Научная статья на тему 'Социально экономические составляющие бизнеса'

Социально экономические составляющие бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавриненкова Евгения Олеговна

В статье рассмотрена социальноэкономическая составляющая бизнеса, через рассмотрение системы отношений «государствопредприятие». Государство представлено как сложная социальноэкономическая система, включающая в себя множество элементов, объединённых одним правовым полем. Предприятие же, являясь частью этой сложной социальноэкономической системы, накладывающей ряд ограничений на деятельность субъектов, функционирующих в ней, вынуждено искать компромисс между получением прибыли и необходимостью удовлетворять социальные потребности общества. В свою очередь государство, для успешного функционирования которого необходимо, чтобы все элементы системы работали с максимальной эффективностью оказывает поддержку социально направленным предприятиям в виде налоговых льгот, грантов и инвестиций. Кратко рассмотрена эволюция процесса появления корпоративной социальной ответственности как в России, так и зарубежном. Выявлены причины, побуждающие предприятие обратить более пристальное внимание на социальноэкономическую составляющую своей деятельности. Так же была проведена структуризация социальной ответственности бизнеса. Социальная ответственность бизнеса как явление довольно новое для российской практики, была условно разделена на три уровня: внешняя, внутренняя и уровень благотворительной деятельности, описана структура каждого из трех уровней. В статье так же рассмотрены особенности взаимоотношений «государствопредприятие» в условиях современной экономической ситуации, а так же основные аспекты социальных обязательств в системе взаимоотношений «государствопредприятие». Затронут вопрос существующих в международной практике форм социальной отчетности, существующих для освещения основных аспектов социальной политики предприятия. Сделан вывод о том, что ни одна из существующих форм социальной отчетности не является универсальной и обязательной к применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально экономические составляющие бизнеса»

Социально-экономические составляющие бизнеса

Лавриненкова Евгения Олеговна,

аспирант департамента инженерного бизнеса и менеджмента инженерной академии, Российский Университет Дружбы народов, ^г^п^-evgenija@rambler.ru

В статье рассмотрена социально-экономическая составляющая бизнеса, через рассмотрение системы отношений «государство-предприятие». Государство представлено как сложная социально-экономическая система, включающая в себя множество элементов, объединённых одним правовым полем. Предприятие же, являясь частью этой сложной социально-экономической системы, накладывающей ряд ограничений на деятельность субъектов, функционирующих в ней, вынуждено искать компромисс между получением прибыли и необходимостью удовлетворять социальные потребности общества. В свою очередь государство, для успешного функционирования которого необходимо, чтобы все элементы системы работали с максимальной эффективностью оказывает поддержку социально направленным предприятиям в виде налоговых льгот, грантов и инвестиций. Кратко рассмотрена эволюция процесса появления корпоративной социальной ответственности как в России, так и зарубежном. Выявлены причины, побуждающие предприятие обратить более пристальное внимание на социально-экономическую составляющую своей деятельности. Так же была проведена структуризация социальной ответственности бизнеса. Социальная ответственность бизнеса как явление довольно новое для российской практики, была условно разделена на три уровня: внешняя, внутренняя и уровень благотворительной деятельности, описана структура каждого из трех уровней. В статье так же рассмотрены особенности взаимоотношений «государство-предприятие» в условиях современной экономической ситуации, а так же основные аспекты социальных обязательств в системе взаимоотношений «государство-предприятие». Затронут вопрос существующих в международной практике форм социальной отчетности, существующих для освещения основных аспектов социальной политики предприятия. Сделан вывод о том, что ни одна из существующих форм социальной отчетности не является универсальной и обязательной к применению. Ключевые слова: Государство, предприятие, социальная отчетность, функции государства, социальные обязательства бизнеса, социальная отчетность социально-экономические аспекты управления, социальная отчетность, социально экономическое развитие, корпоративная социально-экономическая ответственность, уровень социальной ответственности

На сегодняшний день в мире существует множество экономических теорий, лежащих в основе различных систем управления государством, однако ,несмотря на то, какая экономическая теория лежит в основе построения отдельно взятой модели у государства, как у общественного института есть ряд функций, направленных на обеспечения функционирования государства как системы и удовлетворение потребностей ее граждан, а именно:

Внутренние:

1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

2. Функция обеспечения правопорядка;

3. Экономическая функция;

4. Функция налогообложения;

5. Функция социальной защиты;

6. Экологическая функция;

7. Культурная функция;

Внешние :

1. Функция обороны страны;

2. Функция поддержания мирового порядка;

3. Функция сотрудничества с другими государствами;

Для выполнения всех вышеозначенных функций государству необходимо построение финансовой системы и чем более сильная эта система, тем больше социальных функций она может себе. позволить И государственная система в связи с этим заинтересована в том чтобы все элементы подсистем работали максимально эффективно.

Неотъемлемым условием эффективного функционирования рыночной экономики является эффективное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно отличаться в зависимости от национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство не бывает свободным от выполнения социальных функций, связанных с общенациональными интересами , тогда как бизнес остается источником и фактором развития и приращения общественного богатства.

Говоря о социальных обязательствах, накладываемых государством на частный бизнес, в первую очередь стоит коснуться темы прямых финансовых обязательств предприятия перед институтом государства. Любое предприятие вне зависимости от его размеров, формы собственности и вида деятельности обязано делать отчисления в бюджет страны. Так например в Российской Федерации в структуру обязательных выплат входят и взносы в ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования). Также при приеме на работу и заключении трудового договора работодатель обязуется предоставить работнику адекватные условия труда и назначить соразмерную его трудовым обязанностям заработную плату, не ниже установленного государством прожиточного минимума. Но наряду с прямыми обязательствами бизнеса по выплате социальных отчислений, существуют также косвенные, накладываемые на предприятие отчасти государственным аппаратом, отчасти предпринимателем, который в условиях быстро меняющейся внешней и внутренней экономической средах, желает, чтобы его предприятие оставалось на плаву, адекватно отвечало на современные конкурентные вызовы, а также имело поддержку со стороны государства в виде налоговых льгот, грантов и инвестиций.

Как уже говорилось ранее, любое государство, вне зависимости от особенностей политического строя, экономической теории, взятой за основу при построении его экономической модели, представляет собой систему, а любая система накладывает ряд ограничений на деятельность субъектов, функционирующих в ней. Таким образом получается, что при любой степени свободы жить в государстве и быть от него полностью свободным нельзя. Осознание этого предпринимателем выражается в его стремлении найти компромисс между получением прибыли и необходимостью удовлетворять потребности общества. Это означает, что социально и экономически ответственный предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, приносящей даже высокую прибыль. Он ищет нишу, которая, с одной стороны, привлекает его своей прибыльностью, с другой - отвечает общественным потребностям, таким как напри-

© £

Ю

5

V

2 а

6

CS CS

сч £

Б

а

2 ©

мер сохранение экологического баланса. В цивилизованном обществе такой компромисс достигается в результате регулируемого процесса воспроизводства системы ценностей. В связи с этим наряду с понятием экономической ответственности бизнеса, под которой следует понимать социально-экономическое развитие за счет собственных результатов, возникает необходимость развития социально-экономической ответственности бизнеса.

Одной из главных тенденций современного социально-экономического развития государства является социализация бизнеса, отчетливо прослеживаемая с начала 1990-х годов. Усиление внимания к проблеме социально-экономической ответственности бизнеса со стороны отечественных политиков, ученых, практиков не случайно. С «цивилизованным» предпринимателем как фигурой, от которой во многом зависит становление социально-ориентированной рыночной экономики, связываются большие надежды.

В США и Европе термин «корпоративная социально-экономическая ответственность» (corporate social responsibility, CSR) появился в 70-х годах XX в. Так, в начале XX века журналисты буквально объявили крестовый поход против крупного бизнеса, шокируя общественность скандальными разоблачениями безнравственности деловых кругов. Это вызвало волну государственных регуляции. Другая волна государственных регуляции последовала за Великой депрессией 30-х годов и затем повторилась в 60-х и 70-х годах, когда движения за гражданские права и за права потребителей вменили корпорациям ответственность за расширяющийся перечень социальных проблем. В 80-90-х годах идея о том, что бизнес несет ответственность за социальное содержание своей деятельности, становится господствующей.

В 1899 г. Эндрю Карнеги, основатель «Ю. С. стил корпорейшн», опубликовал книгу «Евангелие богатства», которая положила начало широкому обсуждению проблемы социальной ответственности бизнеса, его добровольному отклику на насущные социальные проблемы общества.

Позиция Э. Карнеги основывалась на двух принципах: благотворительность и эффективное управление собственностью. В силу объективных закономерностей общественного развития в 60-70-е и особенно в 80-90-е годы сформулированные Э. Карнеги принципы широко рас-

пространились в сфере крупного бизнеса. Все больше и больше западных компаний начинали признавать, что сила порождает ответственность. И если бизнес не примет на себя некоторые социальные обязанности добровольно, то общественность и государство заставят его сделать это. Но в этом случае компания потеряет свое лицо.

Таким образом, среди причин, побуждающих предприятия обратить более пристальное внимание на социально-экономическую составляющую своей деятельности можно выделить следующие:

Усиление давления со стороны государства и профсоюзов, выражающиеся в выдвижении более жестких стандартов в сфере трудового законодательства и охраны окружающей среды

Значительно возросшую взаимосвязь между общественным мнением и уровнем продаж. Отношение к тому или иному товару или брэнду определяется не только качеством самого товара, эффективностью рекламы, но на поведение потребителей влияет и общий имидж компании, в том числе ответственность ее поведения в отношении партнеров, работников, окружающей среды, общества в целом.

Стоит также отметить, что социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер :

1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».

3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда

2. Стабильность заработной платы

3. Поддержание социально значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации

6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность

2. Содействие охране окружающей среды

3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью

4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях

5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

Социальные мероприятия, направленные на повышение социальной ответственности бизнеса могут быть представлены программами:

■ собственные программы компаний;

■ программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;

■ программы партнерства с некоммерческими организациями;

■ программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;

■ программы информационного сотрудничества со СМИ.

Мотивы социальной ответственности бизнеса:

1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать более лучших специалистов на рынке.

2. Рост производительности труда в компании.

3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.

4. Реклама товара или услуги.

5. Освещение деятельности компании в СМИ.

6. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

7. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

9. Налоговые льготы.

Инструменты реализации социальных программ:

1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь

2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы

3. Корпоративное спонсорство

4. Корпоративный фонд

5. Денежные гранты

6. Социальные инвестиции

7. Социальный маркетинг

На сегодняшний день существует четыре разработанных стандарта социальной отчетности:

■ 1.1 АА1000 AS

■ 1.2 ISO 26000

■ 1.3 SA 8000

■ 1.4 GRI (The Global Reporting Initiative)

Все они направлены на освещение

основных моментов социальной политики предприятия, однако, ни один стандарт не является универсальным и не являются обязательными.

Литература

1. Трифонов Е.В. Демократизация отношений собственности и демонополизация экономики // Актуальные вопросы экономики и права. - 2012. - №3. -с. 32-38.

2. Игошина Д.Р. Институциональный пробел в определении естественной монополии как экономического субъекта // Современные проблемы науки и образования. - 2014. [электронный ресурс] -http://cyberleninka.ru/article/n/

3. Редюкова Я.Ю. О путях снижения уровня монополизации социальнозначи-мых отраслей российской экономики / / Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №1. - с. 130-132.

4. Горбачев В.Л., Желтоносов В.М., Колотов Ю.О. Системообразующая роль корпораций в экономике // Финансы и кредит, 2006. - №16. - с. 24-28.

5. Радюкова Я.Ю. Естественные монополии: специфика функционирования в России на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №12. - с. 187-193.

6. Егоров А.Ю., Валинурова Л.С. Концепция эффективного управления инвестиционным процессом в социально-экономических системах // Инновации и инвестиции. 2004. № 3. С. 2.

7. Титов Е.С. Реформирование естественных монополий в энергетике. //

Инновации и инвестиции. 2014. №9. с. 114-118

8. Рубцова Л.Н. Вопросы экономической безопасности на современном этапе // Terra Economicus. 2004. № 1. С. 25.

9. Волошин В.И., Герасимов И.С. Россия на внешних рынках природного газа: возможные перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 11. С. 27-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Волошин В.И. Нефтегазовый комплекс России в контексте социально-экономического роста // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 320-326.

Social economic components of

business Lavrinenkova E.O.

Russian Peoples' Friendship University The article deals with the socioeconomic component of business, through the examination of the «state-enterprise» relationships system. The state is presented as a complex socio-economic system, including a plurality of elements, united by a single legal field. The enterprise, as a part of this complex socio-economic system that imposes a number of restrictions on the activities of entities operating in it, forced to seek a compromise between making a profit and the necessity to meet the social needs of society. The state, for which it's successful operation depends on the maximum efficiency of all elements of the system, supports socially-oriented enterprises in the form of tax incentives, grants and investments. The evolution of corporate social responsibility in Russia and abroad is briefly reviewed. The reasons that motivate the enterprise to pay more attention to the socio-economic component of its activities are also observed. The structuring of social responsibility of business was conducted. Social responsibility of business as something quite new for the Russian practice was divided into three levels: external, internal, and the level of charitable activity, the structure of each of the three levels was also described. The article also describes the features of the relationship, «stateenterprise» in today's economic situation, as well as the main aspects of social obligations in the system of relations, «stateenterprise».

The forms of social reporting used in current international practice are observed. It was concluded that despite the fact that this forms of social responding were . made to cover basic aspects of social policy, none of them are universal and mandatory for use.

Key words: The government, enterprise, social reporting, functions of the state, social responsibilities of business, social reporting and social-economic aspects of management, social accountability, social and economic development, corporate social and economic responsibility, social responsibility level

References

1. Trifonov EV Democratization of property relations and demonopolization of the economy / / Actual issues of economics and law. - 2012. - №3. - from. 32-38.

2. Igoshina D.R. Institutional gap in the

definition of natural monopoly as an economic entity // Modern problems of science and education. - 2014. [electronic resource] - http:/ /cyberleninka.ru/article/n/

3. Redukova YYu. On ways of reducing

the level of monopolization of socially significant sectors of the Russian economy / / Socioeconomic phenomena and processes. - 2012. - №1. - from. 130-132.

4. Gorbachev VL, Zheltonosov VM, Kolotov Yu.O. The system-forming role of corporations in the economy // Finance and credit, 2006. - №16. - from. 24-28.

5. Radyukova YYu. Natural monopolies:

specificity of functioning in Russia at the present stage // Socioeconomic phenomena and processes. - 2011. - № 12. - from. 187-193.

6. Egorov AYu., Valinurova L.S. The concept of effective management of the investment process in socioeconomic systems // Innovations and investments. 2004. № 3. C. 2.

7. Titov E.S. The reform of natural monopolies in the energy sector. // Innovations and investments. 2014. № 9. c. 114-118

8. Rubtsova L.N. Issues of economic

security at the present stage // Terra Economicus. 2004. № 1. P. 25.

9. Voloshin VI, Gerasimov I.S. Russia in

the external markets of natural gas: possible prospects // Russian foreign economic bulletin. 2014. No. 11. P. 27-41.

10. Voloshin V.I. The oil and gas complex of Russia in the context of socioeconomic growth // Audit and financial analysis. 2015. № 4. P. 320326.

О

3

Ю i

V

го e

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.