Научная статья на тему 'Правовое положение мигрантов и его влияние на Российский рынок труда'

Правовое положение мигрантов и его влияние на Российский рынок труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
545
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОЖЕНИЕ МИГРАНТОВ В РОССИИ / РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА / МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / STATUS OF MIGRANTS IN RUSSIA / LABOR MARKET / MIGRATION REGISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поставнин Вячеслав Александрович, Власова Наталия Ивановна

Публикуется доклад В. Поставнина и Н. Власовой, представленный на международной конференции «Трудовая мобильность и проблемы миграции», прошедшей в рамках Санкт-Петербургского Международного Форума труда с 15 по 17 марта 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of migrants and its influence on the Russian labor market

The paper of V. Postavnin and N. Vlasova, presented at the international conference "Labor Mobility and Migration Problems", which took place in the framework of the St. Petersburg International Labor Forum, March 15-17, 2017, is published.

Текст научной работы на тему «Правовое положение мигрантов и его влияние на Российский рынок труда»

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МИГРАНТОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА

Вячеслав Поставнин, Наталия Власова

Публикуется доклад В. Поставнина и Н. Власовой, представленный на международной конференции «Трудовая мобильность и проблемы миграции», прошедшей в рамках Санкт-Петербургского Международного Форума труда с 15 по 17 марта 2017 г.

Ключевые слова: положение мигрантов в России, российский рынок труда, миграционный учет.

На сегодняшний день в РФ в основном сформирована нормативная правовая база, предусматривающая условия для легального пребывания и осуществления трудовой деятельности мигрантов, защиту их трудовых прав.

Вместе с тем статистика свидетельствует не только об уменьшении случаев нарушения прав мигрантов, но и, наоборот, об усугублении этой ситуации.

Рассмотрим законодательные нормы, определяющие правовое положение мигранта, и их правоприменительную практику.

Наличие миграционного учета

Не все трудовые мигранты находят арендодателя, который готов их зарегистрировать на сдаваемой в аренду квартире. Кроме того, при продлении патента на новый срок необходимо продлевать на этот же срок и миграционный учет, т.е. арендодатель должен каждый раз идти в управление по вопросам миграции и продлевать миграционный учет мигранту.

В результате зачастую мигранты имеют миграционный учет по одному адресу, а фактически пребывают по другому адресу. При первой же проверке полицией на такого мигранта налагается штраф от 2 до 5 тыс. рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях - от 5 до 7 тыс. рублей с последующим выдворением из России и запретом на въезд.

Отмечаются случаи, когда мигрант имеет миграционный учет по месту его работы, но, как правило, не всегда там проживает. При любой проверке работниками полиции такой мигрант также может быть оштрафован и выдворен.

Вячеслав Александрович Поставнин (migr21@mail.ru), президент Фонда «Миграция - XXI век», Россия.

Наталия Ивановна Власова, вице-президент Фонда «Миграция - XXI век», Россия.

Наличие патента и его своевременное продление

В последнее время все больше трудовых мигрантов уклоняются от оформления патента ввиду его дороговизны и ужесточения условий его получения. Например, в Московской области оформление патента обходится в 26 тыс. рублей, в городе Москве - почти 17 тыс. рублей. За год фиксированный авансовый платеж по патенту в той же Москве составляет более 50 тыс. рублей.

В связи с этим в 2016 г. менее 47% мигрантов из государств СНГ (не являющихся членами Евразийского экономического союза, которым не надо оформлять патент) с безвизовым порядком въезда, указавших в миграционной карте в качестве цели своего визита в Россию работу, оформили разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности.

За последние 3 года количество оформленных патентов сократилось по России в целом в 1,6 раза, а по Москве более чем в 2 раза (таблица).

Таблица. Динамика оформления патентов в 2014-2016 гг. по России и Москве

2014 2015 2016 2014 к 2016 г., раз

РФ Москва 2 386 641 810 072 оформлено патентов, штук 1 788 201 1 510 378 484 771 400 000 1,6 2.0

Таким образом, пришедший на смену пресловутой квоте, патент так и не стал действенным регулятором миграционных потоков. Большие надежды, что патент станет эффективным экономическим механизмом, позволяющим перераспределять трудовых мигрантов по регионам, не оправдались. Помимо отмеченных выше дороговизны патента, трудно преодолимых и зачастую неоправданных барьеров на пути его получения, патент так и не стал надежной защитой мигранта от произвола как недобросовестных работодателей, так и работников полиции.

Похоже, что патент может повторить судьбу квоты, которая вместо регулятора рынка труда превратилась в его дестабилизатор. Видимо, дело не столько в механизме, а в его искаженной правоприменительной практике, которая порождается отсутствием четких целей миграционной политики на уровне как государства, так и профильных ведомств, ее реализующих.

Похоже, что основным «регулятором» миграционных потоков продолжают оставаться тотальные проверки мигрантов и работодателей как в рамках официальных операций «Нелегальный мигрант» и других, так и по личной инициативе любого сотрудника полиции.

Взаимоотношение с полицией

Ежегодно к экспертам Комиссии по безопасности, общественной дипломатии и общественному контролю Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы обращается около 10 тыс. мигрантов с жалобами на нарушение их прав сотрудниками полиции, что составляет свыше 68% всех обращений. При этом, если мигранты

отказываются платить деньги непонятно за что или начинают выяснять, на каком основании их задерживают, то имеет место практика, когда полицейские их отвозят в полицейский участок, где содержат в помещениях, не приспособленных для этих целей, отбирают мобильные телефоны, не предоставляют переводчика, не информируют посольство государства их постоянного проживания, не всегда обеспечивают питанием, водой и возможностью посетить туалет, иногда даже отказывают в помощи врача. После суток-двух, набрав несколько десятков человек, их привозят в суд, где судья в течение нескольких минут выносит решение об их выдворении.

В настоящее время около 80% от всего объема административных дел в районных судах занимают дела о выдворении иностранных граждан1. В среднем судья рассматривает дело о выдворении нескольких десятков иностранных граждан в течении 5 минут и, как правило, без переводчика. При этом судьей зачастую не учитывается наличие документов, обеспечивающих легальность пребывания мигрантов и осуществления ими трудовой деятельности, а также проживание в России близких родственников, являющихся гражданами России, которые "сводят к нулю" все основания для вынесения решения о выдворении. Многие судьи слабо разбираются в миграционном законодательстве, не учитывают наличие или отсутствие умысла в правонарушении, недостоверно определяют и квалифицируют нарушения и выносят то решение, которое им диктуют работники полиции.

Такая практика сложилась под давлением ФМС России и мотивировалась необходимостью борьбы с нелегальной миграцией.

Одним из возможных выходов из такой ситуации могло бы стать создание специализированных мигрантских судов, тем более, как нам известно, в настоящее время готовятся предложения по судебной реформе.

Только небольшая часть мигрантов, получивших решение суда о выдворении, обращается в правозащитные НКО и пытается отменить такое судебное решение, часть смиряется с такой участью, не понимая, за что их выдворяют, поскольку документы у них в порядке, и они покидают Россию, даже не зная, что дальнейший въезд им сюда запрещен на ближайшие 3-5 лет. А часть продолжает оставаться в России, поскольку им надо содержать свою семью на Родине, до тех пор, пока их в очередной раз не остановит полиция. Таким образом они пополняют ряды нелегалов.

Кроме того, ужесточение миграционного законодательства в 2014-2015 гг. и вышеописанная правоприменительная практика привели к массовому выдворению из России трудовых мигрантов за 2 и более административных правонарушения (штрафы за которые мигрантами были оплачены), которые порой весьма не значительны (например, нарушение правил дорожного движения, переход улицы или парковка машины в неположенном месте и т.д.), что привело к запрету на въезд в Россию более 1,65 млн

1 По данным адвоката Е.Н. Ковшик.

198 www.demreview.hse.ru

мигрантов. И хотя государства их постоянного проживания предпринимают определенные меры по снятию такого запрета, кардинально ситуация пока не изменилась.

Однако Президент России принял решение о проведении в марте текущего года амнистии в отношении 250 тыс. молдавских мигрантов, имеющих миграционные правонарушения и находящихся в России незаконно, а также в отношении 17,5 тыс. человек, выдворенных из России с последующим запретом на въезд за два и более незначительных правонарушения. Их амнистирование будет проходить до 20 марта текущего года. Похоже, на очереди стоит Таджикистан.

Отрадно, что наконец-то начали приниматься серьезные решения в миграционной политике и, как представляется, они были инициированы Президентом России под свою ответственность, не надеясь на профильные ведомства, а возможно, и вопреки их мнению.

В лице тех, кто вынужденно выехал из России или получил запрет на въезд и не может снова въехать по совершенно необоснованным причинам, рынок труда теряет рабочую силу, которая была востребована нашей экономикой и в определенной мере уже адаптирована к российской действительности.

Наличие трудового или гражданско-правового договора

Многим трудовым мигрантам не удается официально устроиться на работу, имея ввиду заключение трудового или гражданско-трудового договора. Даже при условии заключения такого договора, как показывает практика, зачастую он не гарантирует мигрантам полностью законных трудовых отношений и не имеет юридической силы, поскольку работодатель не информирует о нем миграционную службу и не ставит мигрантов на учет в налоговых органах. Кроме того, второй экземпляр такого договора не передается в руки трудового мигранта. И в любой момент работодатель может его нарушить и иностранный работник может быть выкинут на улицу. При любой проверке работодателя иностранный работник признается нелегалом, ему грозит выдворение из России. Пока он работает у работодателя, заказчика работ (услуг), тот может нещадно эксплуатировать его труд, предоставляя работу в самых неблагоприятных условиях труда и с низкой заработной платой.

О широком распространении практики не заключения трудовых или гражданско-правовых договоров свидетельствуют следующие цифры.

В 2015 г. работодатели представили уведомления только на 51% иностранных работников, оформивших патенты, и на 72,8% получивших разрешение на работу в том же году. Таким образом, получается, что из 2 млн иностранных граждан, имеющих разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности, только немногим более 1 млн человек или 53,4% работали легально.

Аналогична ситуация отмечалась в 2014 и 2016 г. А с учетом того, что численность иностранных граждан, оформляющих патенты и разрешения на работу в последние 3 года, имеет тенденцию к сокращению, происходит снижение доли иностранных работников, легально занятых в экономике страны, в общей численности занятых. И это связано не

столько с уменьшением притока иностранной рабочей силы в связи с экономическим кризисом, сколько с массовым не оформлением трудовых отношений.

Трудовые инспекции, на которые возложен контроль за исполнением работодателями Трудового кодекса, охватывают своими проверками очень незначительное число работодателей, использующих иностранную рабочую силу.

При задержке или невыплате зарплаты мигранты, имеющие патент и работающие легально, не имеют возможности оплатить фиксированный налог за его продление и таким образом они лишаются патента и становятся нелегалами, что грозит им выдворением из России.

Многие легально осуществляющие трудовую деятельность мигранты наряду с ежемесячной оплатой фиксированного НДФЛ за патент оплачивают и подоходный налог, но не всем из них такой налог возвращается, что также свидетельствует об ущемлении их прав.

Таким образом, нарушение прав мигрантов приводит к:

• Увеличению численности нелегальных трудовых мигрантов.

В 2016 г. из числа тех, кто въехал с целью работы из государств СНГ с безвизовым порядком въезда (за исключением иностранных граждан из государств - участников ЕАЭС), не оформили патент свыше 1,7 млн человек. Кроме того, число нелегально занятой рабочей силы пополняется и за счет мигрантов, имеющих патенты и разрешения на работу, но не имеющих трудовых/гражданско-правовых договоров. Таких в 2015 г. насчитывалось свыше 935 тыс. Такой потенциал нелегальной трудовой миграции представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны, особенно в условиях масштабного нарушения их прав.

Учитывая, что в предыдущие годы многие «запретники» также боялись выехать к себе на родину, минимальная численность нелегалов в России составляет не менее 5-6 млн, а никак не 2,5-3 млн, как говорят работники миграционной службы.

Столь значительная численность нелегалов способствует развитию коррупции в органах местной власти.

• Росту занятости в теневом секторе экономики. Если исходить из оценки численности нелегальных трудовых мигрантов 5-6 млн человек, то по нашей оценке численность мигрантов, занятых в теневой экономике, составляет примерно 25-30% от всех занятых в этом секторе (порядка 15-20 млн человек). В теневых лидерах торговля, строительство, персональные услуги и сельское хозяйство, т.е. те сектора, где труд мигрантов задействован в наибольшей мере.

• Снижению уровня оплаты труда в сферах преобладания мигрантской занятости, а также возрастанию масштабов эксплуатации и рабского труда мигрантов.

• Деформациям на рынке труда и конкуренции с местным населением за рабочие места, поскольку иностранные работники зачастую менее притязательны к условиям труда и размерам его оплаты и соглашаются на любую работу.

• Снижению стимулов у работодателей к улучшению условий труда, его механизации и модернизации производства.

• Неэффективному использованию труда мигрантов, поскольку многие из них работают без учета имеющейся у них профессии, специальности.

• Сокращению численности трудовых мигрантов, занятых в экономике и в определенной мере адаптированных к жизни и работе в России, в результате их выдворения с последующим запретом на въезд в нашу страну.

Что же необходимо предпринять для улучшения правового положения мигрантов и улучшения их использования на рынке труда?

Прежде всего, необходимо изменить парадигму миграционной политики, целью которой должно стать использование миграции для социально-экономического развития страны. В этом случае должна измениться и роль патента, который стал бы для мигранта доступным по стоимости и по условиям его получения. Для этого необходимо пересмотреть и обязательность некоторых требований для оформления патента: например, сдачу русского языка всеми категориями трудовых мигрантов, оформление полиса ДМС.

Во-вторых, необходимо наконец-то перейти к регулированию привлечения иностранной рабочей силы на основе оргнабора, о котором мы уже слышим около 10 лет и который предусматривает создание условий для легальной занятости трудовых мигрантов и соблюдения их прав. Но существенных подвижек по его внедрению так и нет. Хотя в последнее время определенные наработки по его внедрению апробируются рядом государственных и негосударственных структур, в том числе и в Санкт-Петребурге, который взаимодействует с Республикой Таджикистан, и в Москве Фондом «Миграция XXI век» совместно с ООО «ТУТЖДУТ»-сервис. Имеющиеся подвижки в данном вопросе, как показывает практика, позволят существенно улучшить ситуацию на рынке труда и правовую защиту мигрантов.

Однако необходимо принятие политического решения о внедрении организованного привлечения иностранной рабочей силы, поскольку требуется тесное взаимодействие государственных и негосударственных структур на межстрановом уровне.

LEGAL STATUS OF MIGRANTS AND ITS INFLUENCE ON THE RUSSIAN LABOR MARKET

Vyacheslav Postavnin, Natalia Vlasova

The paper of V. Postavnin and N. Vlasova, presented at the international conference "Labor Mobility and Migration Problems", which took place in the framework of the St. Petersburg International Labor Forum, March 15-17, 2017, is published.

Keywords: status of migrants in Russia, labor market, migration registration. Vyacheslav Postavnin (migr21@mail.ru), President of the "Migration - XXI Century" Foundation, Russia. Natalia Vlasova, Vice-President of the "Migration XXI Century" Foundation, Russia.

202

www.demreview.hse.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.