СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСКОРЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
БОРЗОВ В.Н.,
аспирант,
Донской государственный аграрный университет, е-mail: [email protected]
Проанализированы основные положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Обоснована необходимость развития финансово-экономических и социально-культурных факторов модернизации сельского хозяйства. Приведены примеры совершенствования технико-технологической базы сельскохозяйственных предприятий.
Ключевые слова: социально-экономические условия; институты; техника; технология; модернизация.
The main provisions of the food security Doctrine of the Russian Federation were analyzed. The necessity of the development of the financial-economic and socio-cultural factors of modernization of agriculture was justified. The examples of improvement of the technical and technological base of agricultural enterprises were made.
Keywords: socio-economic conditions; institutions; technique; technology; modernization.
Коды классификатора JEL: О13.
В любой отрасли хозяйства можно рассчитывать на успех только при оптимизации величины и режима функционирования всех факторов производства, влияющих на конечные результаты деятельности экономических субъектов. В связи с этим развитие сельского хозяйства в России в равной степени зависит как от эффективности техникотехнологической модернизации сельскохозяйственных предприятий, так и от развития социальной сферы.
Весьма большое внимание технико-технологической модернизации агропромышленного комплекса уделяется в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, разработанной Минсельхозпродом России. Именно на основе технологических инноваций в сельскохозяйственном производстве можно достигнуть уровня обеспеченности потребностей населения собственной продукцией, намеченного в Доктрине (зерно — не менее 95%, растительное масло — не менее 80%, мясо — не менее 85%, молоко и молочные продукты — не менее 90%) [4].
Можно утверждать, что реализация заданного руководящими органами страны курса модернизации сельского хозяйства возможна только при проведении следующих мероприятий:
1) Реформирование экономической системы аграрной сферы в направлении создания механизмов, делающих обязательным условием победы в конкурентной борьбе развитие бизнеса на инновационной основе [1]. К эффективным механизмам совершенствования конкурентной среды можно отнести: а) совершенствование институциональной среды, включающей в себя снятие экономических барьеров для предпринимателей, реорганизация системы бухгалтерского учета (методов начисления амортизационных отчислений), проработка правовой базы таким образом, чтобы требования законодательства были направлены на стимулирование процесса обновления, увеличение оперативности в принятии законов, с целью сокращения числа «опоздавших» законов, при этом ускорение не должно влиять на степень продуманности нормативной базы; б) разработка системы налоговых льгот для новаторов для поддержки их при начальной низкой рентабельности; в) создание системы ведения контроля за конкурентной борьбой между предприятиями, причем наблюдение за конкуренцией должно осуществляться не только со стороны государства, но и со стороны предприятий, межорганизационных структур и объединений профсоюзного типа.
2) Преобразование системы социальных отношений, позволяющее радикально решить проблемы бедности и избыточного социально-экономического неравенства населения, при проведении мероприятий по: а) развитию муниципального хозяйства в сельской местности, включая строительство дорог с твердым покрытием, модернизацию сельских школ, детских садов, домов культуры, строительство и восстановление улиц, памятников, церквей и т.д.; б) предоставлению льгот молодым специалистам в области сельского хозяйства и сельским работникам,
© В.Н. Борзов, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
при условии уравнивания величины заработной платы в сельской местности, со средней ее величиной по России; в) организации досуга на селе, как например: проведение концертов, праздников, экскурсий, увеличение доступности информационных ресурсов. Важно, при этом, учитывать необходимость культурного и информационного обмена между городским и сельским населением.
3) Создание условий для модернизации и наращивания человеческого потенциала квалификационного уровня профессиональной подготовки, путем преобразования существующих институтов экономической системы по направлениям: а) выпуска квалифицированных кадров для АПК путем совершенствования методов подачи информации, повышения заинтересованности обучающихся в образовательном процессе, создания более качественных методов оценки знаний и повышения ответственности за выпуск специалистов с низким уровнем знаний; б) приобретения практических навыков специалистов во время учебы, которые нужно развивать не только через организацию производственной и учебной практики, но с помощью прямых контактов между обучающимися и специалистами, работающими в специализируемой сфере. Такие контакты можно обеспечить посредством регулярного ознакомления студентов с условиями и методами работы специалистов, при условии отрегулированной связи между учебными институтами и реальным сектором экономики; в) трудоустройства выпускников, путем организации системы частичного распределения, при этом, российские образовательные учреждения, должны осуществлять набор абитуриентов, исходя из планируемых потребностей экономики будущего.
В результате реализации вышеизложенных основных императивов развития экономики села и аграрной сферы, экономические и социальные условия ведения эффективной деятельности в сельском хозяйстве должны значительно улучшиться. Это выражается в следующих проявлениях оздоровления финансово-экономической и социально-культурной среды сельского хозяйства: а) станет возможным воспроизводство и обновление технико-технологического строя предприятий, на основе инноваций, что приведет к возникновению большого числа предприятий работающих по современной технологии и, как следствие, к увеличению прибыльности хозяйств; б) возникнет тенденция к снижению уровня бедности на селе, в совокупности с решением проблемы социально-экономического неравенства и престижности работы на селе; в) увеличится число специалистов, способных работать в новых экономических и технологических условиях.
Реализацию данных мер можно представить в виде схемы (рис. 1).
Обновление и воспроизводство технико-технологического строя организаций на основе инноваций
Возникновение большого числа предприятий, работающих на инновационной основе
Увеличение прибыльности хозяйств
Снижение уровня бедности на селе
I ____
Решение проблемы социальноэкономического неравенства и престижности работы в сельской местности
Увеличение числа специалистов, способных работать в инновационных экономических и технологических условиях
Рис. 1 Схема обновления экономической системы сельского хозяйства
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСКОРЕНИЯ.
81
Как видно на схеме, достижение конечных положительных результатов преобразований возможно только при использовании всех факторов экономического роста как производственно-экономических, так и социальных.
Исходным пунктом, как предлагает РАСХН, должно стать определение секторов АПК, у которых имеется возможность сохранить или завоевать лидирующие позиции в мире.
Процесс научно-технологической революции (НТР) в аграрном секторе России может проходить в два этапа — первый до 2020 г., второй до 2030—2050 гг. [2].
Первый этап должен быть связан с кардинальным повышением объемов внесения минеральных удобрений и щадящих пестицидов, а также с использованием энергонасыщенной сельхозтехники. Повышение втрое энерговооруженности российского сельского хозяйства может на этом этапе обеспечить рост продуктивности в растениеводстве и животноводстве в 1,5-2 раза, при экономии топлива в 2-2,5 раза, семян и пестицидов — в 1,5 раза, минеральных удобрений — на 30-40%. Территориально следует сосредоточить эти усилия на 25% не засеваемой пока пашни, там, где имеются трудовые ресурсы и инфраструктура. Реализация данного этапа потребует наращивания господдержки аграрного сектора до 10% консолидированного бюджета.
Второй этап можно дополнить (при необходимом контроле и на специально выделенных территориях) более широким применением «зеленых» (сельскохозяйственных), «белых» (биоэнергетических) и «красных» (биофармацевтических) генно-инженерных технологий. В научно-внедренческой сфере необходимо создавать центры по разработке, внедрению и первичной коммерциализации НИОКР в области био- и нанотехнологий в производстве, переработке и хранении пищевого сырья, повышении плодородия, энергосбережении и использовании возобновляемых энергоисточников. Этот этап должен формироваться на основе валоризации, повышения ценности производимой продукции, которая характеризуется улучшением ее полезных свойств, поиском вариантов альтернативного использования, для достижения наиболее эффективного результата применения ее качеств. Например, одним из способов альтернативного использования продукции сельскохозяйственного производства может быть применение некоторых сельскохозяйственных культур (рапс, кукуруза) для производства биотоплива. В результате повысится спрос на данную продукцию, а, следовательно, цена и эффективность ее производства. Наряду с этим необходимо создание перерабатывающих предприятий и цехов по производству топлива. Инвестиционными средствами данное производство может обеспечиваться при поддержке нефтяных и газовых компаний. Второй этап НТР в аграрном секторе должен обеспечить процесс безотходного и экологически чистого производства и переработки сельскохозяйственной продукции, который в настоящее время популярен не только в странах с развитой экономикой, но и в некоторых развивающихся странах, таких как Бразилия и Аргентина. Сущность этого процесса заключается в полезном использовании всего материала растительного и животного происхождения. В частности такая довольно широко возделываемая сельскохозяйственная культура в России, как кукуруза, может служить не только как источник зерна, но и как материал для производства топлива, а также для создания экологической упаковки для продуктов питания. Причем, все три линии производства могут работать одновременно с использованием разных компонентов растения. Зерно направляется на корм скоту, на масло, на крахмал, ботва — на упаковку и на производство топлива. В результате, из растения извлекается максимально возможная полезность и снижается процент отхода. У сельхозтоваропроизводителей появится возможность получения выручки от реализации ранее не используемой биомассы. Кроме того, производимое биотопливо обеспечит конкуренцию нефтяному топливу, что приведет к удешевлению энергоресурсов. В финансово-экономической сфере необходимо сформировать устойчивую систему господдержки сельского хозяйства и обеспечения его рациональных взаимоотношений с другими отраслями АПК. Россия должна стать одной из стран организаторов и реализаторов «нового мирового продовольственного порядка» [3].
Эти два процесса-компонента модернизации должны проходить одновременно, вначале смещаясь в сторону приоритета первого этапа, иначе в какой-то период вся модернизация агропромышленного комплекса может остановиться. Ведь, второй этап становится невыполним, если в стране не достигнут определенного уровня производственного, технологического и финансового состояния АПК, что должен обеспечить первый этап.
В результате, можно сделать вывод о том, что необходимо ускорить реализацию Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации в мае 2009 г. Она является базой для разработки концепций и программ развития российского АПК и соответствующих нормативноправовых документов, вплоть до 2020 г. При реализации Доктрины целесообразно исходить из концепции «эффективного аграрного протекционизма», нацеленного не на изоляцию российского АПК от мирового хозяйства, а на использование внутренних и внешних возможностей для его модернизации и повышения внутренней и международной конкурентоспособности, включая обоснованную экспортную экспансию в сельскохозяйственных и несельскохозяйственных отраслях. При этом, ускоряя движение российского продовольственного рынка в сторону ВТО и мирового хозяйства, нужно осуществлять постоянный контроль над реализацией заложенных в доктрине императивов, направленных на обеспечение потребностей населения Российской Федерации продукцией отечественных производителей. Кроме того, синхронизированное развитие финансово-экономических и социальнокультурных факторов совершенствования сельскохозяйственного производства позволит значительно ускорить модернизацию агропромышленного комплекса.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ЛИТЕРАТУРА
1. Говядовская О. Антирецессионные императивы стратегического управления развитием сельского хозяйства в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2010. № 2. С. 10-11.
2. Голиченко О. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 42-50.
3. Горбунов В.С. Комплексный подход к управлению внедрением ресурсосберегающих технологий в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 6. С. 44-47.
4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 // www.doktiin.ru.