Научная статья на тему 'Импортозамещение как одна из мер противодействия внешним угрозам России'

Импортозамещение как одна из мер противодействия внешним угрозам России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / АПК / ФИНАНСЫ / ПРОДУКТОВОЕ ЭМБАРГО / IMPORT SUBSTITUTION STRATEGY / FIXED ASSETS RENEWAL / COMPETITIVENESS OF DOMESTIC PRODUCTS / ROAD MAP / AGROINDUSTRIAL COMPLEX / FINANCE / FOOD EMBARGO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкин Александр Иванович

В статье рассматриваются вопросы реализации политики импортозамещения, показывается стимулирующее влияние санкций на реиндустриализацию, развитие и модернизацию экономики, более эффективное ускоренное достижение поставленных целей: создание новых технологий и конкурентной продукции, формирование дополнительного запаса прочности в промышленности, АПК, финансовой сфере, подготовке современных кадров, а также повышение уровня человеческого потенциала, предоставление гражданам возможностей раскрыть себя в экономике, социальной сфере. Приводятся рекомендации по выпуску конкурентной продукции, замещению импортных комплектующих изделий, использованию финансовых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION AS ONE OF COUNTERMEASURES AGAINST EXTERNAL THREATS TO RUSSIA

The paper addresses the issues of the import substitution policy and shows the stimulating effect of sanctions in the aspects of the reindustrialization, development and modernization of the economy; accelerated achievement of goals including the development of new technologies and competitive products; the formation of an additional safety margin in the industry, agriculture, financial sector; modern staff training; raising the human potential to provide citizens with opportunities of self-actualization in the economy or the social sphere.Particular recommendations on competitive product manufacturing, replacement of imported components, use offinancial tools are given.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение как одна из мер противодействия внешним угрозам России»

УДК 336.02

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВНЕШНИМ УГРОЗАМ РОССИИ

ШИШКИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ, канд. экон. наук,

доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета E-mail: aleksandr.shishkin@gmail.com

В статье рассматриваются вопросы реализации политики импортозамещения, показывается стимулирующее влияние санкций на реиндустриализацию, развитие и модернизацию экономики, более эффективное ускоренное достижение поставленных целей: создание новых технологий и конкурентной продукции, формирование дополнительного запаса прочности в промышленности, АПК, финансовой сфере, подготовке современных кадров, а также повышение уровня человеческого потенциала, предоставление гражданам возможностей раскрыть себя в экономике, социальной сфере. Приводятся рекомендации по выпуску конкурентной продукции, замещению импортных комплектующих изделий, использованию финансовых инструментов.

Ключевые слова: стратегия импортозамещения; обновление основных фондов; конкурентоспособность отечественной продукции; дорожная карта; АПК; финансы; продуктовое эмбарго.

Import Substitution as one of Countermeasures against External Threats to Russia

ALEXANDER I. SHISHKIN, PhD (Economics), associate professor of the Macroeconomic Regulation Chair,

Financial University

E-mail: aleksandr.shishkin@gmail.com

The paper addresses the issues of the import substitution policy and shows the stimulating effect of sanctions in the aspects of the reindustrialization, development and modernization of the economy; accelerated achievement of goals including the development of new technologies and competitive products; the formation of an additional safety margin in the industry, agriculture, financial sector; modern staff training; raising the human potential to provide citizens with opportunities of self-actualization in the economy or the social sphere.

Particular recommendations on competitive product manufacturing, replacement of imported components, use of financial tools are given.

Keywords: import substitution strategy; fixed assets renewal; competitiveness of domestic products; road map; agro-industrial complex; finance; food embargo.

Запрет на ввоз продовольствия как ответ на санкционную политику Запада

«Санкции — часть многолетней политики сдерживания, а не реакция на "крымскую весну". Уверен, что если бы не было ситуации на Украине и вступления Крыма в состав РФ, для введения ограничений Запад придумал какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на нее,

а еще лучше — использовать в своих интересах. Так называемые санкции и внешние ограничения — это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей», — подчеркнул Президент России В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 г. [1].

Всего в отношении России были введены следующие санкции:

1) странами ЕС:

• запрет на импорт продукции крымского происхождения;

• запрет на экспорт в Россию оружия, товаров военного назначения и товаров нефтяной отрасли, запрет на экспорт в Крым товаров транспортной и нефтегазовой индустрии;

• запрет на привлечение и размещение новых ценных бумаг и иных финансовых инструментов со сроком обращения более 90 дней применительно к ряду финансовых институтов;

• эмбарго против отдельных лиц и финансовых институтов;

2) США:

• запрет на операции, связанные с новым капиталом/займами со сроком обращения/погашения 90 дней и более, применительно к ряду финансовых институтов;

• эмбарго против отдельных лиц и организаций, в том числе финансовых институтов.

Всего западными политиками были разработаны три уровня возможных санкций против Российской Федерации:

• в отношении конкретных физических лиц (первый уровень);

• в отношении компаний, юридических лиц (второй уровень);

• в отношении секторов российской экономики или секторальные санкции (третий уровень).

В течение 2014-2015 гг. санкции и запреты вводились США и Евросоюзом неоднократно [2].

В ответ на западные санкции Россия установила против ряда зарубежных стран продуктовое эмбарго. Под запрет попал ряд товаров из США, ЕС, Австралии и Норвегии, среди которых мясо, рыба, молочная продукция, фрукты и овощи. 13 августа 2015 г. Россия расширила продовольственное эмбарго на Албанию, Черногорию, Ирландию, Лихтенштейн и условно на Украину.

Эмбарго на ввоз продовольствия из западных стран стало мощным подспорьем для российских аграриев, так как с ростом производства сельскохозяйственной продукции были созданы новые рабочие места не только в сельском хозяйстве, но и в смежных отраслях, таких как металлургия, агрохимия, сельхозмашиностроение. Согласно

подсчетам одно рабочее место в сельскохозяйственном производстве создает десять рабочих мест в смежных отраслях.

Летом 2015 г. в России было принято решение об уничтожении арестованных товаров, запрещенных к ввозу в Россию, а Генеральная прокуратура открыла горячую линию для сообщений о ввозе и продажах запрещенной продукции из стран, попавших в российский список контрсанкций.

Определение приоритетов импортозамещения и их финансирования

Импортозамещение — это не импортовытесне-ние, а ликвидация зависимости в сферах, затрагивающих национальную безопасность и национальные интересы страны.

По мнению С.Ю. Глазьева, угроза санкций заставляет россиян заниматься импортозамеще-нием. Причем импортозамещением не в таком примитивном виде, как сборка готовых изделий из иностранных комплектующих, а наращиванием технологической базы, реализацией лучших технических решений, опираясь на собственный научно-технический потенциал.

Если экспорт энергоносителей затрудняется, образуется избыток нефти, газа, металлов, что приведет к снижению цен на внутреннем рынке.

Финансовые санкции предоставляют России возможность создать внутренний механизм кредитования, что должно стать дополнительным стимулом деофшоризации.

Мы живем в такой офшорной экономике, где приоритетными являются сырьевые отрасли, поставляющие сырье за валюту. Причем часть выручки оседает за рубежом. Но поскольку внутренних источников кредитования не создается, параллельно с наращиванием экспорта капитала происходит импорт займов. В итоге сырье поставляется за рубеж за «дешевые» деньги, которые уходят в офшоры без уплаты налогов, а займы осуществляются за «дорогие» деньги. И на таком неэквивалентном обмене Россия теряет примерно 35-40 млрд долл. США ежегодно только на уплату процентов [3].

Оценить влияние санкционной войны на банковский сектор довольно сложно, здесь каждая

деталь может дать непредсказуемый эффект. Однозначно то, что ощутимым это влияние является не только для банков, включенных в сан-кционные списки, но и для всего российского банковского сектора в целом.

Чрезвычайным развитием событий можно будет назвать реализацию угрозы Запада о блокировании России доступа к международной системе банковских сообщений SWIFT [4].

Принципиально важным для России является определение приоритетов импортозамещения. С этой целью разрабатываются правительственные, региональные и отраслевые дорожные карты по импортозамещению рынка товаров и услуг, оцениваемого в 2 трлн руб.

Проблемы, стоящие перед АПК

Распоряжением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1949-р утвержден План мероприятий (дорожная карта) по содействию импортоза-мещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг., которым предусмотрено снижение к 2020 г. зависимости внутреннего рынка от молочного импорта с 23,6 до 16,6%, мясного — с 21,6 до 7,7%, овощного — 14,6 до 10,1%.

Сегодня Россия обеспечивает себя на 90% мясом курицы, индейки и утки, и понадобится около трех лет, чтобы полностью отказаться от импорта вышеуказанной продукции. А вот для замещения говядины необходимо 9-10 лет. Немаловажную роль в реализации дорожной карты также играет макроэкономическая ситуация в стране, влияющая на платежеспособность потребителей. Однако импортозамещение продуктов питания невозможно, если не будет обеспечен более высокий уровень прямой и косвенной господдержки.

Дорожной картой, наряду с госпрограммой развития АПК, предусмотрено пополнение национального селекционно-генетического фонда посредством создания аквакультурных и семеноводческих центров. Некоторые специалисты даже предполагают, что в скором будущем российские хозяйства будут готовы экспортировать рыбу из России в Норвегию, откуда она ранее импортировалась. Планируется создание региональных оптово-распределительных центров для осуществления первичной обработки, фасовки и хранения продукции. Эти проекты уже

реализуются в Астраханской области, Татарстане и Мордовии.

Однако Счетная палата Российской Федерации сделала вывод о том, что Россия не может полностью заменить попавшие под эмбарго продукты. По мнению специалистов Минэкономразвития России, ограниченные возможности российского АПК не позволят в ближайшем будущем заменить всю импортную продукцию.

В первую очередь проблемы возникнут с мясом и молочной продукцией. По данным Росстата, уровень свободных производственных мощностей в 2014 г. в мясоперерабатывающей отрасли составлял около 34%, в производстве цельномолочной продукции и сыра — 41%. Однако загрузить простаивающие производственные мощности не так просто, так как для выпуска ряда продукции необходимо импортное сырье, поступающее из попавших под санкции стран.

Рост производства говядины в России составил не более 0,4%. Несмотря на существенные инвестиции в аграрный сектор, в ближайшее время не удастся обеспечить в достаточном объеме рост собственного производства. В отношении крупного рогатого скота такое просто невозможно, а вот по свинине в 2015 г. рост составил 7,2%.

Российское фермерство, так же как весь сектор АПК, переживает непростой период в основном из-за проблем экономического порядка. Происходит сокращение численности крестьянских (фермерских) хозяйств, но при этом создаются новые фермерские хозяйства семейного типа, что связано с увеличением пенсионных страховых взносов и непростой ситуацией в агропромышленном комплексе.

Перед российским АПК стоит ряд значимых проблем, обострившихся в последнее время в результате снижения цен на нефть и экономических санкций, а также действия следующих факторов. Например, технологический уровень развития значительной части производств не соответствует лучшим зарубежным стандартам, развитие малого и среднего бизнеса, фермерства все еще недостаточно для нашей страны, имеющей огромные посевные площади, чему в немалой степени мешает высокая бюрократизация, значительное число административных

барьеров. Низкий престиж работы во многих отраслях АПК вызывает отток квалифицированных кадров, цена новой сельскохозяйственной техники сдерживает плановое обновление основных фондов АПК. Так, трактора, с помощью которых и собрали рекордный урожай в 2014 г., в основном американского производства, а нагрузка на один трактор возросла по сравнению с 1990 г. в 1,5 раза [5].

Концептуальной основой для импортозаме-щения в АПК представляется формирование агропромышленных кластеров как, например, организация в Московском регионе агрокластеров оптово-розничной торговли типа «Фуд Сити», (принявший для реализации первые партии фруктов из Сирии), и создание полюсов роста — экономических ядер в регионах с активно развитым сельскохозяйственным производством [6].

В сложившейся ситуации большинство экспертов уверено в том, что для отечественной сельскохозяйственной отрасли имеется возможность расширения выпуска продукции, создания новых рабочих мест не только в сельском хозяйстве регионов России, но и в смежных отраслях — сельхозмашиностроении, агрохимии, металлургии.

Таким образом, импортозамещение как инструмент решения ключевых проблем АПК позволит увеличить объемы производства и обеспечит продовольственную безопасность страны, повысит объемы выпуска конкурентоспособной сельскохозяйственной техники как базы для комплексной модернизации АПК и привлечет высококвалифицированные кадры.

В целом же аграрный сектор при федеральной поддержке успешнее всего адаптировался к сложившейся ситуации и стал заполнять освободившиеся на рынке ниши.

Импортозамещение как инструмент решения ключевых проблем в промышленности

Политика импортозамещения активно реализуется многими странами в целях сокращения зависимости от импорта и не является чем-то принципиально новым во внешнеэкономических отношениях.

Россия, а ранее Советский Союз, достаточно часто в условиях обострения международной

обстановки и обеспечения национальной безопасности сталкивались с необходимостью проведения политики импортозамещения, а кризис 2008-2009 гг. стал существенным импульсом для замещения импортных товаров, которые пользовались спросом на внутреннем рынке, товарами, производимыми в России.

В условиях проводимой США и странами ЕС политики, направленной на экономическую изоляцию России и ограничение ее доступа на рынки ведущих технологически развитых стран, снижения курса рубля в 2013-2016 гг. и введения санкций в отношении российских товаропроизводителей перед нашей страной возникли новые задачи, потребовавшие от Правительства РФ разработки новых механизмов наращивания инвестиций, модернизации технологий различных отраслей промышленности, повышения уровня человеческого капитала и качества институтов развития.

Дорожная карта по импортозамещению в промышленности, разработанная Минпромторгом России, призвана обеспечить целенаправленное снижение зависимости российской промышленности от импорта и зарубежных технологий в период с 2015 по 2020 г., например в радиоэлектронной отрасли в два раза за счет механизмов нормативно-правового регулирования.

Во исполнение антикризисного плана, приведенного в распоряжении Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р, министерствами промышленного блока было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. Что же касается Минпромторга России, то он займется усовершенствованием высокотехнологичной деятельности ОПК, представит проект подпрограммы развития инжиниринга, разработает финансовый механизм стимулирования НИР и ОКР.

Институт развития интернета и другие «интернет-организации» планируют дополнить стратегию развития интернета в Российской Федерации дорожными картами по восьми направлениям. В частности, по направлению «интернет-финансы» планируется рассмотреть вопросы дистанционной авторизации, расширения использования банковских карт, применения краудинвестинга. Действующее законодательство фактически его не разрешает — есть

микрофинансирование, но нет микроинвестирования.

В целях совершенствования интернет-торговли предлагается создать равные условия для российских и зарубежных игроков (например, снизить порог или отменить беспошлинный ввоз), ввести простые условия экспорта для интернет-магазинов, снять правовые преграды, упростить процедуры оплат.

На основании обобщения и анализа опыта работы в различных областях интернет-индустрии и смежных рынков Институт развития интернета предлагает включить в стратегию развития интернета четыре блока: человеческий капитал, бизнес-среда, медиа и коммуникации. Каждый блок должен содержать несколько направлений, которые объединяются в дорожные карты. Общая задача — помочь пользователям в защите их интересов, повысить цифровую грамотность населения. Для этого потребуется унификация и стандартизация образовательных курсов, проводимых посредством интернета. Важно разработать четкие правила пользования всеми видами контента. Всего же объем российского рынка, связанного с интернетом, составляет 16% ВВП.

В регионах приняты меры по импортозаме-щению. Так, в Москве:

• определены приоритетные отрасли экономики;

• разработаны и реализуются дополнительные меры господдержки создания и стимулирования промышленных и сервисных кластеров;

• заключаются долгосрочные контракты с иностранными компаниями при условии создания и развития соответствующего производства в городе;

• сформированы механизмы субсидирования расходов на уплату процентов по кредитам;

• созданы механизмы минимизации рисков для иностранного капитала при организации новых промышленных производств на территории Москвы;

• осуществляется финансирование создания инфраструктуры промышленных зон, технопарков, технополисов и др.

Торговые сети как проводник товаров конечному потребителю осуществляют коммуникацию организаций-производителей с покупателем,

повышают роль госзакупок и госзаказов в стимулировании промышленности города.

Для расширения географии выпуска конкурентоспособных товаров реализуется программа экспорта товаров в страны ШОС, БРИКС и на другие доступные рынки. Проводится контроль качества выпускаемой продукции, а также осуществляется мониторинг ценовой политики розничных торговых компаний.

Недостатки импортозамещения

Наряду с преимуществами, импортозамещение имеет недостатки. В условиях глобализации экономики и международного разделения труда ни одна страна не может отказаться от импорта и создать у себя экономически эффективное производство товаров во всех отраслях промышленности.

К недостаткам импортозамещения можно отнести противоречие принципам свободной международной торговли, которые стали обязательными для России после вступления в ВТО, снижение эффективности отечественного производства в условиях государственного протекционизма, стимулирование роста цен на российские товары на внутреннем рынке в условиях ограничения конкуренции, рост коррупции.

Для России сегодня, как показывает анализ трендов развития ведущих зарубежных стран, основным из них является переход к инновационной экономике семи стратегических отраслей, выбранных в 2010 г. на государственном уровне : энергетика, космос, информационные технологии, оборона, связь, транспорт и нанотехнологии с приоритетом, отданным оборонно-промышленному комплексу и высокотехнологическим отраслям промышленности для обеспечения технологической независимости и технологической безопасности [7].

Однако в соответствии с утвержденной Рос-статом методикой расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» на долю наукоемких производств приходится около 3% всего выпуска. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться роли высокотехнологичных предприятий.

Особенно это относится к предприятиям машиностроительного комплекса, металлургии, где испытываются трудности с обеспечением

российских нефтегазовых компаний шельфовы-ми платформами. Отзыв из России арендованных платформ из-за санкций приводит к приостановке освоения месторождений, а без новых открытий, по мнению специалистов, добыча традиционных запасов нефти в России начнет снижаться уже с 2020 г.

Для решения этой проблемы на базе завода «Звезда» на Дальнем Востоке началось строительство судостроительного комплекса, который будет выпускать плавучие платформы для добычи нефти и газа на морском шельфе Арктики, а также сверхкрупные океанские танкеры и специальные суда ледокольного класса [8].

Одной из важнейших проблем в сфере здравоохранения Российской Федерации является удовлетворение потребностей населения в эффективных, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратах. Фармацевтический рынок России многие годы остается импортоори-ентированным. 75% приобретаемых населением лекарств производится за рубежом. Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г. и План ее реализации предполагают усовершенствование механизмов регулирования ценообразования на рынке фармацевтической продукции согласно приказу Минздрава России от 13.02.2013 № 66.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, каков среди россиян уровень поддержки продуктовых контрсанкций России в отношении ряда стран и как оцениваются последствия их введения полтора года спустя:

• в поддержку запрета на ввоз продовольствия из стран, применивших санкции против

нашей страны, высказывается большинство россиян — 73%;

• около двух третей наших сограждан считают контрсанкции продуктивной мерой, пошедшей на пользу стране в целом, — 63%;

• с момента введения запрета на ввоз продукции зарубежного производства большинство россиян не заметило дефицита производства — 87%;

• за полтора года уровень потребления отечественных продуктов питания россиян, по их собственным словам, вырос — 84%;

• сегодня четверо из десяти опрошенных россиян считают, что отечественные продукты по качеству превосходят импортные аналоги, — 42% [9].

Выводы

В условиях торгово-экономических и финансовых санкций перед государством стоит задача товарного насыщения внутреннего рынка и удовлетворения потребностей населения.

Учитывая высокий уровень износа основных производственных фондов (70-80%), необходимо в кратчайшие сроки наладить производство отечественного оборудования.

С целью обеспечения экономической безопасности страны следует оказать максимальную адресную экономическую помощь приоритетным отраслям импортозамещения, например машиностроительному комплексу, сельскому хозяйству, пищевой и легкой промышленности, необходимо осуществлять адресную финансовую поддержку отраслеобразующим предприятиям и организациям, сдерживать рост цен на сырье и внутренние энергоносители [10].

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию РФ 4 декабря 2015 г.

2. Санкции США и ЕС против России. URL: http://global-finances.ru|sanktsii-v-otnoshenii-rjssii (дата обращения: 20.03.2016).

3. Глазьев С. Ю. Угроза санкций заставляет нас наконец-то заняться импортозамещением. 26.03.2014, МЭФ-2014: пленарная дискуссия. URL: http://me-forum.ru/experts/materials/ugroza-sanktsiy-zastavlyaet-nas-n (дата обращения: 05.03.2016).

4. Official Journal of the European Unijn. L 271. 2014, Vol. 57, September 12, p. 54 (дата обращения: 07.03.2016).

5. Сельское хозяйство в условиях санкций: а есть ли поддержка? URL: http:rusrand.ru/actuals/selskoe-hozjajstvo-v-uslovijah-sanktsij (дата обращения: 05.03.2016).

6. Шишкин А.И. Московский агрокластер «Фуд Сити» // Новые знания. 2016. № 1. С. 16-20.

7. РБК. 18 августа 2015. URL: http: //news. mail.ru/politics/23010974.

8. Патрушев Н.П. Танкеры пойдут в Арктику // Российская газета. 25.02.2016.

9. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3001. Продовольственные контрсанкции России: за и против. 15.12.2015. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115517 (дата обращения: 07.03.2016).

10. Тематический дневник. Антикризисный план 2.0. Что мешает России поднять промышленность и заняться импортозамещением? URL: http://www.tpp-inform.ru/analjticjournal/6368htmls1-8 (дата обращения: 05.03.2016).

References

1. Message from the President Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation on 4 December 2015 [Poslanie prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu sobraniju RF].

2. Sanctions of the USA and EU Against Russia [Sankcii SShA i ES protiv Rossii]. Available at: URL: http:// global-finances.ru|sanktsii-v-otnoshenii-rjssii (accessed 20.03.2016).

3. Glasiev S.U. The Threat of Sanctions Makes Us Start the Import substitution at Last [Ugroza sankcij zastavljaet nas nakonec-to zanjat'sja importozameshheniem]. 26.03.2014, Moscow Economic Forum-2014: рктгу discussion. Available at: URL: http://me-forum.ru/experts/materials/ugroza-sanktsiy-zastavlyaet-nas-n (accessed 05.03.2016).

4. Official Journal of the European Unijn. L 271, 2014, Vol. 57, September 12, p. 54 (accessed 07.03.2016).

5. Agriculture under sanctions: is there any support? [Sel'skoe hozjajstvo v uslovijah sankcij: a est' li podderzhka?]. Available at: URL: http:rusrand.ru/actuals/selskoe-hozjajstvo-v-uslovijah-sanktsij (accessed 05.03.2016).

6. Shishkin A. I. Moscow agro-claster "Food City" [Moskovskij agroklaster «Fud Siti»]. New Knowledge, 2016, No. 1, pp. 16-20.

7. RBC. 18 August 2015 [RBK. 18 avgusta 2015]. Avalable at: URL: http://news.mail.ru/politics/23010974.

8. Patrushev N. P. The Tankers Will Go to the Arctic [Tankery pojdut v Arktiku]. Rossiyskaya newspaper, 25.02.2016.

9. VCIOM. Press-release No. 3001. Food contra-sanctions of Russia: pro and contra [VCIOM. Press-vypusk № 3001. Prodovol'stvennye kontrsankcii Rossii: za i protiv]. 15.12.2015. Available at: URL: http://wciom. ru/index.php?id=236&uid=115517 (accessed 07.03.2016).

10. Thematic diary. The anti-crisis plan 2.0. What prevents Russia from rising the industry and engaging in import substitution? [Tematicheskij dnevnik. Antikrizisnyj plan 2.0. Chto meshaet Rossii podnjat' promyshlennost' i zanjat'sja importozameshheniem?]. Available at: URL: http://www.tpp-inform. ru/analjticjournal/6368htmls1-8 (accessed 05.03.2016).

Выступление В.В. Путина

на семинаре-совещании председателей судов 16 февраля 2015 г.

Разумеется - хочу это подчеркнуть - это не означает, что к предпринимателям следует проявлять какую-то особую, большую снисходительность, чем к другим гражданам. Требования закона ко всем должны быть едины. Но в силу сложности предпринимательской деятельности, рисков, которые ее сопровождают, не всегда четких, надо прямо об этом сказать, совершенных правовых норм, регулирующих вопросы ведения бизнеса, порой не так просто разобраться, где уголовное преследование оправдано, а где под видом борьбы с нарушением закона происходит злоупотребление правом. Мы обязаны сделать все для того, чтобы максимально исключить подобные случаи и создать условия для свободной, безопасной работы бизнеса. Это совместная задача исполнительной, законодательной и судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.