Научная статья на тему 'Социально-экономический потенциал России в условиях глобализации и санкций Запада'

Социально-экономический потенциал России в условиях глобализации и санкций Запада Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
576
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / САНКЦИИ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ЗАПАД / РОССИЯ / GLOBALIZATION / SANCTIONS / CONSOLIDATION / WEST / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Даутов Владимир Владиславович, Лучков Николай Андреевич

Исследуется проблема социально-экономического потенциала России в условиях глобализации и санкций стран Запада. Анализируются геополитические, социальные, экономические, политические, исторические, идеологические и демографические процессы, связанные с необходимостью консолидации против политики, направленной на дестабилизацию российского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Даутов Владимир Владиславович, Лучков Николай Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Economic Potential of Russia in the Context of Globalization and the Sanctions of the West

The problem of socio-economic potential of Russia in the context of globalization and Western sanctions is studied. Special attention is paid to the analysis of geo-political, social, economic, political, historical, ideological and demographic processes associated with the need to consolidate the population against trends aimed at the destabilization of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический потенциал России в условиях глобализации и санкций Запада»

3. Женьминь Жибао, Агентство Синьхуа. Глава МИД КНР Ван И провел телефонный разговор со своим российским коллегой. URL: http://russian.people.com.cn/31-521/8552632.html

4. Женьминь Жибао. Россия не собирается закрывать двери перед Украиной. URL: http:// russian.people.com.cn/95181/8556614.html

5. Женьминь Жибао. Крым: победы и потери России, Украины и Запада. URL: http:// russian.people.com.cn/95181/8569865.html

6. Женьминь Жибао. Прямые иностранные инвестиции: в чем разница между Китаем и Россией? URL: http://russian.people.com.cn/95181/8568335.html

7. CNTV. В.В. Путин подписал Указ о признании независимости Крыма. URL: http:// www.cntv.ru/2014/03/18/VIDE1395120724716744.shtml

8. Ян Хэнцзюнь. Почему Си Цзиньпинь - это китайский Путин? // URL: http:// russian.people.com.cn/95181/856986665.html

9. Митрохина Т.Н., ГорбачевМ.В., Федорова С.А. Кризисный дискурс официальной власти и системной оппозиции в современной России: сравнительный анализ. М., 2014.

10. Горбачев М.В. Цивилизационный дискурс Д.А. Медведева: основные тренды // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. 2014. № 5.

11. Global Times. Почему у Путина так много поклонников в Китае? URL: http://chinababe.ru/ society/2014/07/04/putin-fever/

V.V. Dautov, N.A. Luchkov Socio-Economic Potential of Russia in the Context of Globalization and the Sanctions of the West

The problem of socio-economic potential of Russia in the context of globalization and Western sanctions is studied. Special attention is paid to the analysis of geo-political, social, economic, political, historical, ideological and demographic processes associated with the need to consolidate the population against trends aimed at the destabilization of the Russian society.

Key words and word-combinations: globalization, sanctions, consolidation, the West, Russia.

Исследуется проблема социально-экономического потенциала России в условиях глобализации и санкций стран Запада. Анализируются геополитические, социальные, экономические, политические, исторические, идеологические и демографические процессы, связанные с необходимостью консолидации против политики, направленной на дестабилизацию российского социума.

Ключевые слова и словосочетания: глобализация, санкции, консолидация, Запад, Россия.

УДК 338(470+571) ББК 65.9(2Рос)

В.В. Даутов, Н.А. Лучков

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И САНКЦИЙ ЗАПАДА

^Территория современной России -на 2015 г. - занимает 17 125 422 км2 (с учетом Крымского полуострова - 27 180 км2), что почти в два раза превосходит площадь США и КНР и в три раза территорию, которую занимает Западная Европа. По состоянию на февраль 2015 г. плотность населения Российской Федерации составляет 8,7 человека на 1 км2, а численность населения 146 264 тыс. человек. Доля населения в

3 8

2015

№ 4 (49)

городских районах нашей страны составляет 74,2%, в сельской местности проживают 25,8% [1]. Данный геополитический фактор, безусловно, является определяющим при рассмотрении проблемы социально-экономического потенциала России, который в условиях глобализации и санкций Запада поможет найти ответы на следующие вопросы: 1) почему к царской России негативно относились некоторые страны Запада на протяжении нескольких столетий, препятствующих ей напрямую, без посредников устанавливать торговые отношения? 2) почему к СССР негативно относились государства капиталистического блока на протяжении семидесяти лет? 3) почему сейчас, когда ушел в историю коммунистический отрезок в развитии страны и она пошла по новому вектору развития, начав проводить либерально-демократические реформы, все равно против России страны Евросоюза под нажимом США ввели экономические санкции?

Методологическим «навигатором» в раскрытии обозначенной темы послужила следующая идея философа А. А. Зиновьева: «...мировой процесс, который называют идеологически нейтральным словом "глобализация", есть на самом деле новая мировая война. Ведет ее западный мир во главе с США. Война идет за обладание всей планетой и, более того, за контроль над всей социальной эволюцией человечества. Пройдя стадии холодной и "теплой" войн, эта война уже вступила в стадию "горячей" войны с использованием всей мощи вооруженных сил США и стран НАТО и с превращением всей не западной части планеты в арену актуальных (фактических) и потенциальных военных действий» [2, с. 451].

Прежде всего, представляется важным осуществить небольшой экскурс в историю, который позволит приоткрыть занавес на происходящие события в современном мире. Следует особо отметить тот факт, что за первые восемь лет царствования Ивана IV (Грозного) территория России увеличилась почти в полтора раза с 2,8 до 4 млн км2. «Торговля с Россией была основным источником доходов городов, в течение трех столетий удерживавших ведущее положение в посреднической торговле России с другими странами севера и запада Европы и упорно подавлявших попытки английского и голландского купечества установить непосредственные сношения с Россией» [3, с. 90]. Вдумываясь в смысл исторического факта, можно констатировать, что между Западом и Востоком всегда существовала перманентная вражда, направленная на ослабление или уничтожение России.

В связи с этим уместно напомнить еще об одной весьма опасной тенденции, которая наличествовала в отношении Запада к Советской России: «Историческим примером коммерческих санкций против России может служить эмбарго на ввоз на Запад советских товаров, введенное наряду с отказом принимать советское золото непосредственно после высылки Троцкого из страны. Фактически был запрещен экспорт леса и нефтепродуктов, т.е. всего того, чем оплачивались поставки западных машин для разрушенной Гражданской войной советской экономики. Если проанализировать даты, то истинные причины санкций становятся достаточно очевидными: первая пятилетка началась в 1929 г., а в 1930-1931 гг. эмбарго ввели США; подобный декрет был издан во Франции

2015 • № 4 (49) 3 9

в 1930 г.; 17 апреля 1933 г. эмбарго объявляет британское правительство. По сути, единственным продуктом, который соглашался покупать Запад у Советского Союза, оставалось зерно. Неудивительно, что ряд исследователей называют эту блокаду одной из основных причин голода в СССР 1932-1933 гг. При этом важно подчеркнуть, что Запад вводил обозначенные выше санкции в ущерб себе» [4].

Посягательство на территорию Ирака, Ливии, Афганистана, Сирии, Украины и т.д. свидетельствует о попытках США и НАТО подчинить мировые ресурсы и изменить политические режимы в своих интересах. Управление всей планетой и контроль над всей социальной эволюцией человечества западным миром во главе с США не устраивают Россию, КНР, Индию, КНДР, Иран, Бразилию, Кубу, Венесуэлу, Никарагуа и ряд других стран. Первые санкции в отношении современной России, как известно, были введены ЕС и США в марте 2014 г. в ответ на присоединение Крыма к Российской Федерации. Весьма уместно напомнить следующее: «По статье 41 Устава ООН, международные санкции вводятся на основании резолюции Совета Безопасности ООН в отношении государства - правонарушителя международного мира и безопасности. На сегодняшний день санкции были применены Советом Безопасности 19 раз. Однако Россия, как постоянный член Совбеза, обладающий правом вето, не может стать объектом такого рода изоляции. Тем не менее введение санкций против России возможно либо на основании вердикта международного суда, либо по решению руководства одного или группы государств» [4]. На наш взгляд, в международном плане взаимозависимость и воздействие одних стран на другие, возрастание единства мира в условиях глобализации актуализируют потребность в диалоге, в поиске сфер совпадения интересов различных государств.

В Евросоюзе, являющемся главным союзником США в геополитическом плане, некоторые официальные лица весьма неохотно поддерживают угрозы США подвергнуть Россию полной изоляции в форме торговых эмбарго или экономической блокады. На первый взгляд эта абсурдная идея приобретает достаточно зловещие и опасные очертания в рамках политики, которую проводят страны НАТО во главе с США в отношении России из-за присоединения Крыма и поддержки ДНР и ЛНР в борьбе с «режимом Порошенко». Весьма неконструктивный, а порою и агрессивный характер политики США и стран Евросоюза дает реальные стимулы к реализации дихотомии «Восток - Запад» и порождает все новых и различных ее апологетов. Важно также исходить из того факта, что выстроить модель «однополярного» мира под эгидой США в рамках радикального периода глобализации (1985-2005 гг.) не совсем удалось.

На наш взгляд, за этот период окрепли абсолютно новые политические и экономические центры, такие как Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, а также ряд стран Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла, Аргентина). Россия также обретает свою самостоятельность, которая стала раздражать США, отсюда появилась активность последней организовать любой ценой санкции против нашей страны. Как реагировать России на санкции Запада? В апреле 2014 г. Президент РФ Владимир Путин говорил, что у России нет необходимости

4 0

2015

№ 4 (49)

вводить ответные санкции в отношении ЕС и США, предупредив при этом о возможных последствиях для присутствия западных партнеров в ключевых отраслях российской экономики: «Правительство России уже предлагало какие-то ответные шаги; я считаю, что в этом нет необходимости. Но если что-то подобное будет продолжаться, мы, конечно, должны будем думать о том, кто и как работает в России в ключевых отраслях российской экономики, в том числе в энергетике» [5].

Между тем советник российского президента Сергей Глазьев в апреле 2014 г. обнародовал свой план защиты российской экономики на случай усиления санкций Запада и предотвращения зависимости российской экономики от доллара. «План Глазьева» содержит 15 самостоятельных предложений, цель которых - проведение российской экономической политики таким образом, чтобы четко отреагировать на выдвинутые санкции и при этом остаться независимыми от мировой экономики, включая США и страны ЕС [5].

Следует особо подчеркнуть, что для успеха дела важно, чтобы развитие социально-экономического потенциала России в условиях глобализации и санкций Запада и предложенные меры различными экспертами были эффективными исключительно в рамках целостной системы российской экономики, где каждый элемент взаимно дополняет друг друга и работает на общий положительный результат. В противном случае может произойти как в известной басне И.А. Крылова, в которой описываются нескладные попытки музыкальной деятельности квартета. Неудачное формирование системы взаимодействия всех элементов российской экономики против действия санкций Запада может свести на нет эффективность функциональных возможностей управленческого аппарата в данной сфере. В.О. Ключевский в свое время писал: «Наша государственная машина приспособлена к обороне, а не к нападению» [6, с. 3].

В России на протяжении столетий различные учреждения, организации, ведомства развивают бурную «бумажную» деятельность, приносящую вред, а не пользу. Бесконечная реорганизация бюрократического управленческого аппарата даже в период борьбы с санкциями Запада мешает отечественному производителю полноценно осуществить импортозамещение отдельных товаров и продуктов. Модернизация важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации, безусловно, даст импульс для успешного управления и развития территорий всех субъектов страны.

По результатам анализа, проведенного Минпромторгом России в июне 2014 г., наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении, по разным оценкам, более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в тех-

2015 • № 4 (49) 4 1

нические отрасли и создания новых производств. По оценке Минпромторга России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. В ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. Некоторые отрасли основываются на государственных закупках, и там государство является основным регулятором и основным покупателем. Решая задачи импортозамещения в промышленности, не стоит отрицать принципов международной экономической интеграции. Российская Федерация не отгораживается от мира, а максимально открыто и прозрачно ведет диалог со своими иностранными партнерами. Развитие и поддержка отечественного производства не исключают возможности трансфера технологий, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций [7].

Анализ интернет-ресурсов по проблеме социально-экономического потенциала России в условиях глобализации и санкций Запада, проведенный нами с апреля 2014 г. по апрель 2015 г., позволил выявить следующие тенденции развития субъектов РФ:

а) внутренние неблагоприятные факторы и угрозы:

- замедление темпов экономического роста,

- сокращение инвестиционного и потребительского спроса,

- ускорение инфляции;

- отток капитала;

б) внешние неблагоприятные факторы и угрозы:

- ограничение доступа к финансовым ресурсам,

- ограничение поставок высокотехнологичного оборудования.

Что касается внешних факторов и угроз, то они абсолютно не выгодны ни Западу, ни России. Президент России В.В. Путин отметил в своем выступлении на шестом ежегодном инвестиционном форуме ВТБ Капитал «Россия зовет!» 2 октября 2014 г.: «Внешние ограничения вредны не только для российской, но и для всей мировой экономики, укрепляют только нашу решимость добиться результатов по приоритетным направлениям развития страны, а это рост экономики, обновление промышленности и инфраструктуры, создание современных рабочих мест и повышение качества жизни граждан» [8].

Решение данной проблемы видится в системном подходе к разработке основных направлений бюджетной политики, в их числе: безусловное выполнение социальных обязательств; оптимизация расходов в рамках госпрограмм Российской Федерации, усиление контроля над исполнением обязательств их участниками; стабильность налоговой системы. Вне всякого сомнения, достижение поставленной цели возможно при условии сбалансированного бюджета и стабильности цены на нефть в промежутке от 90 до 100 долл., а также при постепенном снижении геополитической напряженности.

Развитие социально-экономического потенциала России в условиях глобализации и санкций Запада напрямую затрагивает проблему обеспечения экономической безопасности, главными задачами которой являются поступательный рост добавленной стоимости и выход на новые рынки сбыта с продукцией высоких уровней передела. Основные направления, обеспечивающие экономи-

4 2 2015 • № 4 (49)

ческую безопасность, следующие: импортозамещение; поддержка экспорта и банковского сектора; облегчение доступа к финансированию при реализации приоритетных инвестиционных проектов; подготовка кадров для инновационной экономики.

Правительством РФ утверждены планы содействия импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве на 2014-2015 гг.:

- компенсация замещения критических импортных технологий;

- максимальное использование потенциала государственной контрактной системы (ст. 14 ФЗ № 44);

- законопроект «О промышленной политике»;

- таможенно-тарифное регулирование;

- развитие агропродовольственного рынка;

- увеличение доли отечественных товаров в торговле.

Особо следует отметить, что развитие социально-экономического потенциала России в условиях глобализации и санкций Запада, несомненно, требует реализации комплекса мер по повышению конкурентоспособности субъектов РФ, таких как расширение сбыта продукции местных товаропроизводителей; реализация крупных инвестиционных проектов в приоритетных сферах; развитие межмуниципальных агломераций; развитие инженерной и социальной инфраструктуры; улучшение деловой среды; формирование эффективного рынка труда; развитие институтов гражданского общества. Кроме того, очень важно систематически осуществлять поддержку экспорта и банковского сектора.

Меры по поддержке экспорта на региональном уровне:

- активизация взаимодействия с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом;

- реализация Соглашения о сотрудничестве между правительством конкретной области и Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ОАО «ЭКСАР»);

- продвижение продукции региональных производителей, организация бизнес-миссий с помощью ЕИКЦ;

- реализация «дорожной карты» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

Меры по поддержке экспорта на федеральном уровне:

- экспортные кредиты;

- субсидирование процентных ставок;

- страхование предпринимательских и политических рисков;

- предоставление государственных кредитов и гарантий.

Президент России В.В. Путин обозначил ключевые приоритеты на заседании Государственного Совета 18 сентября 2014 г.: «...наша главная цель - использовать одно из важных конкурентных преимуществ России - емкий внутренний рынок, заполнить его качественными товарами, которые производят реальные секторы отечественной экономики. все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора» [9].

Таким образом, источником, формулирующим, определяющим и диктующим главные установки, цели и задачи глобальной стратегии в мире, в том

2015 • № 4 (49) 4 3

числе и санкций в отношении России, являются США и их страны-сателлиты Западной Европы. Территория нашей страны самая большая в мире, и она велика и ценна своими ресурсами не только природными, но и человеческими. Ее богатства не дают покоя отдельным не достаточно дружелюбным странам, а потому они стремятся на протяжении долгого исторического периода всячески ослабить нашу страну - царскую Россию, затем Советскую, а сейчас и Российскую Федерацию. А.А. Зиновьев в свое время пророчески писал: «В рамках западного мира и над его странами уже сложилось западнистское сверхобщество. Метрополией его стали США» [2, с. 452].

Анализ распада СССР, Югославии, «веер цветных революций» в Киргизии, Грузии и Украине наглядно свидетельствуют об объективных угрозах в отношении России. В настоящий момент это не столько военные средства и способы, сколько скрытые и открытые методы экономического, информационного, политического, дипломатического воздействия, а также различные подрывные действия и вмешательство во внутренние дела других стран. На наш взгляд, единственно разумным фактором противостояния этим угрозам может стать государственно-патриотическая идеология, консолидирующая все слои общества на защиту интересов безопасности России, воспитывающая население на традиционных ценностях с учетом опыта предшествующих поколений [10, с. 25].

В заключение следует подчеркнуть, что консолидация полиэтнического российского общества на всей территории нашего государства перед лицом негативных западных санкций, направленных на разрушение российского социума, возможна только на основе модернизации социально-экономического потенциала России и единства интересов в социальной, экономической, политической и других сферах. Развитие социально-экономического потенциала России в условиях глобализации и санкций Запада должно базироваться на интеграции всего российского социального пространства и эффективном управлении во всех субъектах страны, а также мирном взаимовыгодном сотрудничестве в важнейших сферах жизнедеятельности со всеми странами мирового сообщества.

Библиографический список

1. Население России // Countrymeters. URL: http://countrymeters.info/ru/Russian_Federation

2. Зиновьев А.А. Русская трагедия: Гибель утопии. М., 2002. (Сер.: Национальный интерес).

3. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982.

4. Система санкций против России // DAL.BY. URL: http://www.dal.by/news/89/04-12-12-37/

5. Какие ответные санкции введет Россия против Запада // ЭКСПЕРТ ONLINE / Экономика. URL: http://expert.rU/2014/08/6/chem-rossiya-otvetit-na-sanktsii/

6. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993.

7. Лекарство от зависимости // RG.RU - Российская Бизнес-газета. URL: http://www.rg.ru/ 2014/08/05/zameshenie.html

8. Выступление Президента РФ Владимира Путина на форуме «Россия зовет!». URL: http:// tass.ru/ekonomika/1481433

9. Заседание Государственного совета 18 сентября 2014 года. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/46636

10. Лучков Н.А., Калугин Р.А. Трансформация государственно-патриоти-ческой идеологии на постсоветском пространстве // Вестник ПАГС. 2014. № 3 (42).

4 4 2015 • № 4 (49)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.