Научная статья на тему 'Влияние финансовой несостоятельности организаций на устойчивость экономических систем муниципальных образований'

Влияние финансовой несостоятельности организаций на устойчивость экономических систем муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние финансовой несостоятельности организаций на устойчивость экономических систем муниципальных образований»

10

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГУМАНИТАРИЙ 2011 № 2 (15)

УДК 331

Наталия Андреевна Родионова

Государственный университет управления

НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена проблеме нелегальной миграции в России и возможным последствиям развития этого явления. Автор рассматривает миграцию как эффективный инструмент оздоровления экономики и предлагает меры по минимизации потерь государства от нелегальной миграции.

Ключевые слова: нелегальная эмиграция, экономичекое развитие.

Нелегальная миграция как сложное явление оказывает воздействие на различные составляющие общественной жизни. В данной статье автор условно разделяет проблемы, напрямую или косвенно связанные с нелегальной миграцией, на социальные и экономические, тогда как в большинстве исследований они рассматриваются комплексно, поскольку находятся в тесной зависимости и в равной степени подчинены процессам, происходящим в обществе, оказывая на него заметное влияние. Мы разделили социально- экономические проблемы на условные составляющие с целью конкретизации и более точечного и детального изучения каждой из проблем, выделив проблемы социального и экономического толка. К социальным проблемам, связанным с нелегальной миграцией, мы отнесли криминализацию общества, нарушение прав человека, межнациональные конфликты и ксенофобию, размывание национальной культуры, санитарноэпидемиологические проблемы. К экономическим проблемам, связанным с нелегальной миграцией, мы отнесли теневую занятость, укрывательство доходов, развитие коррупции в структурах власти, погрешности экономических показателей при планировании.

По мнению автора, миграция - это один из рычагов стабильного экономического развития России, где, по прогнозам Росстата, доля трудоспособного населения к 2020 году сократится с 63 до 55 %. При этом форма сосуществования коренного населения и мигрантов должна быть откорректирована с учетом потребностей государства и влияния миграции на конкретные социально-экономические составляющие. Если принимать во внимание мнение отдельных экспертов, что нелегальная миграция может быть благом с той точки зрения, что работодатели не соблюдают условия труда и берут на себя меньшее бремя ответственности, то при этом мы имеем дело с нарушением международного права на государственном уровне. Подобная возможность может нести определенную выгоду для экономики, однако при этом будут страдать другие общественные сферы и имидж государства в целом. Неоднозначная экспертная оценка дает основания для более детального изучения доли влияния нелегальной миграции на конкретные проблемы социально-экономического характера.

Миграция способна оказать влияние на различные сферы государства, в том числе и на экономическую безопасность. Экономическая безопасность страны является одной из важнейших составляющих общенациональной безопасности. Низкий уровень защищенности экономики делает страну уязвимой с политической, правовой, военной точки зрения. Неспособность государства защитить интересы экономики ведет в конечном итоге к политической недееспособности страны. Под термином «экономическая

© Родионова Н. А., 2011.

безопасность» мы понимаем состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным и внутренним угрозам и взаимодействиям. Миграция как явление социально-экономического характера оказывает непосредственное влияние на экономическую безопасность. При этом уровень экономической безопасности, ощущающий на себе влияние миграционных процессов, зависит от характера конкретного миграционного потока. Если рассматривать экономическую безопасность на национальном уровне, то по совокупности параметров наибольшую угрозу представляет именно нелегальная миграция. При этом с точки зрения влияния нелегальной миграции на экономическую безопасность существуют две группы угроз: преднамеренные угрозы - целенаправленная нелегальная трудовая занятость мигрантов; непреднамеренные угрозы - эффект их деятельности и социальных структур, приводящий к социально опасным деяниям мигрантов [3. С. 72].

Развитие нелегальной формы миграции способствует усилению коррумпированности в государственных органах власти, сопряженных с миграционным контролем, деформирует существующий рынок труда, влияет на погрешности экономического планирования и прогнозирования, а также формирует благоприятную почву для развития теневой экономики.

Сегодня миграция оказывает существенное влияние на трансформацию рынка труда. В российской экономике складываются конкретные сферы приложения мигрантского труда, происходит деформация рынка труда под влиянием миграционных процессов, снижается стоимость рабочей силы и спрос на качественные продукты труда. 40-50 % рабочих мест, которые заняты мигрантами сегодня, уже стали мигрантскими, то есть «зарезервированными» под них [4. С. 179].

Сегодня к мигрантским сферам занятости относятся строительство, сфера услуг, торговля, сельское хозяйство - с поправкой, что существенная доля нелегальных мигрантов заняты в криминальных структурах. Развитая структура неформальной занятости провоцирует понижающее влияние мигрантов на уровень оплаты труда в отраслях их преимущественной занятости, поскольку оплата труда нелегальных мигрантов зачастую в несколько раз ниже уровня оплаты труда работников данной сферы и специализации.

Помимо деформации рынка труда, влияние нелегальной миграции на экономику принимающего государства проявляется в потерях от развития каналов теневой экономики, недополучения в бюджет налоговых отчислений.

Данные Центрального банка свидетельствуют о неуклонном и существенном росте личных денежных переводов из России в страны СНГ - если в 2003 г. их уровень составлял 1,3 млрд долларов США, то в 2010 году объем денежных трансграничных переводов в страны СНГ превысил 15 млрд долларов США, суммарный объем личных трансграничных переводов составил более 19 млрд долларов [2]. За счет денежных переводов из России многие страны СНГ подпитывают свои экономики. Так, по данным Всемирного банка, денежные переводы мигрантов составляют 45 % ВВП Таджикистана и 38 % ВВП Молдавии. При этом, согласно данным ООН, более 40 % от мирового объема переводов мигрантов осуществляется по неофициальным каналам.

Масштабные потери государственного бюджета приходятся на налоги и выплаты, которые нелегальные мигранты и «неформальные» работодатели не выплачивают в силу своего неофициального статуса. Средняя ежемесячная заработная плата, приходящаяся на одного мигранта в России (при условии переработок), составляет порядка 10 тысяч рублей в месяц [5]. Как уже было отмечено выше, не существует однозначной оценки количественной представленности нелегальных мигрантов в России. В данной работе автор принимает в качестве отправной оценки усредненный экспертный показатель в 5

млн человек. Ставка налога на доход физических лиц, являющихся резидентами иностранного государства, составляет 30 % в первые полгода, потом ставка снижается до 13 %. Таким образом, ежегодные потери бюджета от невыплаты нелегальными мигрантами НДФЛ составляют от 10 до 15 млрд рублей.

Отдельная статья экономических потерь - это расходы государства на борьбу с нелегальной миграцией. Количество иностранных граждан, выдворенных с территории Российской Федерации, составило за 2010 год 29 199 человек. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» административное выдворение и депортация иностранного гражданина оплачивается депортируемым. Однако на практике административное выдворение незаконных мигрантов осуществляется зачастую за счет государственных средств - при отсутствии финансовых возможностей у депортируемого.

Еще одна сфера активного присутствия нелегальных мигрантов - это криминальная сфера. Так, в 2010 г. сотрудниками территориальных органов ФМС России мнаправлено 3 680 материалов, для возбуждения уголовного дела по факту служебного подлога, по факту незаконного пересечения государственной границы РФ, по факту подделки, изготовления или сбыта поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, По данным статьям возбуждено 2 355 уголовных дел и привлечено 710 лиц к уголовной ответственности. За 2010 год направлено 62 691 представление о закрытии въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам. Количество иностранных граждан, выдворенных с территории Российской Федерации, составило за 2010 год 29 199 человек. Для сравнения: в 2009 г. количество депортированных иностранных граждан и лиц без гражданства было в 2, 4 раза меньше.

За 2010 год выявлено 246 767 иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации [3]. Учитывая, что по оценкам ФМС на 2010 год в России пребывало порядка 4 миллионов нелегальных мигрантов, самим фактом своего пребывания в стране совершающих правонарушение, то общая картина административных правонарушений и уголовных преступлений существенно меняется с учетом нелегальной миграции.

Статистика вовлечения иностранцев в криминальную деятельность, не связанную с процессом миграционного перемещения, варьируется по регионам. Если московская прокуратура обнародует данные о том, что число преступлений, совершенных иностранными гражданами в 2010 году, составило 6,32 % от общего числа преступлений в столице, то по России эта цифра в 2009 году составляет в среднем 3,6 % от общего числа зарегистрированных преступлений, а в 2010 г., по данным МВД России, иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 48 992 преступлений, что составляет всего 3,4 % от общероссийского показателя от числа расследованных преступлений. Однако особенно негативным трендом миграционной преступности является тенденция к увеличению доли преступлений, совершенных мигрантами, пропорционально тяжести преступлений. В 2010 году, по данным ГУВД Москвы, ими было совершено каждое второе изнасилование, каждый четвертый грабеж и каждое шестое покушение на убийство. Нелегальные мигранты, не имея возможности к адаптации, проживающие сегрегированно, не ощущают себя частью общества, в котором живут. Они не чувствуют в полной мере ответственности за свои деяния, нередко это происходит по причине недостаточной информированности.

Помимо вовлечения иностранных граждан, нелегально пребывающих в России, в традиционные преступления, нелегальная миграция фактом своего существования оказывает прямое влияние на коррумпированность органов государственной власти, сопряженных со сферой миграции. Наличие коррупционных рисков в миграционной службе подтверждается обращениями граждан. В среднем в год в территориальные органы

Федеральной миграционной службы поступает в среднем 20 тысяч обращений, свидетельствующих о недобросовестной работе органов власти. Это официальная статистика, которая позволяет предположить, что «на местах» взяточничество имеет место быть в укрупненном масштабе.

Еще одно направление деятельности, напрямую связанное с нелегальной миграцией и коррупцией в органах власти, - это организация фирм, которые готовят поддельные документы для нелегалов, а также занимаются получением официальных разрешений в обход обозначенных законом инстанций.

Другое нелегальное бизнес-поле, тесно связанное с подделкой документов, - это торговля людьми, которая, как и трудовая эксплуатация нелегалов, представляет собой оборотную сторону нелегальной миграции, где мигрант выступает и объектом, и субъектом преступления одновременно, с одной стороны, нелегально оказываясь в стране и занимаясь нелегальной трудовой деятельностью, а с другой стороны, это зачастую происходит против его воли, и в этом случае речь идет о грубом нарушении прав человека.

Помимо вовлеченности в неформальное экономическое поле и влияния на криминальную обстановку, нелегальная миграция способна оказать влияние на санитарноэпидемиологическое благополучие население и уровень ксенофобских настроений в обществе.

Россия всегда была многонациональной страной; многонациональность, мультикультурность, многоконфессиональность - это исторически сложившиеся факторы её формирования. Такое гармоничное соседство культур и национальностей в одной стране стало возможным благодаря достаточно эффективной национальной политике. Однако в последнее десятилетие наблюдается резкий рост ксенофобских настроений, сопровождаемый последующим ростом числа межнациональных конфликтов. Под ксенофобией мы понимаем отличительную черту менталитета общества, которая проявляется в негативном отношении к социальным общностям или отдельным людям, воспринимаемым в качестве чужих и поэтому эмоционально неприемлемых, враждебных. Ксенофобия проявляется в таких формах, как мигрантофобия, этнофобия, формирует почву для развития национализма.

Межэтнические конфликты на почве социокультурных различий возникают, как правило, вследствие форсированной, принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного или цивилизационного свойства. Это делает реальной перспективу дезинтеграции этноса как социокультурной общности, вызывает защитные реакции. При перемещении населения в регионы с отличной этнокультурной, языковой, религиозной средой, что чаще всего происходит при миграции из одной страны в другую, такая ситуация складывается неизбежным образом. При отсутствии политики адаптации мигрантов, государственного содействия интеграции в новую языковую среду, ситуация усугубляется.

Нелегальная миграция оказывает особое влияние на развитие этнофобских настроений. Если судить по общему портрету нелегального мигранта в России, то это лицо, лишенное любых прав, имеющее ограниченные возможности для взаимодействия с коренным населением и культурно-языковой адаптации. Почти половина членов мигрантского сообщества стараются избегать общественных мест. Создаются искусственные условия для сегрегации мигранта. Нарушение миграционного законодательства автоматически лишает мигранта возможности рассчитывать на какую-либо поддержку в вопросах адаптации к новой культурной среде. Это побуждает мигранта искать защиты у национальных этнических сообществ, использовать механизмы этнической солидарности. В России за последние 20 лет сформировались устойчивые национальные диаспоры армян, таджиков, азербайджанцев, китайцев, которые способствуют нелегальной миграции в России по отлаженным каналам и поддерживают своих соотечественников. При актив-

ной поддержке диаспоры у мигранта отсутствует необходимость адаптироваться к новой языковой среде, к ее культурным особенностям, в результате чего формируется закрытое сообщество внутри социума, которое априори воспринимается враждебно коренным населением, тем самым создавая благоприятную почву для роста числа конфликтов.

Нелегальная миграция как явление, слабо контролируемое, может послужить катализатором и для нарушения санитарно-гигиенического уклада, принятого в обществе. При осуществлении легальной трудовой деятельности в рамках квоты, выделенной государством, одним из обязательных условий при приеме на работу является прохождение медицинской комиссии. Подобная медицинская практика проверки мигрантов при въезде в страну с целью трудоустройства важна с точки зрения соблюдения санитарноэпидемиологических норм для обеспечения безопасности трудовой деятельности. При условии, что 20 % трудовых мигрантов, по данным официальной статистики, задействованы в секторе торговли, 18 % трудятся в сельскохозяйственной отрасли, то фактор влияния состояния здоровья трудовых мигрантов на состояние здоровья принимающего населения очевиден. В 2009 году медкомиссии выявили у потенциальных иностранных работников 1,4 тыс. случаев сифилиса, 634 - туберкулеза и 157 - ВИЧ-инфекции. Потенциальный трудовой мигрант, у которого обнаружены вышеуказанные заболевания, не допускается к трудовой деятельности на территории Российской Федерации. В случае, если заболевание обнаружено после начала трудовой деятельности, мигрант подлежит депортации.

Мигрант, въехавший на территорию РФ незаконным образом, не проходит медицинского освидетельствования. Нелегальные мигранты представляют собой особую группу риска. Среди нелегальных мигрантов, живущих в Москве, которых удалось обследовать столичным органам здравоохранения, случаи инфицирования вирусом СПИДа фиксируются в 15 раз чаще, чем у коренных москвичей [1].

Отмечая особенности негативного влияния нелегальной миграции на константы стабильного и развитого общества, мы хотели бы рассмотреть возможные способы нейтрализации негативного влияния миграции на экономическую стабильность общества, то есть способы борьбы с нелегальной миграцией. Проанализировав возможные методы борьбы с нелегальной миграцией с экономической точки зрения, можно свести их к следующей формулировке - для эффективной борьбы с нелегальной миграцией нужно максимально снизить издержки легализации статуса трудовых мигрантов, при этом увеличив издержки их нелегального статуса. Опыт западных стран в сочетании с российскими реалиями показывает, что эффективными могут стать следующие меры по воздействию на нелегальную миграцию.

1. Миграционная амнистия.

Миграционная амнистия - это процесс легализации статуса нелегальных мигрантов. В течение определенного периода в стране начинают действовать облегченные условия получения статуса легального трудового мигранта. При подаче заявления нелегал несет минимальные потери и приобретает законные основания для трудовой деятельности. По окончании этого срока происходит ужесточение мер за незаконное пребывание в стране и нелегальную трудовую деятельность. Положительный опыт миграционного амнистирования имеют такие страны, как США, Италия и Испания, которая впервые успешно реализовала эту меру. В 2005 году в некоторых российских городах была предпринята попытка амнистии нелегалов, однако эксперимент не удался в силу его краткосрочности - она длилась 2 недели - и низкой степенью информированности работодателей и мигрантов. В 2008 году Управление Федеральной миграционной службы по городу Москве повторило попытку миграционной амнистии, однако она также не возымела должного результата.

В связи с этим амнистия в условии российских реалий должна носить разовый характер, чтобы не стать явлением постоянным и повсеместным. Она должна объявляться за-

благовременно и ее должна предварять PR-кампания, информирующая о возможностях и последующих санкциях. Отсюда вытекает следующая важная мера в борьбе с нелегальной миграцией как явлением.

2. Повышение информированности потенциальных и фактических мигрантов об актуальном миграционном законодательстве и возможных последствиях нелегального статуса.

Зачастую потенциальные мигранты не знают о возможных последствиях незаконного пребывания в стране, а те, кто уже нарушили законодательство и осознают это, также зачастую преувеличивают возможные последствия и просто боятся раскрыть свой статус органам власти. Это создает своеобразный замкнутый круг. Повышение информированности населения о мерах законодательного регулирования вопросов миграции, разъяснительные работы в мигрантской среде помогли бы снизить издержки от преследования нелегальных мигрантов.

3. Уравнивание режимов налогообложения иностранных граждан и граждан Российской Федерации.

На сегодняшний день стандартная налоговая ставка на доходы физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации составляет 13 %, тогда как нерезиденты, которые пребывают в стране менее 180 дней, обязаны платить 30 % своего дохода. Стоит оговориться, что дополнительные 17 %, которые они выплачивают, возвратятся в случае пребывания в стране более 180 дней. Однако на практике это работает плохо, поскольку большинство трудовых мигрантов получают регистрацию на 3 месяца и приезжают повторно.

4. Расширение квот на использование труда иностранных граждан.

Квоты на иностранных работников формируются заблаговременно на календарный год с учетом заявлений работодателей. Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в 2010 году была выделена квота на 2011 год на Москву в размере 199 954 разрешений на работу. Планируемая доля иностранных граждан в численности занятых в экономике города должна составлять при этом не более 3,1 %. Учитывая, что по экспертным оценкам доля мигрантов в населении Москвы составляет от 10 % до 20 % населения, а отдельные эксперты указывают, что эта цифра приближается к 3 миллионам, то поиск нелегальных источников дохода и занятости становится очевидным решением в такой ситуации.

5. Усиление контроля над работодателями, повышение ответственности за незаконное использование рабочей силы и введение льгот за добросовестное соблюдение законодательства при использовании иностранной рабочей силы.

В 2007 году в Кодекс административных правонарушений были внесены поправки, увеличивающие сумму штрафа в случае незаконного привлечения иностранной рабочей силы без получения соответствующего разрешения. На данный момент сумма штрафа составляет от двух тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Однако работодателю часто выгоднее заплатить разовый штраф, чем потратить 6000 рублей на разрешение на привлечение на работу иностранной рабочей силы и уплатить 3000 рублей за каждого нанимаемого работника. Отметим, что легальная форма занятости работников накладывает на работодателя определенные обязательства по соблюдению Трудового кодекса РФ, тогда как выплата заработной платы в размере меньшей, чем устанавливает ТК, является повсеместной практикой.

Вышеуказанные меры свидетельствуют о существенных пробелах в правовом и политическом институтах управления миграционными процессами и сводятся к совершенствованию законодательно-административной базы. В завершении статьи автору еще раз хо-

16

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГУМАНИТАРИЙ 2011 № 2 (15)

телось бы отметить, что грамотное использование иностранной рабочей силы может стать объективным благом для страны с отрицательным воспроизводством и растущими нуждами, надо только найти ресурсы на управление этим подчас стихийным процессом.

Список литературы

1. Динамика трансграничных денежных операций по данным Центробанка России за 2009 год [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.cbr.ru/statistics/CrossBorder/ CшssBorder_2009.pdf?pid=svs&sid=TGO_obz.

2. Крамской, В. В. Организационно-экономические проблемы нейтрализации нелегальной трудовой миграции [Текст] : дис. канд. эконом. наук 08.00.05. - М., 2006.

3. Отчет по итогам деятельности ФМС в 2010 году, по данным ведомственной статистической отчетности (форма 1-РД) и Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или постоянно проживающих в Российской Федерации.

4. Проблема незаконной миграции в России. Реалии и поиск решений [Текст]. - М. : Гендальф, 2004.

5. Тюрюканова, Е. Дешевый труд - миф или реальность? [Электронный ресурс] / Е. Тюрюканова. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0315/tema05.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.