Научная статья на тему 'Социальный аудит как процедура диагностирования поведения предприятия'

Социальный аудит как процедура диагностирования поведения предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербинина Анжела Геннадьевна

Изучение социальной отчетности стало предметом социального управления как с точки зрения достижения целей и задач общества, так и с точки зрения решения задач бизнеса. Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социально ответственного поведения предприятия и его усилий по снижению нагрузки от ведения бизнеса на окружающую среду природную (социально-экологический аудит) и общественную (социальный, кадровый аудит). В статье содержится анализ современных международных стандартов составления корпоративных социальных отчетов и основных проблем, связанных с подготовкой данного вида отчетности российскими компаниями; отмечается, что социальная отчетность компаний является важнейшей составляющей в системе взаимодействия бизнеса и государства; доказывается необходимость более активного участия органов государственной власти в совершенствовании существующих форм подготовки корпоративной социальной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный аудит как процедура диагностирования поведения предприятия»

УДК 657.6

Щербинина Анжела Геннадьевна

кандидат экономических наук, доцент . Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ акИагеееуа@таП. ги

Angela G. Shcherbinina

Candidate of Economic Sciences, assistant professor. Academy of marketing and socially-information technologies - IMSIT akharseeva@mail. ru

Социальный аудит как процедура диагностирования поведения предприятия

Аннотация. Изучение социальной отчетности стало предметом социального управления как с точки зрения достижения целей и задач общества, так и с точки зрения решения задач бизнеса. Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социально ответственного поведения предприятия и его усилий по снижению нагрузки от ведения бизнеса на окружающую среду - природную (социально-экологический аудит) и общественную (социальный, кадровый аудит).

В статье содержится анализ современных международных стандартов составления корпоративных социальных отчетов и основных проблем, связанных с подготовкой данного вида отчетности российскими компаниями; отмечается, что социальная отчетность компаний является важнейшей составляющей в системе взаимодействия бизнеса и государства; доказывается необходимость более активного участия органов государственной власти в совершенствовании существующих форм подготовки корпоративной социальной отчетности.

Ключевые слова: социальный аудит, социальная отчетность, корпоративная социальная ответственность, государственное регулирование, корпорация.

Social audit as

a procedure for diagnosis of conduct the enterprise

Annotation. The study of social reporting has been the subject of social management both in terms of achieving the goals and objectives of the company, and from the point of view of solving business problems. Social audit is understood as a procedure for diagnosing the socially responsible behavior of the company and its efforts to reduce the burden on the business on the environment -natural (social and environmental audit) and social (social, human resources audit). The article reviews current international corporate social reporting standards and the main problems connected with the preparation of this kind of reports by Russian companies; it is noted that corporate social reporting is the most important component in the system of interaction between business and state; it is also argued that government bodies should more actively participate in the work aimed at the improvement of the current forms of corporate social reporting.

Keywords: social audit, social reporting, corporate social responsibility, government regulation, the corporation.

В последнее время представители делового сообщества проявляют все больший интерес к нефинансовой отчетности компаний. Социальная или нефинансовая отчетность - это отчеты компаний, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но социальные и экологические показатели. Она является публичной и рассматривается как инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и общества о том, каким образом компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. На международном уровне рекомендации по отчетности устойчивого развития описаны в стандартах ЭЯ! [3].

Нефинансовую отчетность можно диагностировать как систему информации, отражающую социально значимые аспекты своей деятельности.

Предоставление такой отчетности позволяет продемонстрировать, как заявленные компанией стратегические цели реализуются посредством социально ответственной деятельности.

Необходимо отметить, что государство является одной из самых заинтересованных в подготовке нефинансовой отчетности компаний сторон, получая, наряду с полезной информацией о социально-экономической ситуации в стране, возможность корректировать предстоящие затраты на социальные программы [1].

Разнообразие подходов и моделей социального аудита на государственном уровне вызвало к жизни необходимость стандартизации этой деятельности.

В экономически развитых странах государственный контроль за целевым использованием бюд-

жетных средств уже давно дополняется аудитом эффективности. Такой вид контроля становится сейчас доминирующим видом контроля за исполнением бюджета в большинстве стран с развитой экономикой.

Эти вопросы стали предметом обсуждения в рамках основной темы «Роль высшего контрольного органа в обеспечении эффективной работы государственной администрации посредством проведения проверок эффективности использования средств» на рабочем семинаре высших контрольных органов Азии в Токио и были проанализированы участниками 6-го международного семинара, состоявшегося в Джакарте.

В результате этой работы был подготовлен ряд рекомендаций по проблемам:

- аудит эффективности;

- аудит социальных услуг;

- аудиторское заключение по результатам проверки эффективности и его использование исполнительными и законодательными органами власти.

Ответственность за разработку показателей и стандартов проверки исполнения и оценки выполнения лежит на проверяемой организации.

Изучение социальной отчетности стало предметом социального управления как с точки зрения достижения целей и задач общества, так и с точки зрения решения задач бизнеса. В течение нескольких десятков лет, внешняя и внутренняя среда организации показали существенное влияние на эффективность и конкурентоспособность компании. Конкурентоспособность предприятия отражает его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами и связана с любыми преимуществами в конкурентной среде, включая социальную роль в регионе.

Поскольку политическое руководство организации или региона заинтересовано в завышении показателей результатов оценки и рейтинговых индикаторов конкурентоспособности, необходима независимая оценка. С этой точки зрения, социальный аудит играет роль социального контроля, позволяя, с одной стороны, получить достоверную информацию о реальных параметрах деятельности хозяйствующего или общественного субъекта, а с другой стороны, поддержать и усилить доверие.

Социальный аудит или нефинансовый аудит понимается как процедура диагностирования социально ответственного поведения предприятия и его усилий по снижению нагрузки от ведения бизнеса на окружающую среду - природную (социально-экологический аудит) и общественную (социальный, кадровый аудит). Основное смысловое значение аудита состоит в том, чтобы определить степень достоверности данных, представленных в отчетах, и повысить уровень доверия к компании со стороны любых лиц, решения которых способны существенно повлиять

на процесс и результаты деятельности организации.

Аудит в отличие, например, от трудовой или природоохранной инспекции, ставит своей целью не только оценить достоверность информации и обнаружить отклонения, но и определить основные источники таких отклонений для того, чтобы выявить резервы повышения эффективности функционирования организации. Аудит направлен на оценку эффективности функционирования всей системы управления. Обнаруженное конкретное нарушение должно рассматриваться не как отдельно взятый самостоятельный факт, а как тропинка, ведущая к несоответствию либо в структуре самой системы, либо в процедурах ее реализации. Социальный аудит может носить общий или частичный характер.

Как правило, общая оценка социальной приемлемости деятельности компании востребована в тех случаях, когда:

1) предприятие нуждается в дополнительных инвестициях;

2) компания планирует выход на новый рынок или сегмент, например, освоение новой ниши с точки зрения:

- географии (например, выход российских предприятий на западноевропейские рынки);

- уровня жизни (продажа высококачественных товаров из натурального сырья для высокообеспеченных слоев общества);

- стиля жизни (продажа продовольственных товаров вегетарианцам);

- цивилизационной, региональной, этнической, религиозной или иной социокультурной принадлежности (например, с учетом специфики отношения и уважения к частной жизни женщины при выходе на рынки мусульманских стран) и т.п.

Социальный аудит на предприятиях, как правило, используется в оперативном, тактическом менеджменте, когда произошел острый социальный конфликт внутри предприятия или возникла проблема во взаимоотношениях между предприятием и внешней средой (например, выброс радиации на атомной станции), или руководство осознает угрозу возникновения конфликта во взаимодействии с разнообразными участниками организационных процессов. В этом случае дальновидные руководители осознают опасность проблемы еще на той стадии, когда лишь создаются условия для обострения отношений. Тогда у компании появляется потребность выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности внутри или вне предприятия.

Кто может являться заказчиком и исполнителем нефинансового аудита? Заказчиками социального аудита могут быть как предприятие и его партнеры, нацеленные на долгосрочное сотрудничество, так и конкуренты, планирующие враждебное поглощение, но желающие знать пер-

спективы предприятия, прежде чем инвестировать в план по выкупу или слиянию.

Аудит в качестве независимой проверки документов и процессов интересует, прежде всего, владельцев и администрацию самого предприятия. Внешними заказчиками социального аудита выступают партнеры или потенциальные покупатели компании, заинтересованные в том, чтобы выяснить перспективы и конкурентные преимущества, возможные угрозы для положения предприятия в отрасли и на рынке.

На уровне государственного и социального регулирования аудит включает требования к социальной ответственности компаний во всех значимых сферах жизнедеятельности, которые оказываются затронутыми организационными процессами, производством и даже потреблением продукта (услуг) компании (например, в табачной отрасли).

На корпоративном уровне, как правило, бизнес стремится сократить налагаемые на него требования ответственности и связанные с ними ограничения, поэтому социальная корпоративная ответственность и, следовательно, сферы, подлежащие проверке и контролю в рамках социального аудита, сжимаются до более конкретных и закрепленных в документах сфер.

Термин «социальный аудит» используется для обозначения как внешней, так и внутриорганиза-ционной эффективности социально связанной деятельности.

Большинство крупных корпораций имеет в своем составе отделы внутренней инспекции или контроля. Так, если социальный аудит выполняется собственными силами компании, то аудиторами должны выступать работники, полностью независимые, не связанные тесными межличностны-

Литература:

1. Полунин К.А. Социальная отчетность корпораций в системе взаимодействия бизнеса и государства // Вестник Финансовой академии. 2009. № 2.

2. Global Reporting Initiative (GRI) / URL: http: // www.globalreporting.org.ru

ми дружескими связями с сотрудниками остальных отделов. Это означает, что отдел внутреннего контроля и аудита всегда выведен в отдельное самостоятельное подразделение компании и имеет крайне жесткие требования по кодексу поведения сотрудников. Например, в Societe Generale сотрудникам отдела внутренней инспекции запрещено пользоваться канцелярскими принадлежностями проверяемого отдела и снимать пиджак в период инспекционной работы.

Внешний социальный аудит достаточно широко распространен в западноевропейских и североамериканских странах. Аудиторские агентства по проведению финансового аудита редко выступают и в качестве аудиторов нефинансовой отчетности, хотя все представители «большой четверки» мировых лидеров консалтинговых агентств предлагают среди своих услуг и социальный аудит.

Внешний нефинансовый аудит могут осуществлять организации, которым доверяют деловые круги и население - это связано с сущностным отличием социального аудита от организационно-управленческого и финансово-экономического: социальный аудит служит для того, чтобы повысить уровень доверия к компании и к бизнесу в целом.

Таким образом, социальный аудит становится востребованным и даже необходимым, если предприятие обнаруживает экологические проблемы, сложности взаимодействия с местным сообществом, если возникают задержки в получении разрешений от местных властей или если ухудшается социальный климат в компании. Внимание к социальным ценностям будет расти, и в поисках показателей их оценки будут возникать новые проблемы. Социальный аудит в этом случае должен показать соответствие двух спектров: устойчивого развития и стратегии организации.

Literature:

1. Polunin K.A. The social reporting of corporations in system of interaction of business and state // Bulletin of Financial academy № 2. 2009.

2. Global Reporting Initiative (GRI) / URL: http:// www.globalreporting.org.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.