О
(N
УДК 316.334.2:352(571.54) ББК 60.541
Д.П. Тоглоева
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ МОНИТОРИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Проведен анализ показателей по видам муниципальных образований региона. Сделан вывод о необходимости детального подхода к выбору показателей и оценки их значимости.
Ключевые слова: социально-экономический мониторинг, муниципальное образование, показатель.
D.P. Togloyeva SOCIAL AND ECONOMIC MONITORING OF MUNICIPALITIES IN REPUBLIC OF BURYATIA
ssi
2sé Д s =
НА
Ой"
^ 1
i
^ Л £
S I
8sí й§ о
ЕнО а
£я§|
МО I £И4
See
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
The author analyzes indices according to types of municipalities in the region, and comes to the conclusion that it’s necessary to use a detail-based approach to choosing the indices and their evaluation.
Keywords: social and economic monitoring, municipality, index.
Особое место в развитии регионов и муниципальных образований занимает социально-экономический мониторинг, который применяется в управлении социально-экономическими системами для обоснованного принятия решений, регулирования его развития, а также предполагает отслеживание динамики для оценки достигнутых результатов. В последнее время социально-экономический мониторинг рассматривается не только при применении его в управлении социально-экономическими системами, а также в связи с возникающими проблемами при формировании его как целостной системы.
В самом узком понимании мониторинг рассматривается авторами как наблюдение, оценка, анализ и прогноз состояния исследуемого объекта, «постоянное отслеживание какого-либо процесса для установления его соответствия первоначальным предположениям или желаемому результату» [1].
В зависимости от его сути, объекта исследования, механизмов осуществления, отличительных особенностей и свойств, термин «мониторинг» трактуется по-разному и чаще всего отождествляется с проведением определенных исследований. Так, в самом общем смысле под социально-экономическим мониторингом понимается оценка, прогноз, система наблюдения и анализа экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории, а также выработка рекомендаций по принятию управленческих решений [2, с. 21].
На наш взгляд, сущность социально-экономического мониторинга можно свести к следующему:
1. Социально-экономический мониторинг представляет собой объемное понятие, включающее совокупность всех методов диагностики (наблюдение, сбор, анализ и оценка информации) о социально-экономической обстановке, складывающейся на территории. Как непрерывный процесс в данном случае мониторинг, представляет собой ряд последова-
© Д.П. Тоглоева, 2011
тельных этапов: наблюдение; сбор; анализ ситуации; оценка развития и принятых мер.
2. Можно рассматривать мониторинг как специально организованную и постоянно действующую систему, построенную на определенных ^ принципах, научно-обоснованных методах его проведения, имеющую
5^ своей целью совершенствование социально-экономического развития
территории, в частности повышение качества жизни населения. Мониторинг является основой для:
- выявления проблем в социально-экономическом развитии территории;
- принятия решений органами власти, бизнеса и населения;
- составления прогнозов и планов развития территории;
- оценки деятельности органов власти населением.
В зависимости от масштабов рассматриваемой территории выделяются следующие уровни социально-экономического мониторинга: группы стран, страны, федерального округа, региона, муниципального образования.
В Республике Бурятия проводится муниципальный и региональный мониторинг, каждый имеет свои отличительные черты и особенности. Так, отличие социально-экономического мониторинга региона и муниципального образования можно свести к следующему: каждый из них имеет свою определенную цель, объект и предмет исследования, масштабы собираемой информации об изучаемом объекте и формируемыми показателями.
Социально-экономический мониторинг муниципальных образований Республики Бурятия позволяет дать качественную и количественную оценку развития территории, сократить время необходимое для анализа ситуации на территории для принятий управленческих решений. Главной целью проведения мониторинга в республике является обеспечение §ЦЦ¥ органы власти своевременной и полной информацией о состоянии соци-
; ально-экономической системы и возможных тенденциях в ее развитии.
Являясь достаточно новым методом в научно-практической деятель-ой § ности управления территориями при организации социально-экономи-
^ ^ | ческого мониторинга республики необходимо более детально подойти к
^ | вопросу об его организации, формированию и выбору показателей.
1 На сегодняшний день формирование и предоставление показателей в
в ^ | республике обеспечивается в основном органами статистики. Единственен | ным источником о социально-экономическом состоянии муниципального I го образования, формируемым на постоянной основе является паспорт
йо I муниципального образования (табл.).
к®3 Паспорт состоит из 23 показателей. Бланк для заполнения един для
всех видов, разница заключается лишь в количестве представленных показателей по муниципальным образованиям.
23 Всю информацию, представленную в паспорте можно объединить в
следующие блоки:
1. Территория и инфраструктура (1, 13, 14, 16).
2. Население (2).
pH 3. Экология (8-9).
4. Социальная сфера (3-7, 15).
мч 5. Безопасность (11).
^ 6. Экономика(10, 12, 17, 19, 20).
7. Деятельность органов местного самоуправления(18, 22, 23).
Показатели социально-экономического развития, формируемые по видам муниципальных образований Республики Бурятия в 2008 г.
О
«К1
Яз =
КнИ
нД
оК
^ 1
I
«л*
ь Е
«¡г I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
№ Показатель Виды муниципальных образований Республики Бурятия
ГО «Город Улан-Удэ» СП «Гу-рульбин-ское» МР «Ивол- гинский»
1 Территория + + +
2 Занятость и заработная плата + + +
3 Учреждения здравоохранения + + -
4 Социальное обслуживание населения + - -
5 Образование + + +
6 Организация отдыха, развлечений и культуры + + -
7 Спорт + + -
8 Охрана окружающей среды + - +
9 Предприятия по переработке отходов + - -
10 Основные фонды организаций (без субъектов малого предпринимательства) + + +
11 Организация охраны общественного порядка - - -
12 Инвестиции в основной капитал + - -
13 Строительство жилья + + -
14 Коммунальная сфера + + -
15 Социальная поддержка по оплате жилых помещений и коммунальных услуг + - -
16 Бытовое обслуживание населения + - -
17 Розничная торговля и общественное питание + + +
18 Закупки товаров для государственных и муниципальных нужд + - +
19 Промышленное производство + - +
20 Снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные кооперативы + - -
21 Сельское хозяйство + - +
22 Местный бюджет + + +
23 Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов + + +
Наиболее полная информация собирается городом Улан-Удэ, при этом необходимо учитывать целесообразность, важность и необходимость включения тех или иных показателей, а также специфику каждой отельной территории: городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения.
Анализ представленных данных муниципальными образованиям республики не соответствует потребностям в информации, необходимой при принятии решений.
Так, основные трудности в формировании показателей паспорта муниципального образования следующие:
- не заинтересованность в предоставлении информации органами статистики муниципальным образованиям (муниципальные образования не являются органами государственной власти) и те в свою очередь тоже;
- формирование показателей — это во многом желание, инициатива и возможности местных органов власти;
О
<N
- существующие показатели не всегда отражают реальную картину о состоянии территории;
- ограниченные ресурсы (финансовые, трудовые, технические, информационные).
Итак, в настоящее время возникает необходимость более детально подойти к вопросу об организации, проведении и обеспечении полного и эффективного мониторинга в республике, формированию мониторинга как целостной системы, определение показателей и методов его проведения.
SS1
Д 5 =
Kplni
«31
Ой"
°i<s ^ 1
5s s
«Л*
« Р I
8s! й§ о
ЕнО а
£м§ц
МО f £И4
Sffle
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
Список использованной литературы
1. Адамчик В.В. Новый словарь иностранных слов: более 60000 слов и выражений / В.В. Адамчик. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2007. — 1152 с.
2. Основы местного самоуправления в городах России / под ред. А.Е. Когута; ИСЭП РАН. — СПб., 1995.
Bibliography (transliterated)
1. Adamchik V.V. Novyi slovar’ inostrannykh slov: bolee 60000 slov i vyra-zhenii / V.V. Adamchik. — M.: AST; Minsk: Kharvest, 2007. — 1152 s.
2. Osnovy mestnogo samoupravleniya v gorodakh Rossii / pod red. A.E. Ko-guta; ISEP RAN. — SPb., 1995.
Информация об авторе
Тоглоева Дарья Петровна — преподаватель, Восточно-Сибирский государственный технологический университет, г. Улан-Удэ, e-mail: dariatogl@mail.ru.
Author
Togloyeva Darya Petrovna — Instructor, East Siberian State Technological University, Ulan-Ude, e-mail: dariatogl@mail.ru.