Ченджи Ли, Ю.К. Волобоева, М.В. Горбачев
ИМИДЖ В.В. ПУТИНА В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КИТАЙСКИХ СМИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
В статье анализируется трансформация политического имиджа В.В. Путина в дискурсивном пространстве официальных китайских СМИ. Методологическим инструментарием статьи является дискурс-анализ коммуникативных практик китайских СМИ относительно позиционирования отдельных аспектов политического имиджа современного российского президента (в частности, его медийных компонентов).
Ключевые слова: политический имидж, политическая коммуникация, политические проекты, экономические санкции, геополитический порядок, политический дискурс.
Shengji Li, Y.K. Voloboeva, M.V. Gorbachev
IMAGE OF V.V. PUTIN THE DISCOURSE OF THE CHINESE MASS MEDIA AS THE GUARANTOR OF THE IMPLEMENTATION OF THE MUTUAL POLITICAL-ECONOMIC PROJECTS
The article analyzes the transformations of the political image of V.V. Putin in the discursive space of the official Chinese media. Since the 2000 year in the Chinese public consciousness begins to from the image of V.V. Putin as a representative of Russia. However, interest in the policy pursued by V.V. Putin repeatedly increased only in 2014. This is due to a number of key political events of international scale the Crimean question, the U.S. and the EU sanctions policy, the change in the strategic priorities of Russia, the shift from European to Asian direction. Currently, the Chinese leadership's attitude to Russia political lead has a significant impact on our «Eastern» political and, the most important, economic projects. The position of China in this region has strategic importance, is the guarantor of the success of their implementation.
Keywords: political image, political communication, political projects, economic sanctions, geopolitical order, political discourse.
Начиная с середины 2014 г., интерес китайского общества к политической деятельности российского президента В.В. Путина неуклонно возрастает. Это связано с интенсификацией внешней и внутренней политики в Российской Федерации, с изменениями отношений России и ЕС, России и США, инициативами российского руководства по увеличению числа политико-экономических проектов, в рамках т.н. «восточного партнерства».
Статья основана на переводных материалах центральных китайских СМИ, в частности, общенациональной газеты «Жэньминьжибао», которая освещает внешние политические проблемы, существующие на постсоветском пространстве, деятельность ключевых политических лидеров регионального и глобального масштаба. Примерно с 2000 г. в китайском общественном сознании начинает
© Ченджи Ли, 2016
Студент Университета науки и технологий, КНР ([email protected]) © Волобоева Юлия Константиновна, 2016
Студентка Института юстиции специальности политология (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]
© Горбачев Михаил Валерьевич, 2016
Кандидат политических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
формироваться образ В.В. Путина как представителя России на постсоветском пространстве. Однако вплоть до 2008 г. интерес к политике, проводимой В.В. Путиным, был относительно невысоким. Он многократно возрос только зимой 2014 г., что было связано как с Олимпийскими событиями, активно освещаемыми китайскими СМИ, так и с вариантами возможного решения нарастающего «украинского кризиса». Новый этап, отличающийся ростом интереса к имиджевым характеристикам В.В. Путина, основан на ряде ключевых политических событий международного масштаба конца 2014 — начала 2015 г.: Крымский вопрос, санкционная политика США и ЕС, смена стратегических приоритетов России, переориентация с Европейского на Азиатское направление. В настоящее время отношение китайского руководства к российскому политическому лидеру оказывает существенное влияние на наши «восточные» политические, а главное экономические проекты. Позиция Китая в данном регионе имеет стратегическое значение, служит гарантом успешности их реализации.
В марте 2014 г. китайский интернет-гигант Tencent опубликовал заметку «Любят ли китайцы Путина больше всех?» В конце статьи пользователям предлагалось ответить на вопрос: поддерживают ли они В.В. Путина? Результат — 92% проголосовавших ответили положительно»1. Издательство Глобал Таймс, пытаясь разобраться в такой популярности В.В. Путина у китайцев, замечает один удивительный и не типичный для Китая момент: «За неделю до визита Президента России Владимира Путина в КНР в мае 2015 г., в Китае был выпущен сборник речей и интервью российского Президента под названием «Путин. Избранные труды. 2012-2014 гг.». Как пишет китайское издание Phoenix Weekly, S публикация сборника трудов иностранного лидера — это довольно редкое явле-g ние для Китая. В лучшие годы китайско-советской дружбы в КНР публикова-^ лись избранные работы Ленина и Сталина, но с тех пор ни один советский или ^ российский лидер не удостаивался такой чести2.
I Какие параметры политического имиджа В.В. Путина особенно импонируют
I китайской общественности? Связано ли это с масштабным социокультурным ° сближением России и Китая3 или это одномоментные конъюнктурные вос-
0
1 приятия китайским обществом трансформаций происходящих в современной I российской внешней политике?4 Анализ указанных процессов возможен по-
>§ средством дискурсивной интерпретации политического имиджа российского | Президента китайскими СМИ. Весь набор их дискурсивных практик можно I свести к определенным направлениям.
f Если систематизировать общие комментарии к китайским новостям о
'I В.В. Путине, то можно увидеть, что большинству нравится не столько он сам, g сколько его качества «лидера с характером» и то, что он «готов ответить со всей § жесткостью, когда национальный суверенитет и территориальная целостность I находятся под угрозой», не снимая с себя ответственности за всю страну. Такую J точку зрения подтверждает и журнал «Форбс» опубликовавший рейтинги влиятельных политиков 2014 г., где отмечается наиболее высокий уровень поддержки В.В. Путина в Китае5. В многочисленных комментариях китайских политических обозревателей неоднократно подчеркивалось, что В.В. Путин обладает сильным общественным авторитетом, хорошим образованием и отличным чувством юмора. Это именно те качества, которые позволяют ему управлять государством в 232 критические периоды истории 6.
Ченджи Ли, Ю.К. Волобоева,М.В. Горбачев • Имидж В.В. Путина в дискурсивном пространстве китайских СМИ
Еще одним значительным критерием политического имиджа российского Президента, как отмечают китайские СМИ, является схожесть характеров В.В. Путина и Си Цзиньпина, а также схожесть внутриполитических проблем и проводимой ими политики, такое замечание было сделано Си Цзиньпинем во время одного из визитов в Россию7. В данном случае подчеркивается общность методов решения политических проблем, готовность брать инициативу и ответственность на себя, стремление принимать взвешенные политические решения.
Важным параметром политического имиджа В.В. Путина китайские СМИ считают также физические данные российского Президента. Так, китайские журналисты считают, что Президент сейчас находится в отличной форме и готов остаться на президентском посту до 2018 г.8 Кроме того, внешними составляющими политического имиджа В.В. Путина китайские СМИ называют успех олимпийских игр в Сочи, присоединение Крыма и Севастополя к России9. Данные общественно-исторические события непосредственно связываются с личностью Президента и позиционируются китайскими масс-медиа в качестве персональных имиджевых проектов В.В. Путина.
Попытка обобщенного имиджа В.В. Путина была предпринята в одной из самых известных статей опубликованных в КНР по этой тематике: «Образ Путина глазами китайцев». Китайский политический обозреватель Ли Суйань выделяет 5 критериев положительного восприятия жителями «поднебесной» российского Президента: «Путин — способный руководитель государства, под его руководством Россия уже добилась крупных успехов, и русский народ победит все трудности», «дружественно относится к Китаю» (отмечается урегулирование пограничных вопросов), проведение дружественных годов «Путин проявляет интерес к китайской культуре. Дочери Путина изучали китайский язык, даже пытались учиться кун-фу (т.е. китайскому боевому искусству у-шу) у китайского учителя-монаха», «В.В. Путин говорит правду и не старается приукрасить состояние политики в Российской Федерации», он не только президент, но и обыкновенный человек. «Китайцы заметили, что Путин живет и действует как обыкновенный человек: с обнаженным торсом ловит рыбу в Сибири, танцует с финской женщиной, занимается дзюдо с японской дзюдоисткой, разговаривает о браке дочери со студентами, играет со своей собакой...»10.
Следует подчеркнуть, что в структуре политического имиджа В.В. Путина китайскими СМИ выделяется внешняя и внутренняя его составляющие. В случае личностного политического имиджа внешняя составляющая формируется из таких факторов, как внешность политика, его мимика, жесты, черты характера, образ жизни, которые позиционируются публично. Внутреннюю составляющую отражают уровень духовного и интеллектуального развития, социального опыта, интересов политика, а также его политические идеи. Внешние и внутренние компоненты политического имиджа В.В. Путина раскрываются через его процессуальную составляющую, т.е. то, как политик отстаивает свои политические идеи и интересы в рамках действующей системы мировой политики. При этом необходимо отметить, что внешние параметры политического имиджа российского Президента для китайских масс медиа играют более существенную роль, чем его идеологические компоненты.
1 Информационное агентство Global Times: Почему у Путина так много поклонников в Китае? URL: http://chinababe.ru/2014/07/putin-fever/ (дата обращения: 20.01.2015).
2 См.: Горбачев М.В. Цивилизационная методология в политической компаративистике. Саратов, 2011.
3 См.: Горбачев М.В. Проект Евразийского экономического союза в дискурсивном пространстве СМИ // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. № 5 (44).
4 См.: Официальный сайт общенациональной газеты Китая «Жэньминь жибао». URL: http://world. people.com.cn/n/2014/1110/c1002-26003768.html (дата обращения: 13.12.2014).
5 См.: Там же.
6 См.: Годовая пресс конференция В.В. Путина является позитивной для международного рынка. Официальный сайт общенациональной газеты Китая «Жэньминь жибао». URL: http://world.peop-le.com. cn/n/20-14/1218/c1002-26235575.html (дата обращения: 14.12.2014).
7 Там же.
8 Там же.
9 См.: Ли Суйань. Образ Путина. URL: http://www.ojkum.ru/arc/lib/2009_03_13.pdf (дата обращения: 29.11.2014).
10 Там же.