Региональная экономика
УДК 332 ДУГЭР ГАНТУЯА
преподаватель Монгольского национального университета,
e-mail: d.gantuya@mnu.edu.mn
ИМИДЕЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
начальник отдела по качеству Монгольского национального университета,
e-mail: imideevaiv@mail.ru
ТОГТОХСУРЭН ЖАВЗАНСУРЭН
преподаватель Монгольского национального университета,
е-mail: t.javzansuren@mnu.edu.mn
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ПРИГРАНИЧНЫХ С РЕСПУБЛИКОЙ ТУВЫ РАЙОНОВ МОНГОЛИИ
Аннотация. Предметом исследования является развитие регионов Монголии. Целью исследования является анализ основных показателей социально-экономического развития Монголии в региональном аспекте, в т. ч. аймаки Западного региона, приграничные с Республикой Тыва. Также рассмотрена региональная экономическая политика социально-экономического развития Монголии, которая должна соответствовать условиям страны, имеющей обширную территорию и небольшую численность населения, а также низкую плотность расселения и монопродуктовый характер экономики. На основе проведенных исследований и анализа подчеркнута необходимость проведения обоснованной государственной политики. В статье используются методы сравнительного исследования, анализа и синтеза на основе системно-информационного подхода.
Ключевые слова: социально экономическое развитие, регион, неравномерное развитие, региональное развитие, региональная система, ВВП, конкурентноспособность.
DUGER GANTUYA
Lecturer of the Mongolian National University, е-mail: d.gantuya@mnu.edu.mn
IMIDEEVA IRINA VLADIMIROVNA
Head of the Department of Quality of the Mongolian National University,
e-mail: imideevaiv@mail.ru
TOGTOKHSUREN JAVZANSUREN
Lecturer of the Mongolian National University, е-mail: t.javzansuren@mnu.edu.mn
THE SOCIAL-ECONOMIC ANALYSIS OF MONGOLIAN BORDER REGIONS WITH THE REPUBLIC OF TUVA
Abstract. The subject of the study is the development of regions in Mongolia. The goal of the
study is the analysis of the main indicators of the social-economic development of Mongolia in the regional aspect including aimaks of the Western region that are bordering the Republic of Tuva. We have also discussed the regional economic policy of the social-economic development of Mongolia that has to correspond to the conditions of the country that has a vast territory and small population, as well as low density of settlement and a mono-productive character of the economy. Based on the studies performed and an analysis we have underlined the need to carry out a justified state policy. The manuscript uses the methods of comparative research, analysis and synthesis based on a systemic-informational approach.
Keywords: social economic development, a region, unbalanced development, regional development, a regional system, the GDP, a competitive ability
В настоящее время основной целью социально-экономического развития большинства стран и их регионов является улучшение качества жизни населения, которое предполагает увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы и обогащение культурной жизни.
Монголия - страна, которая находится в Центральной Азии, имеет огромную территорию общей площадью 1.564 тыс. км2. С северной стороны граничит с Россией, на востоке, юге и западе с Китаем, не имеет выхода к морю. Монголия по масштабу территории занимает 5-е место в Азии и 18-е место в мире после Ирана. На данный момент население 3.1 млн человек, и отсюда плотность населения низкая - на 1 км2 приходится 1,85 человека. Имея такие площади, идея членения территории страны на «самодостаточные» экономические зоны заложена в новой Конституции Монголии (1992 г.), где указано: разработать и реализовать мероприятия по вопросам регионального развития [7].
В 1994 г. Великим Государственным Хуралом (ВГХ) в «Концепции национальной безопасности» указаны некоторые вопросы по региональному развитию. ВГХ-м в 1995 г. в «Концепции образования в Монголии свободной экономической зоны», в 1996 г. в «Концепции развития Монголии», Правительством в 1996-2001 гг. с помощью программы развития ООН была разработана программа «Стабильного развития Монголии XXI в.». Далее в соответствии с указом Великого Государственного Хурала от 24 июня 2001 г. «Концепции регионального развития Монголии» заключается в формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны. В этой концепции указаны этапы регионального развития: 2001-2005 гг, 2005-2010 гг., 2010-2020 гг. На основании требования реализации концепции регионального развития Монголии Великим Государственным Хуралом от 12 июня 2003 г. был утвержден еще один значимый документ по региональной экономической политике - «Среднесрочная стратегия регионального развития Монголии /до 2010 г./», которая на основании обеспечения социального и экологического равновесия данной территории и формирования условии стабильного развития направлена на ускорение национальной экономики и социального прогресса.
Отметим: природные ресурсы, расположение промышленности, производство сельского хозяйства и инфраструктура являются основными причинами классифицирования территории Монголии на регионы: Западный регион (аймаки: Баян-Ульгий, Гоби-Алтай, Завхан, Убс, Ховд), Хангайский регион (аймаки: Архангай, Убурхангай, Баянхонгор, Булган, Орхон, Хуб-сугул), Центральный регион (аймаки: Гобисумбэр, Дархан-Уул, Дорногоби, Дундгоби, Умнугоби, Сэлэнгэ), Восточный регион (аймаки:Дорнод, Сухэ-Батор, Хэнтий), Улан-Баторский регион (9 районов г.Улан-Батора и города Баганур, Налайх, Багахангай) (рис. 1). Также Монголия делится на 21 аймаков, которые, в свою очередь, имеют в своем составе 329 сомонов. Столица Улан-Батор является самостоятельной административной единицей. В январе 2003 г. указом ВГХ были установлены города-опорные центры регионов, разработанные в рамках единого проекта расселения и развития населения (табл.).
Смотря по хронографии, были утверждены в 2005 г. «Программа развития Западного, Хан-гайского, Центрального, Восточного регионов» и в 2006 г. «Программа развития Улан-Баторского региона». Для осуществления политики регионального развития образована следующая структура при Правительстве Монголии:
- Национальный комитет регионального развития.
- Рабочая служба Национального комитета регионального развития.
- Региональные советы.
Следующая в 2008 г. политика регионального развития нашла отражение в комплексной политике национального развития, которая соответствует задачам Развития тысячелетия (ЗРТ), срок реализации которого завершится в 2015 г. В рамках ЗРТ Монголии были разработаны пять отчетов. На их обосновании можно сделать вывод, что из поставленных 24 задач определенные результаты достигнуты по 3-4 пунктам. Некоторые продолжают реализовы-ваться по сей день.
ДУГЭР Гантуяа, И.В. Имидеева, Тогтохсурэн ЖАВЗАНСУРЭН
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИГРАНИЧНЫХ С РЕСПУБЛИКОЙ ТУВЫ РАЙОНОВ МОНГОЛИИ
Рис.1. Региональное расположение Монголии
Таблица
Города-опорные центры регионов Монголии
Регион Города-опорные центры
Западный регион Ховд, Улиастай
Хангайский регион Хар-хорин, Эрдэнэт
Центральный регион Зуун мод, Дархан
Восточный регион Чойбалсан, вндерхан
В 2016 г. экономический рост в Монголии достиг 1%, ВВП на душу населения - 7,9 млн тугриков, рассчитанный Методом Атласа Всемирного банка ВВП на душу населения составил 3857 долл. США. По классификации стран Монголия считается страной с низким средним уровнем дохода, по годовым оценкам ВВП достиг около 23,9 трлн тугриков (рис. 2) [4, 278].
Рис. 2. Номинальный ВВП Монголии по регионам (млрд тугриков)
Анализ статистических данных социально-статистического развития райнов с 2000 г. по 2016 г. показывает неравномерность их развития. Так, если самый высокий региональный продукт приходится на Улан-Баторский регион, который в 2016 г. составил 15.6 трлн тугриков, то на Хангайский регион -3122.9 млрд тугриков, на Центральный регион - 2370.2 млрд тугриков, на Западный регион - 1455.1 млрд тугриков, на Восточный регион - 1343.6 млрд тугриков.
■ Улан-Баторский регион ■ Западный регион ■ Хангайский регион
■ Центральный регион ■ Восточный регион
Рис. 3. Доля ВРП в ВВП страны на 2016 г., %
По данным 2016 г. по вкладу ВРП в ВВП страны Улан-Батор является основным источником пополнения - 65%, Хангайский регион - 13%, Центральный регион - 10%, Западный регион - 6%, Восточный регион - 6% (рис. 3). Показатели Уланбаторского региона значительно превышают показатели других регионов, и причина этой большой разницы в том, что в Улан-Баторе сконцентрировано население и экономическая деятельность страны.
Неравномерность социально-экономического развития районов страны определяется, прежде всего, их экономической специализацией, отсутствием инфраструктуры и, как следствие, неразвитостью производства, низкой занятостью населения. Наличие транспортной ин-фаструктуры играет огромную роль в развитии регионов, так как в специфике страны (больщая площадь и низкая численность) это влияет на пространственную и региональную организацию экономики страны.
Приграничными территориями с Республикой Тыва со стороны Монголии являются аймаки Западного региона: Баян-Ульгий, Завхан, Ховд и Увс. Западный район в основном является сельскохозяйственным районом, где в основном развито пастбищное животноводство. Однако преимущественными отраслями Западного региона являются Центр транзитно-транспортной логистики, туризм, горнодобывающая отрасль, мясной комбинат, производство электроэнергии, научный и производственно-технологический парк и т. д.[6].
По доли занятости к численности занятых в Монголии: Улан-Батор, Хангайский, Центральный, Западный, Восточный регионы. Основная доля населения, около 50%, проживает в столице страны в г. Улан-Баторе, здесь же сконцентрирована промышленная и финансовая инфраструктура. При расчете доли занятости к численности аймаков Западного региона и численности занятых Западного региона и к численности всей страны: Баян-Ульгий аймак (25,1%, 3,5%), Ховд аймак (21,5%, 3%) Убс аймак (19,7%, 2,7%), Завхан (18,7%, 2,6%) (рис. 4).
По численности безработных в Монголии: Улан-Батор, Центральный, Хангайский, Западный, Восточный регионы. При расчете доли безработных к численности аймаков Западного региона, граничащих с Республикой Тыва, к численности занятых Западного региона и к численности всей страны: Ховд аймак (36,9%, 4,3%), Завхан (20,7%, 2,4%), Баян-Ульгий аймак (19%, 2,2%), Убс аймак (11,4%, 1,3%) (рис. 5).
Сегодня регион становится главным субъектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты осуществления региональной политики с учетом сравнительных преимуществ того или иного региона, особенностей его исторического и культурного развития.
ДУГЭР Гантуяа, И.В. Имидеева, Тогтохсурэн ЖавзансУрэн
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИГРАНИЧНЫХ С РЕСПУБЛИКОЙ ТУВЫ РАЙОНОВ МОНГОЛИИ
Рис.4. Доля занятых к численности занятых в Монголии на 2016 год, %
В основе региональной политики Монголии лежит учет специфики регионов, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов.
Обеспечение стабильного развития Монголии непосредственно связано с разработкой и реализацией правильной региональной экономической политики, как одного из важных звеньев системы стратегического управления национальной экономикой.
-Центральный регион 20%
Рис. 5. Доля безработных к численности занятых Монголии на 2016 г., %
Правительству Монголии необходимо последовательно проводить политику. Отсюда необходимо обеспечение примерно равных условий социально-экономического развития во всех регионах и совершенствование использования региональных факторов для формирования в регионах эффективной социально-ориентированной экономики.
Для этого необходимо решение определенного круга задач:
- повышение занятости, преодоление спада производства, прежде всего, в наиболее развитых регионах;
- оказание государственного содействия по созданию в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития;
- оказание содействия восстановлению нарушенных межрегиональных экономических связей;
- развитие межрегиональных инфраструктурных систем;
- Принятие мер к урегулированию миграции населения.
Литература
1. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление. - М., 2002.
2. Коваленко, Е. Г. Региональная экономика и управление. - Питер, 2005.
3. Мещанинов, М. Б. Регионы России в торгово-экономическом сотрудничестве с Монголией. - М. : Книжный дом «Либраком», 2009. С. 168.
4. Ежегодный сборник Национального статистического комитета Монголии. - Улан-Батор, 20002016 гг.
5. Социально-экономическое положение Монголии. Национальный статистический комитет Монголии. 2013.
6. Первая конференция конкурентноспособности аймаков. - Улан-Батор, 2014 г. - URL : http:// www.ecrc.mn.
7. Конституция Монголии от 13 января 1992 г. Глава IV. Административно-территориальные единицы Монголии, их управление.
8. Концепция регионального развития Монголии, принятая Парламентом Монголии 24 июня 2001 г.
9. Концепции образования в Монголии свободной экономической зоны, принятая ВГХ-м от 1995 г.
10. Правительственный указ Монголии № 307, приложение 1 от 2007 г. Программа стабилизации. Цены.
11. Национальный комитет регионального развития Монголии. - Улан-Батор, 2006. - URL : http:// www.monregion.gov. mn/.
12. URL: http://www. legalinfo.mn/.
References:
1. Gavrilov, A. I. Regional economy and management. - M., 2002.
2. Kovalenko, E. G. Regional economy and management. - Peter, 2005.
3. Meshaninov, M. B. Regions of Russia in trade and economic cooperation with Mongolia. - M. : the book house Libracom,"2009. P. 168.
4. Annual compilation of the National Statistics Committee of Mongolia. - Ulaanbaatar, 2000-2016.
5. Socio-economic situation of Mongolia. National Statistical Committee of Mongolia. 2013.
6. The first conference of competitiveness of aimaks. - Ulaanbaatar, 2014. - URL : http://www.ecrc.mn.
7. Constitution of Mongolia of 13 January 1992. Chapter IV. Administration-territorial units of Mongolia and their management.
8. Mongolia's Regional Development Concept, adopted by the Parliament of Mongolia on June 24, 2001.
9. Concept of education in Mongolia, a free economic zone, adopted by the VGH-ohm from 1995.
10. Governmental Decree of Mongolia No. 307, Annex 1 of2007. Program for stabilizing prices.
11. National Committee for Regional Development of Mongolia. - Ulaanbaatar, 2006. - URL: http:// www.monregion.gov. mn/.
12. URL: http: //www. legalinfo.mn/.