Научная статья на тему 'Социально-экономические условия нового этапа реформирования пенсионной системы в России'

Социально-экономические условия нового этапа реформирования пенсионной системы в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / УВЕЛИЧЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / РЫНОК ТРУДА / PENSION REFORM / THE INCREASE IN THE RETIREMENT AGE / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парсиева Л. К., Гацалова Л. Б., Кусов Т. Э., Туаева Н. Ю.

В статье рассматриваются экономические и социальные проблемы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации в последние годы, определяются факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы, дается предварительная оценка ее результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические условия нового этапа реформирования пенсионной системы в России»

Парсиева Л.К.1, Гацалова Л.Б.2, Кусов Т.Э.3, Туаева Н.Ю.4 ©

1Доктор филологических наук, старший научный сотрудник; 2доктор филологических наук,

34

старший научный сотрудник; кандидат экономических наук, проректор; кандидат

исторических наук, проректор.

НОУ «Владикавказский институт управления»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НОВОГО ЭТАПА РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются экономические и социальные проблемы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации в последние годы, определяются факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы, дается предварительная оценка ее результатов.

Ключевые слова: пенсионная реформа, увеличение пенсионного возраста, рынок труда. Keywords: pension reform, the increase in the retirement age, labor market.

Макроэкономические условия формирования пенсионного фонда с 2009 г. определялись замедлением темпов роста, дефицитностью федерального бюджета при некотором снижении инфляции. В 2009 г. ВВП сократился в сопоставимых ценах на 7,8%, в 2010 г. его прирост составил 4,5%, в 2011 г. - 4,3, в 2012 г. - 3,4, в 2013 г. - 1,3, а в 2014 г. -0,6%. В 2008 г., несмотря на кризис, консолидированный бюджет был сведен с профицитом 4,9% ВВП, в 2009 г. его дефицит составил 6,3%, в г. - 3,4%. В последующие годы консолидированный бюджет сводился с превышением доходов над расходами - в 2011 г. на 1,5%, в 2012 г. на 0,4%, в 2013 и 2014 гг. на 0,5% ВВП [3]. Те экономические условия, в которых Россия находится сегодня, - падение цен на нефть и санкции стран Евросоюза и США - предопределяют дефицит бюджета на ближайшие годы.

Хотя докризисный уровень по большей части основных показателей к 2014 году был восстановлен, темпы роста экономики, в сравнении с десятилетием 1999-2008 гг., резко замедлились, существенно изменились условия и факторы ее дальнейшего развития. Противоречивость процессов последующего пятилетия не дает пока оснований однозначно ответить на вопрос о продолжительности, содержании, а соответственно и названии начавшегося третьего этапа пенсионной реформы. Это может быть период длительной стагнации, умеренного либо ощутимого роста; не следует исключать также вероятность очередного снижения объема ВВП - все будет определяться в конечном счете общими экономическими результатами, в первую очередь динамикой развития, успеха курса на импортозамещение.

Все это происходит и в неблагоприятных социально-демографических условиях, когда на результативности пенсионных реформ сказывается и то, что, начиная с нового столетия, процесс замещения поколений носил негативный характер и показатель демографической нагрузки постоянно возрастал.

По данным Росстата, общая численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения, в 2014 г. составила 301,6 чел. и этот показатель, согласно прогнозу будет расти

[3].

Общая численность пенсионеров в России

2010 2011 2012 2013 2014

Все пенсионеры, тыс. человек 41144 41819 42367 42837 43327

из них получающие пенсии:

© Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б., Кусов Т.Э., Туаева Н.Ю., 2015 г.

по старости 30828 32462 32982 33451 33950

по инвалидности 3916 2805 2689 2590 2511

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) 1738 1654 1591 1562 1541

пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей 275 273 284 298 302

федеральные государственные гражданские служащие 43 49 56 62 67

за выслугу лет 1740 1813 1913 1964 2009

летчики-испытатели - 1 1 1 1

социальные 2604 2762 2851 2909 2946

Общая численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения 288,1 292,7 296,2 298,8 301,6

Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера (в среднем за год), человек 1,63 1,61 1,60 1,58 1,57

Подобная ситуация является катализатором дискуссий о повышении пенсионного возраста, который неуклонно растет во всех развитых странах. Так, в Германии, Японии и Швеции мужчины и женщины выходят на пенсию с 65 лет, в США - с 66 лет и мужчины, и женщины. Самый низкий из развитых стран пенсионный порог в Италии: 59 лет для мужчин и женщин. Гендерная разница в возрасте выхода на пенсию присутствует в Польше: 63 года для мужчин и 60 - для женщин, и в Великобритании: 65 лет для мужчин и 60 - для женщин. Дефицит пенсионного бюджета, сокращение численности трудоспособного населения дают повод для подобного обсуждения и в России [2].

Преференции, которые имеют женщины при выходе на пенсию, существенно влияют на коэффициент демографической нагрузки. Если учесть, что период дожития после пенсии среди женщин вдвое превышает этот же период для мужчин и равен или выше аналогичного показателя для многих развитых стран, то выравнивание возраста выхода на пенсию может быть экономически и социально оправдано. Один из аргументов против повышения пенсионного возраста в РФ - низкий уровень здоровья нации. Однако в последнее время число работающих пенсионеров растет, что, по мнению ряда исследователей, является признаком улучшения здоровья населения.

Отечественным законодательством не ограничивается продолжение трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста. Отмена ограничений на занятость пенсионеров, проведенная в рамках пенсионной реформы 2002 г., в сочетании с низкими доходами российского населения, повлияла на ее рост.

Уровень экономической активности составляет: женщин в трудоспособном возрасте (16-54 года) - 76,1%, мужчин - (16-59 лет) - 82,0%. По официальным данным, занятость пенсионеров растет, начиная с 2002 г., и в настоящее время охватывает уже около четверти всех пенсионеров [4]. Проводимая в последние годы пенсионная политика оказалась малоэффективной вследствие ряда макроэкономических факторов, таких как нестабильная демографическая ситуация, постоянно увеличивающая нагрузку пенсионеров на работающее население, неустойчивость экономического развития, сложность взимания налогов, являющихся основным источником пенсионных средств, и других факторов, ограничивающих рост пенсий. Одна из причин столь высокой занятости в том, что хотя пенсионеры и не относятся официально к наиболее бедным группам населения, но средний размер пенсии не намного превышает прожиточный минимум.

Переход в статус работающего пенсионера улучшает материальное положение индивида, семьи. Значительная часть работающих пенсионеров остается на прежних рабочих местах, не теряя при этом в основном заработке. Работающие пенсионеры, сберегая часть доходов, обеспечивают себе достойную старость на период, когда перестанут работать.

Поэтому особенно важными становятся меры по укреплению доверия к финансовым институтам, поскольку старшие поколения, пройдя через череду кризисов, не раз теряли свои накопления.

Сегодня высокая трудовая активность пенсионеров - позитивный фактор развития российского рынка труда в условиях старения населения. Это существенный фактор снижения социальной напряженности, связанной с низким размером пенсий. Кроме того, преобладание пенсионеров, работающих в школах, вузах, социальной сфере, где традиционно низкий уровень оплаты труда, позволяет им получать приемлемый уровень дохода, тем более что среди них присутствует значительная группа лиц, имеющих право на досрочные пенсии. В такой ситуации пенсия выглядит скорее как доплата за профессиональный опыт. А рост доли работающих женщин в целом свидетельствует в пользу того, что здоровье позволяет значительной части пожилых людей продолжать трудовую деятельность.

Сложившаяся ситуация сегодня вполне устраивает общество. В западных странах распространена практика досрочного выхода на пенсию и получения ее в сокращенном размере. Подобный вариант предлагают как альтернативу снижения давления на пенсионный фонд, тем более что такая попытка предпринималась и в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века, когда за каждый отсроченный год выхода на пенсию предлагалась фиксированная надбавка. Однако в ситуации, когда население не доверяет институтам государства, такая практика вряд ли принесет успех. Схемы повышения пенсионного возраста должны быть мягкими, растянутыми во времени, и для нашей страны они могут в первую очередь стартовать с выравнивания пенсионного возраста для женщин и мужчин.

Актуальным в связи с этим представляется создание новых и расширение существующих рабочих мест с гибкой занятостью, которые могут стать сферой занятости женщин-пенсионерок, тем самым помочь им поднять жизненный уровень, продлить годы активности, а главное заполнить растущий дефицит рабочей силы на рынке труда.

Литература

1. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Социально-аксиологические ориентиры современного российского социума // В мире научных открытий. 2013. № 11. С. 28.

2. Олисаева А.В. Региональные аспекты определения уровня платежеспособности и общего уровня финансового состояния предприятия // Дисс. ...к.э.н. М., 1999.

3. Шмелев Ю. Д., Ижаев А. Р. Мировые тенденции реформирования пенсионных систем // Финансы. 2013. № 3. С. 73.

4. http://www.gks.ru

5. http://www.minfin.ru/ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.