde P., Sotsiologiya sotsialnogo pros-transtva, St. Petersburg, Aleteyya, 2013. (In Russian)
4. Castels M., Gustavo C., The Network Society: From Knowledge to Policy. Washington, DC: Johns Hopkins Center for Transatlantic Relations, 2005.
5. Cobbina J.E., Owusu-Bempah A., Bender K., Perceptions of race, crime, and policing among Ferguson protesters, Journal of Crime and Justice, 2016, Vol. 39, No. 1, pp. 210-229.
6. Eliseev S.M., "Dramaturgiya politicheskikh issledovaniy ili nereshennye problemy
sovremennoy politicheskoy sotsiologii", In: Problemy teoreticheskoy sotsiologii, St. Petersburg, 2014. (In Russian)
7. Galtung J., "Eine strukturelle Theorie der Revolution", In: Herrschaft und Krise, Opladen, Westdeutscher Verlag, 1973.
8. Garr T., Pochemu lyudi buntuyut, St. Petersburg, Piter, 2005. (In Russian)
9. Giddens E., Ustroenie obshchestva: Ocherk teorii strukturatsii, Moscow, Akademiches-kiy proekt, 2005. (In Russian)
10. González-Bailón S., Wang N., Networked Discontent: The Anatomy of Protest Campaigns in Social Media, Social Networks, 2016, No. 44, pp. 95-104.
11. Hon L., Digital Social Advocacy in the Justice for Trayvon Campaign, Journal of Public Relations Research, 2015, Vol. 27, No. 4, pp. 299-321.
12. Hon L., Social media framing within the Million Hoodies movement for justice, Public Relations Review, 2016, Vol. 42, No. 1, pp. 9-19.
13. Ivanov D.V., Evolyutsiya sotsiologii i formy teoreticheskogo teoretizirovaniya, Problemy teoreticheskoy sotsiologii, St. Petersburg, 2014. (In Russian)
14. Ivanov D.V., Asochakov Yu.V., Sotsialnoe budushchee v perspektive dialekticheskoy teorii, Sotsiologicheskie issledovaniya, 2016, No. 8, pp. 3-12. (In Russian)
15. Khaliy I.A., Sovremennye obshchestvennye dvizheniya: innovatsionnyy potentsial rossi-yskikh preobrazovaniy v traditsionalistskoy srede, Moscow, 2007. (In Russian)
16. Kravchenko S.A., "Razvitie sotsiologichesk-ogo znaniya: vostrebovannost integralizma", in: Problemy teoreticheskoy sotsiologii, St. Petersburg, 2014. (In Russian)
17. Melucci A., Nomads of the Present. Social Movements and Individual Needs in Contemporary Society. Philadelphia, PA: Temple University Press, 1989.
18. North D.C., Instituty, institutsionalnye izmen-eniya i funktsionirovanie ekonomiki, Moscow, Fond ekonomicheskoy knigi "Nachala", 1997, available at: http://library.fa.ru/files/North.pdf (accessed: 13.10.2016). (In Russian)
19. Ovchinnikova A., Shulzhenko A., Lazareva M., Integrirovannyy podkhod k razvitiyu ekolo-go-esteticheskogo myshleniya u shkolnikov,
Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, Vol. 5, No. 66, pp. 114117. (In Russian).
20. Petrov V.N., "Sotsiologiya kak obrazovanie i nauka v sovremennoy Rossii: nekotorye konstatatsii i razmyshleniya", In: Sotsiologiya sotsialnoy realnosti: metodologiya, teori-ya, metodika issledovaniy yavleniy i protsessov, Krasnodar, Prosveshchenie-Yug, 2014. (In Russian)
21. Shtompka P., Sociology of Social Changes, Moscow, Aspekt Press, 1996. (In Russian)
22. Snow D., Moss D., Protest on the Fly: Toward a Theory of Spontaneity in the Dynamics of Protest and Social Movements, American Sociological Review, 2014, No. 79, pp. 1122-1143.
23. Solodova E.A., Efimov P.P., Transdisci-plinarnost - sovremennaja pedagogicheskaja tehnologija integracii znanij, Integracija ob-razovanija, 2014, Vol. 2, No. 75, pp. 20-24. (In Russian)
24. Sorokin P.A., Sistema sotsiologii, Moscow, Astrel, 2008. (In Russian)
25. Sovremennaya sotsialnaya teoriya: Burde, Giddens, Khabermas, Novosibirsk, Novosibirsk University Press, 1995. (In Russian)
26. Tilly C., From mobilization to revolution, Reading (MA), Addison-Wesley, 1978.
27. Touraine A., The Self-Production of Society, Chicago, University of Chicago Press, 1977.
28. Veber M., Izbrannye proizvedeniya, Moscow, Progress, 1990. (In Russian)
29. Yadov V.A., Sovremennaya teoreticheskaya sotsiologiya kak kontseptualnaya baza issle-dovaniya rossiyskikh transformatsiy, St. Petersburg, Intersotsis, 2009. (In Russian)
30. Yanitskiy O.N., Kriticheskie sostoyaniya sredy zhizni i sposoby adaptatsii k nim, Ros-siya reformiruyushchayasya, 2016, No. 14, pp. 50-79. (In Russian)
31. Yanitskiy O.N., Seti sotsialnykh dvizheniy v Rossii, Obshchestvennye nauki i sovremen-nost, 2010, No. 6, pp. 52-62. (In Russian)
32. Zdravomyslova E.A., Sotsiologicheskie pod-khody k analizu obshchestvennykh dvizhe-niy, Sotsiologicheskie issledovaniya, 1990, No. 7, pp. 88-94. (In Russian)
Скобелина Наталья Анатольевна, доктор социологических наук, профессор, кафедра социальной работы и педагогики, Волгоградский государственный университет, [email protected] Skobelina N.A., ScD in Sociology, Professor, Social Work and Pedagogics Department, Volgograd State University, [email protected]
29