Цуциева М.В.1, Тедеева З.Б.2 ©
1Кандидат экономических наук, доцент, декан; 2кандидат экономических наук, доцент. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владикавказский институт управления»
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации в постсоветский период, определяются факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы, основные мероприятия, обозначенные в нормативноправовых документах, обеспечивающих пенсионную реформу того периода, последствия и результаты преобразований 90-х годов прошлого столетия.
Ключевые слова: пенсионная реформа, обязательное пенсионное страхование, прожиточный минимум.
Keywords: pension reform, compulsory pension insurance, subsistence level.
Проблема пенсионного обеспечения граждан находится в центре внимания любого государства. Выбор философии формирования пенсий по старости выступает базовой основой национальных систем социальной защиты населения [2, 3].
Для нашей страны начало 90-х годов ознаменовалось серьезными
трансформационными процессами, связанными со становлением рыночной экономики. В области пенсионного обеспечения предстояло создать модель, соответствующую складывающимся экономическим реалиям.
Первый этап реформы характеризуется принятием Закона от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему и законодательно определены условия пенсионного фонда. В 1995 г. Правительство разработало Концепцию, а затем в 1998 г. и Программу реформирования пенсионной системы, главная идея которой - отказ от распределительной системы и переход к комбинированной солидарно-накопительной. Факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы в России в 1995-2002 гг.
Период Факторы Действия
Долгосрочные факторы, стимулирующие принятие решений в пенсионной сфере Текущие факторы, стимулирующие принятие решений в пенсионной сфере Концептуальные (политический или юридический) результаты Действия по оперативному управлению пенсионной сферой
© Цуциева М.В., Тедеева З.Б., 2015 г.
199596 гг. Долгосрочные демографические факторы Пенсионный возраст Широкое распространение практики досрочных пенсий Несовершенство распределительн ой системы Финансовый кризис ПФ Изменение в структуре занятости и сокращение численности занятых Рост задолженности предприятий по заработной плате Развитие неформальных экономических отношений Правительственная концепция реформы пенсионного обеспечения 1995 г. Проект ФЗ «Об основах пенсионной системы в Российской Федерации» и «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Преодоление дефицита и задолженности ПФ Поддержание реального уровня пенсий и приближение к ПМ
1997 г. Те же Те же Разработка Программы социальноэкономического развития, содержащая либерально-рыночные элементы Правительственный вариант пенсионной реформы, разработанный Минсоцразвития РФ Проект программы пенсионной реформы Те же
199899 гг. Те же Те же Валютно-финансовый кризис 1998 г Утвержденная программа пенсионной реформы Меры по опережающей индексации минимальных пенсий Погашение задолженности по выплате пенсий
2000-02 гг. Те же Начало нового политикоделового цикла (ПДЦ) -Прямое распоряжение Президента РФ Концепция пенсионной реформы ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» Преодоление дефицита ПФ за счет благоприятной экономической конъюнктуры
Указанная концепция заключалась в разгосударствлении и либерализации экономических механизмов систем социального и пенсионного обеспечения. Была поставлена цель ориентироваться исключительно на рыночные механизмы и индивидуальную заинтересованность застрахованных лиц и исключить коллективную солидарность.
Основные цели Концепции реформы системы отечественного пенсионного обеспечения 1995 г. охватывали:
- введение всеобщего обязательного пенсионного страхования;
- реализацию гарантированного конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях;
- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
- адаптацию системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям [4]. Что касается собственно пенсий, то в Концепции говорилось о рационализации и оптимизации условий их предоставления и размеров.
В 1998 г. была принята новая Программа пенсионной реформы, в которой предлагалось поэтапное введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования. Кроме того, в ней подчеркивалось, что индексация пенсий должна осуществляться с учетом финансовых возможностей общества и не должна привести к финансовой дестабилизации пенсионной системы. В Программе также поднимался вопрос о реформировании льготных пенсий с использованием накопительных механизмов и предусматривалось формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию. Однако в Программе отсутствовали количественные показатели - уровень ожидаемых пенсий, сбалансированность бюджета ПФР и пр.
Рассматриваемый период характеризуется непрерывным ростом номинальной величины выплачиваемых пенсий. Особенно быстро этот рост происходил в первой половине 1990-х гг. на этапе «запуска» (форсирования) постсоветских реформ, что прежде всего связано с инфляционным повышением цен на товары и услуги.
Реальный размер назначенных пенсий снижался до 1999 г. (исключение - 1993 г. и 1996 г., когда их уровень по отношению к предшествующему году повышался - на 31 и 9% соответственно). Особенно значительно (почти в 2 раза) они уменьшились в 1992 г. С 2000 г. средний размер реальных пенсий увеличивался ежегодно. До 1998 г. увеличение номинальных пенсий отставало от темпов роста потребительских цен; в последующий период динамика номинальных пенсий опережала рост цен на товары и услуги.
Снижение в первый период обусловлено сокращением объема экономики (ВВП и той его части, что используется на потребление домашних хозяйств населения), которое со своей стороны связано с форсированием рыночных реформ. Формирование пенсионного фонда осуществлялось в обстановке снижения производства и ускоряющейся инфляции, темпы которых намного превысили предположения правительства. Деньги, недостающие для выплаты пенсий, установленных в советский период, правительство выплачивало за счет эмиссии, не обеспеченной покрытием товарами и услугами. Объем наличных ресурсов (производство и импорт), измеренный в сопоставимых ценах, сокращался, вследствие чего величина спроса все больше превышала размеры предложения. Макроэкономическая ситуация не позволяла сохранить прежнюю покупательную способность пенсий, и тем более отсутствовали ресурсы для их повышения, без чего любую пенсионную реформу нельзя признать успешной [6].
На деле происходило приспособление пенсионной системы к происходящим процессам разгосударствления и приватизации, которые закладывали институциональную основу реставрации капитализма. Поэтому в действительности пенсионная реформа стала по сути одним из каналов первоначального накопления частного капитала, вызывая беспрецедентное снижение уровня жизни пенсионеров, как сокращением покупательной способности пенсий, так и практически полным инфляционным обесценением денежных сбережений пенсионеров и лиц предпенсионного возраста (советские сбережения рассматривались реформаторами как «денежный навес», препятствующий стабилизации рынка).
В качестве еще одного способа сокращения государственной части пенсионных обязательств нужно упомянуть также использование правительством предусмотренных правил определения стоимости прожиточного минимума. По сравнению с советским периодом продуктовый его состав был несколько сокращен и качественно ухудшен. Установленные в декабре 1993 г. компенсации не возмещали пенсионерам потерь от инфляции. Не покрывала этих потерь и индексация пенсий, осуществлявшаяся, как правило, в размерах, уступавших повышению потребительских цен. Наконец, интересам
первоначального накопления частного капитала явно отвечало и занижение нового уровня минимальной заработной платы [1].
Таким образом, в 1990-е гг. положение пенсионной системы и условия ее работы вследствие общего ослабления экономики и снижения объемов производства ухудшились. Пенсионная реформа в этот период ограничилась преимущественно организационными преобразованиями (создание пенсионного фонда, установление компенсационных выплат к ранее назначенным пенсиям, изменение порядка корректировки прожиточного минимума). Учитывая то, что рыночная реформа в целом не улучшила, а ухудшила положение экономики, усилила ее кризис, обозначившийся еще в 1980-е годы, негативный результат пенсионной реформы был закономерен.
Литература
1. Борисенко Н.Ю. Этапы реформирования пенсионной системы России // Финансы и кредит. 2010. № 3. С. 34.
2. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Реализация социально-экономической политики занятости в Республике Северная Осетия - Алания // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 2 (47). С. 19-23.
3. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Социально-аксиологические ориентиры современного российского социума // В мире научных открытий. 2013. № 11. С. 28.
4. Дементьев Н.П. Российская пенсионная система: успехи и неудачи // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Т. 7, вып. 3. С. 15.
5. Ермаков Д. Эволюция системы пенсионного обеспечения в пореформенный период // Человек и труд. 2013. № 5. С. 28.
6. Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б. Современные механизмы регулирования региональной демографической политики в условиях экономической нестабильности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 433