Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
316
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / SWOT-анализ / стратегии развития

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сидоренко Елена Сергеевна, Паньков Дмитрий Александрович

Данная статья посвящена анализу структуры и качества социально-экономического развития Сибирского Федерального округа. Основным инструментом анализа является методика. На основе анализа текущего состояния Сибирского федерального округа выявлены стратегии развития СФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»



SCIENCE TIME

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Сидоренко Елена Сергеевна, Паньков Дмитрий Александрович, НИУ-ВШЭ, г. Пермь

E-mail: elenfiesta@mail.ru E-mail: dmitry-pankov@mail. ru

Аннотация. Данная статья посвящена анализу структуры и качества социально-экономического развития Сибирского Федерального округа. Основным инструментом анализа является методика. На основе анализа текущего состояния Сибирского федерального округа выявлены стратегии развития СФО.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, SWOT-анализ, стратегии развития.

Инновационное развитие России немыслимо без региональной составляющей. Развитие регионов РФ является одним из ключевых условий обеспечения социально-экономического развития нашей страны, повышения качества жизни всех ее граждан, роста конкурентоспособности на мировом уровне.

Развитие регионов тем более актуально, что их ресурсный, промышленный и кадровый потенциал несет в себе огромные возможности для социально-экономического роста нашей страны. Назрела необходимость активно стимулировать институциональные, экономические и социальные преобразования на региональном уровне, концентрировать усилия на создании в регионах центров научного и промышленного роста.

Цель работы - проанализировать структуру и качество социально-экономического развития Сибирского Федерального округа, используя методику SWOT-анализ. Задачи, для достижения поставленной цели следующие: выявление сильных сторон СФО; выявление слабых сторон СФО; выявление возможностей СФО; выявление угроз СФО. Так же основной нашей задачей

| SCIENCE TIME Щ

является выявление стратегий развития Сибирского федерального округа.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. [1] Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые. [2]

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России. [3]

Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года. Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

В Стратегии понятие «Сибирь» включает в себя территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, -Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва и Республики Хакасия, Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.

В регионе на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, осложняющие его дальнейшее развитие. Прежде всего - это социально-демографические проблемы: низкая плотность населения, неравномерность в размещении (в основном вдоль Транссибирской магистрали, на юге региона), недостаток трудовых ресурсов для освоения природных богатств региона, сложная демографическая ситуация, сильное отставание социальной сферы, что не способствует закреплению здесь мигрантов, высокая подвижность населения, недостаточный уровень квалификации кадров для развития сложных производств.

| SCIENCE TIME Щ

Таблица 1

Сильные стороны Слабые стороны

Наличие проработанной нормативно-правовой базы по стратегическому планированию, государственно-частному партнерству, поддержке инвестиционной деятельности. Значительный ресурсный потенциал округа (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы и другие). Благоприятное транспортно-географическое положение округа для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества. Выгодное геополитическое, приграничное расположение округа с постоянно растущим потенциалом «китайского фактора» (для реализации транзитных функций продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества). Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства. Относительно высокий уровень развития средств коммуникации и информационных технологий. Наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма. Динамичные темпы развития сферы строительства и промышленности строительных материалов. Наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах. Наличие опыта партнерства региональной власти и бизнес-структур. Сохранение миграционного оттока населения. Низкая степень диверсификации отраслевой структуры промышленности. Низкая доля в экономике высокотехнологичного сектора, слабая восприимчивость экономики к новым разработкам, препятствующая росту инноваций. Ограниченность рынков сбыта угля из-за усиления конкуренции. Слабое развитие инженерной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей. Слабое развитие рыночной инфраструктуры, каналов продвижения продукции. Значительная дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития и возможностям экономического роста. Сравнительно высокий уровень загрязнения природной среды. Высокий уровень цен на энергоносители. Отставание транспортно-логистической сети при росте грузовых потоков, увеличивающее стоимость грузоперевозок. Экстремальные климатические условия на большей части региона. Недостаточный брендинг округа на российском и зарубежном туристических рынках. Несоответствие туристических услуг международным стандартам.

Возможности Угрозы

Значительные перспективы увеличения объемов производства в отраслях цветной металлургии и электроэнергетики. Создание промышленных парков и кластеров. Развитие взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества с КНР, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции и поддержка малого предпринимательства. Формирование эффективной туристической индустрии (создание туристических кластеров, активный брендинг территории, повышение профессионального уровня работников туриндустрии) с развитием разнообразных видов туризма и их сочетанием. Финансовая и экономическая нестабильность в мире и стране. Нестабильность налогового и бюджетного законодательства. Рост уровня безработицы. Низкий уровень капитализации функционирующих в округе отечественных корпораций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности в условиях значительных колебаний конъюнктуры на международных рынках профильных видов продукции. Усиление техногенного воздействия на природные комплексы, ухудшающего качество воздушного бассейна, лесных и водных ресурсов. Усиление сырьевой направленности экономики. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики. Продолжение миграционного оттока населения. Снижение привлекательности региона для проживания и работы.

| SCIENCE TIME Щ

Кроме того, существуют неравномерность размещения производственного потенциала (85% сосредоточено на юге региона), внутри и межотраслевые диспропорции, слабо внедряются ресурсосберегающие технологии (в настоящее время от 30 до 50% вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов безвозвратно теряется), очень низки темпы обновления основных фондов, необходимость технической модернизации производства. Кризисные явления в экономике района связаны и с низким уровнем комплексности производства и неразвитостью отраслей, дополняющих комплекс, и инфраструктуры. Недостаточно развита и местная продовольственная база для обеспечения потребности района (хотя представляется возможным за счет собственных ресурсов удовлетворять потребности в овощах на 70%, молоке — на 80, мясе — на 85, зернопродукции и картофеле — на 100%). Возможности внешнеэкономических связей для укрепления экономического потенциала Сибири используются неполно; необходимы дальнейшее привлечение иностранных инвестиций, организация совместных предприятий, развитие строительства предприятий на компенсационной основе.

С переходом к рыночным отношениям и развивающейся тенденцией хозяйственной самостоятельности регионов положение Сибирского федерального округа относительно стабильно. Регион может обеспечивать свое дальнейшее социально-экономическое развитие за счет финансов, формирующихся на его территории. В качестве основных направлений дальнейшего развития производительных сил можно выделить углубление специализации на топливно-энергетической, черной, цветной металлургии и лесной промышленности, улучшение их структуры за счет развития верхних этажей, внедрения достижений научно-технического прогресса. Также перспективно развитие химических производств, особенно производства калийных и фосфорных удобрений, химической соды, хлора, магнезита; увеличение мощностей на гидроэлектростанциях округа — Красноярской, Братской, Иркутской, тепловых - Березовской, Гусиноозерской. Необходимы развитие энергосвязей Сибири с другими регионами, рост топливно-энергетической базы за счет угля и нефти, подъем машиностроения и металлообработки за счет развития авиационной промышленности, транспортного, горно-добывающего машиностроения и эффективной конверсии военно-промышленного комплекса, дальнейшее формирование Канско-Ачинского и Саянского территориально-производственных комплексов; широкомасштабное освоение Удоканского месторождения медных руд и формирование промышленного узла. Требуются развитие топливно-энергетического комплекса Забайкалья для полного обеспечения внутренних потребностей территории в его продукции; создание новых энергоемких производств (предприятий цветной металлургии, химической и целлюлозно-

I

SCIENCE TIME

I

бумажной промышленности); развитие машиностроения для отраслей рыночной специализации района; перспективно создание на юге Эвенкии и севере Иркутской области новой базы по добыче нефти и газа. При этом следует использовать мощный промышленный потенциал Красноярского края и Иркутской области, оборонных предприятий Забайкалья. Дальнейшее развитие легкой промышленности района следует ориентировать на использование местного сырья, производимого агропромышленным и химическим комплексами. Необходимо развитие агропромышленного комплекса с целью снижения зависимости от ввоза продовольственной продукции, укрепление сельского хозяйства на юге Красноярского края и в Хакасии, всемерное развитие животноводства в Туве, Бурятии, Читинской области, развитие интеграции сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью; развитие транспортной сети, особенно в направлении юг — север; расширение и качественное улучшение производственного, жилищного, культурно-бытового строительства.

Анализ структуры и качества стратегий развития регионов на примере Сибирского федерального округа показал следующее:

1. Все регионы СФО имеют стратегии социально-экономического развития и среднесрочные программы развития.

2. Все регионы СФО имеют документы, регламентирующие процесс регионального стратегического планирования.

3. Структура стратегий развития регионов с учетом их особенностей в общем виде может быть представлена обязательными элементами согласно проекту федерального закона «О государственном стратегическом планировании» и обязательными элементами с точки зрения стратегического менеджмента.

4. Среди всех долгосрочных стратегий миссия определена лишь у 4 регионов (республики Бурятия и Тыва, Кемеровская и Новосибирская области). Отсутствие или невнятная формулировка миссии гарантирует региону отсутствие будущего как у самостоятельной социально-экономической единицы. Отсутствие полноценного PEST-анализа, как следствие отсутствия «требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» по применению в разработке стратегии развития региона данного вида анализа.

Результаты анализа структуры и качества стратегий развития регионов СФО привели к формированию следующих рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на уровне регионов:

1. Использовать обязательные элементы стратегии с точки зрения стратегического менеджмента, такие как Миссия, PEST- и SWOT-анализ, мониторинг стратегии.

I

SCIENCE TIME

I

2. Включать в стратегию развития все элементы PEST-анализа для более глубокого анализа внешней среды региона, чтобы иметь наглядное представление о политических, социальных, технологических и экономических аспектах внешней среды региона, которые могут повлиять на реализацию стратегии развития и качество ее результатов.

3. Разрабатывать стратегии регионального развития с учетом интересов и конкурентных преимуществ соседних регионов.

4. Стратегия должна обеспечивать преодоление технологического отставания и ускорение инновационного развития экономики.

5. Проводить мониторинг реализации региональных стратегий и программ.

6. Использовать институциональный подход в процессе доработки стратегии развития путем определения степени влияния институциональных факторов на развитие секторов экономики региона. В качестве таких институциональных факторов можно выделить: имущественные отношения, размещение производительных сил, человеческий капитал и рынок труда, либерализацию цен и тарифную политику, уровень жизни - экономические и экологические факторы.

Литература:

1. Барышева Г. А. Стратегическое планирование - фактор успешного развития региона // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2005. - №5 (49). - С. 28-39.

2. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учеб. пособие. 3 -е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2008. - 464 с .

3. Экономическое развитие регионов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.grandars .ru/shkola/geografiya/ekommicheskoe-razvitie-regiomv. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.