Региональная экономика
УДК 332.14
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
© 2014 Баландина Светлана Владимировна
кандидат экономических наук
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева E-mail: [email protected]
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональная социально-
экономическая система, региональные целевые программы, финансовые ресурсы, региональный бюджет, социально-экономическая инфраструктура.
Рассмотрена специфика развития социально-экономической системы Республики Мордовия и определены общие проблемы, связанные с обеспечением комплексности развития экономики и социальной сферы региона.
SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA
© 2014 Balandina Svetlana Vladimirovna
Candidate of Economics, Associate Professor Mordovia State University. Ogarev Е-mail: [email protected]
Key words: socio-economic development, regional socio-economic system, regional programs, financial resources, the regional budget, socio-economic infrastructure.
In this article the author examined the specific development of the socio-economic system of the Republic of Mordovia and identified common problems associated with the complexity of the software development of the economy and social sphere of the region.
Социально-экономическое развитие Республики Мордовия осуществляется Правительством РФ, Правительством РМ и министерствами в рамках государственной социально-
экономической политики Российской Федерации и отражается в системе плановых документов.
В настоящее время разработаны следующие основные плановые документы, регламентирующие социально-
экономическое развитие Республики Мордовия, связанные с другими уровнями управления: государственные программы Российской Федерации, а также федеральные целевые программы; Огратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.; Стратегия социально-
экономического развития Республики Мордовия до 2025 г.; республиканские целевые программы (по состоянию на 01.02.2013 . - 43 действующие республиканские целевые программы); ведомственные целевые программы (по состоянию на 01.02.13 г. - 15 действующих ведомственных целевых программ)1.
Одним из наиболее действенных методов влияния на социально-экономические процессы, происходящие в регионе, является использование экономических рычагов, среди которых особое место отводится финансовым ресурсам. Для республики финансовый 2011 г., как и последние годы, складывался достаточно сложно. Исполнение республиканского бюджета за 2011 г. по доходам составило 29 535 427,2 тыс. руб., 87,7 % к утвержденному объему до-
10
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
ходов, или выше уровня прошлого года на 9,7%, по расходам в сумме 37 689 520,8 тыс. руб., 91,0 % к утвержденному объему расходов, или выше уровня прошлого года на 10,0%. Дефицит республиканского бюджета составил 8 154 093,6 тыс. руб.
Оценивая динамику расходов бюджета Республики Мордовия с 2007 по 2011 г., можно утверждать, что из года в год увеличивается объем финансирования на социальную сферу и жилищнокоммунальное хозяйство (таблица 1).
Таблица 1 - Расходы республиканского бюджета Республики Мордовия, млн. руб.
Статья расходов Годы
2007 2008 2009 2010 2011
Всего расходов 16 780,4 22 969,4 24 840,1 34 252,0 37 689,5
Общегосударственные вопросы 980,5 1195,3 802,5 1020,5 1137,7
Национальная экономика 3950,4 6542,0 6394,4 9432,0 10 723,5
ЖКХ 400,6 408,0 568,3 522,3 1197,1
Образование 1194,0 1239,8 1247,7 1477,8 4340,1
Культура, кинематография, СМИ 472,6 713,9 674,2 1278,7 1408,5
Здравоохранение, физкультура и спорт 2738,8 2704,4 3203,7 4163,8 9429,4
Социальная политика 1937,0 2118,1 2823,3 7112,3 5982,8
Отметим, что бюджетная политика Республики Мордовия в области расходов направлена на совершенствование структуры расходов бюджета, на решение приоритетных проблем. В первоочередном порядке производились расходы, связанные с выплатой заработной платы и начислений на нее,с социальным обеспечением населения, лекарственным обеспечением, закупкой продуктов питания, оплатой коммунальных услуг, погашением и обслуживанием государственного долга, а также с иными первоочередным расходам. Остальные расходы финансировались в соответствии с фактической динамикой поступления доходов2.
Экономическая политика региона направлена, прежде всего, на создание условий и стимулов для привлечения инвестиций, на поддержку предпринимательской активности, на развитие малого и среднего бизнеса, на формирование необходимой для этого инфраструктуры, на создании условий для снижения безработицы и административных барьеров.
По итогам 2011 г. валовой региональный продукт Республики Мордовия составил 125,9 млрд. руб. увеличившись в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года на 11,7 %. Объем валового регионального продукта в расчете на 1 жителя республики в 2011 г. возрос на 21,1% и составил 151 тыс. руб. (таблица 2). По объему ВРП на душу населения среди субъектов ПФО Российской Федерации Республика Мордовия имеет лучшие показатели, чем Пензенская область и Республика Марий Эл, однако значительно отстает от других областей и республик ПФО .
Перспективы роста результатов экономической деятельности зависят от реализации приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Республике Мордовия: от создания технопарка в сфере высоких технологий, от производства оптического волокна, кабельно-
проводниковой продукции нового поколения, цементного производства, от строительства современных животноводческих комплексов.
11
Региональная экономика
Таблица 2 - Основные экономические показатели Республики Мордовия
Показатель Годы
2007 2008 2009 2010 2011
Валовой региональный продукт, млн. руб. 77 048,8 94 581,7 92 855,1 104 327,3 125 916,1
ВРП на душу населения, руб. 91 288,1 113 039,9 112 343,8 124 658,3 151 823,3
Объем отгруженных товаров соб. пр-ва, выполненных работ и услуг собственными силами по ВЭД, млн. руб.: добыча полезных ископаемых 182,0 188,5 164,4 229,8 237,4
обрабатывающие производства 70 792,5 80 855,6 64 906,6 84 208,1 88 333,2
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8195,3 6667,2 7771,5 9627,7 10 509,4
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. 22 738,5 29 114,1 31 603,7 28 051,9 42 459,8
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 242,8 284,1 276,6 289,0 298,1
Оборот розничной торговли, млн. руб. 29 179 39 520 44 112 48 410 52 995
Платные услуги населению, млн. руб. 8974 11019 13 262 15 663 17 408
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 27 414,2 39 254,1 31 968,4 40 778,2 46 569,5
Индекс потребительских цен, % 112,3 114,4 109,1 109,5 105,1
Внешнеторговый оборот, млн. долл. США 285,1 546,3 417,4 404,0 401,8
За 2011 г. инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций составили 46,6 млрд.. руб. (108,7% к 2010 г., в РФ - 108,3%). В 2011 г. по темпу роста инвестиций республика занимала 43-е место в России 7-е - в ПФО, по объему инвестиций в расчете на 1 жителя - 42-е и 4-е места, соответственно.
Несмотря на кризисные явления в экономике, осуществлялась реализация ряда высокоэффективных инвестиционных проектов в области промышленности, строительства и АПК. Наиболее значимые из них: созданы мощности по производству грузовых вагонов нового поколения более высокой грузоподъемностью в ОАО «Руз-химмаш»; запущено первое отечественное предприятие по производству компаундов для изоляции силовых кабелей (ЗАО «Лидер-Компаунд»); создано новое высокотехнологичное производство плавленых сыров в ОАО «Сыродельный комбинат
«Ичалковский»; построены тепличные комплексы для выращивания роз, ОАО «Мир цветов РМ», ОАО «Мир цветов».
Малое предпринимательство способно расширить производство многих товаров и услуг с использованием местных источников сырья, во многом решить проблему занятости, составить позитивную альтернативу теневому бизнесу. Вклад малого предпринимательства в экономику региона в ВРП составил в 2011 г. 13,3%. Доля занятых на малых и средних предприятиях достигла 21,8% в общей численности работников всех предприятий и организаций.
Сельское хозяйство республики является второй по значимости отраслью экономики. Валовая продукция сельского хозяйства в 2011 г. составила более 42,5 млрд.. руб., в том числе более 19,1 млрд.. руб. продукция растениеводства и 23,4 млрд. руб. - продукция животноводства. Доля сельского хозяйства в объеме ВРП составляет около 11%. В последние годы респуб-
12
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
лика занимает ведущие места среди регионов Приволжского федерального округа и входит в первую пятерку в Российской Федерации по производству мяса, молока и яиц в расчете на 1 жителя.
В последние годы активизируется деятельность по строительству, ремонту и вводу в эксплуатацию жилых домов (в 2011 г. было построено 298,1 тыс. м2 жилых домов, в том числе предприятиями и организациями - 68%, населением за свой счет и с привлечением кредитов - 32%), а также объектов социальной инфраструктуры (за 2011 г.было введено в действие 200 ученических мест в общеобразовательных учреждениях, построены и введены в действие ряд больничных учреждений, стадионов, плавательных бассейнов, театров и прочих объектов социально-культурного назначения)4.
Несмотря на подъем строительной отрасли и улучшение ситуации в жилищнокоммунальном комплексе, остается ряд проблем и задач, решение которых следует осуществить уже в среднесрочной перспективе: неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке; отсутствие достаточного количества земельных участков, оснащенных коммунальной инфраструктурой; необеспеченность жилищного строительства высокоэффективными, качественными, конкурентоспособными местными строительными материалами и конструкциями; неразвитость рынка жилищно-коммунальных услуг; неудовлетворительное качество строительства жилья и объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
Социальное развитие республики долгое время отставало от роста ее экономического потенциала, показатели уровня жизни населения в большей их части были ниже
среднероссийских. Отрасли социальной сферы региона финансировались по остаточному принципу. Такая политика была характерна как для региона в целом, так и для всех муниципальных образований РМ, при этом всегда наблюдалась значительная дифференциация в уровне жизни и социальном развитии различных муниципальных образований региона.
Демографическая ситуация в республике характеризуется низкими параметрами воспроизводства населения и сокращением его численности. Численность постоянного населения на начало 2012 г. составляла 825,4 тыс. чел., доля городского населения - 61,0 % и сельского - 39,0 %. Анализ официальных данных дает основания сделать вывод о продолжении устойчивого сокращения численности населения в Республике Мордовия. Сокращение численности населения происходит вследствие роста естественной убыли, которая усиливается миграционным оттоком населения.
В сфере занятости за прошедшие годы по республике в целом увеличивается численность экономически активного населения. Если в 2007 г. численность экономически активного населения составляла 434,2 тыс. чел., то в 2011 г. данный показатель увеличился до 460,9 тыс. чел. Положительным фактом является также то, что численность безработных в РМ за период с 2007 по 2011 г. сократилась - с 30,3 до 24,1 тыс. чел., то есть почти на 20 %, но вопрос о трудоустройстве, организации рабочих мест в регионе остается крайне напряженным.
Ситуация на рынке труда оказывает прямое воздействие на доходы населения. Уровень благосостояния народа определяется денежными доходами, которые в 2011 г. в расчете на душу населения в целом по республике составили 11 539,0 р. и среднемесячной заработной платой - 13 305,1 руб. (таблица 3).
13
Региональная экономика
Таблица 3 - Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
Показатель Годы
2007 2008 2009 2010 2011
Денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц), руб. 6150,0 8384,2 9663,3 11 056,1 11 539,0
Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. 8103,0 10 530,5 10 937,2 11 883,1 13 305,1
Средний размер назначенных пенсий (в месяц), руб. (без учета компенсации) 3332,5 4090,4 5554,1 6820,6 7411,4
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц), руб. 3140 3750 4243 4801 5446
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: % от общей численности населения 24,7 20,0 19,3 19,0 21,3
Соотношение с величиной прожиточного минимума, % среднедушевых денежных доходов 195,5 223,6 227,7 230,3 211,9
среднемесячной начисленной заработной платы 258,1 280,8 257,8 247,5 244,3
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась за последние пять лет с 24,7 до 21,3 процентов, однако численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума остается достаточно значительной - в 2011 году по Республике Мордовия численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 177,2 тыс. человек к общей численности населения, то есть каждый пятый житель республики живет за чертой бедности. В 2011 году по уровню бедности Республика Мордовия среди регионов Приволжского федерального округа находилась на 12 месте.
Важной характеристикой социального развития региона являются жилищные условия населения. На начало 2012 г. жилищный фонд Республики Мордовия составил 20 256,9 тыс. м общей площади, что на 13 % больше уровня 2000 г., и на 1,3 % больше уровня 2010 г. В среднем на 1 жителя приходилось на начало 2012 г.24,5 м жилой площади (на 11 % выше уровня 2005 г.). В последние годы наблюдается рост ввода в
действие жилых домов, но, несмотря на это, ситуация с жильем в регионе не улучшилась. Почти 27 тыс. семей состоят на учете для получения жилья, и только 3467 семей, что составляет 12,8% от числа семей, стоящих на учете, получили жилье и улучшили свои жилищные условия в 2011 г.
Системы здравоохранения, образования, культуры являются неотъемлемыми составными частями социальной сферы. Изменения в социально-экономической сфере прежде всего негативно отразились на данных системах. Поэтому региональным органам власти необходимо принять меры, направленные:
- на сохранение и развитие общедоступного бесплатного образования; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг; модернизацию институтов системы образования;
- повышение эффективности системы организации медицинской помощи; развитие профилактической медицины; совершенствование системы охраны здоровья населения;
14
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
- популяризация здорового образа жизни; развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания населения;
- развитие духовно-нравственных ценностей, обеспечение максимальной доступности для населения культурных благ; повышение качества услуг, предоставляемых в сфере культуры;
- повышение эффективности системы социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
В заключение отметим, что проведенное исследование в целом показало, что в последние годы во многом благодаря согласованным действиям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления удалось улучшить большинство показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития Республики Мордовия. Однако многие проблемы, носящие системный характер, так и не были решены. Следовательно, при определении перспективных направлений социально-экономического развития Республики Мордовия (в том числе и при прогнозировании ее макроэкономических показателей) необходимо учитывать тенденции и факторы, оказывающие негативное воздействие на социально-экономическое развитие республики:
- последствия финансово-
экономического кризиса 2008 - 2010 г. в Российской Федерации и Республике Мордовия;
- сложную демографическую ситуацию и миграционный отток населения;
- сохранение низкого уровня среднедушевого дохода населения; высокий уровень дифференциации средней заработной платы по видам экономической деятельности;
- сохранение высокого уровня дотаци-онности бюджета региона.
Главная цель социальноэкономического развития Республики
Мордовия будет являться повышение уровня и качества жизни, обеспечение максимальной комфортности проживания населения, развитие отраслей социальноэкономической сферы до уровня, обеспечивающего переход на новое качество социально-экономического развития. 1 * 3
1Сайт органов государственной власти Республики Мордовия -URL: http://www.e-mordovia.ru.
Сайт Министерства финансов Республики Мордовия - URL:http://mfrm.moris.ru.
3Сайт Министерства экономики Республики Мордовия - URL:http://mineco.e-mordovia.ru.
^Мордовия: стат. ежегодник / Мордо-виястат. - Саранск, 2012.
15