УДК 1:3
Ковалева Татьяна Николаевна
старший преподаватель кафедры архитектуры, дизайна и графики Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова [email protected] Tatiana N. Kovaleva Senior university lecturer Department of Architecture, Design and Art M.I. Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk designtatyana@yandex. ru
Социально-философские аспекты модернизации городского пространства
Socio-philosophical aspects of modernization of urban space
Аннотация. В настоящей статье автор акцентирует внимание на пространственных, функциональных и социальных характеристиках жителя современного города, рассматривается значение урбанизационных и социально-экономических влияний на современные формы организации городского пространства, человек и общество в целом рассматриваются как элементы городской среды и выявляется необходимость социально-философского осмысления путей решения проблем влияния человеческого бытия на городское пространство и влияние города на человеческое бытие.
Ключевые слова: город, урбанизация, городская среда, экогуманизация, человеческое бытие.
Abstract. In this article the author focuses on the spatial, functional and social characteristics of an inhabitant of the modern city, discusses the importance of urbanization and socio-economic influences on modern forms of organization of urban space. The people and society in general are considered as elements of the urban environment and recognition of the need for socio-philosophical understanding of the ways of solving the problems of the influence of human existence on urban space and the influence of the city on a human being.
Key words: the city, urbanization, urban environment, eco humanism, human being.
Многофункциональность и многоплановость феномена города становится моделью современной культуры, системой, где осуществляется
формирование человека социального. В процессах урбанизации возникают новые общественные институты, новые возможности самоидентификации для человека и для общества.
Городская жизнь должна рассматриваться в философско-антропологическом аспекте. Город стал колыбелью нового существа -человека городского, со своими особенными телесными, психологическими и социальными характеристиками, с особым образом жизни, функциями. Этот человек в процессе жизнедеятельности формирует собственную оригинальную среду обитания, город, который разительно отличается и от сельской местности, и от природной среды. Как объект воздействия, давления условий городской среды, как активный субъект, формирующий эту среду, меняющий ее, человек в ходе исторического процесса меняет свое положение в пространстве города.
Город выполняет функцию структурирующей человека формы. Человек создает пространственное устройство города. Они формируют друг друга.
При рассмотрении жителя города как предмета научного исследования в нем можно выделить несколько аспектов: 1) пространственные; 2) функциональные характеристики, включающие сферу профессиональной деятельности, производства, управления, социального расслоения общества; 3) характеристики социальных стратификационных групп: группы полноправных горожан, жителей гетто или изгоев, вытесненных на социальную обочину городской жизни, а то и на пространственную обочину, либо вовсе изгнанных за городскую черту.
От принадлежности человека к конкретной группе зависят особенности его бытия в городском пространстве, перспективы его жизнедеятельности, комфортность проживания (представляющая собой сочетание качества жизни в его социальном и экономическом понимании с психологической удовлетворенностью условиями существования). В частности, представители маргинальных прослоек населения - как правило, жители трущоб городского центра или рабочих районов, средний класс базируется в спальных районах, представители наиболее обеспеченных прослоек населения - в элитных домах городского центра и изолированных дорогих коттеджных поселках, охраняемых от проникновения посторонних, не входящих в когорту избранной «городской аристократии».
Для пространственных характеристик недостаточно указать координаты нахождения человека в данный момент или значительную часть времени. Человек в пространстве должен быть укоренен. И эта укорененность социально оформляется. Пространственная укорененность выражается искусственностью среды обитания: жилищами, производственными помещениями, всем архитектурным обликом города. Социальная укорененность проявляется в процессе легитимации и в соблюдении правил общежития в городской среде.
Городской человек - довольно обособленная личность, в отличие от сельского жителя. Он самостоятельно выбирает себе род занятий, способ
обеспечения себя средствами (добычи пропитания), придерживается тех или иных этических норм, исходя из собственных предпочтений, выражая свои вкусы в оформлении жилища, в своей одежде. Отношения кровнородственных связей, бывшие первостепенными в сельской общине, в городской среде во многом вытеснены и заменены отношениями соседства. Противоречивость отношений соседства кроется в том, что при всей близости, даже тесноте и непосредственности соприкосновения, необходимо соблюдать определенную дистанцию, выдерживать границы, не вмешиваться в личную жизнь соседа и не допускать его в свою. Эти отношения регулирует этикет и закон.
Понятие урбанизации в философском осмыслении городского пространства может трактоваться, как минимум, в трех аспектах. Во-первых - как возникновение города и его развитие как нового типа населенного пункта, отдаляющегося от прежней сельской социально-экономической основы. Во-вторых - как процесс развития новой структуры поселения, опирающейся на индустриальную основу, с ее новыми политическими, социально-экономическими, идеологическими, психологическими связями, с новой социальной и экономической организацией общества. В-третьих - как процесс формирования городского человека, жителя новой городской среды, члена новой городской общины, осуществляющего ряд новых функций по сравнению с обитателем сельской местности.
Однако рубеж ХХ - XXI вв. принес, вслед за апогеем урбанизации, и кризис городского пространства и городского образа жизни. Этот кризис стал столь же стремительным, как и бурное развитие городов в начале ХХ в., при этом философской науке до сих пор не удается до конца проанализировать и осмыслить основные тенденции существования и видоизменения современного городского пространства.
П. Щедровицкий подчеркивает, что, начиная со второй половины ХХ в., не просто модернизируется - кардинально меняется сам облик современной городской формации, черты привычного городского пространства и связанного с ним образа жизни и ведения хозяйства меняются столь сильно, что ставят философов в затруднительное положение, не позволяя вычленять основные аспекты трансформации городской инфраструктуры и даже направления изменения городского бытия в современную эпоху [1].
По мнению П. Щедровицкого, большинство философских концепций, пытающихся осмыслить феномен города, останавливаются на его системных характеристиках, не углубляясь в онтологические аспекты исследования природы городского пространства. Город рассматривается как организм, относительно к практикам власти или системам социальной организации, но не анализируется в плоскости метафизических суждений. Что же касается рассмотрения процессов урбанизации, то в понятие города, как пишет П. Щедровицкий, часто включаются догородские формы существования людей в пространстве [2]. Не каждое поселение, даже крупное по численности населения, может быть названо городом, и в вопросе о том, что же считать
городом и, соответственно, городским пространством, и наблюдается дискуссионность.
Для П. Щедровицкого, город - пространство не только жизнедеятельности, но и мыследеятельности человека. Город во всем его разнообразии и культурной терпимости предоставляет большие возможности для генерирования и строительства новых типов социальной организации, культурных практик, чем противостоит консервативной деревне, ограниченной в проявлении инновационных социальных практик. Для городского типа бытия характерно перманентное усложнение форм социальной организации, что предполагает и развитие систем управления городами. В течение истории человеческих обществ город, в зависимости от исторической, культурной, географической, политической конкретики существенно менял основы своей организации: античные полисы, города средневековой Европы, восточные города, современные мегаполисы суть множественные формы одного и того же феномена, охарактеризовать который возможно лишь посредством комплексного анализа.
Следует предполагать, что город оказывает соответствующее влияние и на мыслительные процессы человека, способствуя формированию особого городского типа мышления, складывающегося под влиянием специфики городской жизнедеятельности. Немаловажную роль в этом играет характер организации городского бытия, в том числе и в его пространственной и ландшафтной плоскости. Гуманность или антигуманность города во многом продиктована спецификой не только его «человеческого контингента», социальной организации или технологий управления, но и архитектурой, ландшафтом, отношениями с окружающей средой.
Исследование феномена города в его философском аспекте подразумевает акцентирование внимания не только на социальных и экономических особенностях развития города, на архитектурно-эстетической стороне формирования городского пространства, но и на общем осмыслении дальнейших перспектив развития города. В зависимости от идеологической конкретики и социально-исторических условий, данные перспективы в истории урбанистической мысли вырисовывались по-разному.
Проектирование дальнейшего развития городской системы может сочетать в себе как научные, так и утопические компоненты. По сути, попытка предсказать ход развития городской системы, создать модель некоего идеального города - это урбанистическая утопия, которая, однако, в той или иной степени может воплотиться в реальную действительность, если мысли философов-урбанистов найдут понимание у архитекторов и инженеров и поддержку у городских властей.
Урбанизм как идеологическая доктрина предполагает необходимость совершенствования города как пространства жизни и деятельности человека. Ряд ключевых идей задается в плоскости урбанистической философии - это комфортность проживания, повышение качества инфраструктуры города, защита интересов пешеходов, управление транспортными потоками. В современном мире проекты модернизации городов, как правило, перестали
носить столь утопический и радикальный характер, присущий урбанистике начала ХХ в., развивавшейся в период научно-технической революции и, как казалось, начала эры безграничных возможностей науки и техники, оттенявшейся футуристическим бумом в изобразительном искусстве и архитектуре.
Последующий период развития городов сопровождался не только ростом границ городов и количества населения, индустриализацией городского пространства и появлением городской инфраструктуры нового типа, но и возникновением множества проблем. Соответственно, потребовались значительные корректировки урбанистической философии. Дальнейшее масштабное развитие города как формы человеческого бытия, без совершенствования и оптимизации основ функционирования современных городов, представляет опасность для полноценной жизни человека, уничтожая или загрязняя среду его обитания, дегуманизируя само человеческое бытие. В этом контексте активизировались философские дискуссии относительно дальнейшей природы городов, самих перспектив их существования, в том числе и приведшие к появлению и распространению антитехницистских концепций, негативно воспринимающих сам процесс урбанизации современного общества и многочисленные проблемы последнего, выходящих именно из урбанистической модернизации общества.
Так, во второй половине ХХ в. в политике управления городским пространством и планирования градостроительства в развитых странах Запада утвердилась модель, которую мы можем назвать «либеральным», или гуманистическим урбанизмом. Во многом эта модель сформировалась в результате отказа от прежней индустриалистской концепции развития городов, характерной для модерна и заключавшейся в культе техники и технического прогресса. Поскольку стало очевидным, что город в том виде, в каком он мыслился в рамках индустриально-футуристической модели градостроительства, не способен обеспечить комфортных условий существования жителям, а общество становится все более антропоцентристским и ориентированным на гуманистические ценности, взгляды на градостроительную практику стали меняться.
Последствием перехода к обновленной градостроительной политике стало появление «спальных районов» - отдельных обособленных зон проживания горожан, которые не являются ни центром города, ни его индустриальной периферией. В США такие районы получили название сабурбии и стали пристанищем среднеобеспеченной прослойки городских жителей, не желающих проживать в перегруженном городском центре, с одной стороны, и в прилегающих к индустриальным зонам рабочих поселках - с другой стороны. Вслед за США, ставшими пионером практики сабурбии, спальные районы появились и в других странах мира, включая Советский Союз и постсоветскую Россию. Стремление к повышению комфортности жизни населения городов, детерминировавшее появление спальных районов, стало и причиной поворота отношения к вопросам окружающей среды.
«Зеленый» район стал синонимичен благополучному, идеально подходящему для проживания горожан.
Однако, появление спальных районов актуализировало транспортную проблему, поскольку городские магистрали оказались перегруженными автомобилями граждан, каждодневно перемещающихся между городским центром, индустриальными зонами и спальными районами. Многочисленные пробки, создаваемые автотранспортом на улицах крупных городов, стали одним из ключевых препятствий на пути превращения спальных районов в полноценную городскую среду, позволяющую горожанину комфортно в ней существовать.
В первую очередь, проблемы спальных районов оказались обострены из-за отсутствия стратегии соблюдения прав пешеходов. В мегаполисе пешеход оказался дискриминируемым относительно автомобильного и иного транспорта. Результатом акцентирования внимания на транспортной проблеме и перспективах ее решения стало выдвижение «прав пешеходов» в число приоритетных целей новой урбанистической политики. Без гуманизации городского пространства не представляется возможной и решение проблемы пешеходов, и их интересов, причем в первую очередь страдают пешеходы, проживающие в спальных районах и вынужденные тратить огромное количество времени на перемещения по перегруженным магистралям города.
Современный город в концепции гуманистического урбанизма должен обладать доступностью для человека без личного автотранспорта. Это предполагает развитие объектов инфраструктуры в непосредственной близости от мест проживания горожан, с целью сократить дистанцию между жилым домом и такими объектами городской потребительской инфраструктуры, как магазин, банк, почта, парикмахерская и т.д. Обеспечение прав пешеходов становится одной из важнейших задач градостроительной политики в условиях роста количества индивидуального автотранспорта, что предполагает и формулирование проектов развития альтернативных средств передвижения (велотранспорт), а также специальных пешеходных зон, в пределах которых отсутствует автомобильное движение и, соответственно, созданы возможности для беспрепятственного пешего перемещения горожан [3].
Наконец, краеугольным камнем политики нового урбанизма в градостроительной сфере является повышение доступности городского пространства для всех категорий населения, включая и те, которые в индустриалистском городе оказывались ущемленными в реальных правах -это дети, женщины, инвалиды, пенсионеры. Соответственно, градостроительная политика обязана в меняющихся условиях учитывать потребности перечисленных категорий, а не только мужского трудоспособного населения, на которое были ориентированы города в их архитектуре и планировании на протяжении столетий до второй половины ХХ века. Даже сами особенности застройки города и обустройства городских магистралей, присутственных мест, зданий, не подразумевали заботу о
комфортном существовании и полноценной жизнедеятельности перечисленных категорий населения, но, по мере формулирования основ новой городской политики, возрос интерес и к проектам развития городского пространства в его гуманистической альтернативе, наполненной заботой о благополучии и комфорте всех без исключения представителей городского населения.
Таким образом, процессы урбанизации, роста количества городов и городского населения актуализировали необходимость философского осмысления самого феномена города. Город представляет собой многомерное пространство, не сводимое лишь к материальным объектам -совокупности жилых и нежилых строений, населенных определенным количеством людей. Многомерность феномена городского пространства подразумевает необходимость его освещения в рамках целого комплекса научных дисциплин, и в данном контексте философское осмысление феномена города становится определяющим, поскольку позволяет выявить основные проблемы и тенденции развития города, обозначить перспективы его дальнейшего видоизменения, эстетического совершенствования его облика, модернизации социальной инфраструктуры городских поселений.
Новые ориентиры градостроительной политики, которые диктуют и определенные векторы исследования проблем городского пространства, подразумевают обращение к гуманизации городского бытия, решению проблем защиты окружающей среды городов и преодолению важнейшей проблемы современных крупных городских центров - транспортной перегруженности.
Данные аспекты исследования города и его бытия в настоящее время представляют особый интерес в контексте социально-философского осмысления перспектив развития городского пространства. Именно гуманизация городского бытия и гармонизация отношений городского пространства и окружающей среды становятся основополагающими целями развития современного города и, соответственно, предполагают необходимость конструирования и философского осмысления путей решения тех проблем, которые являются для достижения указанных целей серьезным препятствием в ракурсе социально-философского исследования города -проблема человеческого бытия в городском пространстве, влияния города на человеческое бытие, выстраивание гармоничных отношений между человеком, городом и окружающей средой - городской и природной.
Таким образом, можно сделать вывод, что специфика социально-философского подхода заключается в выявлении мировоззренческих основ преобразования городского пространства путем экогуманизации в его социально-философском, а не в прикладном понимании. Речь идет о своеобразной "революции в сознании" современного человека, позволяющей ему переоценить контуры своего бытия в современном мире, осознать, что не технический прогресс и примитивная комфортность (автомобиля, метрополитена) являются действительной ценностью, обращается внимание на ценность гармоничных отношений между людьми и природой, на
эстетическую ценность красоты городского ландшафта и архитектуры, наличие пространства для коммуникации жителей города друг с другом.
Литература:
1. Щедровицкий П. Философия развития и проблема Города -[Электронный ресурс] - Режим доступа: - // -http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/formula/philosophy/
2. Щедровицкий П. Философия развития и проблема Города
3. Аммосов Ю. Возвращение дружелюбного города (новый урбанизм) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: - // http://biostroy.siteedit.ru/page14/1/3/
Literature:
1. P. Shchedrovitsky: The philosophy of development and the challenges of the City [Electronic resource] -
http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/formula/philosophy/
2. P. Shchedrovitsky: The philosophy of development and the challenges of the City
3. Y. Ammosov: The return of the friendly city (new urbanism) - [Electronic resource] - http://biostroy.siteedit. ru/page14/1/3/