Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность предпринимательских структур'

Корпоративная социальная ответственность предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1063
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ / CORPORATE RESPONSIBILITY / SOCIAL RESPONSIBILITY / NON-FINANCIAL REPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Елена Анатольевна

Социальная ответственность организаций является одной из давних проблем. Развитие товарных отношений, формирование капитала привели к новому взгляду на социальную ответственность предпринимательских структур. Развитие системы противоречий между бизнесом и другими институциональными подсистемами общества требует решения, основываясь на согласованных действиях государства, бизнес-структур и других общественных институтов. Цель данной работы состоит в том, чтобы сформулировать основные тенденции, сложившиеся в российской практике реализации концепции социальной ответственности. Объектом исследования в статье выступает социально ответственная деятельность предприятий и организаций. Предметом исследования являются управленческие отношения, посредством которых формируется и развивается система корпоративной социальной ответственности. Автор отмечает, что в настоящее время российское деловое сообщество осознает, что деятельность в социальной сфере может быть более эффективной с экономической точки зрения. Все больше компаний нашей страны составляют нефинансовые (социальные) отчеты, но это в основном крупные, градообразующие предприятия. Причиной этого автор называет значительные затраты, которые возникают при подготовке таких отчетов. Для публичных компаний важность составления социальной отчетности заключается в том, что она является залогом доверия у инвесторов, в том числе и иностранных, а также позволяет повысить эффективность компании и укрепить конкурентоспособность. В статье автор отмечает, что правильно сформированная корпоративная социальная ответственность может поспособствовать выходу организации на новый уровень развития. Она позволяет повысить привлекательность компании в глазах государства, партнеров, клиентов, является одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности и привлечения инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF ENTERPRISE STRUCTURES

Social responsibility of the organizations is one of old problems. Development of the commodity relations, formation of the capital led to a new view on social responsibility of enterprise structures. Development of system of contradictions between business and other institutional subsystems of society demands the decision, based on coordinated actions of the state, business structures and other public institutes. The purpose of this work consists in formulating the main tendencies which developed in the Russian practice of implementation of the concept of social responsibility. In article the object of research is socially responsible activity of the enterprises and organizations. An object of research is the administrative relations by means of which the system of corporate social responsibility forms and develops. The author notes that now the Russian business community realizes that activity in the social sphere can be more effective from the economic point of view. More and more the companies of our country make non-financial (social) reports, but these are generally large, city-forming enterprises. The reason of it the author calls considerable expenses which arise by preparation of such reports. For the public companies importance of drawing up the social reporting is that it is guarantee of trust at investors including foreign, and also allows to increase efficiency of the company and to strengthen competitiveness. In article the author notes that correctly created corporate social responsibility can promote an exit of the organization to a new level of development. It allows to increase appeal of the company in the opinion of the state, partners, clients, is one of effective mechanisms of increase of competitiveness and attraction of investments.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность предпринимательских структур»

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

СОРОКИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск, Российская Федерация, e-mail: econ@csu.ru

Социальная ответственность организаций является одной из давних проблем. Развитие товарных отношений, формирование капитала привели к новому взгляду на социальную ответственность предпринимательских структур. Развитие системы противоречий между бизнесом и другими институциональными подсистемами общества требует решения, основываясь на согласованных действиях государства, бизнес-структур и других общественных институтов. Цель данной работы состоит в том, чтобы сформулировать основные тенденции, сложившиеся в российской практике реализации концепции социальной ответственности. Объектом исследования в статье выступает социально ответственная деятельность предприятий и организаций. Предметом исследования являются управленческие отношения, посредством которых формируется и развивается система корпоративной социальной ответственности.

Автор отмечает, что в настоящее время российское деловое сообщество осознает, что деятельность в социальной сфере может быть более эффективной с экономической точки зрения. Все больше компаний нашей страны составляют нефинансовые (социальные) отчеты, но это в основном крупные, градообразующие предприятия. Причиной этого автор называет значительные затраты, которые возникают при подготовке таких отчетов. Для публичных компаний важность составления социальной отчетности заключается в том, что она является залогом доверия у инвесторов, в том числе и иностранных, а также позволяет повысить эффективность компании и укрепить конкурентоспособность.

В статье автор отмечает, что правильно сформированная корпоративная социальная ответственность может поспособствовать выходу организации на новый уровень развития. Она позволяет повысить привлекательность компании в глазах государства, партнеров, клиентов, является одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности и привлечения инвестиций.

Ключевые слова: корпоративная ответственность, социальная ответственность, нефинансовый отчет

Для того, чтобы изучить основы и формы реализации корпоративной ответственности российского бизнеса, необходимо выявить главные причины ее функционирования и тенденции развития в условиях глобализации и гуманизации общественного производства [1].

Понятие «корпоративная социальная ответственность» впервые встречается нам в работе американского ученого Х. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена» в 50 гг. XX в., в которой автор говорит, что бизнес является частью общества, перед которым он несет ответственность [2].

В различных научных трудах можно встретить разные трактовки термина «корпоративная социальная ответственность», отметим наиболее приоритетные из них.

Согласно определению Европейской комиссии под корпоративной социальной ответственностью понимается концепция, отражающая само-

стоятельное, добровольное решение компаний принимать участие в улучшении общества и защите окружающей среды.

«Европейское движение предпринимателей за социальную консолидацию» определяет корпоративную социальную ответственность как осознанную заинтересованность бизнеса, приносящую пользу для всего общества в целом, но не заключающуюся только в благотворительности или развитии связей с общественностью [2].

Наиболее популярным определением у современных компаний является следующее: Корпоративная социальная ответственность представляет собой предпринимательскую деятельность, соответствующую этическим, коммерческим и публичным ожиданиям заинтересованных сторон от компании.

Российская Ассоциация менеджеров (АМР) дает следующее, суженное, определение: «Корпоративная социальная ответственность - это доб-

ровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций» [2].

Одним из важнейших свойств корпоративной социальной ответственности является ее многоуровневая структура (рис. 1).

Л

Базовый

• Модель «Компании собственников».

Получила распространение в англосаксонских странах. Предполагает минимальный набор характеристик социально ответственного поведения предпринимателей:

• регулярная выплата заработной платы;

• соблюдение норм трудового законодательства;

• своевременно и в полном объеме уплачивать все положенные налоги;

• бережно относиться к окружающей среде;

• исполнять требования по охране труда и технике безопасности на производстве;

• обеспечивать установленные стандарты качества продукции и др.

• Является самым распространенным уровнем в России

Расширенный

• Связан с развитием партнерских внутрифирменных отношений, основанных на переговорном процессе. Непосредственно связан с учетом разнонаправленных интересов всего коллектива компании.

• Дополнительно к базовым обязательствам гарантирует предоставление работникам полного социального пакета и дополнительных социальных гарантий

Комплексный

• Включает участие предпринимательских структур в финансировании социальных проектов и программ, сфера действия которых выходит за рамки деятельности компаний.

• Работники и лица, напрямую не связанные с деятельностью компании, но имеющие определенное отношение к территории её присутствия, являются объектами социальной ответственности.

• Сюда относятся благотворительные программы и некоторые программы, изначально нацеленные на создание благоприятных условий деятельности компании, дающие «сопутствующий эффект»

Рис. 1. Уровни социальной ответственности предпринимательских структур

Зачастую корпоративную социальную ответственность сравнивают с корпоративным гражданством, хотя второе является одной из форм. Акцент на преимущества социально ответственного поведения для самого предпринимательства является одним из ключевых аспектов концепции корпоративного гражданства [3]. Так, согласно корпоративному гражданству, в процессе осуществления деловой практики организации должны привносить какие-либо дополнительные ценности в общество.

У многих компаний нашей страны еще не сложилось четкого представления о том, чем же является социальная ответственность и каковы механизмы ее формирования. Основное внимание

уделяется масштабам организационной структуры, характеру и полезности производимой продукции и оказываемых услуг.

Как показывает мировая практика, концепция корпоративной социальной ответственности воспринимается в обществе как некая деятельность предпринимателей, направленная на повышение имиджа и деловой репутации фирмы, установлений взаимовыгодных отношений с различными группами влияния.

Предпринимательские структуры распределяют часть принадлежащих им ресурсов для общественной пользы. Таким образом, они влияют

Е. А. 80К0КМА

на среду и повышают лояльное отношение к своей организации.

Корпоративная социальная ответственность еще только набирает популярность в нашей стране. Российские предприниматели осознают необходимость внедрения корпоративной социальной ответственности. При размещении акций своих компаний на международных фондовых рынках, приобретении заграничных активов, экспорте продукции на российские корпорации оказывается внешнее давление, которое заставляет их проявлять социальную ответственность в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Но часто принципы социальной ответственности используются компанией исключительно в своих интересах.

К основным принципам корпоративной социальной ответственности относят значимость, системность, открытость компании, избегание конфликтов. Компании, которые базируются на этих принципах, часто сталкиваются со сложностями, так как процесс внедрения корпоративной социальной ответственности требует много времени и сил, что отвлекает от решения текущих вопросов. Также из имеющегося мирового опыта мы видим, что для достижения качественного результата от внедрения корпоративной социальной ответственности необходимо время [4].

В настоящее время многие предпринимательские структуры осуществляют свои благотворительные и социальные инициативы. Бизнес принимает участие в решении местных проблем социальной сферы общества, но это происходит несистематично и, как правило, почти всегда ограничено по объемам и срокам. Все значимые изменения, касающиеся корпоративной социальной ответственности предприятий в нашей стране, и механизмов управления репутацией происходили с участием зарубежных компаний. Двигателем развития практики применения корпоративной социальной ответственности являются средние и крупные предпринимательские структуры, так как для них, в отличие от малого бизнеса, очень важной является репутационная составляющая. Ведь от деятельности больших компаний во многом зависит состояние окружающей среды, качество потребительских товаров [4]. Конечно для малого бизнеса в процессе формирования деловой репутации тоже важна роль корпоративной социальной ответственности, но, согласно практике, те факторы, которые теоретически должны приводить к значительному снижению репутации не вызывают значительных изменений. Это значит, что предприятия не имеют веских оснований для

того, чтобы расширять сферу корпоративной социальной ответственности.

Уровень социальной ответственности компании начинает расти прямо пропорционально сроку деятельности компании: при расширении бизнеса увеличивается и количество бизнес-связей, устанавливается сотрудничество с различными заинтересованными лицами. Чаще всего при расширении бизнеса происходит увеличение числа работников компании. Увеличение персонала в свою очередь приводит к созданию профсоюзных организаций. Профсоюзы вынуждают руководство повышать ответственность перед сотрудниками компании. Также рост персонала приводит к тому, что с развитием производства растет и специализация, которая является предпосылкой возникновением уникальных компетенций у работника [4]. Руководство компании, в целях удержания высококвалифицированного работника, реализует программы социальной ответственности, которые изначально направлены на этих работников, потом на весь коллектив, а в дальнейшем и на других заинтересованных лиц. Значит, к основным лицам, стимулирующим корпоративную социальную ответственность, относятся работники компании [5].

Из-за того, что постоянно меняются число, состав и круг заинтересованных лиц, появилась необходимость в адекватных изменениях модели взаимодействия с ними, реализуемые корпорацией [6]. Рассмотрим следующие уровни социальной ответственности на рисунке 2.

Существуют и другие подходы к выделению уровней корпоративной социальной ответственности:

- базовый (обязательный) представляет собой своевременную выплату заработной платы сотрудникам, уплату налогов, соблюдение техники безопасности и т. д.;

- уровень благотворительности;

- уровень социальной ответственности перед персоналом;

- уровень социальных инвестиций;

- уровень венчурной филантропии представляет собой нестандартную благотворительную деятельность, которая возникает «в результате интеграции в филантропическую деятельность принципов и стратегий венчурного предпринимательства» [5].

Сейчас трудно определить масштабы распространения корпоративной социальной ответственности в России. Ответственностью нужно управлять, а для этого сначала нужно ее измерить. Для того, чтобы достичь устойчивого развития

российских публичных компаний необходимо наличие спланированных действий и оценка их результативности [7]. Так, к инструментам, влияющим на повышение качества корпоративного управления, относят нефинансовый (социальный) отчет. Он включает в себя планирование, мониторинг и оценку деятельности компании. Нефинан-

совым (социальным) отчетом является информация, раскрываемая компанией добровольно, которая для заинтересованных достоверно и доступно отражает результаты деятельности компании и ее основные аспекты, связанные с реализацией стратегии устойчивого развития бизнеса [8].

к. А

• предприятие (фирма) несет ответственность перед своими сотрудниками, партнерами, потребителями. Социальная защищенность сотрудников предприятия (фирмы) обеспечивается программами, которые направлены на создание и поддержание корпоративной культуры, развитие чувств приверженности сотрудников целям и идеалам компании. Также возможны программы социальных льгот, которые предоставляются работникам на основе обязательств, взятых компанией на себя (медицинские услуги, доставку к месту работы и др.)

к А

Микроуровень

• предприятие (фирма) несет ответственность перед местными сообществами. Для того, чтобы предприятие успешно функционировало, необходимо лояльное отношение местных властей и населения. Для этого предприятия должны принимать участие в решении социальных проблем регионов

• предприятие (фирма) несет ответственность перед государством

Макроуровень

• предприятие (фирма) несет ответственность перед мировым сообществом [5]. Здесь имеются ввиду экспортеры, которые собираются инвестировать в экономику России

Рис. 2. Уровни социальной ответственности корпораций

Е. А. 80К0КМА

Отчетность компании по социальной ответственности перед обществом имеет большое значение. Так, для привлечения инвесторов необходимо раскрывать в отчетности информацию, касающуюся вопросов социальной ответственности и корпоративного управления. Это обусловлено тем, что при анализе информации нефинансового характера существует возможность избежать многие негативные последствия и дать ответы на важные вопросы, например, как привести к снижению риска неэффективных финансовых вложений и другие. Так, необходимое представление о сущности бизнеса, текущем положении дел и перспективах акционеры и другие заинтересованные лица могут получить из нефинансовой отчетности [6].

В нашей стране присутствует недоверие к социальной отчетности со стороны граждан. Многие считают, что подобные отчеты составляются компаниями с целью создания благоприятного имиджа перед властными структурами и бизнесом или для рекламы. Также бытуют мнения, что эти отчеты составляются с целью информирования общества о своих социальных программах, улучшения отношений персонала к компании или с целью сокрытия каких-либо экономических трудностей компании. Мы видим, что в целом население нашей страны понимает цель составления и публикации подобных отчетов. Но не смотря на то, что уже довольно давно в мире существует практика составления нефинансовых отчетов, в России они еще не получили должного распространения. Многие предприятия нашей страны, осуществляющие социальные программы, не хотят тратить время, силы и средства на составление данного отчета. Они предпочитают подавать нефинансовую отчетность в свободной форме, но следует отметить, что информация о практике корпоративного управления раскрывается все лучше и лучше, приближается к международным стандартам [7].

Численность компаний, внедряющих практику подготовки нефинансовых (социальных) отчетов увеличивается с каждым годом. Причины, по которым различные организации включаются в процесс добровольной нефинансовой отчетности, бывают разные. В предпринимательской среде нашей страны происходит формирование тенденций, характерных для мирового делового сообщества. А именно, понимание того, что социальный отчет, включающий весь процесс подготовки и распространения, является важным элементом корпоративной системы управления нефинансовыми рынками, позволяющим повысить эффективность и укрепить конкурентоспособность.

В настоящее время наиболее полные и верные социальные отчеты предоставляют компании успешно развивающихся отраслей, которые занимают верхние строчки в рейтингах и вносят наибольший вклад в благосостояние государства с помощью экономической деятельности и реализацией различных подходов в области корпоративной социальной ответственности. Причина этого проста - процессы подготовки и реализации нефинансового (социального) отчета, а также дальнейшее ее подтверждение требуют значительных затрат. Но следует отметить, что при повышении значимости нефинансовых отчетов на практике увеличивается число компаний, составляющих такие отчеты [7].

Обратимся к отраслевой принадлежности российских компаний, которые в качестве важного элемента корпоративной системы управления нефинансовыми рисками и повышения конкурентоспособности используют нефинансовую (социальную) отчетность. Лидерами здесь являются компании, относящиеся к нефтегазовому сектору, электроэнергетике, металлургическому, горнодобывающему сектору, также можно отметить финансы и страхование.

Большинство крупных компаний, предоставляющих нефинансовые отчеты - градообразующие [6]. Информация в этой отчетности информирует о приверженности компаний к корпоративной социальной ответственности, то есть помимо заботы о своих работниках включает еще и участие в социально-экономическом развитии территории. Многие корпорации считают такие затраты социальными инвестициями. Можно сказать, что эти лидирующие компании являются двигателем инновационных изменений, которые должны привести страну к новому уровню социально-экономического развития [5].

Для публичных компаний важность раскрытия информации, касаемой вопросов социальной ответственности и корпоративного управления, заключается в том, что она является залогом доверия у инвесторов.

Также развитию корпоративной социальной ответственности в России способствует расширение сфер влияния российских компаний за рубежом. Иностранные инвесторы в ведении бизнеса требуют все большей прозрачности. Поэтому российские компании развивают и совершенствуют деятельность в сфере корпоративного социального управления путем заимствования и внедрения в западную бизнес-практику своих уникальных подходов и решений [7].

Подводя итог, отметим, что в России сегодня лишь незначительное число компаний - круп-

нейших лидеров в своих сферах деятельности ведет социально ответственный бизнес. Для дальнейшего развития и продвижения этой бизнес-идеологии необходимо разрабатывать соответствующие механизмы, которые приведут к интеграции корпоративной социальной ответственности в общую корпоративную стратегию всей компании. Эффективность этой стратегии должна подтверждаться с помощью социального инвестирования.

Литература

1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: СПбГУ, 2010.

2. Новокрещенова Н. А., Чапайкина И. А. Реализация концепции и принципов корпоративной социальной ответственности в организации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2013. № 1. С. 40-43.

3. Титова Л. С. Влияние корпоративной социальной ответственности на деятельность предпринимательских структур // Вопросы экономических наук. 2012. № 5 (57). С. 36-39.

4. Сафонов К. Б. Социальные механизмы регулирования предпринимательской деятельности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 2 (18). С. 25-30.

5. Грекова Г. И., Савина Т. С. Оценка влияния социальной ответственности компании на ее деловую репутацию // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2014. № 82. С. 50-55.

6. Никитина Л. М. Основные содержательные характеристики системы корпоративной социальной ответственности // Вестник ВГУ. Серия Экономика и управление, 2010. №1. С.18-23.

7. Цей С. А. Корпоративная социальная ответственность - путь к устойчивому развитию // Новые технологии. 2010. № 2. С. 127-132.

8. Бурмистрова Т. Корпоративная социальная ответственность и стратегические приоритеты российского бизнеса // Экономические стратегии. № 3. 2011. С. 68-71.

References

1. Blagov Yu. E. Korporativnaya sotsial'naya ot-vetstvennost': evolyutsiya kontseptsii [Corporate social responsibility: evolution of the concept]. SPb.: SPbGU, 2010.

2. Novokreshchenova N. A., Chapajkina I. A. Reali-zatsiya kontseptsii i printsipov korporativnoj sotsial'noj otvetstvennosti v organizatsii [Implementation of the concept and the principles of corporate social responsibility in the organization] // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2013. № 1. S. 40-43.

3. Titova L. S. Vliyaniye korporativnoj sotsial'noj otvetstvennosti na deyatel'nost' predprinimatel'skikh struktur [Influence of corporate social responsibility on activity of enterprise structures] // Voprosy ekonomich-eskikh nauk. 2012. № 5 (57). S. 36-39.

4. Safonov K. B. Sotsial'nye mekhanizmy reguliro-vaniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti [Social mechanisms of regulation of business activity] // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. 2014. № 2 (18). S. 25-30.

5. Grekova G. I., Savina T. S. Otsenka vliyaniya sotsial'noj otvetstvennosti kompanii na yeyo delovuyu repu-tatsiyu [Assessment of influence of social responsibility of the company on its business reputation] // Vestnik Novgo-rodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo. 2014. № 82. S. 50-55.

6. Nikitina L. M. Osnovnye soderzhatel'nye kharak-teristiki sistemy korporativnoj sotsial'noj otvetstvennosti [Main substantial characteristics of system of corporate social responsibility] // Vestnik VGU. Seriya Ekonomika i upravleniye, 2010. № 1. S. 18-23.

7. Tsej S. A. Korporativnaya sotsial'naya otvetstven-nost' - put' k ustojchivomu razvitiyu [Corporate social responsibility - a way to a sustainable development] // No-vye tekhnologii. 2010. № 2. S. 127-132.

8. Burmistrova T. Korporativnaya sotsial'naya ot-vetstvennost' i strategicheskiye prioritety rossijskogo biznesa [Corporate social responsibility and strategic priorities of the Russian business] // Ekonomicheskiye strategii. № 3. 2011. S. 68-71.

* * *

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF ENTERPRISE STRUCTURES

SOROKINA ELENA ANATOLYEVNA Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, the Russian Federation, e-mail: econ@csu.ru

Social responsibility of the organizations is one of old problems. Development of the commodity relations, formation of the capital led to a new view on social responsibility of enterprise structures. Development of system of contradictions between business and other institutional subsystems of society demands the decision, based on

E. A. SOROKINA

coordinated actions of the state, business structures and other public institutes. The purpose of this work consists in formulating the main tendencies which developed in the Russian practice of implementation of the concept of social responsibility. In article the object of research is socially responsible activity of the enterprises and organizations. An object of research is the administrative relations by means of which the system of corporate social responsibility forms and develops.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author notes that now the Russian business community realizes that activity in the social sphere can be more effective from the economic point of view. More and more the companies of our country make non-financial (social) reports, but these are generally large, city-forming enterprises. The reason of it the author calls considerable expenses which arise by preparation of such reports. For the public companies importance of drawing up the social reporting is that it is guarantee of trust at investors including foreign, and also allows to increase efficiency of the company and to strengthen competitiveness.

In article the author notes that correctly created corporate social responsibility can promote an exit of the organization to a new level of development. It allows to increase appeal of the company in the opinion of the state, partners, clients, is one of effective mechanisms of increase of competitiveness and attraction of investments.

Key words: corporate responsibility, social responsibility, non-financial report.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.