Научная статья на тему 'Образы России в массовом сознании граждан китайской народной Республики'

Образы России в массовом сознании граждан китайской народной Республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
673
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / POLITICAL IMAGES / РОССИЯ / RUSSIA / КИТАЙ / CHINA / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / POLITICAL INTERESTS / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комбаев Алексей Викторович, Шиляева Анна Николавевна, Табинаева Екатерина Дмитриевна

В статье рассматривается тема российско-китайских отношений. Однако угол рассмотрения несколько отличается от привычных стандартных проблем «большой политики» и экономического сотрудничества. В фокусе исследовательского интереса восприятие России китайскими гражданами с точки зрения текущих отношений и перспектив на будущее. Основываясь на результатах проведенного опроса граждан КНР и контент-анализа публикаций средств массовой информации, авторы приходят к выводу о том, что в китайском обществе формируется положительный образ России и ведущих российских политиков. Россия оценивается как дружественный стратегический партнер, чем и объясняется преобладание положительных откликов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Комбаев Алексей Викторович, Шиляева Анна Николавевна, Табинаева Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF RUSSIA IN MASS CONSCIOUSNESS OF CITIZENS OF PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA

The article considers the theme of the Russia-China relations. However the viewpoint of consideration is somewhat different from the conventional standard problems of «big policy» and economic cooperation. The research interest is focused on the perception of Russia by the Chinese citizens in the context of current relations and prospects for the future. Based on the data of the survey, conducted among the Chinese citizens and the content analysis of mass media publications, the authors made a conclusion that Russia and the leading Russian politicians have got a positive image in Chinese society. Russia is assessed as a friendly strategic partner; this explains the predominance of positive feedback.

Текст научной работы на тему «Образы России в массовом сознании граждан китайской народной Республики»

ИНФОРМАЦИЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ

УДК 327.83

ОБРАЗЫ РОССИИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ ГРАЖДАН КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ*

*Статья выполнена при поддержке гранта Бурятского государственного университета 2015 «Политические образы России в представлениях студенческой молодежи Китая»

© Комбаев Алексей Викторович, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и

социологии Бурятского государственного университета.

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: kombaev@mail.ru

© Шиляева Анна Николавевна, студент исторического факультета Бурятского государственного университета.

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: anna_shilyaeva@mail.ru © Табинаева Екатерина Дмитриевна, студент исторического факультета Бурятского государственного университета.

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: kathekrislove@gmail.com

В статье рассматривается тема российско-китайских отношений. Однако угол рассмотрения несколько отличается от привычных стандартных проблем «большой политики» и экономического сотрудничества. В фокусе исследовательского интереса - восприятие России китайскими гражданами с точки зрения текущих отношений и перспектив на будущее. Основываясь на результатах проведенного опроса граждан КНР и контент-анализа публикаций средств массовой информации, авторы приходят к выводу о том, что в китайском обществе формируется положительный образ России и ведущих российских политиков. Россия оценивается как дружественный стратегический партнер, чем и объясняется преобладание положительных откликов.

Ключевые слова: международные отношения, политические образы, Россия, Китай, политические интересы, сотрудничество.

IMAGES OF RUSSIA IN MASS CONSCIOUSNESS OF CITIZENS OF PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Kombaev Aleksey V., PhD in Political science, Associate Professor, department of political science and sociology, Buryat State University.

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: kombaev@mail.ru Shilyaeva Anna N., Student, historical faculty, Buryat State University. 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: anna_shilyaeva@mail.ru Tabinaeva Ekaterina D., Student, historical faculty, Buryat State University. 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: kathekrislove@gmail.com

The article considers the theme of the Russia-China relations. However the viewpoint of consideration is somewhat different from the conventional standard problems of «big policy» and economic cooperation. The research interest is focused on the perception of Russia by the Chinese citizens in the context of current relations and prospects for the future. Based on the data of the survey, conducted among the Chinese citizens and the content analysis of mass media publications, the authors made a conclusion that Russia and the leading Russian politicians have got a positive image in Chinese society. Russia is assessed as a friendly strategic partner; this explains the predominance of positive feedback. Keywords: international relations, political images, Russia, China, political interests, cooperation.

Распад Советского Союза стал знаковым событием в международных отношениях после Второй мировой войны, оказавшим влияние на расстановку сил во всем мире. Закончилась холодная война и биполярная система перестала существовать. Сложившаяся ситуация привела к глубоким

структурным изменениям всей системы международных отношений, к пониманию необходимости поиска новых моделей взаимоотношений между странами, в том числе и между вчерашними союзниками и противниками. В связи с этим возрастает потребность в изучении нетрадиционных аспектов международных отношений, среди которых одним из наиболее перспективных выступает исследование политических образов и имиджей государства. Имидж государства играет важную роль во многих сферах, связанных с международными отношениями. Он оказывает значимое воздействие на развитие политических, торгово-экономических, военно-стратегических отношений с другими странами.

Политические образы представляют собой сложное и многогранное отражение политической реальности в общественном и индивидуальном сознании, которое формируется на двух уровнях -рациональном и эмоциональном, на основе смешения осознаваемых представлений, мнений и оценок и неосознанных эмоций, чувств, реакций людей. Политический образ, с одной стороны, представляет собой отражение реальных характеристик объекта восприятия, а с другой стороны - проекцию ожиданий субъекта восприятия.

Основным инструментом построения политических образов являются средства массовой информации. СМИ в современном обществе выступают в качестве мощного инструмента продвижения государств, политических институтов и конкретных политических фигур на политической арене. Частота появления в теле- и радиоэфирах обеспечивает необходимый эффект узнаваемости, что несомненно повышает конкурентоспособность политических акторов и усиливает потенциал их влияния.

Несмотря на то, что государство как основной актор сохраняет свою значимость в сфере международной информационной политики, средства массовой информации выступают в роли активного и относительно самостоятельного субъекта политической сферы жизни общества. Представления населения о политиках зачастую формируются не в результате личного контакта с ними и не на основе политической идеологии и программы действий, а под воздействием получаемой информации из СМИ. Средства массовой информации выступают в роли посредника между обществом и властью, оказывающим глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории.

Современное политическое взаимодействие России и КНР развивается как отношения стратегического партнерства, но в массовом сознании населения наших стран все еще воспроизводятся взаимные негативные представления о жителях, культуре и политическом устройстве. Население современного Китая характеризуется относительной информационной открытостью и обладает доступом к различным источникам информации, что, с одной стороны, приводит к усложнению представлений о России в общественном сознании, а с другой - существенно расширяет возможности информационного и исследовательского взаимодействия.

В настоящее время в политической науке и практике получила признание концепция «мягкой силы», в которой большое значение придается нетрадиционным способам воздействия на государства, население и общественное мнение иных стран через СМИ, негосударственный сектор и массовую культуру. В ее основе лежат идеи о политических и культурных ценностях, транслируемых на другие страны с целью увеличения влияния на их население. Во внешней политике современной России «мягкой силе» также отводится важное место. Созданы такие структуры как Россотрудничество и фонд «Русский мир», инициируются контакты между образовательными, научными и культурными организациями, как государственными, так и негосударственными. Имидж России на международной арене весьма противоречив, несмотря на проводимую политику по его улучшению, он все еще далек от желаемого позитивного образа. Поэтому изучение политических представлений населения Китая о России имеет существенный прикладной потенциал.

Формирование позитивного образа является одной из приоритетных задач для России. Сегодня предпринимаются активные попытки построения долгосрочной коммуникационной стратегии по управлению образом. И в этой ситуации использование зарубежных СМИ выходит на первый план. Все возрастающая роль средств массовой информации обязывает оказывать должное внимание исследованию влияния медиа на национальную и международную политику, на общественное мнение.

На данный момент КНР является одним из главных политических и экономических партнеров России, поэтому очень важно знать какой ее представляют граждане и политические деятели этой страны. Для исследования данной проблемы нами был использован метод контент-анализа публикаций официальных сайтов ежедневных газет «China Daily» и «Жэньминь Жибао», вышедших с 1 января 2008 г. по 1 августа 2014 г., что составляет 5% от общего количества публикаций за данный пери-

од. Вторая часть исследования включала проведение интернет-опроса граждан КНР, цель - выявление психологических характеристик восприятия образа Российской Федерации. Интернет-опрос был представлен в виде анкеты, в которой респонденты самостоятельно отвечали на поставленные вопросы. Анкета включала смешанные вопросы: прямые, оценочные и фактологические, направленные на выявление мнений, оценок респондентов и проверку их знаний. В ходе опроса было опрошено 238 респондентов, среди которых 158 юношей и 80 девушек. Тип выборки: квотная. Отбор производился по наиболее значимому в рамках исследования критерию - возрасту респондентов. Средний возраст опрошенных - от 18 до 22 лет.

Первый этап исследования включал количественный контент-анализ наиболее влиятельных информационных агентств Китая. Количественный анализ позволил нам установить видимость новостной темы путем подсчета через статистическую программу частоты появления в массиве данных тех или иных субъектов-прообразов имиджа страны. Таким образом, были выделены основные субъекты, которые появляются на страницах китайских средств массовой информации.

Важным критерием при анализе публикаций является авторство материала. Большинство материалов, посвященных внешней и внутренней политике Российской Федерации, публикуются под авторством информационного агентства «Xinhua» и представляют собой официальные информационные статьи; меньше четверти статей написаны посредниками с пометкой «Agencies», и наименьшее количество материалов опубликовано самими «Жэньминь Жибао» и «China Daily». В связи с выборами в ГД РФ 2011 г. популярными были статьи «Li Xiaokun» и «Hu Yinan», представлявших миссии международных наблюдателей на данных выборах. Достаточно редко используются иностранные издания, типа «Associated Press in Washington», статьи Дж. С. Ная (пользующегося популярностью среди китайской элиты, благодаря концепции «мягкой силы»), иногда встречаются статьи, написанные российскими аналитиками (Д. В. Тренин).

Статьи, связанные с экономикой РФ и экономическим сотрудничеством РФ и КНР, в равном количестве публикуются под авторством «Жэньминь Жибао», «China Daily» и «Xinhua», но достаточно большое их количество пишут экономические аналитики. Среди последних можно выделить Ding Qingfen, который занимается изучением торговли между РФ и КНР в приграничном Хейлуцзяне; Du Juan, публикующего аналитические статьи о газовом транзите из России в Китай. Также среди анализируемых публикаций можно отметить статью В. Ф. Вексельберга (Президент фонда Сколково), посвященную анализу сотрудничества с ближайшими соседями в сфере высокотехнологичных разработок.

Следует отметить и то, что при написании статей с аналитической частью в качестве экспертов гораздо чаще выступают китайские ученые и аналитики, нежели зарубежные. В то же время можно выделить фигуру С. С. Цыплакова (торговый представитель РФ в КНР), который является наиболее популярным российским экспертом по экономическим взаимоотношениям. Популярными экспертами мнений в области внешнеполитической деятельности являются В. В. Путин - президент РФ, Д. А. Медведев - экс-президент РФ, премьер-министр Правительства РФ, С. В. Лавров - министр иностранных дел, Д. В. Тренин - директор Карнеги-центра в Москве.

В ходе исследования было выявлено, что большинство статей, опубликованных информационными агентствами «Жэньминь Жибао» и «China Daily», носят нейтральную и положительную оценку Российской Федерации как субъекта международной политики, и лишь чуть более 10% имеют негативные оценки. Стоит отметить, что китайские журналисты в своих статьях крайне корректны и используют лишь нейтрально окрашенную лексику.

Среди публикаций, посвященных присоединению Крыма к территории Российской Федерации, ранние носили нейтральную оценку, более поздние статьи - положительную. По украинскому вопросу приводилось интервью экс-президента СССР М. С. Горбачева о ситуации в Восточной Украине, которая также получила положительный отклик. Было опубликовано эксклюзивное интервью министра иностранных дел С. В. Лаврова и аналитическая статья о заключении газового контракта, носившие нейтральный характер.

Большое значение в восприятии информации играют визуальные материалы, включающие фотографии, иллюстрации, схемы, видеоряд и многое другое. Невербальный текст усиливает информационный посыл, способствует более эффективному привлечению внимания к сообщению.

На основании статистического анализа частоты встречаемости слов и категорий в текстах статей «Жэньминь Жибао» и «China Daily» были выделены основные прообразы имиджа Российской Федерации, то есть был составлен список основных понятий, которые попадают в новостную видимость китайских СМИ.

В результате контент-анализа были выявлены основные составляющие политического образа России в Китае, которые в первую очередь представлены крупными политическими деятелями: Президентом Российской Федерации, министром иностранных дел, Председателем Правительства, спикером Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, спикером Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; внешнеполитической деятельностью России: тесным и взаимовыгодным сотрудничеством между КНР и РФ, проблемной ситуацией на Украине.

Проведенный анализ показал, что и информационное агентство «China Daily», и «Жэньминь Жибао» формируют положительный имидж Российского государства для населения Китая. В публикациях данных информагентств наша страна выступает в роли дружественного и стратегического партнера в области торгово-экономических и военно-стратегических отношений.

В Китае необычайно популярна фигура президента В. В. Путина. Так, в марте этого года китайский интернет-гигант «Tencent» опубликовал заметку «Любят ли китайцы Путина больше всех?». В конце статьи пользователям предлагалось ответить на вопрос, поддерживают ли они Путина. 92% проголосовавших ответили положительно.

Положительное влияние на образ РФ оказывает не только восприятие личности В. В. Путина, который олицетворяет в Китае укрепление власти и возрождение России, но и образ СССР, прочно закрепившийся в массовом сознании китайских граждан как сильное государство, обладающее серьезным военным потенциалом и развитой научно-технической базой. В то же время Россия воспринимается как амбициозная и агрессивная страна, что в основном рассматривается в положительном ключе: сильный сосед способен оказать Китаю действенную помощь в вопросе безопасности. В целом Россия расценивается как государство, которое в наибольшей степени отвечает стратегическим интересам Китая, чем и объясняется преобладание положительных откликов.

При написании статей китайские журналисты отталкиваются главным образом от собственных наблюдений и информации, полученной из интервью политических деятелей и экспертов, поэтому доля статей информационного характера составляет 52%, информационно-аналитического - 43%, и лишь порядка 7% статей содержат чистую аналитику. Наибольший интерес у читателей вызывают публикации политического и экономического блока, гораздо реже читателей интересуют культурные новости России, наиболее же популярными являются новости спорта.

Также следует отметить тот факт, что отношение китайских журналистов к России не менялось на протяжении последних 7-8 лет, и критика российских властей остается на минимальном уровне. Отрицательную оценку у китайских средств массовой информации получили события, связанные со шпионским скандалом в Нью-Йорке и отставкой министра экономики А. Л. Кудрина, считавшегося залогом стабильности экономической ситуации в РФ. Также негативные отзывы получили скандалы, связанные с использованием допинга российскими спортсменами. Но количество статей с положительной оценкой действий России на международной арене кардинально превалирует, что еще раз подтверждает тот факт, что Китайская Народная Республика хочет видеть в Российской Федерации надежного экономического и политического партнера и стремится создать соответствующий образ в среде своих граждан.

Проведенный нами социологический опрос также показал, что большинство респондентов положительно отзываются о России, ее взаимоотношениях с Китаем и деятельности В. В. Путина. Подавляющая часть ответов свидетельствует о том, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика рассматривают друг друга как важных стратегических партнеров. Однако по отношению к политическим партиям жители Китая склонны выказывать отрицательные настроения, поскольку считают их представителей коррумпированными личностями. Часть опрошенных обращает внимание на проблему национализма - почти половина респондентов лично сталкивалась с проявлениями националистических настроений, что говорит о некоторой напряженности политической, экономической и межнациональной ситуации в России.

В ходе исследования были выявлены отличия восприятия образа России среди граждан КНР, проживающих на территории Китая и китайских граждан, которые проживают или учатся в России. Кроме того, выявлены отличия во мнениях и оценках представителей Северного и Южного континентального Китая. Респонденты, проживающие в Китае, старались избегать вопросов, касающихся политической деятельности Китая и России. Возможно, это обусловлено сдержанностью китайского населения, недостаточной вовлеченностью молодежи в политические процессы и опасением за использование полученных данных представителями спецслужб или иными правоохранительными органами.

Другой отличительной особенностью является различие в понимании политической и международной действительности среди представителей Северного и Южного Китая. Студенты, проживающие в Северном Китае, по сравнению со студентами Южного Китая более сдержаны, корректны и в большей степени информированы о политических процессах, происходящих на территории Китая. Представители Южного Китая более открыты к диалогу с внешним миром и в большей степени информированы о внешнеполитической деятельности не только своего государства, но и всего мирового сообщества.

На фоне этих отличительных особенностей восприятия Российской Федерации в Китае происходит переоценка существующих образов власти различных исторических периодов, а также сопоставление российского образа власти к китайскому образу, которые фактически содержат противоположные характеристики.

В результате исследования стало ясно, что формирование образа России зависит не только от политики СМИ Китая и международных отношений, но и от внутренней политики КНР. Противостоять негативным и нейтральным тенденциям восприятия России возможно только посредством грамотной, своевременной и эффективной информационной политики.

Образ страны состоит из трех главных компонентов: пространственного, образа политического лидера и образа власти. Применительно к образу Российской Федерации в сознании студенческой молодежи Китая результаты привели к следующим выводам:

1. Пространственный компонент образа Российской Федерации представлен через парадигму богатства природными ресурсами и удобного географического положения, способствующего всестороннему взаимодействию с приграничными территориями. Несмотря на выгодное местоположение и обилие природных ресурсов, Российская Федерация, по мнению респондентов, использует их неэффективно. Поэтому, пространственный компонент образа не работает для формирования положительного восприятия Российской Федерации;

2. Образ политического лидера представлен в лице Президента Российской Федерации -В. В. Путина. Популярность Президента России в КНР связана с жестким стилем принятия решений, который направлен на равноправный диалог со странами Запада, эффективным решением территориальных проблем и статусом успешного человека во всех сферах жизнедеятельности;

3. Образ власти менее всего понятен, поскольку понятие «власть» в массовом сознании граждан Китайской Народной Республики носит персонифицированный характер, который выражается в деятельности В. В. Путина, Д. А. Медведева и С. В. Лаврова. Несмотря на то, что в ходе социологического опроса было выявлено, что китайское общество считает российских политиков сильными, у них все же не возникает понимания власти в Российской Федерации, что способствует формированию когнитивно простого образа власти - слабого и непривлекательного.

В заключении можно добавить, что образ Российской Федерации как в сознании политической элиты, так и в массовом сознании, носит весьма сложный и подчас разнонаправленный характер. На рациональном уровне позитивно оценивается русская история, культурные, научные и просветительские достижения. Негативные же образы относятся к текущей ситуации в социально-экономической, политической, межнациональной сферах, взаимоотношениям политической элиты и граждан. На бессознательном уровне восприятия в образе России преобладают такие ассоциации, как природа, научные, спортивные достижения.

Литература

1. Современные российско-монгольские отношения: модели и сценарии / под ред. В. А. Родионова. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2013. - 248 с.

2. Родионов В. А. Политические образы России в дискурсивных практиках СМИ Монголии // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Востоковедение. - 2014. - №8. - С.152-155.

3. Бадмацыренов Т. Б., Родионов В. А. Модели и сценарии международных отношений: Россия и Монголия // Власть. - 2013. - №9. - С.74-78.

4. Актамов И. Г. Гуманитарная география трансграничья: ценностные доминанты и модели поведения иностранных студентов // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Педагогика. - 2012. -№1(1). - С.5-10.

References

1. Sovremennye rossiisko-mongol'skie otnosheniya: modeli i stsenarii [Modern Russian-Mongolian relations: models and scenarios]. Ulan-Ude: Buryat State University publ., 2013. 248 p.

2. Rodionov V. A. Politicheskie obrazy Rossii v diskursivnykh praktikakh SMI Mongolii [Political image of Russia in the discursive practices of Mongolian media]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Vos-tokovedenie - Bulletin of Buryat State University. Ser. Oriental studies. 2014. No. 8. Pp. 152-155.

3. Aktamov I. G. Gumanitarnaya geografiya transgranich'ya: tsennostnye dominanty i modeli povedeniya inos-trannykh studentov [Humanitarian geography of transboundary: value dominants and behavior models of foreign students]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika - Bulletin of Buryat State University. Ser. Pedagogy. 2012. No. 1(1). Pp. 5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.