УДК 369
ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ
А.К. Соловьев,
д-р экон. наук, профессор,
директор Департамента стратегического планирования Пенсионного фонда России, г. Москва E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье говорится, что функционирование и развитие современной отечественной пенсионной системы находится под постоянным влиянием внешних факторов (макроэкономических, демографических и др.), от которых непосредственно зависят размер пенсии, темпы индексации, размеры тарифа страховых взносов и другие пенсионные характеристики.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная реформа, страховые взносы, застрахованные лица, стаж, заработок.
Abstract. Functioning and development of modern pension system are under the permanent influence of external factors (macroeconomic, demographic and others) on which pension, indexation rates, rates of insurance contributions and other pension characteristics are depends.
Keywords: pension system, pension reform, insurance conrtibutions, insured persons, seniority, earnings.
На современном этапе страховой пенсионной реформы центральным элементом формирования страховых пенсионных прав застрахованных лиц является разработка экономического (в дополнение к политическому и социальному) механизма эквивалентности пенсионных прав и государственных обязательств. Для решения этой экономической задачи необходимо исходить из страховой пенсионной формулы, которая позволяет не только учитывать накопленные пенсионные права каждого застрахованного лица, но и количественно исчислять весь объем государственных пенсионных обязательств. Это в свою очередь позволит обеспечивать как оперативное, так и долгосрочное управление финансовыми источниками для реализации пенсионных прав, т.е.
сбалансированность доходов и расходов бюджета всей пенсионной системы.
Критерий «эквивалентности» пенсионных прав и государственных обязательств, по нашему мнению, должен определяться целевыми ориентирами развития конкретной пенсионной системы. При этом внешними ограничителями должна выступать зависимость от демографической и экономической ситуации в стране, которая ставит рамки экономического механизма функционирования пенсионной системы.
Для конкретных демографических и макроэкономических условий РФ на весь страховой пенсионный период после реформы (до 2070 г.) актуарно обоснованы несколько различных, как правило, альтернативных целевых ориентиров формирования экономического механизма функционирования пенсионной системы, в частности:
- целевой ориентир на ликвидацию бедности пенсионеров;
- целевой ориентир на ограничение нагрузки страхователей («нагрузки на бизнес»);
- целевой ориентир на гарантирование достойного уровня пенсий (гарантия «коэффициента замещения заработка»).
Каждый из указанных ориентиров может рассматриваться самостоятельным желаемым итогом развития пенсионной системы, либо они могут реализовываться последовательно, поэтапно, в зависимости от изменения социально-экономической ситуации.
Поскольку российская пенсионная система и по Конституции, и по законодательно закрепленным функциям, и по своей экономической сути предназначена для реализации государственных гарантий материального обеспечения при наступлении страховых рисков (по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца), то, по нашему мнению, критерием ее развития должно быть принято исключительно обеспечение достойного уровня пенсий, т.е. государственная гарантия коэффициента замещения. Исходя из этого критерия и, соответственно, выбора целевого ориентира предлагается обоснование принципиально нового страхового экономического механизма функционирования пенсионной системы.
Для оценки предлагаемого критерия следует учитывать достаточно успешную многовековую практику экономически развитых зарубежных пенсионных систем, которая отражена в международных нормативных актах, в частности, в Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения», в Европейском кодексе социального обеспечения, в Европейской социальной хартии, которые установили минимальный уровень замеще-
ния пенсией утраченного дохода равным 40% при условии выработки трудового стажа (с учетом уплаты страховых взносов) не менее 30 лет для пенсий по старости и 15 лет - для инвалидности и потери кормильца (табл.1).
Сложившаяся практика развитых стран и поставленная Президентом РФ цель войти в число наиболее экономически и социально развитых государств диктуют России адекватное требование развивать пенсионную систему в направлении скорейшего достижения 40%-ного коэффициента замещения.
Коэффициент замещения как целевой ориентир должен быть принят главным критерием определения всех составляющих пенсионного баланса. Иными словами, исходя из установленного на переходный период минимального размера коэффициента замещения - 40% заработной платы должны быть сформированы требования к каждому фактору формирования пенсионных прав застрахованных лиц:
■ к продолжительности трудового стажа,
■ к размеру заработка/дохода,
■ к тарифной политике (включая размер самого тарифа, страхуемый размер дохода, условия уплаты взносов и т.д.),
■ к охвату различных категорий граждан,
■ к «льготам» и «привилегиям» по формированию пенсионных прав,
■ к государственным бюджетным гарантиям (размер страхового бюджетного трансферта) и др.
В настоящее время нормальный тариф уплачивают только застрахованные, работающие по найму, для самозанятых категорий он установлен на уровне, не обеспечивающем формирование не только социально приемлемой, но и минимальной пенсии.
Иными словами, должны регулироваться все параметры, определяющие формулу баланса расходования поступивших доходов на выполнение накопленных обязательств.
Проблема уровня заработной платы застрахованных лиц, из которой, с одной стороны, формируются пенсионные права, с другой - обеспечивается исполнение накопленных обязательств перед предыдущими поколениями - приобретает главенствующий характер. При сложившейся дифференциации по заработной плате и структуре рынка труда обеспечить финансирование адекватных международным требованиям пенсионных прав и сбалансированность пенсионной системы не представляется возможным никакими методами. Более 66% работников получают заработную плату ниже средней зарплаты в экономике, и для
них в действующей системе принципиально невозможно зарабатывание пенсии на уровне минимальных международных стандартов.
Данный вопрос относится к сфере государственной макроэкономической политики и должен решаться с приоритетным учетом интересов развития пенсионной системы.
Следующая проблема: низкая продолжительность страхового стажа. Для зарабатывания 40%-ного коэффициента замещения при действующей формуле исчисления пенсионных прав стажа продолжительностью 10 или 15 лет недостаточно. Однако в России менее 10 лет стажа имеют около 2% пенсионеров по старости, 17% пенсионеров по инвалидности и кормильцы 22% пенсионеров по случаю потери кормильца.
Даже при 25 годах стажа (ниже которого имеют 10% пенсионеров по старости, 57% и 53% пенсионеров по инвалидности и потере кормильца) действующая формула не обеспечит «зарабатывание» коэффициента замещения.
Рассмотрение правой стороны формулы коэффициента замещения (как общего для пенсионной системы, так и отражающего индивидуально заработанные пенсионные права) выводит третью проблему - низкое соотношение застрахованных лиц и пенсионеров.
Сегодня в России на 1000 человек в возрасте старше трудоспособного приходится 2882 человека трудоспособного возраста. Однако не все население трудоспособного возраста занято экономической деятельностью, а среди пенсионеров около 20% не достигли пенсионного возраста. В результате на 1000 получателей трудовой пенсии приходится 1852 занятых в экономике.
Из 93 млн чел., составляющих трудовые ресурсы Российской Федерации, заняты в экономике только 71% (67 млн), а работают по найму (это основной контингент застрахованных лиц, за которых уплачиваются взносы) около 46,3 млн чел. - менее 50%.
В целом по России на 1000 пенсионеров по труду в 2010 г. приходилось только 1267 наемных работников, а в 11 субъектах Федерации - менее 1000. Это означает, что для обеспечения солидарного коэффициента замещения на уровне 40% средней заработной платы в экономике уже сегодня тариф страховых взносов на каждого работника в целом по стране должен составлять 32% его заработной платы, а в 10 регионах - более 40%
Учитывая, что с 2002 г. при стабильной и даже несколько возросшей численности занятых количество работающих по найму сократилось на 4,3 млн
чел. и, по прогнозам МЭР, будет уменьшаться дальше, поддержание сложившегося уровня пенсионного обеспечения, не говоря о его повышении, будет требовать в перспективе все большего тарифа страховых взносов.
Демографический фактор, как и макроэкономический, вопрос государственной политики. Без решения вопросов рождаемости, ликвидации теневой занятости, изменения структуры занятости ничего изменить в благоприятную сторону не только в пенсионной системе, но и в других сферах социально-экономической жизни страны не удастся.
Для стабильного функционирования распределительного компонента системы обязательного пенсионного страхования в действующих правовых рамках, т.е. обеспечения снижающегося с 38% в 2010 г. до 21% в 2050 г. коэффициента замещения уже сегодня необходимо соотношение работающих и пенсионеров на уровне 1,77 раза при фактическом 1,25 раза.
Ни Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, ни материнский (семейный) капитал, введенный с 2007 г. и предназначенный для стимулирования рождаемости, кардинально не решают проблему улучшения демографической ситуации и соотношения работающих и пенсионеров. По оценкам, прирост числа застрахованных лиц спустя 20-25 лет с момента начала реализации программы материнского капитала составит ежегодно около 300 тыс. чел.
Следующим демографическим фактором, влияющим на сбалансированность пенсионной системы и размеры пенсий, является ожидаемая продолжительность жизни населения. По актуарным оценкам, в 2011 г. ее увеличение по сравнению с 2000 г. составит 5,5%. Причем ожидаемая продолжительность жизни при рождении у женщин практически достигла уровня 1990 г. - 74,3 года, в то время как аналогичный показатель для мужчин отстает от уровня 1990 г. на 2,2%. Этот показатель влияет, в первую очередь, на продолжительность стажа и возможные пределы установления пенсионного возраста.
Другой показатель - ожидаемая продолжительность жизни при достижении пенсионного возраста - влияет непосредственно на размер пенсии в нынешней пенсионной формуле и, соответственно, на коэффициент замещения.
По оценкам, в 2010 г. продолжительность жизни мужчин в возрасте 60 лет составила 14 лет. Из мужчин, которым в настоящее время 20 лет, до 60 лет доживут лишь 60 % (т.е. умрут - 40%), а в течение последующих пяти лет из оставшихся 60-летних мужчин умрут еще 20%. До 65-летнего возраста получения трудовой пенсии смогут дожить лишь 4 из 10, т.е. зна-
чительно меньше, чем установлено международно-принятыми нормами МОТ для всеобщих (национальных) пенсионных систем. Следовательно, большинство населения в случае повышения пенсионного возраста будет лишено права получения своего страхового возмещения, гарантированного Конституцией РФ и международными нормами. Лишь к середине 2030-х годов продолжительность жизни мужчин при рождении превысит 70 лет, а для мужчин в возрасте 60 лет достигнет величины 19 лет.
Таким образом, в результате высокой смертности уменьшается число работающих, с одной стороны, с другой - действующий показатель ожидаемой продолжительности выплаты трудовой пенсии по старости для мужчин оказывается завышенным, что снижает уровень замещения пенсией утраченного заработка.
Решение вопросов снижения смертности, равно как и иных демографических проблем, относится к сфере государственной социально-экономической политики. Пенсионная система не может повлиять на демографическую ситуацию в части рождаемости и смертности в трудоспособных возрастах. Она может лишь приспосабливаться к ней, принимая меры по корректировке тарифной политики или адаптации механизма исчисления пенсионных прав и обязательств к складывающимся демографическим реалиям.
С этих позиций, а также в целях приведения пенсионной формулы к виду, наиболее адекватно отражающему баланс прав и обязательств, рассматривалось несколько групп разновидностей пенсионной формулы.
1) Нынешняя пенсионная формула - условно-накопительная с фиксированным базовым компонентом.
2) Стажево-зарплатная.
3) Балльная.
Приоритетная задача страхового экономического механизма развития пенсионной системы - обеспечение управляемости не государственными обязательствами (путем манипуляций с индексациями, компенсациями или многочисленными госбюджетными выплатами), а перманентное регулирование пенсионных прав, поскольку именно последние определяют величину обязательств.
Наряду с задачей удовлетворения общегосударственных интересов по устойчивости и управляемости пенсионной системы, новый экономический механизм позволяет решить не менее злободневную проблему доступности понимания процесса формирования собственной пенсии каждому гражданину.
Каждый человек, не имеющий специального финансового образования, получает возможность в любой момент своей жизни знать, каков будет размер его пенсии в момент ее назначения, причем не только в случае его выхода на пенсию по старости, но и по инвалидности и даже на случай собственной смерти (каким будет уровень обеспечения его иждивенцев). Одновременно человек должен понимать, что он может сделать сам для формирования пенсии (например уровень заработка и размеры уплаченных взносов, продолжительность стажа), а на какие факторы он воздействовать не в состоянии (например, демографическая или макроэкономическая ситуация) и как изменится уровень его пенсионного обеспечения вследствие воздействия этих внешних факторов.
Предложенный выше порядок изменения формулы исчисления трудовой пенсии (с условно-накопительной на балльную) решает эту задачу и позволяет повысить заинтересованность застрахованных лиц в активном формировании своих пенсионных прав.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 (с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон РФ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 10.12.2010 г. № 355-Ф3.
6. Федеральный закон РФ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов от 30.11.2011 г. № 373-ФЗ.
7. Соловьев А.К. Пенсионная реформа в России. Учебное пособие. - М., 2011.
8. Соловьев А.К. Пенсионное страхование. Учебное пособие. - М., 2011.