ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Т О Р Г О В Л Я Р О С С И И В Н О В Ы Х П О Л И Т И К О-Э К О Н О М И Ч Е С К И Х у С Л О В И Я Х
Шишкин Анатолий Викторович
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: shishkin.av@rea.ru
В статье рассмотрено влияние санкций, введенных ЕС и США против России, и ее ответных мер на торгово-экономические отношения между ними. Приводятся примеры негативного и позитивного развития процессов, обусловленных санкциями. Влияние санкций проиллюстрировано анализом изменения товарооборота России с ведущими странами ЕС и США за 2013-2015 гг. Автор обращает особое внимание на серьезные вызовы в связи с формированием новых мегарегиональ-ных экономических объединений по инициативе США.
Ключевые слова: внешняя торговля, санкции, импорт, экспорт, ЕАЭС, региональная интеграция.
T R A D E O F R U S S I A I N N E W P O L I T I C A L A N D E C O N O M I C C O N D I T I O N S
Shishkin, Anatoly V.
Doctor of Economics, Professor of the Marketing Department of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: shishkin.av@rea.ru
In article influence of the sanctions imposed by the EU and the USA against Russia and its response measures on trade and economic relations between them is considered. Various estimates of effects and their importance, especially for Russia are given, as well as the examples of negative and positive development processes caused by the sanctions. The impact of sanctions is illustrated with the analysis of changes in the trade turnover of Russia with leading countries of the EU and the United States in 2013-2015. The author pays special attention to serious challenges in
connection with the formation of a new megaregional economic associations at the initiative of the United States.
Keywords: foreign trade, sanctions, import, export, EAEU, regional integration.
Отношения России с США и ЕС после 2014 г. существенно изменились. Прежде всего это было обусловлено теми санкциями против России, начало которым было положено США в марте 2014 г. под предлогом событий на Украине.
Санкции поддержали Канада (украинское лобби) и Евросоюз, мотивируя это якобы подрывом со стороны России территориальной целостности Украины.
Санкции вводились по трем направлениям: против российских граждан, против компаний, финансово-экономические меры.
Россия 20 марта 2014 г. приняла ответные меры против США и Канады, а с 7 августа 2014 г. в соответствии с Указом Президента от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввела ограничения по импорту из стран, которые ввели санкции. Естественно, что эти ограничения не касались товаров, произведенных на территории Белоруссии и Казахстана. Российское продовольственное эмбарго было вынужденной мерой и подтолкнуло страну к реализации политики импортозамещения.
Понятно, что не ситуация на Украине стала причиной западных санкций. Со всей очевидностью это подчеркнул Президент России В. В. Путин, выступая перед представителями СМИ на Петербургском экономическом форуме 18 июля 2016 г. Через санкции США пытаются подрывать оборонно-промышленный потенциал России. Продлевая санкции после 6 марта 2016 г., президент США Барак Обама, ссылался на «необычайную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и зарубежной политике США» со стороны России1. Другими словами, сильная и развивающаяся Россия как партнер США не нужна, а соответственно, и ее сателлитам в Европе.
Ухудшение политического климата неразрывно связано с экономическими потерями. В публикациях и выступлениях называются разные цифры потерь с той и с другой стороны.
1 Обама продлил санкции в отношении России, введенные в марте 2014 года. - URL: https://ria. ru/economy/20160302/1383328584html
Через год после введения санкций В. В. Путин оценил потери России в 160 млрд долларов1. Похожие цифры озвучивают и чиновники экономического блока. Министр финансов Антон Силуанов оценивает потери России только от западных санкций в 40 млрд долларов в год и около 100 млрд долларов от падения цен на нефть2. Евсей Гурвич и Илья Прилепский из экономической экспертной группы называют цифру 170 млрд долларов за 3 года3. Таким образом, по экспертной оценке, годовые потери от санкций для России составили 40-50 млрд долларов. Не очень-то и существенный убыток.
А что же Европа? По данным Евростата, Европа потеряла 8 650 млн евро из-за введенных Россией санкций и контрмер. Больше всех понесла потери Германия - 2,5 млрд евро или почти 1/3 от всех убытков европейцев. Далее идут Италия (668 млн евро), Франция (612 млн евро), Нидерланды (590 млн евро), Польша (521 млн евро) и
др.4
В то же время многие аналитики считают информацию Евростата о потерях заниженной.
Австрийский институт экономических исследований (ШШО) привел топ-15 стран, экономика которых страдает от санкций, введенных в отношении России, и ее контрсанкций. Пессимистический сценарий демонстрирует существенный ущерб для экономики стран ЕС. Так, Германия потеряет около 30 млрд евро (по данным Евростата 2,5 млрд евро), Италия 16,3 млрд евро, Франция - 11,1 млрд евро, Великобритания - 9, Нидерланды - 3,9й. И это не считая потерь по рабочим местам.
Можно было бы и дальше приводить различные цифры. Потери Запада для нас - больше эмоциональный фон. А вот наши потери по большому счету до конца не просчитаны. Консервативная оценка потерь от санкций - 40 млрд долларов - включает отток (не приток) импортного (западного) капитала в Россию. Ограничения ЕС и США по кредитованию банков и компаний, включенных в санкционный список, плюс «мусорный» инвестиционный рейтинг, никак не способствуют развитию экономики. Прорыв на Петербургском форуме окажет свое влияние через несколько лет. Также весьма велика зависимость
1 Путин оценил потери России от санкций в 160 млрд долларов. - URL: http://www. vedomosti.ru/economics/news/2015/04/27/putin-otsenil-poteri-rossii-ot-sanktsii-v-160-mlrd
2 Минфин назвал потери России от санкций и снижения цены на нефть. - URL: http: // www.interfax.ru/business/408899
3 Экономика России лишилась 8,4% роста. - URL: http://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2016/02/05/626922-ekonomika-lishilas
4 URL: http://ec.europa.eu/eurostat
5 Ущерб антироссийских санкций для стран ЕС. - URL: https://ria.ru/infografika/ 20150706/1116821199.html
нашей нефтегазовой отрасли от западных технологий. При этом электроника в вооружении на 90% импортная.
Было бы неверно рассматривать санкции негативно. Не случайно продвинутые аналитики писали, что, если бы санкций не было, их стоило бы выдумать, а патриотически настроенные экономисты и чиновники ратуют за их продление. И для этого есть обнадеживающие примеры. Продовольственное эмбарго подтолкнуло и активизировало политику импортозамещения. Результаты очевидны. Вместо пустых полок - рост производства мяса, птицы и молока. Зерновое хозяйство становится, как и раньше, экспортно ориентированным. Сейчас главное сделать процесс импортозамещения необратимым. В финансовой сфере заработала национальная платежная система «МИР», которая охватывает в первую очередь клиентов Крыма.
Рассмотрим, как повлияли санкции на товарооборот России с США, ЕС в целом и рядом европейских стран до и после введения санкций и продовольственного эмбарго.
По итогам 2013 г. российско-американский товарооборот составил 27,67 млрд долларов, в том числе экспорт России в США -11,13 млрд долларов, а импорт России из США - 16,53 млрд долларов1.
Основу российского экспорта в США составляли нефть и нефтепродукты - 72%, металлы и изделия из них - 14%, продукция химической промышленности - 9%.
В российском импорте из США преобладали машины, оборудование и транспортные средства - 63%, продукция химической промышленности - 10%, продтовары и сельскохозяйственное сырье - 9%.
Были приостановлены переговоры по модернизации договорно-правовой базы торгово-экономического сотрудничества, а также взаимодействие по ряду проектов.
В 2014 г. товарооборот России и США развивался больше по инерции и составил 29,13 млрд долларов, в том числе экспорт -10,63 млрд. долларов и импорт - 18,49 млрд долларов. Причем импорт по всем годам превалирует над экспортом. Изменилась также структура импорта и экспорта.
В 2015 г. товарооборот упал на 1/3 и составил 20,96 млрд рублей, импорт уменьшился в 1,61 раза.
Данные за 4 месяца 2016 г. свидетельствуют о дальнейшем снижении товарооборота России и США. Однако объемы товарооборота были столь незначительны для ведущих держав мира, что их изменения не оказали заметного влияния на общее состояние торгово-экономических отношений.
1 По данным Евразийской экономической комиссии. - URL: http: //www. eurasiancom-mission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Pages/default.aspx
Более показательна динамика товарооборота России со странами ЕС с 2013 по апрель 2016 г.1 В 2013 г. оборот составлял 417,63 млрд. долларов, в том числе экспорт - 283,42 млрд долларов, а импорт -134,21 млрд долларов. Прежде всего можно заметить, что оборот России с Евросоюзом в 15 раз больше, чем с США. Естественно, что влияние западных санкций и продовольственного эмбарго России сильнее сказалось на товарообороте со странами ЕС. Спад в торговле уже обозначился в 2014 г. К 2016 г. оборот снизился в 1,8 раза, экспорт -в 1,7 раза, импорт - в 1,9 раза.
Следует также учесть, что в отличие от оборота с США, в отношениях России с ЕС экспорт преобладает над импортом почти в 2 раза.
В 2013 г. основной оборот приходился на Нидерланды (18,2%). Они же являлись основным импортером из России (около 25% всего импорта со странами ЕС). На втором месте - Германия (17,9%), на третьем - Италия (около 13%). Наиболее сбалансированными торговые отношения были с Германией (50/50).
В 2015 г. ситуация резко изменилась. По доле в товарообороте с Россией на первое место вышла Германия (19,4%) притом, что сам оборот уменьшился в 1,6 раза. Оборот с Нидерландами уменьшился в 1,7 раза, а его доля составила 18,6%. В целом экспорт из России в страны ЕС сократился [2. - С. 142].
Санкционные меры и продовольственное эмбарго привели к сокращению объема закупок по импорту почти на 50%: из Германии -в 1,9 раза, Франции - в 2,2 раза, Италии - в 1,8 раза, Нидерландов -в 1,9 раза2. Видимо, наши западные оппоненты и рассчитывали на то, что сокращение импортных поставок, особенно по продовольствию, приведет к негативным последствиям, социальным волнениям и пустым полкам. Но этого не произошло.
Поступления по импорту в товарных ресурсах розничной торговли Российской Федерации сократились с 44% в 2013 г. до 38% к 2016 г.3 Однако оборот продовольственных товаров в розничной торговле Российской Федерации не только не уменьшился, но и вырос на 20% и составил в 2015 г. 13 419 312 млн рублей4. Более того, товарная структура оборота розничной торговли, в том числе по пищевым продуктам, практически не изменилась (таблица). Произошло это в основном благодаря политике импортозамещения и поиску новых торговых партнеров.
1 URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat /tradestat/ tables/ extra/Pages/default.aspx
2 Там же.
3 URL: Ыйр://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ еПетрме/retail/#
4 Там же.
Товарная структура оборота розничной торговли* (в %)
Вид товара 2013 2014
Все товары 100 100
Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия 47,0 47,0
Мясо животных и домашней птицы 3,4 3,4
Продукты из мяса 3,9 3,8
Консервы из мяса 0,4 0,4
Рыба и морепродукты 1,9 2,0
Животные масла 0,7 0,7
Растительные масла 0,6 0,5
Маргариновая продукция 0,2 0,1
Цельномолочная продукция 2,1 2,3
Сыры жирные 1,0 1,1
Яйцо птицы 0,6 0,6
Сахар 0,8 0,8
Кондитерские изделия 3,0 2,9
Мука 0,4 0,4
Крупа 0,5 0,5
Макаронные изделия 0,5 0,5
Хлеб и хлебобулочные изделия 2,2 2,2
Свежий картофель 0,5 0,5
Свежие овощи 1,4 1,4
Свежие фрукты 1,6 1,7
Чай 0,5 0,5
Алкогольные напитки и пиво 7,4 7,1
Табачные изделия 1,8 2,0
Непродовольственные товары 53,0 53,0
Источник: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/ retail/#
Интерес могут представлять изменения товарной структуры торговли Российской Федерации со странами ЕС.
В российском экспорте в страны ЕС за исследуемый период почти на 20% уменьшились поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья [4. - С. 11-12]. Более чем на 50% сократились поставки топливно-энергетических товаров, на 25% - продукции химической промышленности и металлов1. В то же время резко (на 60%) сократился импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья из стран ЕС [1. - С. 6]. Хотя импорт топливно-энергетических ресурсов и сократился почти в 2 раза, объемы поставок по-прежнему представляют незначительную величину и долю в обороте (менее 1%). Почти на 40% уменьшились закупки продукции химической промышленности и на
1 Таможенная статистика внешней торговли (ФТС России). - URL: http:// stat.c customs. ru
55% - металлов. На 50% меньше было поставлено машин и оборудования, а также транспортных средств из стран ЕС.
Во все времена торговля была показателем уровня межгосударственных отношений. На встречах руководителей государств обычно одним из первых стоит вопрос товарооборота и его динамики между странами. В основе межстранового оборота лежит, как правило, международное разделение труда. Закупают то, чего нет, а продают то, что в излишке. Это экономическая оболочка трансакции. Но могут быть и политические мотивы, которые выступают в качестве сдерживающих факторов. Введение против России санкций и продление их до 31 января 2017 г. относится именно к этой категории. В условиях глобализации и углубления специализации товарооборот в региональных, национальных и межстрановых форматах должен расти. Любые ограничения являются нарушением основополагающих принципов ООН и ВТО, направленных на свободное перемещение людей, капиталов, товаров и услуг.
Меры, предпринимаемые США и некоторыми странами ЕС в рамках санкций, являются частью общей политики на разрушение устоявшегося миропорядка. Формирование на постсоветском пространстве различных региональных объединений рассматривается США как покушение на их единоначалие и авторитет. Не дает покоя США и экономическая интеграция в рамках Евразийского экономического союза по Договору от 29 мая 2014 г.
Становится очевидным, что происходящие в мировой экономике процессы регионализации и глобализации являются закономерными и будут вовлекать в свою орбиту все новые и новые страны. Вместе с тем понятно, что эти процессы должны развиваться по согласованной траектории с учетом интересов вовлеченных сторон.
Создание в 2015 г. по инициативе США новых торгово-экономических объединений таких, как Транстихоокеанское торговое партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (ТТИП) формирует, по сути, новую структуру мирового экономического пространства и, в частности, закладывает основы большого Евразийского партнерства. В этих меняющихся условиях России и странам ЕАЭС потребуется выработать адекватные механизмы сотрудничества и стратегию развития союза.
Список литературы
1. Барковский А. Н., Алабян С. С., Морозенкова О. В. Последствия западных санкций и ответных санкций Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 9. - С. 3-7.
2. Гладков И. С. Внешняя торговля Российской Федерации на современном этапе: новые тренды 2015 г. // Власть. - 2016. - № 3. -С.136-145.
3. Лебедева Л. Ф., Мигалева Т. Е., Подбиралина Г. В. Евразийский экономический союз: новый этап экономического взаимодействия / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 3 (81). - С. 117-127.
4. Спартак А. Н., Салматов В. Теоретические и практические аспекты формирования мегарегиональных торгово-экономических блоков в АТР / / Международная экономика. - 2016. - № 5. - С. 9-20.
5. Шишкин А. В., Латышов А. В. Внешняя торговля России в 2014 году: взгляд из-под санкций / / Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 2 (2). - С. 44-56.
References
1. Barkovskiy A. N., Alabyan S. S., Morozenkova O. V. Posledstviya zapadnykh sanktsiy i otvetnykh sanktsiy RF [The Effects of Western Sanctions and Russian Counter Sanctions], Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, [Russian Foreign Economic Journal], 2015, No. 9, pp. 3-7. (In Russ.).
2. Gladkov I. S. Vneshnyaya torgovlya Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape: novye trendy 2015 g. [Foreign Trade of the Russian Federation at the Present Stage: New Trends of 2015], Vlast [The Authority], 2016, No. 5, pp. 9-20. (In Russ.).
3. Lebedeva L. F., Migaleva T. E., Podbiralina G. V. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: novyy etap ekonomicheskogo vzaimodeystviya [Eurasian Economic Union: a New Stage of Economic Cooperation], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 3(81), pp. 117-127. (In Russ.).
4. Spartak A. N., Salmatov V. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty formirovaniya megaregional'nykh torgovo-ekonomicheskikh blokov v ATR [Theoretical and Practical Aspects of the Formation of Megaregional Trade Blocs in Asia Pacific], Mezhdunarodnaya ekonomika [The World Economics], 2016, No. 5, pp. 9-20. (In Russ.).
5. Shishkin A. V., Latyshov A. V. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2014 godu: vzglyad iz-pod sanktsiy [Foreign Trade of Russia in 2014: a View through the Sanctions], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika
[International Trade and Trade Policy], 2015, No. 2 (2), pp. 44-56. (In Russ.).