Научная статья на тему 'Пенсионное страхование: содержание, роль и влияние демографических факторов'

Пенсионное страхование: содержание, роль и влияние демографических факторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1028
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ДЕМОГРАФИЯ / ПЕНСИЯ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / СТАНДАРТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / PENSION INSURANCE / DEMOGRAPHY / PENSIONS / COST OF LIVING / STANDARD OF ECONOMIC STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манзарова Эржена Дмитриевна

В статье исследована демографическая составляющая института пенсионного страхования. Рассмотрены проблемы демографического развития России на современном этапе, их влияние на формирование института пенсионного страхования. В вводной части раскрывается содержание демографической компоненты, ее взаимосвязь с трудовой занятостью и формированием пенсионных ресурсов. В содержательной части рассмотрены основные показатели демографического развития, оказывающие непосредственное влияние на пенсионную систему. В заключительных положениях сделаны выводы о роли демографических факторов и их связи с институтом пенсионного страхования, предложены мероприятия по совершенствованию механизма пенсионного страхования с учетом рассмотренных демографических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEMOGRAPHIC COMPONENT OF THE PENSION INSURANCE INSTITUTION: THE CONTENT, THE ROLE AND INFLUENCE OF DEMOGRAPHIC FACTORS

The paper studies the demographic component of the pension insurance institute, the problems of demographic development in Russia at the present stage, their influence on the formation of the institute for pension insurance. The introduction of the disclosed content presents the demographic components, its relationship to employment and the formation of the pension resources. The substantive part describes the basic indicators of demographic development, which have a direct impact on the pension system. The final provisions includes the conclusions on the role of demographic factors and their association with the institute of pension insurance, proposed measures to improve the pension insurance mechanism, taking into account demographic factors considered.

Текст научной работы на тему «Пенсионное страхование: содержание, роль и влияние демографических факторов»

^ ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 364.35 (47)

ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

МАНЗАРОВА ЭРЖЕНА ДМИТРИЕВНА,

аспирант кафедры налогов и таможенного дела,

Байкальский государственный университет экономики и права, Иркутск, Россия E-mail: ermanz@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье исследована демографическая составляющая института пенсионного страхования. Рассмотрены проблемы демографического развития России на современном этапе, их влияние на формирование института пенсионного страхования. В вводной части раскрывается содержание демографической компоненты, ее взаимосвязь с трудовой занятостью и формированием пенсионных ресурсов. В содержательной части рассмотрены основные показатели демографического развития, оказывающие непосредственное влияние на пенсионную систему. В заключительных положениях сделаны выводы о роли демографических факторов и их связи с институтом пенсионного страхования, предложены мероприятия по совершенствованию механизма пенсионного страхования с учетом рассмотренных демографических факторов.

Ключевые слова: пенсионное страхование; демография; пенсия; прожиточный минимум; стандарт экономической устойчивости.

THE DEMOGRAPHIC COMPONENT OF THE PENSION INSURANCE INSTITUTION: THE CONTENT, THE ROLE AND INFLUENCE OF DEMOGRAPHIC FACTORS

ERGENA D. MANZAROVA,

post-graduate student, Chair of Taxes and Custom Affairs, the Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, Russia E-mail: ermanz@mail.ru

ABSTRACT

The paper studies the demographic component of the pension insurance institute, the problems of demographic development in Russia at the present stage, their influence on the formation of the institute for pension insurance. The introduction of the disclosed content presents the demographic components, its relationship to employment and the formation of the pension resources. The substantive part describes the basic indicators of demographic development, which have a direct impact on the pension system. The final provisions includes the conclusions on the role of demographic factors and their association with the institute of pension insurance, proposed measures to improve the pension insurance mechanism, taking into account demographic factors considered. Keywords: pension insurance; demography; pensions; cost of living; standard of economic stability.

Общемировой тренд снижения численности населения, а вместе с тем и доли в ней населения трудоспособного, свидетельствует о настоятельной потребности решения задач эффективного использования трудового потенциала в рамках демографически обусловленного дефицита трудовых ресурсов. Уровень эффективности использования трудовых ресурсов зависит прежде всего от сложившихся макроэкономических условий развития экономики той или иной страны (степени модернизации и оснащенности рабочих мест, использования высокотехнологичных средств производства, реализуемых правительством стран направлений экономической и промышленной политики, применения инновационных подходов в организации труда), а также общего демографического положения страны в целом. Демографическая составляющая тем самым является не только основополагающим фактором и условием формирования производительных сил, но и определяющим вектором социально-экономического развития страны и отдельных территорий. Так, демографические показатели повсеместно применяются в сфере пенсионного страхования, в частности для оценки рисков утраты дохода работающим, определения уровня страховых взносов и объема пенсионных обязательств перед пенсионерами, формируемыми в отечественной пенсионной системе.

Сопряженность демографических процессов, протекающих в современных условиях развития общества, и текущее состояние рынка пенсионных услуг обусловливают необходимость детального рассмотрения и последующего решения вопросов, связанных с демографической компонентой российской пенсионной системы. Следует отметить, что демографическая составляющая пенсионного страхования играет ключевую роль непосредственно как в периоды трудовой деятельности работающего, так и на этапах реализации пенсионных обязательств после ее завершения, т.е. в периоды получения пенсий. Таким образом, рассмотрение вопросов влияния демографии на состояние отечественной пенсионной системы имеет смысл проводить, с одной стороны, в формате текущей организации

трудовой деятельности работников и, следовательно, формирования пенсионных ресурсов, а также реализации пенсионных обязательств после окончания такой деятельности — с другой стороны. Рассмотрим взаимосвязь демографических показателей в предложенных аспектах.

Демографическая составляющая трудовой занятости населения играет важную роль в формировании трудовых ресурсов и эффективности их использования. Так, ни для кого не секрет, что в современном обществе не в полной мере уделяется должное внимание отдельным категориям граждан, желающих и способных реализовать свое право на труд, но имеющих те или иные ограничения его применения в силу физических особенностей и устоявшихся общественных морально-этических ценностей. В данном случае речь идет об инвалидах, сохранивших способность к трудовой деятельности, молодых пенсионерах, заинтересованных в трудовой деятельности, но в силу требований рынка труда не способных найти должное применение накопленному опыту и навыкам, а также о женском труде, специфической особенностью которого является совмещение материнской (репродуктивной) и профессиональной функций. Трудовая активность указанных лиц позволила бы, с одной стороны, отчасти решить вопросы наполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, а с другой — снизить социальную напряженность, вызванную дискриминационным отношением к отдельным категориям лиц в обществе.

Таким образом, рынок труда, от состояния которого зависят ключевые параметры пенсионной системы, находится в тесной взаимосвязи с общей демографической ситуацией в стране. По мнению И. Золина, «под демографическим фактором понимается естественное воспроизводство трудовых ресурсов, которое характеризуется соотношением континген-тов, вступающих в трудоспособный возраст, и контингентов, прекращающих трудовую деятельность (по возрасту, инвалидности или смерти). Количественное соотношение этих контингентов для того или иного периода развития рынка труда предопределяет прирост

или убыль рабочей силы» [2, с. 19]. Качественные демографические характеристики включают половозрастную структуру, уровень квалификации, трудовую мобильность, а также социально-трудовую активность рабочей силы (ее способность к развитию).

Институт пенсионного страхования основывается на учете демографических закономерностей, в том числе связанных с продолжительностью жизни на разных ее этапах, включая этап трудовой деятельности и период получения пенсии. Личное страхование, послужившее базой для широкомасштабного применения пенсионного страхования, обладает своей методологией с использованием подходов теории вероятностей, демографии, а также долгосрочных финансовых и актуарных исчислений.

Количественные характеристики демографического фактора представляют собой систему показателей, определяющих развитие пенсионной системы:

• численность и возрастную структуру населения (лица моложе трудоспособного возраста, трудоспособного возраста, а также нетрудоспособного возраста);

• естественное движение населения (соотношение числа родившихся к числу умерших);

• ожидаемая продолжительность жизни при рождении мужчин и женщин;

• ожидаемая продолжительность жизни для лиц, достигших пенсионного возраста;

• соотношение численности пенсионеров (по видам пенсий) и работающего населения (уплачивающих страховые взносы).

Современная конструкция отечественной пенсионной системы не является универсальной и тем более эффективной, о чем свидетельствуют непрекращающиеся дискуссии в средствах массовой информации, а также глу -бокая неудовлетворенность нынешних пенсионеров, «бенефициаров» сложившегося пенсионного института. Действительно, выгодоприобретателями пожилое поколение назвать сложно по причинам мизерных размеров пенсий, которое государство в рамках реализации конституционных прав своих граждан обязуется выплачивать в полном и своевременном

размере для достойного поддержания материального обеспечения населения своей страны. Отсутствие достаточного опыта реализации мероприятий пенсионного страхования обусловливает причины низкой эффективности действующей пенсионной системы, а зарубежный опыт иностранных государств не может быть полностью спроецирован на институты пенсионного страхования нашей страны. Помимо прочего, отсутствие опыта в данной сфере не является единственно доминирующей причиной неразвитости отечественного пенсионного страхования — существуют также и вопросы иного характера, обусловленные особенностями российского социального и экономического характера.

Так, демографическая составляющая являет собой одну из причин неэффективности института пенсионного страхования в целом, которая непосредственным образом оказывает воздействие как на систему обязательного пенсионного страхования, так и на негосударственное пенсионное обеспечение. Таким образом, вопросы, касающиеся демографического аспекта развития страны, представляют собой особый кластер проблем, требующих незамедлительного решения в силу остроты и степени влияния на функционирование существующей отечественной системы пенсионного страхования.

Снижение численности населения за полувековой период свидетельствует о наличии демографических проблем, вызванных социально-экономическим положением общества на современном этапе, и требует не только поэтапного совершенствования прогностической работы в области демографии, но также принятия практических мер по стимулированию жизнедеятельности и уровня материальной обеспеченности граждан: повышения уровня заработной платы, пересмотра и оценки содержания прожиточного минимума (ПМ), реализации активной социальной политики государства с постепенной минимизацией мер политики государственного иждивения и социальной помощи. Согласимся с Л. Ржа-ницыной: «...расширенное воспроизводство населения требует достижения соответствующего уровня материального благополучия,

который можно определить как "стандарт экономической устойчивости семьи с детьми" (СЭУ)» [4, с. 25]. Прожиточный минимум, служащий фундаментом формирования заработной платы, является некой гарантией государства в формате обязательного социального обеспечения. ПМ — индивидуальный показатель для конкретного получателя государственной помощи и, согласно его содержанию, «он предназначен для несемейного работника, так как затраты заложены в расчете на одного человека, не имеющего собственного или арендующего жилье. Фактически установленный ПМ предназначен для бомжа» [3, с. 40]. Соответственно СЭУ и ПМ существенно отличаются как в денежном, так и в содержательном выражении. СЭУ представляет собой стандарт, ориентированный на семью: расходы на воспитание детей, содержание либо аренду жилья, приобретение услуг культурного и образовательного характера.

Не менее важным показателем демографического развития общества, оказывающим влияние на развитие производственных отношений в стране, а также и на систему пенсионного страхования, является показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении мужчин и женщин. Здесь важно заметить, что данный показатель используется для выявления изменений в динамике прогнозируемой средней продолжительности жизни населения, и его применение в качестве аргументов изменения возраста выхода на пенсию мужчин и женщин является необоснованным и некорректным.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении разнится по половому признаку: в среднем женщины живут дольше мужчин на 10-15 лет, в то время как показатель смертности у мужчин совпадает с показателем наступления нетрудоспособного возраста. В этой связи правомерным остается вопрос о резонности увеличения пенсионного возраста, который широкомасштабно обсуждается в кулуарах властных структур.

Согласно данным табл. 1, средняя продолжительность жизни россиян в гендерном отношении существенно отличается. Так, для мужчин она составляет 61,9 года, а для

женщин — 73,9 лет. Однако это не может свидетельствовать о том, что при достижении пенсионного возраста мужская часть населения России имеет менее продолжительный период получения выплат по пенсионному страхованию, поскольку в данном случае уместнее говорить о средней продолжительности жизни (периоде дожития) после выхода на пенсию.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни для лиц, достигших пенсионного возраста, весьма важен для целей обеспечения эффективной пенсионной системы, поскольку страховые принципы, заложенные в основу действующей системы пенсионного обеспечения, включают в себя периоды дожития, т.е. предполагаемый срок пенсионных выплат для разных половозрастных групп населения.

Как свидетельствуют показатели табл. 2, с начала 2000-х гг. средняя продолжительность жизни женщин после достижения законодательно установленного возраста выхода на пенсию (55 лет) возросла, достигнув уровня в 25,36 лет. Положительная динамика наблюдается у мужчин-пенсионеров, однако темпы роста средней продолжительности жизни уступают показателям роста у женщин нетрудоспособного возраста. Такая картина свидетельствует об общей тенденции увеличения длительности пребывания россиян в посттрудовом периоде жизни, а также увеличении средней продолжительности жизни наших соотечественников. Сравнительный анализ периодов пребывания на пенсии мужчин-россиян (в среднем 14 лет) со статистическими показателями по соответствующей выборке экономически развитых европейских стран свидетельствует об отставании данного индикатора на 4-8 лет, однако приблизительно равен показателям в странах с развивающейся экономикой (Венгрия, Польша, Турция, Чехия, Мексика, Южная Корея). Показатель ожидаемой продолжительности пребывания на пенсии россиянок почти не уступает показателям ожидаемого пребывания женщин на пенсии в развитых странах, а с учетом распространенной практики досрочного выхода на пенсию в нашей стране показатель средней продолжительности пребывания на пенсии

Таблица 1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

Годы Все население Годы Все население

мужчины и женщины мужчины женщины мужчины и женщины мужчины женщины

19611962 68,75 63,78 72,38 1995 64,52 58,12 71,59

19641965 69,61 64,60 73,34 1996 65,80 59,62 72,40

19691970 68,81 63,15 73,39 1997 66,73 60,85 72,84

19741975 68,60 62,78 73,41 1998 67,07 61,22 73,13

19791980 67,54 61,45 73,00 1999 65,92 59,87 72,40

19801981 67,61 61,53 73,09 2000 65,34 59,03 72,26

19811982 68,01 61,99 73,47 2001 65,23 58,92 72,17

19821983 68,25 62,27 73,63 2002 64,95 58,68 71,90

19831984 67,93 62,00 73,31 2003 64,84 58,53 71,85

19841985 68,08 62,31 73,32 2004 65,31 58,91 72,36

19851986 69,26 63,83 73,99 2005 65,37 58,92 72,47

19861987 70,13 64,91 74,55 2006 66,69 60,43 73,34

1988 69,90 64,80 74,43 2007 67,61 61,46 74,02

1989 69,57 64,21 74,47 2008 67,99 61,92 74,28

1990 69,19 63,73 74,30 2009 68,78 62,87 74,79

1991 68,92 63,37 74,19 2010 68,94 63,09 74,88

1992 67,80 61,91 73,66 2011 69,83 64,04 75,61

1993 65,03 58,75 71,80 2012 70,24 64,56 75,86

1994 63,85 57,42 71,08 2013 70,76 65,13 76,30

Источник: Демографический ежегодник России. 2014: Стат. сб. М.: Росстат, 2014.

равен показателям в странах с развитыми экономиками.

Одним из наиболее важных показателей, характеризующих пенсионную нагрузку в стране, является соотношение числа пенсионеров и работающих граждан. Данный показатель, влияющий на состояние пенсионной

системы, не является сугубо демографическим. Его скорее можно отнести к показателям трудовой занятости (рынка труда) с использованием демографической составляющей (численности населения по половозрастным группам). Так, данные табл. 3 свидетельствуют о достаточно высокой доле

Таблица 2

Основные показатели таблиц смертности

Возраст, лет Ожидаемая продолжительность жизни, лет

2000 2005 2010 2011 2012 2013

Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.

55 15,85 22,53 15,79 22,85 17,48 24,23 18,09 24,85 18,42 25,05 18,82 25,36

60 13,21 18,67 13,26 19,07 14,58 20,24 15,14 20,81 15,38 20,97 15,73 21,26

65 10,90 15,00 11,02 15,44 12,07 16,45 12,60 16,99 12,76 17,10 13,08 17,36

Источник: Демографический ежегодник России. 2014: Стат. сб. М.: Росстат, 2014.

пенсионеров, финансовое обеспечение пенсионных выплат которых ложится на плечи работников наемного труда, что говорит о непомерной нагрузке в действующей пенсионной системе. К сожалению, как свидетельствуют прогнозные оценки, в перспективе показатель соотношения численности пенсионеров и наемных работников будет неуклонно снижаться, и уже к 2031 г. данный индикатор будет характеризоваться соотношением 1:1, т.е. на одного работающего гражданина будет приходиться один пенсионер.

Согласно данным табл. 3, динамика численности пенсионеров характеризуется тенденцией роста, и к 1 января 2014 г. количество пенсионеров (получателей трудовых, социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению) достигло 43327 тыс. человек. Показатель соотношения числа пенсионеров и наемных рабочих варьирует в пределах от 0,63 до 0,58, что свидетельствует о непосильной ноше, ложащейся на плечи действующего работающего поколения (с учетом того, что нынешнему работнику приходится содержать себя, свою семью и 1,5 пенсионера).

В этой связи правомерным остается вопрос демографической ситуации в стране в целом и связанной с ней трудовой занятостью населения в целях минимизации пенсионной нагрузки в условиях старения общества. Согласимся с В. Роиком: «...проблемой номер один в системе пенсионного страхования России является устойчивая тенденция к быстрому старению населения. высокий удельный вес пожилых граждан вызовет необходимость

повышения расходов на их лекарственное обеспечение, медицинские услуги и социальный уход, которые в совокупности можно оценить в 0,22% ВВП на каждый процент пенсионеров, что потребует дополнительного увеличения расходов к 2030 г. на 1,2-1,5% ВВП» [5, с. 13]. Также В. Роик отмечает, что «... второй крупной проблемой пенсионного страхования является изменение социально-трудовых отношений, приводящее к резкому снижению доли наемных работников в общей численности экономически активного населения» [5, с. 14].

Показатели соотношения численности пенсионеров и наемных рабочих, а также соотношения между длительностью пребывания на пенсии и продолжительностью трудовой деятельности отражают пенсионную нагрузку в стране. Старение населения увеличивает величину пенсионной нагрузки, необратимыми последствиями которой является падение коэффициента замещения вне зависимости от типа пенсионной системы — распределительной или накопительной.

С целью повышения коэффициента замещения в ряде стран принимаются меры по увеличению пенсионного возраста, нивелируя соотношение между периодом пребывания на пенсии и длительностью страхового стажа. Поскольку периодом формирования пенсионных прав гражданина является период трудовой деятельности (страховой страж), т.е. трудовая деятельность, в течение которой производились уплата страховых взносов и последующее формирование пенсионных ресурсов, необходимо учитывать еще один

*В общую численность пенсионеров включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда РФ, Министерстве обороны, Министерстве внутренних дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а также судьи, пребывающие в отставке, состоящие на учете в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и получающие ежемесячное пожизненное содержание.

Таблица 3

Общая численность пенсионеров в Российской Федерации* (на 1 января)

Получающие пенсию 2010 2011 2012 2013 2014

Все пенсионеры, тыс. человек 41 144 41 819 42 367 42 837 43 327

Из них получающие пенсии:

по старости 30 828 32 462 32 982 33 451 33 950

по инвалидности 3 916 2 805 2 689 2 590 2 511

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) 1 738 1 654 1 591 1 562 1 541

пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей 275 273 284 298 302

федеральные государственные гражданские служащие 43 49 56 62 67

за выслугу лет 1 740 1 813 1 913 1 964 2 009

летчики-испытатели - 1 1 1 1

социальные 2 604 2 762 2 851 2 909 2 946

Общая численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения 288,1 292,7 296,2 298,8 301,6

Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера (в среднем за год), человек 1,63 1,61 1,60 1,58

демографический показатель, такой как соотношение между длительностью пребывания на пенсии и периодом трудовой деятельности. Чем больше страховой стаж, тем дольше платятся страховые взносы, формирующие будущую пенсию.

Следует помнить о базе для начисления страховых взносов: чем больше заработная плата, тем больший размер страховых взносов формируют пенсионные права будущего получателя выплат. В этой связи остается резонным вопрос о количественном соотношении страхового стажа (периода трудовой деятельности) и периода дожития (пребывания на пенсии) будущего пенсионера. Накопленные в течение трудовой деятельности права пенсионера должны служить достаточным ресурсом для удовлетворения его первоочередных потребностей и потребностей

общественно-культурного характера в посттрудовой период жизнедеятельности.

Таким образом, для исследования механизма функционирования отечественной пенсионной системы в первую очередь необходимо рассмотреть демографические факторы, влияющие на формирование института пенсионного страхования. Демографическая составляющая пенсионной системы является неотъемлемым компонентом ее формирования: количественные характеристики демографических показателей служат ориентиром развития пенсионной системы в перспективе. Перечень демографических показателей, оказывающих непосредственное влияние на качество развития пенсионных отношений, можно свести в единую таблицу (см. табл. 4).

Современные реалии таковы, что действующая пенсионная система нуждается в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Демографические показатели и показатели трудовой занятости, используемые при оценке пенсионной системы

Демографические показатели Демографические показатели, используемые при оценке качества пенсионной системы

Численность и состав населения, в том числе: - численность населения; - распределение численности населения по полу и возрасту 1) Численность и возрастная структура населения, в том числе показатели удельных весов по основным группам (моложе трудоспособного возраста, трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста)

Общие показатели воспроизводства населения, в том числе: - родившиеся, умершие и естественный прирост; - ожидаемая продолжительность жизни при рождении 2) Естественное движение населения по возрастным группам (число родившихся и умерших). 3) Ожидаемая продолжительность жизни при рождении мужчин и женщин

Смертность, в том числе: - основные показатели таблиц смертности; - умершие в трудоспособном возрасте 4) Ожидаемая продолжительность жизни для лиц, достигших пенсионного возраста

Показатели трудовой занятости (рынка труда) Показатели трудовой занятости, используемые при оценке качества пенсионной системы

Экономическая активность, занятость и безработица, в том числе численность занятых в экономике по возрастным группам 5) Соотношение численности пенсионеров и работающих

дополнительных финансовых ресурсах для целей обеспечения выплат пенсий по обязательному пенсионному страхованию. В условиях дефицита трудовых ресурсов, вызванного как неблагоприятной демографической ситуацией в целом, так и негативными тенденциями социально-экономического развития общества (низкий уровень оплаты труда, низкое качество жизни, слабое пенсионное обеспечение, недостаточная социальная защита), целесообразно было бы привлечение к труду некоторых категорий населения, ко -торые на сегодня не полностью вовлечены в трудовые отношения. Речь идет о таких группах населения, как инвалиды, сохранившие трудоспособность (I и II групп инвалидности), а также молодые пенсионеры, т.е. лица, вышедшие на пенсию, способные и, главное, изъявившие желание продолжить трудовую деятельность. Как свидетельствуют данные табл. 5, экономически активное население в возрасте от 50 до 64 лет насчитывает 19045 тыс. человек, общий удельный вес которого равен 25,2% (учитывая тот факт, что экономически активное население подразумевает как занятое население, так и безработных).

Какова же доля безработного населения среди рассматриваемой возрастной группы,

обладающей способностью к труду, но не имеющей возможности приступить к нему в отсутствие создания соответствующих условий? К сожалению, ни для кого не секрет, что существующие требования, предъявляемые работодателями к наемным работникам, помимо опыта работы, стажа и квалификации, включают также условие относительно возраста соискателя. В этой связи молодые пенсионеры, обладающие квалификационными характеристиками, с одной стороны, попросту выпадают из сферы трудовой активности, с другой — вынуждены либо соглашаться на труд, не связанный с их квалификацией (как правило, с низкой оплатой труда), либо вовсе отказываться от трудовой деятельности.

Обратим внимание, что доля мужчин при достижении ими пенсионного возраста (согласно действующему законодательству — 60 лет) в структуре экономически активного населения занимает лишь 3,4%, при тех же условиях доля женской части населения пенсионного возраста (55 лет) в экономически активном населении в 2012 г. достигает 8,3%. Экономически активное население в возрасте от 65 до 72 лет составляет немногим более 1% от общей совокупности, или в абсолютном значении — около 824 тыс. человек.

Таблица 5

Численность и структура экономически активного населения по возрастным группам, тыс. человек

В том числе в возрасте, лет

Показатель Всего 15-19 20-24 25-29 30-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-72

Экономически активное население

2010 75 478 1029 7702 10 368 18 910 8490 10 165 9631 6118 2225 840

Уд. вес,% 100 1,4 10,2 13,7 25,1 11,2 13,5 12,8 8,1 2,9 1,1

2011 75 779 871 7531 10 524 19 189 8544 9631 9835 6315 2497 841

Уд. вес,% 100 1,1 9,9 13,9 25,3 11,3 12,7 13,0 8,3 3,3 1,1

2012 75 676 709 6892 10 862 19 507 8659 9177 9974 6514 2557 824

Уд. вес,% 100 0,9 9,1 14,4 25,8 11,4 12,1 13,2 8,6 3,4 1,1

Мужчины

2010 38 601 627 4264 5 612 9 710 4164 4847 4517 3284 1175 400

Уд. вес,% 100 1,6 11,0 14,5 25,2 10,8 12,6 11,7 8,5 3,0 1,0

2011 38 716 526 4199 5 692 9 825 4204 4597 4628 3365 1284 397

Уд. вес,% 100 1,4 10,8 14,7 25,4 10,9 11,9 12,0 8,7 3,3 1,0

2012 38 720 427 3865 5 857 10 027 4275 4391 4702 3453 1335 388

Уд. вес,% 100 1,1 10,0 15,1 25,9 11,0 11,3 12,1 8,9 3,4 1,0

Женщины

2010 36 877 402 3438 4 755 9 200 4325 5317 5114 2834 1050 440

Уд. вес,% 100 1,1 9,3 13,0 25,0 11,7 14,4 13,9 7,7 2,8 1,2

2011 37 063 345 3332 4 833 9 365 4340 5034 5206 2950 1213 444

Уд. вес,% 100 0,9 9,0 13,0 25,3 11,7 13,6 14,0 8,0 3,3 1,2

2012 36 956 282 3027 5 005 9 480 4385 4785 5273 3061 1222 436

Уд. вес,% 100 0,8 8,2 13,5 25,7 11,9 13,0 14,2 8,3 3,3 1,2

Источник: Труд и занятость в России. 2013: Стат. сб. М., Росстат. 2013.

Отечественная пенсионная система, способная качественно функционировать только в условиях финансового и экономического роста, столкнулась на сегодняшний день с демографическими рисками, последствие ко -торых неблагоприятным образом отражается на формировании ее финансовых ресурсов. Значительные изменения в структуре занятости населения, сокращение численности населения, а также устойчивая динамика старения населения ставят задачу принятия безотлагательных мер по решению вопросов,

связанных с демографической составляющей системы пенсионного страхования. Демографический фактор (неблагоприятное демографическое состояние) развития рынка труда выступает сдерживающей силой экономического роста, а следовательно, оказывает значительное влияние на формирование институтов пенсионного страхования. Как было ранее упомянуто, демографический фактор, по И. Золину, — «естественное воспроизводство трудовых ресурсов, которое характеризуется соотношением контингентов, вступающих в

трудоспособный возраст, и контингентов, прекращающих трудовую деятельность (по возрасту, инвалидности или смерти)» [2, с. 19].

В этой связи существующая пенсионная система России, доминантой которой является распределительный механизм в противовес накопительному, находится в тесной взаимосвязи с демографической его составляющей. Количественное соотношение упомянутых континген-тов определяет уровень аккумуляции страховых взносов, предназначенных для выплат нынешним и будущим пенсионерам. Инерционность демографических процессов усложняет решение вопросов, связанных с преобразованиями отечественной пенсионной системы. Введение накопительного элемента в систему пенсионного страхования призвано уменьшить влияние демографической компоненты посредством привлечения дополнительных финансовых ресурсов с последующим их инвестированием.

Для целей формирования эффективной пенсионной системы с учетом демографической составляющей, на наш взгляд, целесообразна разработка мероприятий по следующим направлениям:

1) вовлечение в трудовую деятельность лиц старшего поколения с условием предоставления им рабочих мест;

2) вовлечение в трудовую деятельность инвалидов, сохранивших способность к труду, с условием предоставления рабочих мест (специально оснащенных и оборудованных для лиц, нуждающихся в особых условиях труда);

3) расширение использования женского труда1;

4) расширение рабочих мест для студентов, предполагающих гибкий график и включение такой трудовой деятельности в страховой стаж;

5) введение стандарта экономической устойчивости семьи с детьми (СЭУ).

Увеличение числа плательщиков страховых взносов, вовлеченность в трудовой процесс «забытых» групп населения, пересмотр

1 Совмещение материнской и трудовой функций у женщин является сдерживающим фактором своевременного вступления в трудовую деятельность по причине недостаточного количества дошкольных учреждений.

политики иждивения (отказ от прожиточного минимума как ориентира социального развития) будет содействовать аккумуляции и формированию пенсионных ресурсов, а также снятию до определенной степени социальной напряженности в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ, ст. 129 // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

2. Золин И. Демографические аспекты развития рынка труда // Человек и труд. 2013. № 2. C. 19.

3. Ракоти В. Наемный труд — стоимость, цена, прибавочная стоимость // Человек и труд. 2013. № 4. С. 40.

4. Ржаницына Л. Демография и трудовая занятость // Человек и труд. 2013. № 5. С. 25.

5. Роик В. Концептуальные подходы к совершенствованию пенсионного страхования в России // Человек и труд. 2012. № 11. С. 13, 14.

REFERENCES

1. The Labor Code of the Russian Federation: Federal. Law of 30.12.2001 № 197- FZ, art. 129 [Trudovoi kodeks RF] // The Russian Newspaper. № 256. 31.12.2001 (in Russ.).

2. Zolin I. Demographic Aspects of Labor Market Development [Demograficheskie aspecti razvitia rinka truda] // The Man and Labor. 2013. № 2. P. 19 (In Russ.).

3. Rakoti B. Wage Labor — Cost Price, the Surplus Value [Naemnii trud — stoimost, cena, pribavochnaja stoimost] // The Man and Labor. 2013. № 4. P.40 (In Russ.).

4. Rzhanitsina L. Demographics and Employment [Demografia i trudovaya za-niatost] // The Man and Labor. 2013. № 5. P. 25 (In Russ.).

5. Roik V. Conceptual Approaches to Improve the Pension Insurance in Russia [Koncep-tualnie podhodi k soverchenstvovaniu pensionnogo strahovania v Rossii] // The Man and Labor. 2012. № 11. P. 13, 14 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.