ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
© Тоглоева Д.П.*
Восточно-Сибирский государственный технологический университет,
г. Улан-Удэ
В данной статье рассмотрено правовое и информационное обеспечение проведения социально-экономического мониторинга муниципальных образований в республике Бурятия.
На сегодняшний день имеет большое значение умение предвидеть и прогнозировать изменения в социально-экономическом развитии муниципальных образований. Особое место в развитии муниципальных образований занимает социально-экономический мониторинг, который предполагает отслеживание динамики развития территории для оценки достигнутых результатов. Социально-экономический мониторинг применяется в управлении социально-экономическими системами для обоснованного принятия решений и регулирования его развития, главной целью которого является получение и обработка информации о состоянии социально-экономической системы и возможных тенденциях ее развития.
Проведение мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований должно иметь следующее обеспечение: правовое, информационное, аналитическое, организационное.
На уровне региона проведение мониторинга муниципальных образований не имеет соответствующего законодательного закрепления, регламентирующего его организацию и осуществление. Так, в настоящее время проведение мониторинга и анализ социально-экономических процессов, разработка годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики республики Бурятия отнесено к полномочиям Министерства экономики. В рамках данных полномочий Минэкономики разрабатывает прогнозы социально-экономического развития республики Бурятия, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Осуществление мониторинга не имеет законодательной регламентации и является всего лишь полномочием Минэкономики [3].
Приведем другой опыт, так, например, в Республике Татарстан создан комитет по социально-экономическому мониторингу, который реализует функции управления формированием государственных информационных ресурсов, осуществляет мониторинг социально-экономического развития
* Стажер-преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение», аспирант
Республики Татарстан и формирующим информационную основу деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан для принятия управленческих решений. Функции комитета:
- формирование системы социально-экономического мониторинга;
- участие в разработке и реализации программ развития и совершенствования системы социально-экономического мониторинга;
- ведение паспортов муниципальных образований республики, хозяйствующих субъектов по составу показателей для формирования системы социально-экономического мониторинга;
- разработка и актуализация системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципальных образований;
- проведение единой технической политики в технологии подготовки и передачи информационно-аналитических данных [1].
В республике Татарстан существует орган исполнительной власти Республики Татарстан и приняты документы, регламентирующие организацию и проведение социально-экономического мониторинга [6].
Так, организация и проведение социально-экономического мониторинга должны иметь законодательное закрепление в виде принятого соответствующим представительным органом документа, только на основе законодательной регламентации должно обеспечиваться его проведение и дальнейшее регулирование, это обеспечит правопорядок в данной деятельности.
В свою очередь, каждое муниципальное образование ответственно за свое социально-экономическое развитие. Так, например, г. Улан-Удэ как наиболее передовой среди муниципальных образований, в целях координации структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ, направленной на повышение эффективности работы и принятия действенных мер по социально-экономическому развитию города с 1 мая 2001 года проводит мониторинг социально-экономического развития города [2].
Мониторинг социально-экономического развития города предназначен для объективного информационного обеспечения структурных подразделений оперативными данными о динамике и тенденциях развития экономики и социальной сферы города. Основной задачей ведения мониторинга социально-экономического развития города является получение полной, достоверной и оперативной информации о динамике и тенденциях развития экономики и социальной сферы города с целью своевременного принятия управленческих решений и взаимодействия структурных подразделений и Администрации по социально-экономическому развитию города.
Социально-экономический мониторинг служит основой для принятия решений не только органами МСУ, а также бизнесом, инвесторами, населением, предприятиями.
Поэтому, необходимо более детально подойти к вопросу формирования соответствующих показателей для обеспечения всех пользователей результатами мониторинга, необходимого им при принятии решений.
Для проведения качественного и эффективного мониторинга необходимо особенно тщательно продумать информационное обеспечение его проведения.
Так, всю информацию, собираемую в настоящее время для социально-экономического мониторинга муниципальных образований в республике можно представить следующим образом:
1. органами статистики;
2. органами государственной власти;
3. местным самоуправлением.
В настоящее время основным источником для проведения социально-экономического мониторинга является паспорт муниципального образования, который формируется органами статистики с 2006 г. Так, можно выделить следующие блоки информации представленной в паспорте муниципального образования:
1. Территория;
2. Доходы населения;
3. Экология;
4. Социальная сфера;
5. Экономика;
6. Деятельность органов местного самоуправления.
При применении социально-экономического мониторинга в научно-практической деятельности необходимо более детально подойти к вопросу об его организации, выбору показателей, т. к. он является достаточно новым методом.
Формирование показателей мониторинга на сегодняшний день является только формальным действием органов власти, и не может служить основой для дальнейшего развития территории.
На данном этапе развития местного самоуправления не создана муниципальная статистика, которая позволяла бы обеспечивать мо необходимой информацией, не создан комплекс обязательных мероприятий необходимых для комплексной оценки развития территории, включая показатели и методы их определения. В развитии системы муниципальной статистики актуален вопрос по созданию системы муниципальной статистики и возникает необходимость разработать критерии для оценки состояния и развития муниципального образования.
Социально-экономический мониторинг представляет собой емкое понятие, включающее в себя: наблюдение, сбор, анализ, выработку решений, а также оценку деятельности органов власти и принятых мер.
Оценка деятельности ОМСУ осуществляется на основании Указов Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 и Президента РБ от 10 марта 2009 года № 101«0б оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Так, во исполнение
данных указов, была принята методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления (городских округов и муниципальных районов), в целях поощрения муниципальных образований добившихся наилучших показателей в отчетном году путем предоставления дотаций из республиканского фонда стимулирования муниципальных образований [4]. Методика рейтинговой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (городских округов и муниципальных районов) в Республике Бурятия осуществляется на основе 17 индикаторов [6].
Следующим важным моментов в проведении социально-экономического мониторинга является обеспечение органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга.
В настоящее время в республике формируется паспорт информатизации, которым занимается Управление документальной связи, информатизации и информационных ресурсов Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия.
Так, в целях обеспечения доступа граждан к государственным и муниципальным информационным ресурсам в сети Интернет функционирует сервер органов государственной власти Республики Бурятия (http://egov-buryatia.ru), на котором размещены и поддерживаются в актуальном состоянии сведения о деятельности республиканских и муниципальных властных структур.
Приоритетные направления информатизации: решение актуальных задач социально-экономического развития муниципальных образований, повышение и совершенствование уровня управления социально-экономическими процессами, формирование открытых государственных информационных ресурсов и развитие инфраструктуры общественного доступа к открытым информационным системам.
Выделяют следующие трудности и проблемы развития информатизации муниципальных образований:
1. Недостаточное нормативное правовое и методическое обеспечение муниципальной информатизации;
2. Недостаток необходимых средств телекоммуникаций;
3. Недостаточный объем финансирования на информатизацию;
4. Недостаток в органах МСУ высококвалифицированных специалистов, обладающих компьютерной грамотностью;
5. Высокая стоимость программно-технических средств [7].
Так для повышения муниципальной информатизации органам государственной власти предлагается внести в бюджеты муниципальных образований раздел «информатизация».
Итак, на данном этапе осуществление социально-экономического имеет определенные проблемы в проведении и организации мониторинга, в частно-
сти, формировании мониторинга как целостной системы, определение методов его проведения и выявление его эффективности. В связи с чем, возникает необходимость более детально подойти к вопросу об организации, обеспечении полного и эффективного мониторинга, формирование его показателей.
Также следует обеспечить, тем более в условиях развития высоких технологий, всех пользователей доступом к результатам проведенного мониторинга, здесь подразумевается информационное обеспечение, такое как распространение, публикацию, размещение данных и других информационных материалов, необходимых для принятия решений.
Список литературы:
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2005 г. № 383 «Вопросы комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу».
2. Распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 25 апреля 2001 г. № 514-р «О порядке ведения мониторинга социально-экономического развития структурных подразделений администрации города Улан-Удэ.
3. Постановление Правительства Республики Бурятия от 22 октября 2007 г. № 325 «Об утверждении Положения о Министерстве экономики Республики Бурятия».
4. Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р «О методике мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
5. Приказ комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу от 25 сентября 2009 г. № 201 «Об утверждении регламента предоставления справочно-консультационной услуги комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу» (27.09.2009 г.).
6. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 10.11.2009 г. №585-р «Результаты рейтинговой оценки эффективности деятельности ОМСУ РБ за 2008 год».
7. Сайт http://egov-buryatia.ru.