Научная статья на тему 'Социально-экономический рейтинг работы предприятий автомобильного транспорта Иркутской области'

Социально-экономический рейтинг работы предприятий автомобильного транспорта Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕЙТИНГ / ЛИКВИДНОСТЬ / MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES / BUSINESS ACTIVITY / MANAGEMENT EFFICIENCY / SOLVENCY / FINANCIAL STABILITY / RATING / LIQUIDITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свирбутович Ольга Александровна

Определена роль и значение автомобильного транспорта в социально-экономическом развитии Иркутской области. Сформулированы критерии рейтинга предприятий автомобильного транспорта по деловой активности, эффективности управления, платежеспособности и финансовой устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC RATING OF OPERATION OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES IN IRKUTSK REGION

The author determines the role and importance of automobile transport in the socio-economic development of Irkutsk region. She formulates rating criteria for motor transport enterprises according to business activity, management efficiency, solvency and financial stability.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический рейтинг работы предприятий автомобильного транспорта Иркутской области»

До реконструкции

Рис. 4. Пример реконструкции магистральной улицы в бульвар (Fair Oaks, Сокраменто). Источник: Fair Oaks

Boulevard Concept Plan. April 2006 [5]

расчетной скорости означает безусловное доминирование транспортных функций над всеми остальными (т.е. главенство требований обеспечения пропускной способности и безопасности движения). Поэтому проектные решения магистральных улиц городского значения, выполняемые строго в соответствии со СНиП 2.07.01 - 89. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» [3], не соот-

Библиографический список

ветствуют многофункциональному городскому пространству, насыщенному различными объектами массового тяготения и соответственно пешеходными потоками. В связи с этим представляется правильным и перспективным адаптировать современную зарубежную практику проектирования городских бульваров к российским условиям.

1. Руководство по проектированию городских улиц и дорог. М.: Стройиздат, 1980. 222 с.

2. Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений. М.: ЦНИИП Градостроительства Минстроя России, 1994. 88 с.

3. СНиП 2.07.01 - 89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений / Госстрой СССР. М.: ЦНТИ Госстроя СССР, 1989. 56 с.

4. Gateway Boulevard design guidelines //Nashville, Metropolitan Development and Housing Agency Metropolitan, Planning Department, Everton Oglesby Architects. 2005. 19 р.

5. Fair Oaks Boulevard Concept Plan//Sacramento County Planning April 2006. 43 p.

6. http://www.ftburbandesign.com/Westside_Cities_Livable_Boul evards_Symposium

7. Holcomb Boulevard. Pedestrian Enhancement Concept Plan. Ordinance 05-1003// Portland. Alta Planning + Design, 2005. 17 P.

8. PIARC: THE URBAN ROAD NETWORK DESIGN / Reference: 10.04.B, Routes / Roads 1991, p. 45-84.

9. PIARC: URBAN ROAD DESIGN AND ARCHITECTURE / Reference: 10.08.B, Routes/Roads special issue II-1995, p. 51126.

10. Tukwila International Boulevard. Design Manual//City of Tukwila, January 1999. 89 р.

УДК 316.334.(3)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О.А.Свирбутович1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074 г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Определена роль и значение автомобильного транспорта в социально-экономическом развитии Иркутской области. Сформулированы критерии рейтинга предприятий автомобильного транспорта по деловой активности, эффективности управления, платежеспособности и финансовой устойчивости. Табл. 2. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: предприятия автомобильного транспорта; деловая активность; эффективность управления; платежеспособность; финансовая устойчивость; рейтинг; ликвидность.

1Свирбутович Ольга Александровна, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3952) 405136, е-mail: zazetta77@mail.ru

Svirbutovich Olga, Associate Professor of the chair of Automobile Transport, tel.: (3952) 405136, e-mail: zazetta77@mail.ru

SOCIO-ECONOMIC RATING OF OPERATION OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES IN IRKUTSK REGION O.A. Svirbutovich

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author determines the role and importance of automobile transport in the socio-economic development of Irkutsk region. She formulates rating criteria for motor transport enterprises according to business activity, management efficiency, solvency and financial stability. 2 tables. 4 sources.

Key words: motor transport enterprises; business activity; management efficiency; solvency; financial stability; rating; liquidity.

Транспорт - одна из важнейших сфер деятельности, которая служит для удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.

В 2008 году всеми видами транспорта было перевезено 85,7 млн тонн грузов, грузооборот составил 98,1 млрд т/км. Ведущее место в грузовых перевозках и грузообороте занимает железнодорожный транспорт - 78 и 96% соответственно. К предыдущему году прирост перевозок грузовым автомобильным транспортом составил 16%, воздушным - 18%, водным - 89%.

Предприятиями автомобильного транспорта было перевезено 170,6 млн человек, из них 83% приходится на внутригородские перевозки. Почти треть (30%) пассажирских перевозок осуществлялась электрическим транспортом, 9% - железнодорожным. Доля перевозок воздушным и водным транспортом незначительна.

На транспорте работает 7,8% населения, занятого в экономике области. Средняя заработная плата работников транспорта составляет 21,2 тыс. рублей.

Инвестиции в основной капитал в 2009 году составили 36,6% областного объема инвестиций. На развитие автомобильного пассажирского транспорта было израсходовано 181,0 млн рублей (на приобретение подвижного состава). Большая часть затрат производилась за счет бюджетных средств (76%).

Социально-экономический рейтинг работы предприятий автомобильного транспорта Иркутской области представляет собой ранжированный список организаций, сформированный в результате многоуровневого и многокритериального отбора, показывающий место каждого субъекта в их общей совокупности и определяющий лидеров и отстающих [4].

На первом этапе производился отбор организаций внутри конкретного вида деятельности. В качестве упорядочивающего критерия выбран показатель «выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг». Суммарная выручка отобранных организаций превышает 75% общей выручки. Как дополнительный показатель рассматривалась балансовая прибыль. При этом убыточные организации (включая довольно крупные субъекты со значительной выручкой) исключались из списка (табл. 1) [1].

На втором этапе ранжирование организаций проводилось по отдельным группам финансовых коэффициентов, рассчитанных по данным годовых бухгалтерских балансов. В результате получены следующие рейтинги:

• деловой активности;

• эффективности управления;

• платежеспособности;

• финансовой устойчивости.

Каждый из них, в свою очередь, состоит из частных рейтингов отдельных финансовых показателей.

Показатели, характеризующие деловую активность. Позволяют определить скорость оборота всего капитала организации и отдельных его составляющих, оценить продолжительность операционного и финансового циклов и соответственно спланировать потребность в финансовых ресурсах. Данные показатели больше, чем какие-либо иные, имеют четкую отраслевую специфику, определенную технологическими особенностями производства, поэтому сравнение ведется внутри отрасли [3]. Нормативов для этой группы показателей не существует.

Коэффициент общей оборачиваемости активов или общая капиталоотдача (ОК) показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход (выручку). Рассчитывается отношением выручки от реализации на среднюю за период величину стоимости активов.

Оборачиваемость материальных оборотных средств или производственных запасов (ОМС) характеризует скорость реализации запасов, показывая, какое количество оборотов совершают производственные запасы. Рассчитывается отношением суммы затрат на производство и реализацию продукции на среднюю за период величину стоимости материально-производственных запасов и затрат (показатель «товары отгруженные» не включается).

Оборачиваемость средств в расчетах (ОСР) показывает, сколько раз за период совершается оборот средств в расчетах. Рассчитывается отношением суммы выручки от реализации продукции на среднюю за период величину средств в расчетах (дебиторская задолженность и товары отгруженные).

Оборачиваемость кредиторской задолженности (ОКЗ) показывает, сколько раз за период совершается оборот кредиторской задолженности. Рассчитывается отношением суммы выручки от реализации продукции на среднюю за период величину кредиторской задолженности.

Показатели, характеризующие эффективность управления. Позволяют оценить прибыльность всех направлений деятельности организации, не имеют нормативных значений, зависят от множества факторов и существенно варьируют по организациям различного профиля. Приемлемые значения данных показателей могут быть установлены только в результа-

Таблица 1

Рейтинг организаций и предприятий автомобильного транспорта по выручке и прибыли

Место в рейтинге Наименование организации Рейтинг по выручке от реализации Рейтинг по прибыли Место в итоговом рейтинге

1 ЗАО «ИРКУТСКЭНЕРГОТРАНС» 1 2 14

2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОПРЕДПРИЯТИЕ г. БРАТСКА 3 3 20

2 ООО «СПЕЦАВТОТРАНС» 2 4 7

4 ООО «ИРКУТСКАВТОТРАНС» 7 1 2

5 ООО «СЕРВИКО-АВТО» 4 8 34

6 МУП «ИРКУТСКАВТОТРАНС» 6 10 22

7 ООО ТК «КАРГО-ТРАК» 14 5 3

8 ОАО «БРАТСКЭНЕРГОСТРОИТРАНС - 1» 5 16 14

9 МУП «КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ТАЙШЕТСКОГО района» 12 11 10

10 ООО «СЕМЬ ВЕРСТ» 20 6 1

10 ООО «АВТОТЕК» 13 13 29

12 ООО ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ТЕРМИНАЛ-ИРКУТСК» 8 19 36

13 ООО «КОНВИТ» 9 20 34

14 ООО «ТРАНС-ЭКСПРЕСС» 22 12 21

14 ООО «АВТОТРАНСОИЛ» 17 17 31

14 ООО ТП «АВТОТРАНС» 11 23 37

17 ООО «ТРАНСПОРТ» 29 7 16

18 ООО «АВТОДОР» 28 9 8

19 ООО «СИБТРАНС» 23 15 30

19 ООО «АТЕК» 16 22 5

19 ООО ТК «РЕГИОН» 10 28 33

22 ООО «АВТОМОБИЛИСТ» 24 18 11

23 ЗАО «ПРОФИЛАКТИКА - 2» 31 14 26

24 ООО «ТРАНЗИТ-АВТО» 25 21 23

25 ООО «КОНИС» 15 35 42

26 МП МО «ГОРОД ТУЛУН» «АВТОХОЗЯЙСТВО» 18 33 26

27 ООО «МИСТЕЛ» 21 31 42

28 ООО «АВТОИНТЕР» 30 24 12

29 ООО «МАЯК» 27 32 38

30 ООО «БАИКАЛ-СЕРВИСАВТО» 26 34 13

31 МП МО «ГОРОД ТУЛУН» «МТП» 19 42 32

32 ООО «ИЛИМСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» 37 25 9

32 ЗАО «РЕНТА» 32 30 17

34 ООО «ВИНКЛЕР» 36 27 4

35 ООО «КЕДР-АВТО» 41 26 6

35 ООО «АВТОКОЛОННА 1951» 38 29 39

37 ООО ТК «БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКСПЕДИТОР» 33 39 19

38 ООО ТК «38 РЕГИОН» 34 40 23

39 ООО «ТЕХНОПОЛИС» 39 36 28

40 ООО «ТЕК-МАГИСТРАЛЬ» 40 38 18

40 ООО АВТОБАЗА «ИРКУТСКТУРИСТ» 35 43 41

42 ООО «АНДРОМЕДА» 42 37 40

43 ООО «АВТОТРЕДИНГ» 43 41 25

те пространственно-временных сопоставлений по группам родственных организаций.

Общая рентабельность (ОР) показывает, насколько эффективно используются материальные ресурсы организации в процессе всей хозяйственной деятельности. Рассчитывается отношением балансовой прибыли к сумме затрат на производство и реали-

зацию продукции.

Рентабельность основной деятельности (РОД) показывает эффективность именно основной деятельности организации, очищенной от прочих доходов, что позволяет оценить эффективность такой деятельности и планировать поступление доходов от нее. Рассчитывается отношением прибыли от реализации

текущем периоде по краткосрочным (текущим) обязательствам. В качестве источников покрытия текущих обязательств организации выступают оборотные активы или их составляющие. По всем коэффициентам

Таблица 2

Итоговый рейтинг организаций и предприятий автомобильного транспорта

продукции на сумму затрат на производство и реализацию продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели, характеризующие платежеспособность. Определяют степень расчетов организации в

Наименование организации Итоговый рейтинг В том числе по показателям

2008г. 2009г. Выручка и прибыль Деловая активность Эффективность управления Платежеспособность Финансовая устойчивость

ООО «СЕМЬ ВЕРСТ» - 1 10 19 5 1 2

ООО «ИРКУТСКАВТОТРАНС» 4 2 4 14 7 6 11

ООО ТК «КАРГО-ТРАК» - 3 7 24 4 94 6

ООО «ВИНКЛЕР» - 4 34 8 6 2 5

ООО «АТЭК» 10 5 19 11 22 8 4

ООО «КЕДР-АВТО» - 6 35 6 7 19 8

ООО «СПЕЦАВТОТРАНС» 8 7 2 13 19 7 14

ООО «АВТОДОР» 3 8 18 26 3 11 16

ООО «ИЛИМСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» 10 9 32 22 10 14 3

МУП «КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ТАЙШЕТСКОГО РАЙОНА» 10 9 32 15 28 12

ООО «АВТОМОБИЛИСТ» - 11 22 7 11 13 19

ООО «АВТОИНТЕР» 10 12 28 25 13 17 9

ООО «БАЙКАЛ-СЕРВИСАВТО» - 13 30 9 27 9 10

ОАО «БРАТСКЭНЕРГОСТРОЙТРАНС-1» 18 14 8 27 38 24 12

ЗАО «ИРКУТСКЭНЕРГОТРАНС» 6 14 1 20 20 25 29

ООО «ТРАНСПОРТ» 16 16 17 34 2 12 21

ЗАО «РЕНТА» - 17 32 33 18 15 7

ООО «ТЭК-МАГИСТРАЛЬ» - 18 40 3 25 15 20

ООО ТК «БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКСПЕДИТОР» - 19 37 1 34 30 18

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ г. БРАТСКА 8 20 2 14 27 38 35

ООО «ТРАНС-ЭКСПРЕСС» 25 21 14 17 9 34 31

МУП «ИРКУТСКАВТОТРАНС» - 22 6 14 36 21 22

ООО ТК «38 РЕГИОН» - 23 38 2 30 29 22

ООО «ТРАНЗИТ-АВТО» - 23 24 21 15 18 24

ООО «АВТОТРЕЙДИНГ» - 25 43 4 30 5 25

ЗАО «ПРОФИЛАКТИКА-2» 31 26 23 28 40 26 29

МП МО «ГОРОД ТУЛУН» «АВТОХОЗЯЙСТВО» - 26 26 5 30 23 38

ООО «ТЕХНОПОЛИС» - 28 39 12 37 42 17

ООО «АВТОТЭК» - 29 10 37 1 20 40

ООО «СИБТРАНС» - 30 19 38 42 34 15

ООО «АВТОТРАНСОЙЛ» 36 31 14 43 12 30 33

МП МО «ГОРОД ТУЛУН» «МТП» 30 32 31 9 41 3 26

ООО ТК «РЕГИОН» - 33 19 41 43 30 32

ООО «КОНВИТ» 20 34 13 29 26 41 41

ООО «СЕРВИКО-АВТО» - 34 5 35 23 27 35

ООО ТП «ТЕРМИНАЛ-ИРКУТСК» - 36 12 39 30 39 34

ООО ТП « АВТОТРАНС» - 37 14 31 24 33 38

ООО «МАЯК» 40 38 29 30 29 36 27

ООО «АВТОКОЛОННА 1951» 27 39 35 23 13 22 43

ООО «АНДРОМЕДА» - 40 42 40 20 43 27

ООО АВТОБАЗА «ИРКУТСКТУРИСТ» - 41 40 36 39 37 1

ООО «МИТСЕЛ» - 42 27 42 17 40 37

ООО «КОНИС» 33 42 25 18 35 40 42

данной группы существуют рекомендуемые значения.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) или общий коэффициент покрытия (рекомендуемое значение 200%) показывает степень достаточности оборотных средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств. Рассчитывается отношением оборотных средств (за минусом дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, и расходов будущих периодов) на краткосрочные обязательства (краткосрочные заемные средства - кредиты и займы, кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные пассивы).

Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ) (рекомендуемое значение 20-30%) или коэффициент покрытия текущих обязательств наиболее ликвидной частью оборотных средств (денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги). Рассчитывается отношением суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений на краткосрочные обязательства (краткосрочные заемные средства - кредиты и займы, кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные пассивы).

Коэффициент срочной ликвидности (КЛС) (рекомендуемое значение 60-70%) или промежуточный коэффициент покрытия, характеризует возможность покрыть краткосрочные обязательства ликвидными активами, включающими денежные средства, быстрореализуемые ценные бумаги и счета к получению (дебиторская задолженность), т.е. расчет в ближайший период. Рассчитывается отношением суммы дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев), денежных средств и краткосрочных финансовых вложений на сумму краткосрочных обязательств (краткосрочные заемные средства -кредиты и займы, кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные пассивы).

Показатели, характеризующие финансовую устойчивость. Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется соотношением собственных и заемных средств в активах организаций. Коэффициенты финансовой устойчивости иначе называются показателями структуры капитала [2]. Их изменение зависит от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся струк-

туры источников средств, репутации фирмы и т.д. По данным показателям имеются рекомендуемые величины, но наиболее приемлемые значения могут быть установлены в результате пространственно-временных сопоставлений по группам родственных организаций [4].

Уровень собственных средств или коэффициент автономии (КА) (рекомендуемое значение более 50%) показывает финансовую структуру средств организации, т.е. насколько все обязательства организации могут быть покрыты собственными средствами. Рассчитывается отношением собственных средств организации («Капиталы и резервы» за минусом убытков, доходов будущих периодов, фонда потребления и резервов предстоящих расходов и платежей) к итогу баланса за минусом убытков.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (КООС) представляет собой отношение собственных оборотных средств (разница между собственным капиталом и величиной необоротных активов - иммобилизованных) к величине оборотных активов. Рекомендуемое значение 60-80%.

На третьем, заключительном, этапе формировался итоговый (сводный) рейтинг организаций с учетом всех промежуточных рейтингов второго этапа, включая выручку и прибыль (табл. 2) [1]. Для справки в таблице приведены данные итогового рейтинга за предыдущий год. По отдельным предприятиям в итоговом рейтинге нет данных предыдущего года ввиду их убыточности за данный период.

Предприятиям, имеющим одинаковые значения суммы мест, присвоен один ранг. При этом следующее за ними место в рейтинге пропускается.

Данный социально-экономический рейтинг, сформированный в результате многоуровневого и многокритериального отбора на основе анализа деловой активности, эффективности управления, платежеспособности, финансовой устойчивости, позволяет прогнозировать перспективы развития предприятий автомобильного транспорта Иркутской области в удовлетворении потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров с учетом инвестиционных вложений.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики. Иркут-скстат. Автомобильный транспорт. Статистический сборник. Иркутск, 2010.

2. Бейсенбаев А.А. Системная основа формирования стратегического плана развития регионов // Проблемы совре-

менной экономики. 2007. №1.

3. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / под общ. ред. С.Е. Литовченко. М., 2004.

4. Информационная открытость политики российских компаний. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.