Научная статья на тему 'Муниципальный мониторинг как инструмент управления пространственным развитием региона'

Муниципальный мониторинг как инструмент управления пространственным развитием региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
232
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MONITORING / MUNICIPALITIES / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / LOCAL GOVERNMENT / МОНИТОРИНГ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чернавина Г.Н.

Мониторинг является необходимым условием для эффективного управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации и входящих в них муниципальных образований. Он призван решать важные задачи, но до настоящего времени на муниципальном уровне его организация сопряжена с множеством проблем, среди которых оценка пространственного неравенства муниципалитетов и отдельных населенных пунктов с целью поиска резервов роста экономики и обеспечения социальной комфортности проживания для всех жителей. На повестке дня создание цифрового муниципалитета, объединяющего ведомственные информационные системы, и формирующие необходимые отчеты для органов государственной власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL MONITORING AS AN INSTRUMENT OF MANAGEMENT OF SPATIAL DEVELOPMENT OF THE REGION

Monitoring is a prerequisite for the effective management of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation and their constituent municipalities. It is designed to solve important problems, but so far at the municipal level, its organization is fraught with many problems, including assessing the spatial inequality of municipalities and individual settlements in order to find reserves for economic growth and ensuring social comfort for all residents. On the agenda is the creation of a digital municipality, combining departmental information systems, and generating the necessary reports for state authorities and local self-government.

Текст научной работы на тему «Муниципальный мониторинг как инструмент управления пространственным развитием региона»

УДК 316.334

Чернавина Г. Н., магистрант, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Аннотация. Мониторинг является необходимым условием для эффективного управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации и входящих в них муниципальных образований. Он призван решать важные задачи, но до настоящего времени на муниципальном уровне его организация сопряжена с множеством проблем, среди которых оценка пространственного неравенства муниципалитетов и отдельных населенных пунктов с целью поиска резервов роста экономики и обеспечения социальной комфортности проживания для всех жителей. На повестке дня создание цифрового муниципалитета, объединяющего ведомственные информационные системы, и формирующие необходимые отчеты для органов государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: мониторинг, муниципальные образования, социально-экономическое развитие, местное самоуправление.

Chernavina G.N., master degree student, National Research Mordovia State University, Saransk

MUNICIPAL MONITORING AS AN INSTRUMENT OF MANAGEMENT OF SPATIAL DEVELOPMENT OF THE REGION

Abstract. Monitoring is a prerequisite for the effective management of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation and their constituent municipalities. It is designed to solve important problems, but so far at the municipal level, its organization is fraught with many problems,

including assessing the spatial inequality of municipalities and individual settlements in order to find reserves for economic growth and ensuring social comfort for all residents. On the agenda is the creation of a digital municipality, combining departmental information systems, and generating the necessary reports for state authorities and local self-government.

Key words: monitoring, municipalities, socio-economic development, local government.

Пространственное развитие страны является условием достижения национальных целей и стратегических задач развития России на ближайшие пять лет, о чем свидетельствует принятая в 2019 г. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Управление процессами пространственного развития региона невозможно без мониторинга, который позволяет в постоянном режиме выявлять тенденции и негативные явления в социальной сфере и экономике территорий, обосновывать необходимые управленческие решения и проводить их в жизнь. Главной целью мониторинга является обеспечение органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах социально-экономических изменений в регионе и их реакции на проводимую властями политику. Мониторинг создает предпосылки для системной оценки результативности управления экономикой и социальной сферой территорий (субъектов РФ, муниципальных образований), повышению ответственности органов власти за результаты своей деятельности.

Основными задачами мониторинга выступают: организация наблюдения и сбор информации; обработка и систематизация данных, оценка их достоверности, проведение системного анализа с выявлением тенденций и определением факторов, влияющих на социально -экономические процессы; предоставление в установленном порядке информации органам управления, организациям и населению; разработка

прогнозов социально-экономического развития; проведение специальных исследований по заказам потребителей, включая необходимую документацию для участия в национальных проектах и целевых программах [1].

Решение перечисленных задач базируется на системе информации, удовлетворяющей ряду основных принципов: достоверности (точность отражения процессов и состояния объектов управления, верификация данных), своевременности (регулярное обновление баз данных), полноте (достаточный объем информации для оценки ситуации) и адресности (форма предоставления информации должна соответствовать содержанию принимаемых управленческих решений).

Необходимо отметить, что информационная база для исследования социально-экономических процессов в муниципальных образованиях представлена официальными данными муниципальной статистики в соответствии с Унифицированной системой показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, утвержденной Росстатом в 2002 г. (460 показателей объединенных в 25 разделов). Паспорта муниципальных образований конкретных регионов имеет более ограниченный перечень показателей, например, в Республике Мордовия представлен набор из 311 показателей, а реальное их заполнение снижается до 150 показателей, из которых менее 10 % дают обобщенное представление о происходящих на территории экономических процессах и качестве жизни населения.

Еще одним информационным ресурсом является система показателей эффективности деятельности органов управления городских округов и муниципальных районов, формируемая и находящаяся в открытом доступе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Унифицированный перечень из 30 основных и 31 дополнительных

показателей отражают ситуацию о тенденциях изменений в следующих сферах: экономическом развитии, дошкольном, общем и дополнительном образовании, культуре, физической культуре и спорте, жилищном строительстве и обеспечении граждан жильем, жилищно-коммунальном хозяйстве и организация муниципального управления. Постоянно происходит совершенствование этой базы данных, состав и количество показателей меняется (уменьшилось с 61 до 39).

Следует отметить, что точной официальной информации о социально -экономическом состоянии муниципальных образований как на уровне муниципальных районов и городских округов, а тем более городских и сельских поселений, нет, поэтому органы местного самоуправления организуют свою деятельность на основе информации, полученной путем неформального межведомственного обмена, и ее достоверность сложно проверить. Так, О. А. Моляренко выделяет 3 крупных блока источников информации и примерное соотношение для них формальных и неформальных механизмов получения данных органами местного самоуправления: официальная статистика (формальное / неформальное -75/25); ведомственные данные и статистика (соответственно - 50/50); самостоятельно собираемые сведения (25/75) [2].

Таким образом, информационное обеспечение муниципального мониторинга сопряжено с проблемами, поскольку на уровне муниципальных образований в настоящее время существует недостаточное количество информации, необходимой для эффективного управления развитием территории. На уровне муниципальных районов и городских округов представлены демография, в агрегированном виде развитие экономики и социальной сферы (с 2015 г. без здравоохранения), в незначительной части информация по уровню жизни и финансово -экономическому состоянию хозяйствующих субъектов. Не представляется возможным оценить развитие экономики, а именно уровень и динамику промышленного производства, сельского хозяйства, строительства,

торговли, сферы услуг, развития малого бизнеса. Уровень жизни населения представлен только среднемесячной номинальной начисленной заработной платой работников организаций, доля которых в общей численности трудоспособного населения существенно дифференцирована по муниципалитетам, поэтому не дает адекватного представления об уроне доходов и бедности населения, динамике этих показателей, социальной напряженности, приводящей к обострению демографической ситуации.

На первичном уровне муниципального управления (в городских и сельских поселениях) показателей в официальной статистике крайне мало, что затрудняет оперативно отслеживать и оценивать основные процессы социально-экономической трансформации на этих территориях. Например, паспорт сельского поселения состоит из следующих разделов ( в скобках указано количество показателей в них): розничная торговля и общепит (20); спорт (6); территория (6); коммунальная сфера (6); инвестиции в основной капитал (3); местный бюджет (27); организация отдыха, развлечений и культуры (8); социальное обслуживание населения (1); население (около 600 с детализацией по 12 половозрастным группам прибытия, убытия и миграционного прироста); занятость и заработная плата (61); здравоохранение (2 до 2015 г.); образование (2); основные фонды организаций муниципальной собственности (32); строительство жилья (2); показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (46, из которых 39 по финансовой деятельности). Несмотря на кажущееся многочисленность данных большинство из них отражает только показатели подведомственных объектов управления местных администраций, а не ситуацию экономического и социального состояния территорий. По отдельным населенным пунктам информацию можно найти на официальных сайтах только в самом общем виде: их перечень, численность населения, в редких случаях наличие хозяйствующих субъектов и объектов социальной сферы и производственной

инфраструктуры. Из этого можно заключить, что оценить пространственное развитие региона по общедоступной информации невозможно.

Система местного самоуправления Республики Мордовия по состоянию на 01.01.2018 г. включает 1 городской округ, 22 муниципальных района, в которых 16 городских и 338 сельских поселений. Система расселения Мордовии представлена: 1 -м крупным городом Саранск с численностью жителей 318,6 тыс. человек; 6-ю малыми городами (в них проживает 415,7 тыс. человек), из них 5 - с численностью жителей до 10 тыс. и г. Рузаевка с 45 тыс. жителями; в 13 поселках городского типа с численностью жителей 91,3 тыс. или 7022 человека в среднем на 1 пгт; 1240 сельскими населенными пунктами с 294,6 тыс. сельского населения.

Комплексный анализ социально-экономического развития муниципальных образований показал существенные различия между ними по большинству показателей, причем самая высокая дифференциация наблюдается по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг по видам экономической деятельности в расчете на душу населения - в 1333 раза, наименьшее неравенство - в 1,7 раза по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций. Проведена оценка дифференциации муниципалитетов в зависимости их удаленности от центра. Так, выявлен рост общей убыли населения от 5.4 промилле в зоне ближней периферии (до 40 км от Саранска), до 23.2 в зоне средней периферии 2 порядка (от 131 до 180 км) т.е. рост в 4.3 раза. Из 23 муниципальных образований Мордовии, в 11 муниципальных районах проживает только сельское население, еще в 5 - его доля более 50 %. Кризисная демографическая ситуация характерна для 2/3 муниципальных районов, что существенно ограничивает возможности саморазвития их территорий и существенно влияет на механизмы стратегического управления социально-экономическим развитием [3].

В ближайшие годы предстоит создать цифровые муниципалитеты, которые позволят решить задачу объединения нескольких видов учета, осуществляемого органами местного самоуправления, в единой информационной системе, вести систематизированный и в то же время пообъектный учет муниципальной собственности (учет земельных участков, недвижимого имущества и т.д.), вести реестр населения и юридических лиц, объединяя ведомственные информационные системы, а также формировать необходимые отчеты.

В рамках системы муниципального мониторинга можно: оценивать эффективность проводимой социально-экономической политики; проводить анализ и прогноз социальных, экономических, инновационных, инвестиционных и институциональных процессов; оценивать системные риски на муниципальной территории; решать практические задачи, связанные с пространственным развитием территории в разрезе отдельных населенных пунктов, сокращая их неравенство в социальном и экономическом состоянии.

Повышению эффективности муниципального управления может способствовать мониторинг пространственного развития, реально оценивающий неравенство экономического и социального развития отдельных поселений и населенных пунктов подведомственной территории Для этого к числу показателей социально-экономического развития должны учитываться индикаторы сужения экономического пространства, такие как прирост (сокращение) населенных пунктов, населения, числа предприятий в муниципалитете и др. Кроме того, в зависимости от остроты проблем в муниципальных образованиях необходимо устанавливать индивидуальные ключевые показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления. Основными направлениями муниципального мониторинга должны стать: 1) мониторинг качества и уровня жизни населения как индикатор успешного экономического развития территории, эффективной системы социальной защиты и поддержки населения, социальной и

политической стабильности; 2) мониторинг социально-экономического развития и эффективности использования имеющегося потенциала на основе SWOT-анализа территории; 3) мониторинг выполнения стратегий социально-экономического развития и целевых программ на территории с целью определения достижения намеченных результатов и полученного эффекта. Осуществление мониторинга по этим направлениям позволит контролировать достижение необходимого качества и уровня жизни населения и эффективного социально-экономического развития территории.

Библиографический список

1. Кондратьев В.В. Роль мониторинга в обеспечении устойчивого развития социально-экономических процессов в регионе. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru>data/2012/10/25/1251366362/36.pdf [дата обращения: 27.10.2019].

2. Моляренко О. А. Муниципальная статистика и проблемы сбора информации местной властью // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 125-140.

3. Коваленко Е.Г. Проблемы устойчивого развития муниципальных образований с учетом их пространственной дифференциации. // Российская экономика в условиях новых вызовов. материалы Всероссийской научно -практической конференции. ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва». Саранск, 2018. С. 37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.