Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тоглоева Д.П., Дондоков З.Б.-Д.

В России на всех уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном) стала формироваться система социально-экономического мониторинга. В связи с этим развитие муниципальных образований основывается на социально-экономическом мониторинге и зависит от качества его проведения. В настоящей работе проведен анализ показателей по видам муниципальных образований региона. Сделан вывод о необходимости детального подхода к выбору показателей и оценки их значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC MONITORING OF MUNICIPALITIES OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

In Russia at all levels of government (federal, regional and municipal) a system of socio-economic monitoring has been formed. In this regard, the development of municipalities is based on the social and economic monitoring and depends on its quality. In this paper, an analysis of indicators by types of municipalities of the region is worked out. It is concluded that it is necessary to choose a detailed approach to the selection of indicators and assess their significance.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

Д.П. Тоглоева, аспирант кафедры «Налоги и налогообложение», ВСГТУ З.Б.-Д. Дондоков, д-р экон. наук, проф. ВСГТУ

УДК 33 (571.54)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В России на всех уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном) стала формироваться система социально-экономического мониторинга. В связи с этим развитие муниципальных образований основывается на социально-экономическом мониторинге и зависит от качества его проведения. В настоящей работе проведен анализ показателей по видам муниципальных образований региона. Сделан вывод о необходимости детального подхода к выбору показателей и оценки их значимости.

Ключевые слова: муниципальное образование; показатели социально-экономического развития, социально-экономический мониторинг, индикатор, муниципальная статистика.

D.P. Togloeva, P.G., Z.B.-D. Dondokov

SOCIAL AND ECONOMIC MONITORING OF MUNICIPALITIES OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

In Russia at all levels of government federal, regional and municipal) a system of socio-economic monitoring has been formed. In this regard, the development of municipalities is based on the social and economic monitoring and depends on its quality. In this paper, an analysis of indicators by types of municipalities of the region is worked out. It is concluded that it is necessary to choose a detailed approach to the selection of indicators and assess their significance.

Key words: municipality; indicators of social and economic development, social and economic monitoring indicator, the municipal statistics.

Особое место в развитии регионов и муниципальных образований занимает социально-экономический мониторинг, который применяется в управлении социально-экономическими системами для обоснованного принятия решений, регулирования развития, а также предполагает отслеживание динамики для оценки достигнутых результатов.

Поиск эффективных путей развития территорий послужил причиной создания на всех уровнях управления системы социально-экономического мониторинга.

Обращение к проблеме мониторинга объясняется, с одной стороны, начавшимся его применением в управлении социально-экономическими системами, а с другой - проблемами, возникающими при определении методов проведения и выявления его эффективности.

Существуют различные трактовки термина «мониторинг». Современной наукой под социально-экономическим мониторингом понимают систему наблюдения, оценки, анализа и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории субъекта федерации, местного самоуправления. Главная цель социально-экономического мониторинга заключается в обеспечении муниципальных образований своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах экономики, о складывающейся социальной ситуации для принятия решений, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций [3].

На наш взгляд, сущность социально-экономического мониторинга можно свести к следующему.

1. Социально-экономический мониторинг представляет собой емкое понятие, включающее совокупность всех методов изучения социально-экономической обстановки, складывающейся на территории. Как непрерывный процесс в данном случае мониторинг представляет собой ряд последовательных этапов: наблюдение; сбор; анализ ситуации; оценка развития и принятых мер.

2. Социально-экономический мониторинг также можно рассматривать как организованную и постоянно действующую систему, построенную на определенных принципах, научно обоснованных методах его проведения, имеющую своей целью совершенствование социально-экономического развития территории, повышение качества жизни населения.

Таким образом, сущность социально-экономического мониторинга можно свести к следующим процессам, характеризующим развитие территории и его потенциала:

социальным (состояние занятости населения, уровень жизни, состояние социальной сферы и уровень его развития, здравоохранение, образование);

финансово-экономическим (бюджет, налоги, инвестиции);

демографическим (численность и структура населения, демографическая обстановка, миграционные процессы);

экологическим (характеристика экологической ситуации на территории, наличие экологических ограничений, инфраструктуры утилизации отходов);

природно-ресурсным (наличие природного потенциала для дальнейшего развития территории); производственным (отрасли материального производства, такие как промышленность, топливно-энергетический комплекс, строительство, транспорт, связь и информация);

политико-правовым (в данном случае рассматриваются внешнеэкономические связи, политические процессы и изменения, характер взаимоотношений с регионами, муниципальными образованиями, государствами, которые имеют особое значение для развития территории, здесь же необходимо рассматривать содержание и тенденции изменения действующего законодательства на всех уровнях, касающихся социально-экономического развития территории).

Необходимость проведения мониторинга можно связать с тем, что он является основой для:

выявления проблем в социально-экономическом развитии территории;

принятия решений органами власти, бизнеса и населения;

составления прогнозов и планов развития территории;

оценки деятельности органов власти.

В зависимости от масштабов рассматриваемой территории выделяются следующие уровни социально-экономического мониторинга: группы стран; страны; федеральные округа; регионы; муниципальные образования.

Особую значимость приобретает организации мониторинга именно на уровне муниципальных образований, которые являются достаточно новой формой осуществления власти и наиболее приближенной к населению. Все это вызывает повышенный интерес к применению социально-экономического мониторинга в муниципальных образованиях.

Социально-экономический мониторинг муниципальных образований Республики Бурятия позволяет дать качественную и количественную оценку развития территории, анализ ситуации на территории, проведенный в ходе мониторинга, способствует принятию оперативных и своевременных управленческих решений.

Объектом муниципального мониторинга является отдельно взятое муниципальное образование (городской округ, муниципальный район, сельское или городское поселение).

Предметами наблюдения и выявления рассматриваемого социально-экономического мониторинга муниципальных образований являются городские и муниципальные проблемы, ситуации, описываемые количественными и качественными, статическими (одномоментными) или динамическими (включающими несколько периодов) параметрами [2].

Организация мониторинга муниципальных образований, как и любой другой деятельности, должна руководствоваться основополагающими принципами. Основными принципами проведения социально-экономического мониторинга являются: целенаправленность (вся система мониторинга должна быть направлена на решение конкретных управленческих задач); комплексность, непрерывность наблюдения, периодичность снятия информации, сопоставимость показателей, системность (муниципальное образование рассматривается как составная часть региона и страны в целом, исследование его связей с другими территориями), тождественность, принцип репрезентативности, принцип экономичности, принцип максимальной информативности результатов, полнота информации, достоверность, своевременность [4].

Учитывая все перечисленные выше принципы, на наш взгляд, социально-экономический мониторинг должен быть эффективным и результативным. В данном случае это означает, что по итогам его проведения можно принять такое решение, которое способствовало бы повышению уровня жизни, регулированию и совершенствованию социально-экономического развития территории и хозяйствующих субъектов.

Авторы считают необходимым дополнить существующие требования при проведении социально-экономического мониторинга следующими принципами:

1. Нормативно-правовая обеспеченность. Это требование подразумевает, что организация социально-экономического мониторинга должна иметь законодательное закрепление в виде принятого соответствующим представительным органом местного самоуправления документа. Законодательная регламентация обеспечит проведение мониторинга и упорядочит данную деятельность.

2. Гласность. Данное требование вытекает из принципа эффективности и экономичности, согласно которым мониторинг должен обязательно использоваться при принятии решений, иначе его проведение

является необоснованным и затратным. Таким образом, возникает необходимость обеспечить всех пользователей доступом к результатам проведенного мониторинга, что подразумевает информационное обеспечение, такое как распространение, публикация, размещение данных и другие информационные материалы.

Таблица

Показатели социально-экономического развития, формируемые по видам муниципальных образований

Республики Бурятия за 2008 г.

№ Показатель (2008г.) Виды муниципальных образований Республики Бурятия

ГО «Город Улан-Удэ» СП «Гуруль-бинское» МР «Ивол-гинский»

1 Территория + + +

2 Занятость и заработная плата + + +

3 Учреждения здравоохранения + + -

4 Социальное обслуживание населения + - -

5 Образование + + +

6 Организация отдыха, развлечений и культуры + + -

7 Спорт + + -

8 Охрана окружающей среды + - +

9 Предприятия по переработке отходов + - -

10 Основные фонды организаций (без субъектов малого предпринимательства) + + +

11 Организация охраны общественного порядка - - -

12 Инвестиции в основной капитал + - -

13 Строительство жилья + + -

14 Коммунальная сфера + + -

15 Социальная поддержка по оплате жилых помещений и коммунальных услуг + - -

16 Бытовое обслуживание населения + - -

17 Розничная торговля и общественное питание + + +

18 Закупки товаров для государственных и муниципальных нужд + - +

19 Промышленное производство + - +

20 Снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные кооперативы + - -

21 Сельское хозяйство + - +

22 Местный бюджет + + +

23 Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов + + +

итого 22 12 11

Социально-экономический мониторинг муниципальных образований республики в настоящее время является достаточно новым методом в научно-практической деятельности управления территориями. Поэтому возникает необходимость рассмотреть качество его организации в республике, а также формирование и выбор показателей.

На сегодняшний день формирование и предоставление показателей социально-экономического мониторинга в республике обеспечивается в основном органами статистики. Одним из таких источников, формируемым на постоянной основе, является паспорт муниципального образования (табл.).

Паспорт муниципального образования состоит из 23 показателей. Бланк для заполнения един для всех муниципальных образований, разница заключается лишь в количестве представленных данных.

Всю представленную информацию в паспорте можно объединить в следующие блоки:

1. Территория и инфраструктура (1,13,14,16).

2. Население (2).

3. Экология (8,9).

4. Социальная сфера (3-7,15).

5. Безопасность (11).

6. Экономика(10,12,17,19,20).

7. Деятельность органов местного самоуправления(18,22,23).

При формировании паспортов различных муниципальных образований не учитываются особенности каждого вида (городского округа, муниципального района, сельского и городского поселения), которые различаются между собой показаниями: численность населения, характер социально-экономических процессов, объем полномочий и возникающие проблемы.

При этом необходимо учитывать целесообразность, важность и необходимость включения тех или иных показателей в формирование паспорта.

Итак, целесообразно выделить следующие виды социально-экономического мониторинга: мониторинг городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.

В результате проведенного анализа видно, что данные паспортов не соответствуют потребностям в информации на современном этапе развития муниципальных образований республики.

Основные трудности при формировании показателей паспорта муниципального образования следующие:

1. Основной массив информации о социально-экономическом развитии муниципальных образований формируется органами статистики, в итоге полученная информация не доводится до органов местного самоуправления.

2. Формирование показателей - это во многом желание, инициатива и возможности местных органов власти.

3. Существующие показатели не всегда отражают реальную картину о состоянии территории (данные представляют собой общую информационную базу, не учитывающую местную специфику, требуется уточнение, дополнение и ранжирование показателей по степени значимости).

4. Ограниченные ресурсы (финансовые, трудовые, технические, информационные).

Таким образом, в настоящее время возникает необходимость более детально подойти к вопросу организации, проведения и обеспечения исчерпывающего и эффективного мониторинга муниципальных образований республики, формированию мониторинга как целостной системы, определению показателей и методов его проведения.

Библиография

1. Адамчик В.В. Новый словарь иностранных слов: более 60000 слов и выражений. - М.:АСТ; Минск: Хар-вест, 2007. - 1152 с.

2. Основы местного самоуправления в городах России/ А.Е. Когута и др./ ИСЭП РАН. - СПб, 1995. С. 21.

3. Якишин Ю.В Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов// Проблемы современной экономики. 2009. №2(30). С. 30.

4. Богачев В.Ф., Минеев А.А. Социально-экономический мониторинг муниципальных образований. -http://www.ibci/konferencia/AREMPM/st027.htm.

5. www.gks.ru.

Bibliography

1. Adamczyk V.V. New Dictionary of Foreign Words: more than 60000 words and expressions // M.: AST, Minsk: Harvest, 2007. - 1152p.

2. Basis of local government in cities of Russia/ A.E. Kogut et al./ ISSI Academy of Sciences, St. Petersburg, 1995.

P. 21.

3. Yakishin Y.V. The economic problems of regions and industrial complexes. // Problems of the modern economy. 2009. № 2 (30). P. 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bogachev V.F., Mineev A.A. Social and economic monitoring of municipalities. -http://www.ibci/konferencia/AREMPM/st027.htm.

5. www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.