УДК 316
ОЦЕНКА КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ, СТРУКТУРЫ
ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ И ДИНАМИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ
Н.Н. Роготень
Аннотация. Изучение общих закономерностей развития города как системы социальной организации населения входит в сферу интересов многих наук и научных дисциплин, включая социологию города. Специалистам по социальной работе и организации работы с молодежью важно иметь представление о структуре, проблемах и динамических процессах городов. Пешеходные учебные экскурсии и другие обучающие мероприятия позволяют реально знакомиться с городом и городскими процессами.
Ключевые слова: социология города, структура городской территории, динамические процессы городской жизни, сегрегация, джентрификация.
ASSESSMENT OF COMFORT OF LIVING, THE STRUCTURE
OF URBAN AREAS AND DYNAMIC PROCESSES OF URBAN LIFE
N. Rogoten
Abstract. Studying general regularities of urban development as a system of social organization of population is in the field of interest for many sciences and scientific disciplines, including urban sociology. It is very important for social work specialists and organizations working with youth to have an idea about the structure, problems and dynamic processes of the cities. Pedestrian educational excursions and other teaching practices give chance to get to know city and it's processes in real terms.
Keywords: urban sociology, city territory system, dynamic processes of urban life, segregation, Gentrification.
Начало XXI века - время качественного изменения населения планеты - оно стало преимущественно городским. Мир переживает взрывной рост городов. Если в 1800 г. горожанами были только 3% населения планеты, то в настоящее время их уже 55%. Города стали преобладающим типом поселений. Более того, мировая экономика все активнее сосредотачивается в больших городах. Например, уже сегодня в почти 400 крупнейших городах и агломерациях проживает более половины городского населения планеты, и в них же производится 1/2 мирового ВВП [4]. Это положение хорошо отражает статистика, см. табл. 1. К сожалению, она свидетельствует не в пользу нашей страны. Данные таблицы показывают, что самые большие города России используют свой потенциал для социально-экономического роста в очень ограниченных масштабах. России необходима новая городская политика, подготовка специалистов соответствующего профиля, информирование населения и широкое привлечение его к решению городских проблем.
Поиск направлений и стимулов развития городов выражается в проведении Московского урбанистического форума (Московский урбанистический форум (МОТ) - ежегодная международная конференция в области градостроительства, архитектуры, экономики и
стратегического планирования городов. В 2017 г. тема VII МОТ «Эпоха агломераций. Новая карта мира». Речь шла о развитии глобальных мегаполисов, их влиянии на прилегающие территории, определяющем значение развития агломераций как ключевого драйвера экономики стран и мира в целом); создание Центра городских исследований Московской школы управления «Сколково» и проведение конференц-туров в Сколково («Город как инновация»); работу Школы городских активистов («Школа Микрогородских проектов» (Школа городских активистов) - ежегодную учебную программу «Развитие территорий и средовое проектирование» факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН («Шанинки»). Идея «Школы микрогородских проектов» состоит в том, что жители лучше знают свой район, а городские изменения должны соответствовать их реальным запросам. Программа дает возможность жителям продумать, протестировать и реализовать свои идеи при наличии экспертной поддержки. На лекциях, проектных семинарах и воркшопах слушателям рассказывают о городском активизме, экономике процесса, роли городского садоводства, применении цифровых технологий в развитии городских сообществ), проведение Всероссийского Форума Живых городов (Форум
Живых городов - проектная работа по созданию пакета технологических решений для оживления 1000 российских городов к 2035 году), образовательная и публицистическая
деятельность института «Стрелка» (Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» - НОУ, основанный в 2009 году для изменения ландшафта российских городов совместно с Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ реализующий магистерскую программу Advanced Urban Design («Передовые практики городского проектирования») и др. Важным, в этом отношении, является и включение соответствующих учебных дисциплин в учебные планы специальностей, имеющих отношение к
Изучением происхождения, сущности и общих закономерностей развития города как системы социальной организации населения занимается социология города. К сфере её интересов относятся и такие вопросы, как особенности городского образа жизни, влияние города на человека («гений места»), механизмы городского устройства, причины и последствия миграций горожан, управление развитием городов, социальная экология города.
Город служит объектом изучения не только социологии, но и многих других научных дисциплин. В нём сконцентрировались все сферы жизнедеятельности человека. Познание города предполагает многоаспектность. Поэтому привлекаются данные демографии, психологии, экономики, архитектуры, экологии и др. Проведение комплексных исследований приобретает особую актуальность, когда уже завершены процессы второй, зрелой крупногородской стадии урбанизации.
Первый опыт социологического изучения городов датируется началом XIX века (Первым классическим социальным исследованием городских проблем считают работу Ч. Бута «Жизнь и труд населения Лондона» (1888 г.), в которой проанализированы условия жизни лондонцев). Интерес был вызван быстрым ростом их числа, неоднородностью городского населения
работе с населением, к разработке и реализации социальных проектов.
В развитых странах активная стадия урбанизации давно закончилась, но на новый уровень вышли вопросы развития городов, городской среды. Главная характеристика городов теперь - это огромное разнообразие форм и видов деятельности населения, динамизм социального развития, сложный социальный состав населения, бесконечное культурное и архитектурное разнообразие, автономность социальной структуры. Их называют «фокусами» и «драйверами» роста, они непременно должны быть «удобными для жизни». Обсуждаются модели «smart - городов», исследуются т.н. «креативные города» и их население.
периода индустриализации, всплеском социальных проблем в крупных городах, массовой миграцией в города и обнищанием населения. Именно в этот период появился термин «социальные болезни» для обозначения заболеваний, которые представляли собой следствия социально-экономических условий жизни людей. Впоследствии это понятие включило в себя не только медицинские, но и социальные проблемы крупного города: нищету, проституцию, голод, одиночество.
В США и отдельных странах Европы возник социальный заказ на практическое изучение условий городской жизни. Результатом стало привлечение внимания правительства, органов местного самоуправления и НКО к срочному решению важных социальных проблем. Первые собранные данные были положены в основу для разработки и проведения социальных реформ: аренды жилья, строительства, текущей статистики.
Зарождение социологии города относится к первой трети ХХ в. Это был период самого бурного роста американских городов и числа горожан, обострения социологических проблем городов, вынужденных принимать и «переваривать» огромные массы очень разного во всех отношениях населения. Основоположниками направления стали представители так называемой
Таблица 1. - Доля крупных городов (свыше 100 тыс. чел.) в создании ВВП и концентрации населения, %
Регионы и страны Доля в Доля ВВП, созданного в
населении ВВП 2-х первых по численности городах 30-ти следующих по численности населения
США 80 84 13 37
Западная Европа 58 64 9 33
Латинская Америка 55 76 н.д. н.д.
Китай 48 78 н.д. н.д.
Россия 52 55 25 16
Чикагской школы: Р. Парк, Э. Берджес и Р. Маккензи. Чикаго того времени представлял собой крупнейший центр иммиграции. Город концентрировал весь спектр проблем, присущих быстрорастущим городам: перенаселенность, бездомность, высокий уровень девиаций, социально-статусная сегрегация и т.д. [3;8].
Концепция урбанизма Чикагской школы лидировала до 1960-х гг. Позже, наряду с ее критикой и переосмыслением, возникли новые школы и направления изучения городской среды (А. Лефевр, Д. Харвей, Д. Логан и др.). В 1980-е гг. исследовательские группы двух университетов, Калифорнийского и университета Южной Каролины, сформулировали новый подход к изучению города. В качестве объекта исследования был выбран Лос-Анджелес. Его структура, урбанистские формы и процессы, которые там развивались, были абсолютно иными и не соответствовали моделям Чикагской школы. Теоретические подходы Лос-Анджелесской школы тоже отличались (Э. Сойи).
По мнению специалистов, именно концепция Лос-Анджелесской школы наиболее целесообразна при изучении Москвы как урбанистского региона. Размеры, динамика развития, значительная пространственная, социальная и культурная дифференциация и разнообразие делают их похожими. Кроме того, есть возможность учитывать опыт исследования социо-пространственных различий отдельных частей города.
Рубеж XX - XXI вв. можно считать периодом коренного пересмотра урбанистических процессов по всему миру. Ведущая роль сегодня принадлежит крупным урбанистическим образованиям. В литературе этот процесс получил название «новая урбанизация» («новый урбанизм»), а из всех городов особо выделяют т.н. глобальные города - самые яркие примеры социальной поляризации.
Вторая половина XX в. и современный этап развития социологии города на Западе связан с именами Д. Джекобс, С. Сассен, В. Рыбчинского, Л. Xоллиса, Р. Флориды, Э. Глейзера и др. Отечественная наука не может похвастаться большим количеством имен и знаковых работ в области социологии города. Но интересные работы на стыке социологии и географии, культурологии и географии, социологии и философии имеются: Родоман Б.Б., Каганский В.Л. («Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство»), Перцик Е.Н. («Город в Сибири. Проблемы, опыт, поиск решений»), Лаппо Г.М. «Города России. Взгляд географа»), Глазычев В.Л. («Город без границ»), Трейвиш А.И. («Город, район, страна и мир»), Замятин Д.Н. («Культура и пространство. Моделирование географических образов»), Вендина О.И., Трубина Е.Г. («Город в теории»).
К настоящему времени дисциплина «Социология города» (или с похожими названиями) введена в учебные планы подготовки не только будущих социологов, но более широкого круга специалистов, чья профессиональная деятельность будет связана с населением.
Помимо освоения базового теоретического материала (схематично изложенного выше), дисциплина дает множество возможностей для практического знакомства с городом, городским пространством, городским социумом. Предметные области изучения города должны включать территорию, историю, экономику, социологию и психологию горожан, а также градостроительную составляющую. Формы городской жизни организуются вокруг таких ключевых характеристик, как размер, плотность, социальная разнородность, поэтому основные направления анализа города должны их учитывать, см. табл. 2.
Таблица 2. - Направления анализа современного города (по М. Кастельсу) [6]
Ключевые характеристики города Примеры влияния
Размер Больше город - больше различий; утрата общинных связей и увеличение социальной конкуренции и анонимности; разнообразие интересов и снижение уровня доверия; вместо прямого участия и вовлеченности в социальные проблемы - система репрезентации
Плотность Усиливает дифференциацию. Чем ближе друг к другу городские жители, тем они больше дистанцированы в социальных контактах и связях. Рост безразличия (безучастности) ко всему, что не имеет отношения к достижению индивидуальных целей
Разнородность Социальная, этническая и классовая разнородность способствуют быстрой социальной мобильности. Членство в группах неустойчиво, т.к. интересы каждого человека носят временный характер. Поэтому преобладают ассоциации (членство обусловлено рациональными целями), а не сообщества (членство основано на протесте, других ценностях или устоявшемся статусе)
Большое внимание следует отводить выработке навыков практической работы в городе. Самый простой и доступный способ -пешеходные экскурсии и закладка своеобразных «социологических профилей», позволяющих оценить качество жилой среды, минимальную продуктовую корзину, выявить проблемы, волнующие жителей определенных городских территорий, см. табл. 3;4. Возможно использование такой новой для нашего образовательного процесса формы как воркшоп.
В любом большом городе можно составить маршрут, который позволит увидеть самые разные типы городского пространства, процессы, охватившие город (от абсолютно позитивных до самых негативных). На примере столицы очень интересным в этом плане представляется
маршрут по линии станций метро «Спортивная» - «Кропоткинская» (для начала возможен более короткий вариант с последующим продлением до м. «Красные ворота»). На этом коротком участке можно увидеть рабочие поселки 20 - 30-х, примеры территорий, переживающих процесс джентрификации и редевелопмента,
историческую (включая «сталинскую») и типовую застройку, районы элитного жилья («Золотая миля» и т.н. «клубные дома»). Пешеходные маршруты позволяют своими глазами увидеть и понять структуру городской территории, динамические процессы городской жизни, разнообразие и изменение социального состава населения отдельных районов города, см. табл. 5.
Таблица 3. - Стоимость потребительской корзины по профилю (учитывается товар наименьшей стоимости независимо от производителя, руб.) [7]
Номер точки маршрута и название магазина (не сетевые) Батон белого хлеба (стандартный, 400 г) Пакет молока (1 л) Пачка сливочного масла (стандартная 200 г) Масло растительное (1 л) Десяток куриных яиц Сахар-песок (1 кг) Мясной фарш (1 кг, вне зависимости от вида мяса) Картофель (1 кг)
1
Таблица 4. - Экспертная оценка комфортности жилой среды по профилям. Спортивная - м. Красные Ворота (10-балльная шкала, где 1 балл - минимально возможная оценка, 5 - средняя по Москве) [7]
Номер точки
маршрута (адрес и фото места)
а
я
о
«
а р
и т с о
я
Л
ч
а
я
и
к
и р
Л О
й «
(и л
« В оа а я
уи
(н
■а н и о я
и ев
<и
и
ар
-а
т с о
Я
Я
^
а д
у
№ О
н и о
и
-а
Я
е
«
о р
у ¡¡¡Г
и р)
ое ти
« Я ре
а и
ее н ч
е
И " § °
а а
Е2 о
сч о
00 „
о
т о
1
Таблица 5. - Структура городской территории и динамические процессы в городе [7]
Элементы городской структуры Динамические процессы
Общее устройство городской территории Социальные проблемы городов: социальная справедливость (неравенство, джентрификация, сегрегация); размещение производства; миграционные и демографические проблемы; городская инфраструктура; занятость и трудовая мобильность; социально-экологические проблемы
Городской ландшафт (места, наделённые смыслом) Социокультурные проблемы: социокультурная дифференциация, маргинальность, «средовая маргинальность»
Социально-функциональные зоны (территории с устойчивым социально-функциональным характером, например, центр-периферия) Градостроительные конфликты: проекты реновации, новое строительство в исторических центрах, городское публичное пространство
Зоны «приватного самочувствия» (места, которые различаются по индивидуальному самочувствию горожан)
Места личностного бытия (места, связанные с биографией, дающие человеку положительные эмоции)
Собранные данные могут быть отражены в виде графика, на котором будут отмечены точки описания вдоль маршрута, указана их интегральная оценка комфортности проживания и приведены данные продуктовой корзины. В случае столицы, на графике обязательно находят отражение «кольца»: Третье транспортное, Садовое, Бульварное. Анализ полученных результатов позволяет, например, подвергнуть сомнению устоявшийся стереотип о том, что чем ближе к центру, тем комфортнее проживание.
Для жителей городов с уже сформированной застройкой характерно переосмысление существующих пространств. Этот процесс выражается, прежде всего, в редевелопменте. На месте бывших заводов открываются культурные центры, которые становятся местами для творчества и встреч с друзьями. Или в создании (воссоздании) общественных пространств, служащих тем же целям [2;5]. Для анализа привлекательности своего города и выяснения проблем, которые волнуют горожан, могут быть использованы самые простые по содержанию анкеты. Например, при подготовке к IV Московскому урбанистическому форуму при обследовании шести российских городов социологи выделили 4 типа городских жителей:
«настоящие горожане», «горожане», «вполне горожане», «сверхактивные, инициативные и амбициозные горожане» [1]. Интересным представляется сравнение этих результатов с данными, полученными при изучении студентами своего города.
Таким образом, социологическое изучение города позволяет на теоретическом подготовительном этапе предварительно сформулировать и систематизировать проблемы городских территорий, классифицировать и ранжировать их. А посредством учебных пешеходных маршрутов можно выявить круг жизненно значимых проблем, актуальных для жителей конкретных городских районов; оценить локализацию проблем на территории района и выявить зоны социального процветания (напряжения); сформулировать значимые признаки, характеризующие проблему. Новые знания о жителях могут найти применение при создании успешных городских проектов и грамотного планирования благоустройства. Кроме того, студенты получают возможность освоить базовые принципы проведения специальных социологических исследований, таких как анкетирование, опрос и др.
Литература:
1. Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда: Исследование для IV Московского урбанистического форума; под ред. А. Высоковского. - М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2016. - 10 с.
2. Вендина О.И. Невидимые сдвиги в развитии городов / О.И. Вендна // Географическое положение и
территориальные структуры. Памяти И.М. Маергойза. - М.: Новый хронограф, 2012. - С. 780-812.
3. Вершинина И.А., Полякова Н.Л. Теоретические и методологические проблемы современной социологической урбанистики / И.А. Вершинина, Н.Л. Полякова // Вестник Московского
университета. Сер. 18. Социология и политология. -2013. - № 4. - С. 60-84.
4. Долгих Е.И., Антонов Е.В. Рейтинг устойчивого развития российских городов [Электронный ресурс] / Е.И. Долгих, Е.В. Антонов. -Демоскоп Weekly. - 2015. - № 631-632. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2015/0631 /tema01.php
5. Книга о полезной и красивой архитектуре. Архитектурная политика как драйвер развития
городов: сборник статей. - М.: КБ «Стрелка», 2016. -368 с.
6. Радионова Л.А. Город как социальная система / Л.А. Радионова. - Xарьков: ЖАЛК, 2008. - 99 с.
7. Роготень Н.Н. Изучение городской среды в рамках дисциплины «социология города» / Н.Н. Роготень // Социальные отношения. - 2017. - № 2(21).
- С. 76-81.
8. Руденко Л.Д. Социология города: методические указания / Л.Д. Руденко; Яросл. гос. ун-т.
- Ярославль: ЯрГУ, 2012. - 52 с.
Сведения об авторе:
Роготень Наталья Николаевна (г. Москва, Россия), кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», доцент кафедры экономической и социальной географии им. академика РАО В.П. Максаковского, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: nnrogoten@yandex.ru
Data about the author:
N. Rogoten (Moscow, Russia), the candidate of geographical Sciences, docent, Moscow state psychological-pedagogical University; Moscow state pedagogical University, e-mail: nnrogoten@yandex.ru