УДК 338.45:622(517) А. Даваасурэн
кандидат экономических наук, Институт международных исследований Академии наук Монголии
З. Оюун-Ундрах
Байкальский государственный университет экономики и права ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ МОНГОЛИИ
В статье раскрыты современные тенденции регионального развития и актуальность разработок и осуществления предлагаемых программ в той или иной стране. Рассмотрены различные толкования понятия «регион», основываясь на которые дано авторское определение с учетом специфических особенностей и условий Монголии. На примере местных бюджетов аймаков (основная территориально-административная единица Монголии), которые являются дотационными из централизованного государственного бюджета (кроме бюджета г.Улан-Батор), определены проблемы финансирования малого и среднего бизнеса, предоставляемого местными советами в виде льготного кредита фонда развития самонов (самая нижная территориально-административная единица Монголии), финансируемого из государственного бюджета. Отмечены особенности, условия и требования льготного кредита, а также выявлены недостаточность и неравномерность распределения этих средств.
Ключевые слова: регион; Монголия; Центральное Агентство по поддержке развития малых и средних предприятий при Министерстве труда Монголии; Хурал народных представителей (Законодательное собрание местного самоуправления); дотация; финансовая проблема; государственный бюджет; местный совет; фонд развития самонов; малый бизнес; средний бизнес.
А. Davaasuren
PhD in Economics,
Institute of International Studies of Mongolian Academy of Sciences
Z. Oyun-Undrakh
Baikal State University of Economics and Law
FINANCIAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MONGOLIA'S REGIONS
The article reveals modern trends of regional development and topicality of elaborations and implementation offered in any country. It considers various interpretations of the concept «region» which have allowed give the authors' definition taking into account Mongolia's specific features and conditions. Analysis of local budgets of aimaks (major territorial and administrative units of Mongolia) subsidized from the centralized state budget (except the budget of Ulan Bator) makes it possible to specify the problems of financing small and mid-sized businesses allotted by local boards in form of soft credits from the Development Fund for Samons (the lowest territorial and administrative unit of Mongolia) which is financed from the State Budget. Specified are the features, conditions and requirements for soft credits as well as insufficiency and irregularity in distribution of these assets.
Keywords: region; Mongolia; Central Agency for Supporting Small and MidSized Businesses Affiliated with Mongolia's Ministry of Labor; National People's Khural (Legislative Assembly of Local Self-government; subsidies; financial problem; state budget; local council; Development Fund for Samon's; small business; mid-sized business.
Прежде чем говорить о региональной экономике, необходимо разобраться с понятием «регион». В свое время многие ученые пытались дать определение данному понятию. Например, В. С. Бильчак, В. Ф. Захаров считали, что регион — это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу
© А. Даваасурэн, З. Оюун-Ундрах, 2014
пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика) [1]. А. Г. Гранберг утверждал, что это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов [3]. Западный ученый У. Изард доказывал, что регион — это географически и административно выделенная территориальная единица в зависимости от его производственной специфики, культуры и исторических традиций [4]. Американский ученый русского происхождения В. Леонтьев под регионом понимал административно-территориальную единицу государства, выделенную по функциональному признаку [6]. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцев трактовали регион как область, район, часть страны, отличающуюся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения [7].
В официальных законодательных актах Монголии отсутствует определение слова «регион». Единственное толкование находим в Концепции регионального развития Монголии: социально-экономический комплекс определенной территории страны, охватывающий географически пространственную целостность, отличающийся социально-экономическими отношениями аймаков, самонов, столицы, районов, городов и поселков и их специально охраняемой территорией, размещением населения, имеющий межотраслевые особенности сельского хозяйства, туризма и других отраслей экономики страны1. Данное определение, по нашему мнению, имеет чисто экономический характер и характеризуется слишком широким и смешанным толкованием.
Исходя из трактовок зарубежных и российских ученых, основываясь прежде всего, на определении А. Г. Гранберга, дадим следующую формулировку понятию «регион» применительно к условиям Монголии: определенная территория той или иной страны, отличающаяся от других территориально-географическими условиями и уровнем социально-экономического развития, характеризующаяся обеспеченностью производственными ресурсами, концентрацией населения и его этнической общностью. В отличие от федеративного государства Монголия является унитарным и имеет одну конституцию, единую систему государственной власти и законодательства, ее составные части не обладают признаками суверенитета.
Начиная с 70-х гг. XX в. большой интерес стали вызывать проблемы устойчивого регионального развития в мире [2; 5; 8]. Данная теория комплексно рассматривает экономические, финансовые, социальные, политические и экологические проблемы регионального развития. На сегодняшний день региональные исследования стали отдельной сферой науки, в большинстве стран мира разрабатываются и реализуются различные целевые программы, а также стратегии регионального развития в рамках государственной политики, что становится объективной необходимостью разработки и осуществления программы регионального развития той или иной страны.
С учетом тенденции регионального развития стран мира Правительство Монголии с 2000 г. начало уделять особое внимание созданию законодательно-правовой основы для разработки государственной политики по региональному развитию страны. Например, Парламент Монголии принял постановления «О концепции регионального развития Монголии», «О среднесрочной стратегии развития регионов Монголии до 2010 года», «Об установлении региональных центров-городов», «О программе развития некоторых регионов» и «О генеральных планах градостроительства развития региональных центров-городов до 2020 года», а также утвердил закон «О координации и управлении региональным развитием».
1 Концепция регионального развития Монголии : утв. постановлением ВГХ от 26 июня 2001 г. // Торийн мэдээлэл. Улан-Батор, 2001. № 28. С. 734.
Согласно названным правовым актам территория страны делится на 5 экономических регионов:
- Западный — 5 аймаков: Баян-Улгий, Говь-Алтай, Завхан, Увс, Ховд;
- Хангайский — 6 аймаков: Архангай, Баянхонгор, Булган, Орхон, Убур-хангай, Хубсгул;
- Центральный — 7 аймаков: Говьсумбэр, Дархан-Уул, Дорноговь, Дунд-говь, Сэлэнгэ, Центральный, Умнуговь;
- Восточный — 3 аймака: Дорнод, Сухэ-батор, Хэнтий;
- Улан-Баторский — является самостоятельным.
По административно-территориальному делению Монголия состоит из столицы (г.Улан-Батор), 21 аймака, 330 самонов. Как основная официальная администравно-территориальная единица аймаки имеют свои бюджеты, а у регионов нет самостоятельных бюджетов, поэтому финансовые средства расходуются из государственного бюджета через бюджеты аймаков, которые относятся к тому или иному региону.
Бюджетная система Монголии состоит из двух ступеней: централизованного государственного бюджета и бюджета аймаков, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов и межбюджетные трансферты. За исключением Улан-Баторского бюджета почти все местные бюджеты аймаков постоянно испытывают недостаток финансовых средств из-за отсутствия источников финансирования и получают дотации из централизованного государственного бюджета.
В целом по стране объем финансовых дотаций из государственного бюджета остается неравномерным. Так, в 2012 г. (по сравнению с 2011 г.) бюджет увеличился в 5 раз. При этом Западный регион становится самым высоко дотационным среди всех регионов, доля дотаций из государственного бюджета в 1998 г. составила 31,6 % общей их суммы. В 2009 г. она достигла 50 %, а в последние годы стала резко сокрашаться и в 2012 г. составила 11,1 %. Хангайский регион также является не менее дотационным, доля его дотации в 1998 г. составила 29,4 %, в 2009 г. достигла 41,9 %, а в 2012 г. сократилась до 13,4 %. По объемам дотаций Центральный регион занимает 3-е место: в 1998 г. доля его дотации составила 28,3 %, затем она стала непрерывно уменьшаться и в 2007 г. достигла 13,4 %, а в 2012 г. — 3,2 %. Восточный регион был и остается менее дотационным: доля его дотаций в 1998 г. составила 10,8 %, с 2009 г. он стал финансово самостоятельным и в 2012 г. доля его дотации уменьшилась до 0,4 %. Улан-Баторский регион был недотационным регионом, а его бюджет оказывал финансовую поддержку центральному государственному бюджету страны. В 2012 г. на Улан-Баторский регион приходится почти весь объем дотаций — 71,9 %. Это связано с объективной необходимостью финансовых средств для реализации целевых государственных программ по поддержке развития столицы, в частности ее инфраструктуры.
Таким образом, самыми высоко дотационными регионами становятся Западный и Хангайский регионы, при этом объемы дотаций непрерывно увеличиваются. В 2009 г. на эти два региона приходился почти весь объем финансовых дотаций из государственного бюджета (91,9 %), после чего он стал уменьшаться за счет роста дотаций Улан-Баторского региона. Традиционно на Восточный регион приходится меньше дотаций, чем на другие регионы, что обусловлено меньшим количеством аймаков и меньшей численностью населения.
В целях поддержки развития малого и среднего бизнеса в регионах в 2011 г. Правительство Монголии утвердило Постановление «О передаче права использования средств фонда на местные органы самоуправления», чтобы обеспечить улучшение финансовой самостоятельности развития 330 самонов страны. В целях расширения производства, создания новых рабочих мест в регионах этим Постановлением было установлено правило предоставления льготного кредита
для развития малых и средних предприятий. Полномочия распределения финансовых средств фонда для развития самонов передали в местный совет, который создавался по решению Хуралов народных представителей (Собрание местного самоуправления). С 2011 г. Центральное Агентство по поддержке развития малых и средних предприятий при Министерстве труда Монголии контролирует выдачу льготного кредита и его использование в каждом конкретном самоне, принимает решения о рефинансировании фонда развития самонов.
При предоставлении льготного кредита местный совет самона предъявляет следующие требования к заемщику:
- граждане и предприятия должны быть зарегистрированы в данном са-моне;
- учет локальной особенности и актуальности развития самона;
- создание новых рабочих мест;
- обеспеченность получаемого кредита (гарантия);
- платежеспособность заемщика;
- эффективность использования кредита по целевому назначению;
- анализ риска конкретных предприятий и их пути выхода из ситуации при возникновении всевозможных рисков;
- отсутствие задолженностей предприятий фонду развития самона;
- иметь постоянный доход для своевременной выплаты за кредит и т. д.
Источниками финансирования фонда развития самонов могут быть:
1. Средства, выделяемые из государственного бюджета для финансирования фонда развития самонов.
2. Безвозмездная помощь, программы и проекты, финансируемые международными организациями и странами-донорами.
3. Доходы от выплаты за льготный кредит, выдаваемый гражданам и предприятиям из фонда развития самонов.
Условиями кредита фонда развития самонов являются: максимальная процентная ставка льготного кредита 3 % годовых, срок кредитования до 36 месяцев, максимальная сумма кредита определяется собранием местного самоуправления самонов, с 2014 г. заемщики начнут погашать кредиты. Объемы льготного кредита в каждом году остаются без изменения, а объемы распределяемого льготного кредита на развитие малого и среднего бизнеса каждому региону являются неравномерными и имеют разную сумму в зависимости от количества аймаков, самонов и численности населения в них (табл.).
Объем средств,распределяемых из государственного бюджета
для финансирования фонда развития самонов, в 2011-2013 гг., млн туг.
Регион 2011 2012 2013 Всего
Западный 627,0 627,0 627,0 1 881,0
Хангайский 735,0 735,0 735,0 2 205,0
Центральный 714,5 714,5 714,5 2 143,5
Восточный 323,5 323,5 323,5 970,5
Всего 2 400,0 2 400,0 2 400,0 7 200,0
Составлено по данным Отчета распределения льготного кредита из фонда развития самонов Центральным Агентством по поддержке развития малых и средних предприятий при Министерстве труда. 2013.
Несмотря на появление положительных сдвигов в кредитовании из фонда развития самонов, финансовые средства остаются недостаточными для поддержки развития малых и средних предприятий в регионах. На наш взгляд, такое неравномерное распределение финансовых средств из государственного бюджета может привести к усилению диспропорций в развитии регионов страны. Регионы испытывают большую нехватку финансовых средств, что, в свою очередь, вызывает стагнацию производства, рост безработицы, неравномерное
социально-экономическое развитие регионов. Решение этих проблем требует грамотного, научно обоснованного подхода путем формирования эффективной региональной финансовой политики. При этом региональная финансовая политика должна предусматривать консолидацию бюджетных средств в регионе, направляться на наиболее полную мобилизацию финансовых ресурсов, их целевое использование для удовлетворения насущных финансовых потребностей для развития малых и средних предприятий, улучшение эффективности использования этих средств, а также создание благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности в регионах.
Список использованной литературы
1. Бильчак В. С. Региональная экономика : учеб. пособие / В. С. Бильчак, В. Ф. Захаров. — Калининград : Янтарный сказ, 1998. — 314 с.
2. Винокуров М. А. Экономика Иркутской области / М. А. Винокуров. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2004. — 246 с.
3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. — М. : Изд-во ГУ ВШЭ, 2003. — 495 с.
4. Изард У. Экономическая география США / У. Изард ; пер. с англ. Н. Тиммане. — М.: Дело, 1992. — 347 с.
5. Колодина Е. А. Теория и методология регулирования межрегиональной экономической интеграции / Е. А. Колодина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2004. — 270 с.
6. Леонтьев В. Межотраслевая экономика / В. Леонтьев ; пер. с англ. — М. : Экономика, 1997. — 471 с.
7. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцев. — М. : ИНФРА-М, 2001. — 480 с.
8. Самаруха В. И. Теоретические основы региональной экономики / В. И. Самару-ха. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 369 с.
References
1. Bilchak V. S., Zakharov V. F. Regionalnaya ekonomika [Regional Economy]. Kaliningrad, Yantarnyi skaz Publ., 1998. 314 p.
2. Vinokurov M. A. Ekonomika Irkutskoi oblasti [Economy of Irkutsk Region]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2004. 246 p.
3. Granberg A. G. Osnovy regional'noi ekonomiki [Fundamentals of Regional Economy]. Moscow, GU VShE Publ., 2003. 495 p.
4. Isard W. Ekonomicheskaya geografiya SShA [Economic geography of the USA]. Moscow, Delo Publ., 1992. 347 p.
5. Kolodina E. A. Teoriya i metodologiya regulirovaniya mezhregional'noi ekonomi-cheskoi integratsii [Theory and methodology of regulating interregional economic integration]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2004. 270 p.
6. Leontyev V. Mezhotraslevaya ekonomika [Cross-sector economy]. Moscow, Economi-ka Publ., 1997. 471 p.
7. Raizberg B. A., Lozovskii L. Sh., Starodubtsev E. B. Sovremennyi ekonomicheskii slovar [Modern Economic Dictionary]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001. 480 p.
8. Samarukha V. I. Teoreticheskie osnovy regionalnoi ekonomiki [Theoretical fundamentals of regional economy]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 369 p.
Информация об авторах
Даваасурэн Авирмэд — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Институт международных исследований Академии наук Монголии, г. Улан-Батор, e-mail: davaasuren13@yahoo.com.
Оюун-Ундрах Зандансурэн — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: undraaz@yahoo.com.
Authors
Avirmed Davaasuren — PhD in Economics, Senior Research Scientist, Institute of International Studies of Mongolian Academy of Sciences, Ulan Bator, e-mail: davaasuren13@yahoo.com.
Zandansuren Oyun-Undrakh — PhD student, Chair of Taxes and Customs, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: undraaz@yahoo.com.