Научная статья на тему 'Анализ политического имиджа России в Китае в контексте реализации совместных региональных проектов (по материалам общенациональной котайской газеты «Женьминь Жибао»)'

Анализ политического имиджа России в Китае в контексте реализации совместных региональных проектов (по материалам общенациональной котайской газеты «Женьминь Жибао») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
535
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / POLITICAL PROJECTS / POLITICAL IMAGE / POLITICAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбачёв Михаил Валерьевич

Анализируется политический имидж России, конструируемый общенациональными китайскими СМИ. Выделяются основные смысловые конструкции, которые формируют контуры восприятия современной российской политики китайским обществом. Обосновываются возможности реализации совместных российско-китайских политических проектов в контексте восприятия имиджа России в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Горбачёв Михаил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis of the Political Image of Russia in China in the Context of the Implementation of Joint Regional Projects (Based on Materials of the National Chinese Newspaper “World People”)

The political image of Russia constructed by the nationwide Chinese media is analyzed. The key semantic constructs that form the contours of the perception of modern Russian politics by the Chinese society are outlined. The possibilities of joint Russian-Chinese political projects implementation in the context of Russia’s image perception in China are grounded.

Текст научной работы на тему «Анализ политического имиджа России в Китае в контексте реализации совместных региональных проектов (по материалам общенациональной котайской газеты «Женьминь Жибао»)»

2. Бурашникова А.Б. Неопантюркизм и неоосманизм во внешней политике Турции // Известия Сарат. ун-та. Новая серия. Сер.: История. Международные отношения. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 65-69.

3. Сваранц А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе. М., 2002.

4. Надеин-Раевский В. Восточный вектор политики Турции (I). Реанимация «пантюркистского проекта» // Азия и Африка в современной мировой политике: сб. статей. М., 2012. С. 163-180.

5. Официальный сайт Посольства Турецкой Республики в Москве. URL: http:// moscow.emb.mfa.gov.tr/MFA.aspx

6. Официальный сайт Министерства иностранных дел Турции. URL: http://www.mfa.gov.tr/ qa_30_-17-september-2014_-statement-of-the-spokesman-of-the-ministry-of-foreign-affairs-tanju-bilgi%C3%A7-in-response-to-a-question-regarding-turkey_s-position-with-respect-to-the-local-elections-held-in-crimea-on-14-september-2014.en.mfa

M.V. Gorbachev The Analysis of the Political Image of Russia in China in the Context of the Implementation of Joint Regional Projects (Based on Materials of the National Chinese Newspaper "World People")

The political image of Russia constructed by the nationwide Chinese media is analyzed. The key semantic constructs that form the contours of the perception of modern Russian politics by the Chinese society are outlined. The possibilities of joint Russian-Chinese political projects implementation in the context of Russia's image perception in China are grounded.

Key words and word-combinations: political projects, political image, political discourse.

Анализируется политический имидж России, конструируемый общенациональными китайскими СМИ. Выделяются основные смысловые конструкции, которые формируют контуры восприятия современной российской политики китайским обществом. Обосновываются возможности реализации совместных российско-китайских политических проектов в контексте восприятия имиджа России в КНР.

Ключевые слова и словосочетания: политические проекты, политический имидж, политический дискурс.

УДК 327(470:100) + 327(510) ББК 66.4(2Рос):66.4(510)

М.В. Горбачёв

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА РОССИИ В КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ (по материалам общенациональной китайской газеты «Женьминь Жибао»)*

Кризис на Украине стал мощнейшим катализатором ухудшения международных отношений России со странами Запада. Европейский Союз и США, несмотря на определенные разногласия в трактовке «украинской проблемы», ввели ряд санкций против России в 2014 г., подтвердив их действие в 2015 г. Стратегическим ответом нашей страны стала переориентация экономических

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 14-03-00112 «Политические проекты в дискурсивном пространстве современных российских СМИ».

2015

№ 4 (49)

3 3

интересов в Азиатский регион. За последние два года Россия и Китай договорились о реализации более 32 крупных проектов на общую сумму в 25 млрд долларов [1, с. 9]. Они затрагивают широкий спектр политико-экономических вопросов, начиная от развития транспортной инфраструктуры (например, строительство современной железной дороги Москва - Казань) и заканчивая банковской сферой и долговыми обязательствами (кредитование российского рынка банковских услуг). Успешная реализация этих и многих других проектов во многом зависит от характера восприятия имиджа России китайским бизнес-сообществом, политическими элитами, населением.

Проанализируем особенности формирования и специфику презентации образа России в китайских СМИ. Одним из основных методов проведения исследования являлся контент-анализ электронной версии газеты «Женьминь Жибао». В основе идеи контент-анализа лежит понимание того, что в потоке текстовой информации различные ее элементы представлены в неодинаковой степени. В определенный момент главными темами китайских СМИ становились разные проблемы, например присоединение Крыма, «майдан» на Украине, санкции против России. Они оттесняли на второй план проблемы ядерного разоружения, терроризма, а также, в отдельных случаях, заслоняли собой внутренние проблемы КНР.

Мы не ставили перед собой цели проанализировать весь массив информации, публикуемый в этом издании. Речь, скорее, идет о выявлении и анализе общих закономерностей в освещении китайскими СМИ российской проблематики в 2014-2015 гг. «Женьминь Жибао» - китайская ежедневная газета, выходящая на китайском, русском и других языках. Она является одной из ведущих газет в мире и самой влиятельной газетой в Китае. Более тысячи журналистов работают в семидесяти корреспондентских отделениях в разных странах и районах мира. Тираж газеты достигает 2800 тыс. экземпляров и ежегодно увеличивается [2]. Руководство компартии Китая уделяет большое внимание и оказывает серьезную поддержку холдингу «Женьминь Жибао» [3].

Смысловые единицы текста, в соответствии с которыми осуществлялась выборка статей, следующие: Россия и Китай, дружба, партнерство, соседи, В.В. Путин. События: Олимпийские игры в Сочи 2014 г., кризис на Украине, присоединение Крыма к России, Год обмена студентами между Китаем и Россией.

Из всего массива информации на официальном сайте правительственной газеты КНР отобраны статьи, которые находились на первой полосе новостной ленты и затрагивали темы России. Всего проанализировано более двухсот статей, из них отобрано для исследования 60 статей. Публикации о России можно разделить на несколько тематических ресурсов: внешняя политика, экономика и информационные поводы. Информационными поводами для публикации развернутых материалов, посвященных России в исследуемый период, как правило, являются события, связанные с личностью президента РФ, или темы, которые затрагивают обстановку в мире. Наибольший интерес для нашего исследования представляет отражение значимых событий, произошедших в 2014 г.: Олимпиада в Сочи, конфликт на Украине, санкции против России, а также -как отдельная тема - присоединение Крыма к Российской Федерации. Из

3 4 2015 • № 4 (49)

освещения перечисленных событий можно сделать вывод о том, как отражает Китай Россию для своих граждан.

Олимпиада, прошедшая в Сочи, вызвала интерес как во всем мире, так и в КНР: соседнее государство не могло обойти стороной знаменательное для России событие. Накануне открытия Игр состоялась встреча глав государств (В.В. Путина и Си Цзиньпина). В частности, Си Цзиньпин отмечает, что, по древней китайской традиции, друзья должны присутствовать на радостных событиях друг у друга и поддерживать [4]. На протяжении всей Олимпиады велись прямые трансляции китайскими журналистами. Соревнования освещались в позитивном свете, Россию поздравили с успешным проведением. Но данные новости не были представлены на первых полосах онлайн-газеты, для них создана отдельная ссылка [5].

Следующее событие, которое затрагивает весь мир, а в большей степени Российскую Федерацию, нашло сравнительно малый отклик в Поднебесной. Конфликт на Украине, как наиболее резонансное явление, должен был вызвать существенный резонанс и не сходить с первой полосы весь год. Но Китай, либо как незаинтересованное лицо, либо государство, придерживающееся своей политики освещения только важной для внутренней жизни страны информации, не акцентировал на данном событии большого внимания, так же как постарался обойти и тему присоединения Крыма к Российской Федерации. Такая новостная политика в отношении данных событий становится ясной, если понять внутренние проблемы КНР [6]. Имеются в виду отношения Тибета, Гонконга и Макао, которые в любой момент могут попытаться выйти из состава КНР.

Правительство КНР призывает решить «украинский вопрос» исключительно мирным путем. Оценке не подлежит позиция как Запада, так и Российской Федерации. В заданный период на первые полосы онлайн-газеты выходят в основном новостные блоки: «Си Цзиньпин и Владимир Путин обсудили украинский кризис»; «Россия не собирается закрывать двери перед Украиной»; «Крым: победы и потери России, Украины и Запада»; «Россия и Крым подписали соглашение»; «Китай призывает к мирному урегулирования вопроса Украины»; «Закончится ли война на Украине признанием ДНР и ЛНР?» [7].

Во всех статьях, посвященных украинскому кризису, отсутствует явная эмоциональная окрашенность, но нередко ставится вопрос о санкциях, их отрицательном влиянии на весь мир. Чаще публикуется просто факт свершившегося события, без каких-либо дальнейших комментариев, как в статье «Си Цзиньпин и Владимир Путин обсудили украинский кризис»: «Председатель КНР выразил уверенность в том, что российская сторона посредством всесторонних переговоров сможет политическим путем урегулировать этот вопрос, обеспечив региональный и международный мир и стабильность. Он также выразил поддержку китайской стороны посредническим усилиям международного сообщества, направленным на смягчение обстановки» [8]. Приведенная выдержка из статьи агентства Синьхуа в Пекине свидетельствует о явном нейтралитете в данном вопросе.

Выявленные количественные характеристики изучаемого массива документов отражают существенные особенности изучаемых политических явлений и процессов. Связь текста и реальности иногда может быть глубокой и скрытой [9]. Обобщенные характеристики больших текстовых массивов способны продуци-

2015

№ 4 (49)

3 5

ровать знания о тенденциях и закономерностях, которые невозможно проследить на материале отдельных текстов [10, с. 100]. Иными словами, можно говорить о высокой степени интереса исследуемых СМИ КНР в указанный период. Наличие такого интереса кроется в информационных поводах и близости освещенных в публикациях тем адресной читательской аудитории (продвижение общих интересов, экономические вопросы, кризис на Украине и т.д).

Российская Федерация ведет в КНР активную имиджевую политику. Она пропагандирует свой образ сильного государства, активно заключает контракты с ведущими компаниями Китая. Китайское общество неизбежно воспринимает Россию через призму собственного опыта, в результате чего имидж России может оказаться искаженным. Но именно этот субъективный образ России в наибольшей степени является актуальным для китайского общества. Исходя из того что «Женьминь Жибао» - правительственная газета, сквозь призму публикуемой информации на сайте можно понять, какие интересы преследует Китай и как относится к действиям своих соседей. Анализируя процесс передачи информации на двух языках (китайском и русском), можно проследить связь между публикуемой информацией.

На сайте для русскоязычной аудитории печатается больше информации интересной российскому читателю, все происходящие события в России, мире, Китае, а также дополнительные данные по изучению китайского языка и культуры. На сайте, работающем непосредственно на китайском языке, информации по России печатается мало, но с изменением информационных поводов меняется и количество информации. Стоит отметить, что в то время, пока в КНР проходят сессии ВСНП, первая новостная лента занята исключительно данными новостями. Это показывает, что внутренние интересы для Коммунистической партии Китая являются наиболее значимыми, чем происходящие события в мире.

Внимание в разные промежутки времени фокусируется то на спортивных достижениях, то на достижениях Российской Федерации во внешней политике. В большей степени Китай одобряет проводимую российскую политику и в новостных лентах отражает информацию, которая есть в российских СМИ, дублирует и не искажает ее. На китайском языке за исследуемый период не было замечено негативной информации о Российской Федерации. На русскоязычном сайте демонстрируется российским читателям то, что они хотят там видеть. На своем же сайте, на китайском языке, правительство КНР старается тщательно фильтровать информацию. Из всего перечисленного можно сделать вывод о том, что Россия хорошо проводит свою имиджевую политику в Китае. Информация о нашей стране позиционируется максимально нейтрально или же в позитивных контекстах.

«Женьминь Жибао» большое внимание уделяет личности президента РФ и его сравнению с Си Цзиньпином. В большинстве статей отмечается схожесть лидеров (возраст; каждый мечтает восстановить могущество своей страны; попытки бросить вызов западной гегемонии). Редакция «Женьминь Жибао» постоянно проводит мысль, что Китай и Россия одновременно проходят через «важный период омоложения нации» и имеют лучшие отношения, которые только могут возникнуть между двумя великими державами [8]. Положительный имидж В.В. Путина в Китае переносится и на имидж государства, так как

3 6 2015 • № 4 (49)

китайцы традиционно считают, что государству нужна сильная власть, великий правитель, который может повести за собой народ. Так, В. Путин, несомненно, самый популярный в Китае россиянин, его образ включает, с одной стороны, черты харизматичного сильного лидера, а с другой - качества «лидера-героя» (такие фотографии, как «Путин с тигром», «Путин на рыбалке», «Путин за штурвалом», «Путин и стерхи», пользовались большой популярностью среди читателей «Женьминь Жибао») [8].

Личная популярность В. Путина представляет собой значительный ресурс для дальнейшего конструирования положительного имиджа России в Китае. В мае 2014 г., за неделю до визита российского лидера в КНР, китайские журналисты выпустили сборник речей и интервью российского президента под названием «Путин. Избранные труды. 2012-2014 гг.». Для современного Китая это достаточно редкое явление, так как «в лучшие годы китайско-советской дружбы в КНР публиковались избранные работы Ленина и Сталина, но с тех пор ни один советский или российский лидер не удостаивались такой чести» [11]. Только Президент США Б. Обама пользуется в Китае такой же узнаваемостью. Большинство лидеров остальных стран простому китайскому обывателю практически неизвестны, о чем свидетельствуют онлайн-опросы издания «Женьминь Жибао»[8].

Таким образом, Российская Федерация ведет в КНР свою активную имиджевую политику. Она пропагандирует образ сильного государства, активно заключает контракты с ведущими компаниями Китая. Китайское общество неизбежно воспринимает Россию через призму своего собственного опыта, в результате чего имидж России может оказаться искаженным. Но именно этот субъективный образ России в наибольшей степени является актуальным для китайского общества. Китай стремится поддерживать партнерские отношения с Российской Федерацией. Конечно, это связано не только с имиджевой политикой, но и с общими интересами. Имиджевые влияния активно воздействуют на отношения между государствами, на совместные проекты, реализуемые ими. В частности, Россия может рассчитывать на успешную реализацию совместных с КНР социально-экономических проектов краткосрочного и среднесрочного типа, особенно в области развития инфраструктуры приграничных территорий.

Однако политические проекты, в частности усиление совместной роли и влияния в БРИКС, создание определенных «коалиций» в ООН, военно-политические проекты, рассчитанные на длительный период, будут носить самый общий характер, без конкретных и серьезных действий. Китайское руководство в контексте обозначенных политических проектов предпочитает действовать, учитывая российский опыт, но в то же время более самостоятельно и самобытно. Именно поэтому информация о совместных российско-китайских решениях, затрагивающих взаимодействия со странами ЕС и Северной Америки, получает только эпизодическое освещение в китайских СМИ.

Библиографический список

1. Насколько долговечно стратегическое партнерство между Россией и Китаем? [редакционная статья] // Чжунгопинлуньюэкань. 2015. 31 июня.

2. Жэньминь Жибао. Оценка России в спортивном сотрудничестве с Китаем. URL: http://www. cntv. ru/

2015

№ 4 (49)

3 7

В.В. Даутов, Н.А. Лучков

3. Женьминь Жибао, Агентство Синьхуа. Глава МИД КНР Ван И провел телефонный разговор со своим российским коллегой. URL: http://russian.people.com.cn/31-521/8552632.html

4. Женьминь Жибао. Россия не собирается закрывать двери перед Украиной. URL: http:// russian.people.com.cn/95181/8556614.html

5. Женьминь Жибао. Крым: победы и потери России, Украины и Запада. URL: http:// russian.people.com.cn/95181/8569865.html

6. Женьминь Жибао. Прямые иностранные инвестиции: в чем разница между Китаем и Россией? URL: http://russian.people.com.cn/95181/8568335.html

7. CNTV. В.В. Путин подписал Указ о признании независимости Крыма. URL: http:// www.cntv.ru/2014/03/18/VIDE1395120724716744.shtml

8. Ян Хэнцзюнь. Почему Си Цзиньпинь - это китайский Путин? // URL: http:// russian.people.com.cn/95181/856986665.html

9. Митрохина Т.Н., ГорбачевМ.В., Федорова С.А. Кризисный дискурс официальной власти и системной оппозиции в современной России: сравнительный анализ. М., 2014.

10. Горбачев М.В. Цивилизационный дискурс Д.А. Медведева: основные тренды // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. 2014. № 5.

11. Global Times. Почему у Путина так много поклонников в Китае? URL: http://chinababe.ru/ society/2014/07/04/putin-fever/

V.V. Dautov, N.A. Luchkov Socio-Economic Potential of Russia in the Context of Globalization and the Sanctions of the West

The problem of socio-economic potential of Russia in the context of globalization and Western sanctions is studied. Special attention is paid to the analysis of geo-political, social, economic, political, historical, ideological and demographic processes associated with the need to consolidate the population against trends aimed at the destabilization of the Russian society.

Key words and word-combinations: globalization, sanctions, consolidation, the West, Russia.

Исследуется проблема социально-экономического потенциала России в условиях глобализации и санкций стран Запада. Анализируются геополитические, социальные, экономические, политические, исторические, идеологические и демографические процессы, связанные с необходимостью консолидации против политики, направленной на дестабилизацию российского социума.

Ключевые слова и словосочетания: глобализация, санкции, консолидация, Запад, Россия.

УДК 338(470+571) ББК 65.9(2Рос)

В.В. Даутов, Н.А. Лучков

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И САНКЦИЙ ЗАПАДА

^Территория современной России -на 2015 г. - занимает 17 125 422 км2 (с учетом Крымского полуострова - 27 180 км2), что почти в два раза превосходит площадь США и КНР и в три раза территорию, которую занимает Западная Европа. По состоянию на февраль 2015 г. плотность населения Российской Федерации составляет 8,7 человека на 1 км2, а численность населения 146 264 тыс. человек. Доля населения в

3 8

2015

№ 4 (49)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.