Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие Калужской области: основные проблемы и направления совершенствования'

Социально-экономическое развитие Калужской области: основные проблемы и направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / SOCIO-ECONOMIC INDEX / ДОХОДЫ / INCOME / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / РЕЗИДЕНТ / RESIDENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Е. В.

В статье рассмотрены некоторые показатели социально-экономического развития Калужской области. Представлены основные причины изменения некоторых показателей, а также основные управленческие решения по сокращению диспропорций в развитии Калужской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and economic development of the Kaluga region: main problems and directions of improvement

Some indicators of the social and economic development of the Kaluga region are considered in this article. The main reasons for changes of some indicators and also the main managerial decisions of disproportions reduction in the Kaluga region development are presented.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие Калужской области: основные проблемы и направления совершенствования»

УДК 338.2

Е.В. Емельянова*

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье рассмотрены некоторые показатели социально-экономического развития Калужской области. Представлены основные причины изменения некоторых показателей, а также основные управленческие решения по сокращению диспропорций в развитии Калужской области.

Ключевые слова: социально-экономический показатель, доходы, инвестиции, территория, особая экономическая зона, резидент.

В сегодняшнее время в Калужской области существует ряд проблемных вопросов, сдерживающих качественные изменения и не позволяющие обеспечить положительный эффект изменения социально-экономических показателей.

Если рассматривать некоторые социально-экономические показатели, то, например, в 2015 году индекс промышленного производства составил 90,9% к 2014 году. А в декабре 2015 по сравнению с ноябрем - 88,4%. Снижение индекса промышленного производства обусловлено значительным снижением объемов производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (-39,9%), производства транспортных средств и оборудования (-22,2%), производства машин и оборудования (-12,4%).

1401 125,3

та? 1059 103,9

100 80 60 40

20-Н

0-1—-■-■-■-■-^

2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 1. Индекс промышленного производства, %

Далее рассмотрим такой показатель, как среднедушевые денежные доходы. Номинальные среднедушевые денежные доходы населения области в 2015 году увеличились на 8,1% к 2014 году и составили, по оценке, 26789 рублей. Реальные располагаемые доходы населения составили 93,1%.

125,3

Щ2 1059

103,9

2011 2012 2013 2014 2015

© Емельянова Е.В., 2016.

Б01: 10.15350/2221-7347.2016.11-1

*Емельянова Евгения Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Россия.

109,4

110 --

105 100 95 90 85 80

2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 2. Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году

Начисленная средняя заработная плата работающих в организациях и на предприятиях области в 2015 году по оценке составила 29350 рублей, что на 3,4% больше уровня 2014 года.

95970

-—3

98083,7

99785,8

92507,9

100000 80000 60000 40000 20000 0

2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 3. Объем инвестиций в основной капитал, в млн руб.

Объем инвестиций в основной капитал несколько сократился в 2015 году. Основными источниками инвестиций являются привлечённые средства, которые составила 64,5% от общего объема инвестиций.

100 80 60 40 20 0

2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 4. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в тыс. руб.

Объем инвестиций на душу населения также сократился с 98,8 тыс. рублей в 2014 году до 91,6 тыс. рублей в 2015 году.

0

-1000

-2000 -3000 -4000 -5000 -6000

Рис. 5. Профицит, дефицит (-) областного бюджета, млн руб.

Дефицит областного бюджета существенно сократился (в 2,5 раза). Снижение показателей социально-экономического развития обусловлено в том числе следующими причинами.

Незначительные затраты бизнеса на модернизацию и технологические инновации в промышленности, несоизмеримые с реальными потребностями экономики в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной продукции. Об этом свидетельствуют:

1. невысокие показатели выпуска экспортно ориентированной продукции;

2. невысокий удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции;

3. низкий уровень производительности труда на традиционных предприятиях (выработка на 1 работающего на традиционных предприятиях регионов в 10 раз меньше, чем на «новых», в основном, с иностранным участием) [4, с. 13].

Диспропорции в экономическом развитии «северных» и «южных» территорий Калужской области, что проявляется через следующие показатели: по объему отгруженной промышленной продукции в расчете на 1 жителя среднее значение по «северным» территориям превышает значение по «южным» в 6, раза, по инвестициям в основной капитал в 15 раз, по строительству в 53,4 раза, по уровню зарегистрированной безработицы в 2 раза. Таким образом необходимо смягчение региональных экономических диспропорций и достижение регионального экономического равновесия [3, с. 1071].

Ограничения для эффективного развития конкретной территории или региона в целом в части отсутствия достаточной транспортной и логистической инфраструктуры для оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий, снижения нагрузки на окружающую среду.

1. администрированию деятельности бизнеса, в том числе:

2. наличие коррупции и излишних административных барьеров для развития бизнеса;

3. незаинтересованность кредитных организаций в финансировании крупных высоко затратных инвестиционных проектов, включая модернизацию производств;

4. отсутствие надлежащей интеграции образования, науки и бизнеса;

5. низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

6. недостаточный уровень предсказуемости направлений развития государственного регулирования и региональной политики, сохраняющиеся проблемы межведомственной и межу-ровневой координации при планировании и реализации стратегических документов развития;

7. недостаток оперативной официальной статистической информации, особенно на муниципальном уровне, для принятия управленческих решений и корректировки региональной (му-

_V

-2105,2

-2898,2

Г

-4149,6

-3262,1

-5163,3

2011 2012 2013 2014 2015

ниципальной) политики;

8. недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства, ограниченная эффективность государственных инвестиций;

9. отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления к повышению инвестиционной привлекательности территорий.

10. инвестиционной привлекательности региона и степени ее конкурентоспособности.

Одним из возможных локомотивов развития юга Калужской области является развитие

Людиновского района. Это один из крупных промышленных районов Калужской области. Одной из проблем развития экономики района является низкий уровень инвестиций в инновации, которые позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы существующего производства, снижать себестоимость, осваивать и выпускать новую конкурентоспособную продукцию. Поэтому не менее важным в процессе повышения инвестиционной активности является решение вопросов, связанных с развитием конкуренции, а также стимулирования спроса на инновационную продукцию со стороны региона.

Близкое соседство с Московским регионом и привлекательный уровень заработной платы создают благоприятные условия для массового оттока трудоспособного населения из района в столицу, что еще больше увеличивает и без того существующий дефицит квалифицированных трудовых ресурсов.

Необходимо путем создания высокооплачиваемых рабочих мест и строительства доступного жилья продолжать мотивировать трудоспособное население района на закрепление на территории района, а население соседних территорий на переселение.

Ограничения для эффективного развития Людиновского района в части отсутствия достаточной транспортной и логистической инфраструктуры для оптимального размещения производств, коммуникаций, строительством жилья, необходимого для обеспечения будущих производств квалифицированными кадрами.

В целях устранения диспропорции в экономическом развитии «северных» и «южных» территорий Калужской области в декабре 2012 года на территории Людиновского района была создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Людиново». В настоящее время все разрабатываемые программы, прогнозы и стратегии развития Людинов-ского района направлены на решение вопросов по привлечению инвесторов в Людиновский район для освоения территории ОЭЗ.

Особая экономическая зона представляет собой часть территории, на которой осуществляется особый режим предпринимательской деятельности [1].

В соответствии с Законом № 116-ФЗ в России могут создаваться особые экономические зоны следующих типов [1]:

1. промышленно-производственные;

2. технико-внедренческие;

3. туристско-рекреационные;

4. портовые.

Особая экономическая зона «Людиново» является одним из главных инвестиционных проектов Калужской области, который создан с целью равномерного и сбалансированного развития территорий, отдаленных от экономического центра региона [2].

Основные направления развития ОЭЗ [5]:

1. производство автокомпонентов;

2. обработка древесины и производство изделий из дерева (кроме мебели);

3. производство машин и оборудования.

Статус особой экономической зоны дает инвесторам ряд налоговых льгот и таможенных преференций, таких как освобождение от некоторых видов налогов, введение процедуры свободной таможенной зоны [6].

К 2021 году на территории ОЭЗ «Людиново» власти планируют разместить около 22 резидентов [7].

Социально-экономический эффект от внедрения таможенной зоны может быть следующим:

1) 3,9 тыс. новых рабочих мест;

2) на предприятиях резидентов ОЭЗ «Людиново» будет произведено продукции на 87 млрд рублей;

3) 33,6 млрд рублей частных инвестиций;

4) налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят до 7,8 млрд рублей. Помимо этого, дополнительными эффектами внедрения свободной экономической зоны

могут стать [8, 9]:

1) развитие территорий региона, отдаленных от экономического центра;

2) снижение уровня регистрируемой безработицы;

3) профессиональное обучение жителей города по востребованным специальностям;

4) рост средней заработной платы;

5) повышение устойчивости местного бюджета, увеличение доли собственных доходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) диверсификация экономики района;

7) увеличение объемов жилищного строительства;

8) привлечение на территорию города высокотехнологичных, современных производств;

9) сокращение оттока молодежи и активной части населения на работу за пределы района;

10) повышение уровня благоустройства города, создание комфортной среды проживания. Таким образом, внедрение свободной экономической зоны может стать одним из важных

моментов сглаживания диспропорций социально-экономического развития Калужской области.

Библиографический список

[1] Об особых экономических зонах Российской Федерации: федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1450 г. Москва О создании на территории муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Калужской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа // https://rg.ru/2013/01/08/ludinovo-site-dok.html

[3] Анохина Л.В. Проектный менеджмент в модернизации регионального промышленного комплекса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66-2). С. 1070-1073.

[4] Емельянова Е.В. Особенности осуществления программно-целевого планирования в Калужской

области // Новый университет. Серия: «Экономика и право». 2015. №2 (48). С.12-17.

***

UDC 338.2

E. V. Emelyanova

SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE KALUGA REGION: MAIN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF IMPROVEMENT

Some indicators of the social and economic development of the Kaluga region are considered in this article. The main reasons for changes of some indicators and also the main managerial decisions of disproportions reduction in the Kaluga region development are presented.

Keywords: socio-economic index, income, investments, territory, special economic zone, resident.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.