С. В. Шишкина
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА КАК СЛЕДСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МИГРАЦИЙ
Социально-экономическое развитие регионов на сегодняшний день является актуальнейшей задачей российского государства. Международные и внутренние интеллектуальные миграции населения занимают значительное место в развитии современного общества и нуждаются в эффективном государственном управлении. В настоящее время международная трудовая миграция представляет собой временные межгосударственные перемещения экономически активного населения с целью приложения своего труда и вступления в отношения "работник-работодатель" в другой стране [9]. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной трудовой миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Международная миграция научных кадров становится одной из острых социально-экономических проблем России. Это в основном объясняется увеличением неравенства в уровнях экономического развития стран выбытия и прибытия, а также изменениями в возрастной структуре населения, при которой в странах прибытия темпы роста численности населения трудоспособного возраста сокращается, а в странах выбытия эти темпы возрастают. В результате возникновения государственных и частных учреждений, занимающихся трудоустройством мигрантов, процесс международной миграции рабочей силы в целом упростился [7; 5-6]. Повышение уровня образования, упрощение доступа к средствам информации и транспортного сообщения, приводят к росту масштабов трудовой миграции. Не меньшее влияние на развитие отдельных российских территорий оказывают и внутренние перемещения квалифицированного трудоспособного населения из од-
ного региона в другой. Причем, специалисты, имеющие высшее образование, мигрировав на территории России, зачастую устраиваются на работу на должности, не предусматривающие окончание работником вуза. Таким образом, специалисты соглашаются заниматься неквалифицированным трудом, понижая свой социально-профессиональный статус и предпочитая ему уровень оплаты труда.
Если причиной миграций ученых в СССР было распределение кадров с целью социально-экономического развития советских республик, то решающим фактором эмиграции современных российских ученых является кризис отечественной науки (М., 17лет, "Молодым специалистам неперспективно оставаться в России из-за низкого уровня жизни и заработной платы. Они предпочитают страны, которые могут обеспечить им карьерный рост и светлое будущее их и их детей"; М.О., 46лет Я ученый, к.т.н. и автор 30 практических изобретений в различных областях жизнедеятельности человека. Являясь сотрудником одной из научно-исследовательских лабораторий МГУ, не могу прокормить семью. Неужели в нашей стране не нужны мои запатентованные разработки. Все идеи имеются в виде работающих образцов. Это не нужно России? Может продать все в Китай?") [2]. Важное значение имели и имеют перспективы миграционной карьеры. В научной среде нами наблюдается следующая тенденция: добровольно мигрируя, ученые приобретают возможности карьерного роста, повышения материального благосостояния, профессионального совершенствования. Вынужденная миграция высококвалифицированных кадров имеет множество отрицательных последствий как для страны-донора (затраты на образование, потеря специалиста и т.п.), так и для индивида и его семьи: ухудшение жилищных условий, нисходящая вертикальная мобильность в профессионально-трудовой сфере; переезд на менее урбанизированную тер-
риторию, уменьшение заработной платы, ухудшение материально-технической базы и условий труда и др. (К.Г.С., к.биол.н. Вначале мы приехали в Борисоглебск, мне предоставили комнату в студенческом общежитии без удобств с клопами, с тараканами, с крысами, ужасное общежитие, я там 1,5 года прожила, это было с 1995 по 1996 год1).
Международная и внутренняя миграция рабочей силы значительно влияет на состав трудовых ресурсов, создает новую ситуацию на рынке труда, привносит изменения в социальную, политическую, экономическую и культурную жизнь многих принимающих стран и регионов. Миграция может способствовать перестройке государственных границ, подрыву национально-культурной идентичности отдельных территорий, расшатыванию государственного суверенитета [1; 3]. Согласно проведенным нами интервью, сами информанты и все их знакомые, мигрировавшие в ту или иную страну, совершали процесс перемещения легально и таким же образом устраивались на работу. Но на основе анализа как текстов интервью, так и научной литературы, отмечаем, что чем ниже образовательный уровень мигрантов, тем чаще они пытаются использовать нелегальные пути въезда в страну и попадания в "теневую" экономику. Соответственно, образовательный уровень и квалификационные характеристики прибывших оставляют желать лучшего. Сами работодатели также разочаровываются в мигрантах как в способе решения своих проблем. В 2007 г. 15% компаний отмечают недостаточный уровень квалификации мигрантов (в 2006 г. только 7% отмечали эту проблему). И уже 10% компаний полностью разочаровались в мигрантах и не берут их на работу вне зависимости от их квалификации (год назад таких было 5%) [5]. Ситуацию с "дешевой рабочей силой" осложняет то обстоятельство, что новый поток мигрантов не желает повышать свою низкую квалификацию или переобучаться, полагая, что им найдется применение даже при полном отсутствии каких-либо навыков и умений [8]. Таким образом, проблему трудовых миграций для России во
многом усугубляют значительные масштабы нелегальной миграции.
Либерализация в 1990-х гг. миграционной политики и визового режима, "прозрачность" российских границ со странами СНГ, географическое положение РФ, удобное для транзита из Азии в Европу, - все это способствовало наплыву в Россию нелегальных мигрантов из стран СНГ и других государств. Для России, как и для другой страны мира, незаконная миграция несет с собой угрозу экономической и политической стабильности, способствует развитию теневой и криминальной экономики, затрудняет борьбу с терроризмом, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку. В российской столице особенно велики размеры незаконной трудовой миграции. По имеющимся оценкам, в столице на каждого "законного" трудящегося мигранта приходится до 15 "незаконных", а общая численность нелегальных мигрантов составляет в городе от 0,5 до 1,5 млн. чел. [3; 26]. Исследователи подчеркивают, что основная часть мигрантов представлена гражданами СНГ, Афганистана и государств Юго-Восточной Азии. По их мнению, следует также учитывать, и то, что в общем потоке незаконных мигрантов большую часть (около двух третей) составляют выходцы из республик бывшего СССР. Эта категория мигрантов, въехав на территорию Российской Федерации в основном легально, в дальнейшем утрачивает законный статус, не пройдя в органах внутренних дел в установленные сроки регистрацию по месту пребывания [6; 29]. "Внутренние" экономические мигранты также во многих случаях пребывают в столице не легально, что отрицательно сказывается, с одной стороны, на их оплате труда, с другой - на количестве взимаемых налогов.
Переводы мигрантами своего заработка на родину благоприятно сказываются на жизни самих мигрантов и их семей, а также на всей национальной экономике страны - поставщика рабочей силы [7]. В целом считается, что миграция благоприятно сказывается на стра-не-доноре и дает заметные положительные результаты в виде сокращения безработицы, а
1 Здесь и ниже приведены данные серии интервью, проведенных автором в г. Балашове Саратовской области в феврале-марте 2008 г. с учеными ("возвратными" мигрантами), мигрировавшими по распределению из РСФСР в другие республики, а затем из стран СНГ в РФ.
также уменьшения процентной доли населения, живущего за чертой нищеты [10]; то же самое можно сказать и о регионах - поставщиков рабочей силы внутри страны. Для российской экономики в данном случае нелегальная миграция оборачивается существенными потерями, так как бюджет страны недополучает несколько млрд. рублей налогов в год, которые предприятия не доплатили, вследствие того, что труд иностранных рабочих не привлекался в установленном порядке.
Анализ литературы и эмпирическое исследование, предпринятое автором данной статьи, позволяют сделать вывод о том, что миграция научных кадров, в отличие от неквалифицированных мигрантов, значительно более характеризуется легализированностью и законопослушностью перемещающихся субъектов. Сохраняющиеся проблемы миграции в России требуют принятия незамедлительных мер регулирования миграционных процессов,
акцентуации не этнической, а гражданской идентичности [4, 513-524]. Это, прежде всего: 1) принятие мер к легализации и департации из страны незаконных мигрантов, не желающих пройти регистрацию в установленном законом порядке; 2) усиление "возвратной" мотивации ученых и специалистов, мигрировавших из России ранее; 3) меры, направленные на сокращение оттока трудоспособного населения из районов Сибири и Дальнего Востока; 4) упрощение процедур легализации русскоязычного населения; 5) обеспечение легализации иноязычных переселенцев при условии их социально-культурной адаптации (изучения языка, культуры, законов Российской Федерации); 6) выработка концепции привлечения квалифицированных иностранных работников.
Подобные меры помогут усилить научный, экономический, политический, культурный, демографический потенциал страны, снизить социальную напряженность как в столице, так и в российских регионах.
Литература
1. Акмалова А. А., Капицын В. М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учебное пособие. -М., 2008.
2. Вопросы Владимиру Путину. 775 вопросов по теме "Утечка умов". - Доступно из URL: Интернет-конференция Президента Российской Федерации 6 июля 2006 г. http://president.vandex.ru/ theme.xml?id=95&bv=qttv&p=1 [Дата обращения 24.04.08]
3. Гуторин Д. Д. Центральная Россия в межрегиональном миграционном обмене страны. - М., 2003.
4. Дурасанова, Т. П. Проблемы этнической и гражданской идентичности в условиях глобализации / Т. П. Дурасанова, О. А. Волкова, И. В. Тулушева // Национальная идентичность России и демографический кризис: Материалы Всероссийской научной конференции 20-21 октября 2006 г.; под ред. С. С. Сулакшина, В. Э. Багдасаряна, М. В. Вилисова и др. - М., 2007.
5. Каждый десятый работодатель в России отказался от мигрантов 2007. Доступно из URL: http://www.astera.ru/news/?id=51183
6. Красинец Е., Цуприкова Я. Регистрируемое и латентное в динамике современных миграционных процессов в России // Власть. - 2006. № 5.
7. Нарождающаяся экономическая динамика: Международная миграция и старение населения // Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана. Подкомитет по социально уязвимым группам. - Бангкок, 2004.
8. Работодатели России больше не хотят иметь дело с дешевой рабочей силой мигрантов. 2007. Доступно из URL: http://korrespondent.ru/economics/2007/10/18/economics 7650.html
9. Тюрюканова Е. Трудовая миграция женщин из России: легальные и нелегальные формы Доступно из URL: http://uisrussia.msu.ru/docs/http/www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2000/ vestniksf122-10/vestniksf122-10150.htm
10. Rajan, S. Irudaja. Dynamics of international migration from India: its economic and social implications. Paper, presented at the Ad Hoc Expert Group Meeting of Migration and Development, 27-29 August 2003. Bangkok, United Nations Economic and Social Commission for Asia and the Pacific. 2003.