УДК 657.9
Кожаринов Александр Владимирович
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва1 Кандидат экономических наук
Доцент [email protected]
Неретина Анна Дмитриевна
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва Студентка neretinaaa@mail. ru
Елесина Мария Владимировна
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва Студентка [email protected]
Мурар Валентина Игоревна
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва Студентка Val enti [email protected]
Перспективы развития нефинансовой отчетности в России
1127287, Москва, Петровско-Разумовский проезд д.9 с.1, кв. 36
Аннотация. Статья посвящена анализу основных возможностей решения проблем, связанных с развитием нефинансовой отчетности в России. На сегодняшний день, учитывая особенности функционирования сложившейся корпоративной среды, появляется очевидная необходимость в активном развитии корпоративной социальной ответственности. Стоит учитывать как уникальность российского бизнеса, так и существующие проблемы развития социальной отчетности российских корпораций. Наиболее острыми проблемами корпоративной социальной отчетности сегодня являются непрозрачность, её узкая целевая направленность, в отличие от международно-признанных стандартов корпоративной социальной ответственности. Кроме того, сама практика отчета о деятельности компаний в общественно ориентированных сферах распространена незначительно, особенно с учетом масштабности российского бизнеса. Социальная пассивность граждан является мощным барьером, препятствующим развитию социальной отчетности. Создается резонанс между деятельностью организаций и обществом. В результате - острая критика в адрес работодателей по поводу их нежелания принимать участие в решении острых социальных проблем, с одной стороны, и неготовность граждан предпринимать самостоятельные действия, с другой. В представленной работе предлагается ряд мер и мероприятий, которые должны быть реализованы, как со стороны государства, так и коммерческих структур. Кроме того, анализируется выгоды от внедрения системы нефинансовой отчетности в современных корпорациях для всех заинтересованных сторон.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность; нефинансовая отчетность; современные корпорации; международные стандарты; социальные принципы; информационная открытость; стейкхолдеры; устойчивое развитие; гражданское общество; экономические выгоды.
Ь^: //naukovedenie.ru
В современном мире разработка и внедрение разумной и эффективной политики корпоративной социальной ответственности — это шаг к признанию российских компаний на международной арене. Именно поэтому, необходимо создать такие условия развития корпоративной социальной отчетности, при соблюдении которых, нефинансовая отчетность будет носить исключительно добровольный характер, оставаясь при этом привлекательной для российских компаний. Таким образом, социальная отчетность перестанет вызывать отрицательную реакцию у стейкхолдеров и топ-менеджеров.
В связи с этим, в России необходимо разработать такие подходы к методике составления отчетов об устойчивом развитии корпораций, которые были бы основаны на общепринятых международных принципах социальной ответственности, но одновременно учитывающие особенности государственного управления, экономического состояния государства, особенности ведения бизнеса на территории государства, а также общественные настроения. В частности, развитие нефинансовой отчетности в России обусловлено активной и успешной экспансией крупнейших российских компаний за рубеж.
Решение актуальных проблем во многом зависит от государства и применяемых им методов стимулирования социальной активности бизнес- структур. КСО выступает одной из немногих площадок, где сходятся интересы власти, бизнеса и общества и где могут осуществляться взаимовыгодные проекты. Однако, необходимо понимать, что властные структуры не должны перекладывать свои обязанности в области государственной социальной политики на коммерческие структуры. При этом, именно институтам власти должна принадлежать функция стимулирования корпоративной социальной ответственности, а также вовлечения корпораций в процесс составления нефинансовых отчетов. Государству следует больше доверять растущему российскому бизнесу и разработать, в связи с этим, систему государственной поддержки компаний, финансирующих социальные мероприятия, а также выпускающих отчеты в области устойчивого развития, и постепенно перейти от индивидуальных льгот таким компаниям к созданию общегосударственных норм и правил в этой сфере.
Компании, начинающие адаптировать и принимать принципы социальной ответственности, а также решающиеся на информационную открытость своей социальной деятельности, зачастую нуждаются в четких законодательных рамках со стороны государства. В России существует нормативная база реализации социальных программ, тем не менее, нет прямых законодательных методов, стимулирующих социальную ответственность бизнеса. Таким образом, со стороны государственных структур должны быть разработаны и сформированы законодательно- -правовые условия хозяйственной деятельности субъектов, требующих проведения мер в области КСО. Российскому законодателю необходимо четко и ясно установить определенные стандарты в области качества сырья, продукции, технологий и персонала.
В таблице 1 представлены предлагаемые стандарты нефинансовой отчетности, которые могли бы применяться в практике российского корпоративного менеджмента. Данные стандарты основаны, прежде всего, на международном стандарте GRI и рекомендациях Российского Союза Промышленников и Предпринимателей. Соотносимость российских стандартов с международными необходима, в первую очередь, для интеграции российских корпораций в международные отношения. Тем не менее, предлагаемый стандарт учитывает потребности и особенности российского бизнеса, а также уровень его взаимодействия с общественностью.
Таблица 1
Структура Стандарта подготовки социальной отчетности
Структура Стандарта подготовки социальной отчетности Сущность раздела
1 2
1. Общие положения
1.1.Периодичность формирования социальной отчетности Представление социальной отчетности ежегодно
1.2.Краткая характеристика компании, ее стратегия Раскрытие сведений о роде и количестве лет осуществления деятельности, брендах, видах производимой продукции и услуг, функциональной структуре компании, в том числе дочерних компаний, наградах, полученных компанией за отчетный период; указание наименований стран, в которых компания ведет деятельность, и иной существенной информации, не раскрытой в финансовой и социальной отчетности; раскрытие сведений о стратегических приоритетах в отношении ее деятельности
1.3. Принципы обеспечения качества социальной отчетности Соблюдение базовых принципов составления отчетности: системность, существенность, транспарентность, сопоставимость, сбалансированность, достоверность, полнота, соответствие социальной отчетности по периоду и организационным границам охвата результатов деятельности финансовой отчетности, своевременность
2. Результаты экономической деятельности
2.1.Экономическая результативность Представление данных о размере инвестиций в уровень жизни региона присутствия компании, основном капитале, инновациях; оценка финансовых рисков, связанных с изменением климата
2.2. Присутствие на рынках Раскрытие информации о системе взаимоотношений с поставщиками
3. Результаты социальной деятельности
3.1.Организация труда, его качественные характеристики Представление сведений о структуре состава работников, ротации кадров, выплатах и льготах, производственном травматизме и потерях рабочего времени, охране труда, здоровье и обучении работников, размере минимальных окладов и др.
3.2.Благотворительная деятельность Раскрытие информации о сущности и финансовых затратах на помощь детским домам, работу с детьми и молодежью, организацию проведения оздоровительных и культурных мероприятий
3.3. Соблюдение прав человека Освещение случаев дискриминации, механизмов сокращения штата и трудоустройства уволенных сотрудников, доли числа компетентных сотрудников служб безопасности в общей численности работников данного направления
3.4. Взаимодействие с обществом Представление сведений об антикоррупционном обучении, участии в формировании государственной политики, взаимодействии с некоммерческими и неправительственными организациями
3.5.Ответственность за производимую продукцию Представление данных об обеспечении и повышении качества продукции, ее маркировке
4. Результаты экологической деятельности
4.1.Экологическая результативность Раскрытие информации о расходах на охрану окружающей среды, об инновациях в указанной области деятельности
4.2.Потребление ресурсов и материалов Представление сведений об уровне потребления невозобновляемых ресурсов и энергии, воды, о мероприятиях по сокращению их потребления
4.3.Охрана и восстановление биоразнообразия Раскрытие информации о мероприятиях в области охраны и восстановления биоразнообразия в регионах присутствия компании
4.4. Выбросы, сбросы и отходы Освещение вопросов, касающихся выбросов в окружающую среду парниковых газов, озоноразрушающих и прочих загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, разливов опасных веществ и образования отходов, а также мероприятий по их сокращению
5. Структура и форма отчетности
Унификация формата и структуры изложения данных (с подразделением на экономический, социальный и экологический аспекты, приведением наименований мероприятий, их общего описания, количественных и качественных характеристик). Установление обязанности освещения всех результатов деятельности вследствие их существенности либо указания на то, что компания не проводит подобные мероприятия
(составлено авторами)
Предлагаемый стандарт представляет собой документ, включающих 5 обязательных разделов, которые отражают весь спектр социально-ориентированных мероприятий корпорации. Общий раздел устанавливает периодичность выпуска отчета, краткую характеристику компании, основные показатели эффективности организации, состав заинтересованных сторон в соотношении с соответствующими запросами. В данном случае, периодичность составления отчетов не должна превышать одного года, соответствуя окончанию финансового года. Таким образом, финансовый и нефинансовый отчеты будут образовывать целостную систему соотносимых показателей эффективности, максимально удобных для экономического анализа. Однако, в случае определенных изменений в функционировании организации, отчет может быть разработан несколько раз в год с целью корректировки сопутствующей документации.
Подпункт, отражающий работу со стейкхолдерами, должен отражать результаты анализа их интересов и потребностей. Выявленные потребности должны быть напрямую связаны с результатами деятельности корпоративного менеджмента и представлены в разделе ключевых показателей.
Второй раздел должен отражать результаты экономической деятельности, которая определена такими ключевыми показателями как экономическая результативность и присутствие на рынке, что предполагает не только расчет капитализации корпорации, но и систему ее поставщиков.
Раздел "Результаты социальной деятельности" обязывает корпорации раскрывать информацию об организации труда и производства, о соблюдении человеческих прав. Более того, данный раздел направлен не только на внутрикорпоративную среду, но и на общественность. Именно поэтому, в разделе присутствуют такие пункты как взаимодействие с обществом, благотворительность и, что немало важно, ответственность компании за выпускаемую продукцию, в независимости от ее специфики. Традиционно, присутствует раздел, посвященный экологической ответственности компании.
Заключительный раздел дает общую характеристику формата нефинансовой отчетности, который предполагает полное отражение системы мероприятий за отчетный период с описанием применяемых методов, форм, а также с результатами, полученными в результате реализации представленных мер.
Единый стандарт даст возможность точнее определить содержание социальной ответственности корпораций и обеспечит соотносимость отчетов различных корпораций.
В целях повышения социальной активности бизнеса, а также прозрачности и информационной открытости корпораций должны быть установлены обязательные государственные директивы для введения корпоративной социальной отчетности, однако это должно распространяться на корпорации с участием государства (50% + 1 акция), для остальных же компаний нефинансовые отчеты должны быть добровольными.
В современном мире в странах с развитой экономикой компании, осуществляющие социальную деятельность и отчитывающиеся за нее перед обществом, получают от государства определенные привилегии, например, в налогообложении. Российским властям необходимо также разработать четкие и действенные экономические преференции для социально-активных предприятий и усовершенствовать систему налогового стимулирования социальной ответственности и нефинансовой отчетности.
Конечно же, совершенствование законодательных норм не должно ограничиваться только разработкой системы экономических тимулов и социальных гарантий. Бизнес, получающий значительные преференции от государства в форме снижения налоговой нагрузки, должен находиться под самым пристальным вниманием контролирующих органов в
части расходов на благотворительность и социальные проекты, а также ведение отчетности о своей социальной деятельности. Видится возможным, создать при Правительстве Российской Федерации, либо ином органе государственного управления федерального уровня коллегиальный орган (комиссию) по регулированию КСО в России. В качестве задач такого органа следует выделить:
• осуществление координации деятельности органов государственного управления по внедрению и развитию КСО;
• анализ зарубежного опыта в сфере КСО, а также опыта внедрения лучших практик КСО в иных государствах;
• создание надлежащих условий для диалога между государством, бизнесом и негосударственными организациями по вопросам, касающимся КСО,
• разработка форм нефинансовой отчётности и рекомендаций по их применению.
Государство может способствовать развитию социальной отчетности и внесением КСО в повестку дня взаимодействия с бизнесом на основе взаимных обязательств сторон. На региональном уровне нефинансовая отчетность может стать инструментом публичной политики в области определения приоритетных направлений социальных инвестиций и отслеживания конкретных результатов в реализации программ развития территории в рамках государственно-частного партнерства.
Таким образом, роль властных структур в развитии и стимулировании социальной ответственности бизнеса достаточно велика. Тем не менее, государство - не единственная заинтересованная сторона, имеющая свои выгоды от информационной прозрачности и открытости компаний. Бизнес-структуры должны самостоятельно и на добровольной основе включаться в процесс введения нефинансовой отчетности. Это дает возможность компаниям сформировать репутацию открытой, подотчетной, вступающей в диалог с заинтересованными сторонами, социальной ответственной организации.
Роль государства в развитии социальной ответственности бизнеса состоит в создании условий для того, чтобы бизнесу было выгодно реализовывать социальную ответственность, однако сама инициатива должна исходить непосредственно от компаний. Руководители корпораций должны четко и ясно осознавать значимость социальной ответственности и необходимость публичного предоставления информации о своей социальной деятельности. Для востребованности и признания отчетов в области устойчивого развития в интересах же самих компаний, следовать адаптированным к российской действительности международным общепризнанным стандартам. Кроме того, во избежание нагрузки на бухгалтерский отдел, необходимо создать кросс-секторальную рабочую группу из разных отделов для подготовки отчетов и согласовать главные цели компании и ожидания, как компании, так и стейкхолдеров, потребность в верификацией третьей стороной. Необходимо также отметить, что предоставленная информация должна носить как позитивный, так и негативный характер, иначе у целевой аудитории могут появиться вопросы о социальной деятельности компании.
Прозрачность деятельности предприятий и нефинансовой отчетности признаются сегодня на высшем международном уровне важным фактором развития мировых рынков, одним из условий повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности компаний. Тем не менее, нельзя говорить о том, что российская система социальной отчетности является общественно транспарентной, что ставит под сомнение её способность отражать реальное положение дел. В связи с этим, необходимо привлечение третьей, незаинтересованной стороны с целью верификации и оценки отчета. Оценка нефинансового отчета независимой аудиторской компанией гарантирует достоверность и объективность сведений, опубликованных в отчете. Кроме того, аудитор подтверждает, что результаты, полученные в
ходе разработки отчета, будут внедрены и использованы в дальнейшей практике корпоративной социальной ответственности корпорации. [2] Таким образом, каждый последующий отчет обеспечивает все большую вовлеченность компании в систему корпоративной социальной ответственности. При этом, эффективность проверок может повысить применение "принципа экватора", который предполагает оценку не только финансовых рисков, но и оценку социальных и экологических рисков. Таким образом, компании будут получать системы ориентиров для управления реализацией проектов.
Кроме того, в процессе развития нефинансовой отчетности должны активно привлекаться средства массовой информации, так как именно СМИ сегодня имеют возможность регулировать степень доверия общественности к подобной деятельности. В результате активного участия СМИ, доступ к информации позволит гражданам и обществу в целом лучше понять деятельность компаний в области социального обеспечения, а также обрести собственную мотивацию принимать участие в социальных проектах. Большая часть телевизионного контента на сегодняшний день принадлежит именно корпорациям, что позволяет эффективно поддерживать кампании социальной рекламы, стимулирующей вовлечение граждан в общественные инициативы. В свою очередь, это позволит образовать единство гражданского общества и бизнеса, исключая, при этом, резонанс восприятия центральных проблем.
Исходя из этого, необходимы дополнительные меры по работе не только с корпоративными структурами, но и с гражданским обществом для формирования конструктивной социальной ответственности. В первую очередь, развитию социальной ответственности должна способствовать поддержка гражданских объединений, а также некоммерческих организаций. Современные масштабы подобных организаций делают фактически невозможным для государственных структур обеспечивать функционирование объединений. При этом, специфика функционирования гражданских объединений и некоммерческих организаций сильно ограничивает их в возможностях. Именно поэтому, российские корпорации должны поддерживать данные структуры путем предоставления некоммерческим организациям материальных средств (денежных средств, оборудования) для использования их в целях решения острых социальных проблем.
Одним из действенных методов развития КСО является использование системы волонтерства. Могут разрабатываться общественно значимые проекты, для выполнения которых будут привлекаться не только внутрикорпоративные ресурсы, но и жители на локальном уровне. Поиск может осуществляться с использованием интернет - контента через социальные сети, форумы и специализированные сайты. В результате, образуется единство корпоративной и общественной среды, что позволяет потенциально расширить сферы корпоративной социальной ответственности корпораций. Это, безусловно, будет способствовать расширению границ составления нефинансовой отчетности корпораций. Таким образом, стандарты российской отчетности об устойчивом развитии, их структура будут максимально удовлетворять международным требованиям в области нефинансовой отчетности.
Коммерческие организации являются мощным инструментом повышения кадрового и организационного потенциала. Корпорации имеют возможность инвестировать средства в социальный капитал гражданского общества путем предоставления стипендий, грантов и премий. Некоторые российские банки уже осуществляют подобную деятельность, однако, это лишь часть потенциала. В результате, между обществом и корпоративной средой возникают отношения доверия: общество начинает более четко понимать механизмы функционирования корпоративной социальной ответственности, что автоматически способствует повышению степени транспарентности нефинансовой отчетности.
Таким образом, в настоящее время существуют различные аспекты нефинансовой отчетности, нуждающиеся в корректировке. Очевидно, что становление отрегулированной системы отчетности об устойчивом развитии, возможно исключительно в качестве тесного сотрудничества бизнеса, государства и общества. В целях более активной вовлеченности российских компаний, необходимо разработать собственный стандарт нефинансовой отчетности, однако это требует долгих временных и денежных затратах. Именно поэтому, наиболее актуальной задачей для российского бизнеса на ближайшие пять—десять лет должна стать качественная проработка международных стандартов и превращение их в эффективный инструмент диалога с внешним миром.
Безусловно, прямыми бенефициантами преимуществ отчетов об устойчивом развитии являются корпорации. В результате внедрения и активного применения системы нефинансовой отчетности, компания улучшает рейтинговые показатели, в частности рейтинга корпоративного управления. Как известно, именно рейтинг корпоративного управления является одним из решающих для привлечения средств иностранных инвесторов.
В результате формирования международного признания и наличия иностранного капитала в фонде корпорации, появляется возможность размещения акций компаний на международных фондовых биржах (IPO), что, безусловно, оказывает непосредственное влияние на капитализацию компании.
Нефинансовая отчетность позволяет сформировать имидж прозрачной компании, завоевать доверие заинтересованных сторон. Таким образом, компания может продемонстрировать стейкхолдерам, что их мнение и их потребности учитываются при принятии тех или иных управленческих решений. Специалисты организации GRI (Global Responsibility Initiative) провели исследование, в результате которого выяснилось, что 82% представителей североамериканских корпораций и 66% европейских компаний рассматривают транспарентность организации в качестве решающего аспекта репутации компании и опираются на данный показатель при поиске корпорации для капиталовложений. Показатели транспарентности компании значительно превышают долю респондентов, назвавших в качестве ключевых показателей качество продукции, лидерство, а также непосредственные финансовые результаты.
Участие в системе КСО с регулярным обнародованием соответствующих отчетов, благоприятно воздействует на имидж компании, позволяя прибегать не только к привлечению средств других корпораций, но и средств акционеров институциональных инвесторов, таких как инвестиционные фонды, страховые организации и пенсионные фонды. Институциональные инвесторы все чаще становятся сторонникам принципов ответственного инвестирования, так как потеря средств в результате опрометчивых вложений может лишить организацию средств для нормального функционирования. Они осознают степень корреляции между нефинансовой составляющей деятельности организации и ее финансовыми показателями. Стоит принимать во внимание, что открытость современного информационного пространства позволяет им получать информацию о деятельности компаний через коммерческие информационные службы. К наиболее востребованным относятся такие как РБК, Economist Intelligence Unit и Bloomberg. Подобные компании предоставляют наиболее полную информацию о деятельность корпораций различных направлений, представляю информацию в форме легко соотносимых показателей и индексов. В результате, инвесторы могут быть максимально уверены в надежности вложения, а также в его прибыльности. Как следствие, корпорация получает дополнительные средства, зачисляемые в пассивы организации. В результате рыночного функционирования, привлеченные пассивы могут быть переведены в статус активов и быть использованы для дальнейших капиталовложений.
Другим преимуществом является то, что нефинансовая отчетность дает возможность руководству компании выявлять прямые и косвенные возможности увеличения корпоративных доходов, а также четко представлять ограничения увеличения или снижения расходной части бюджета. Становятся более очевидными и проблемные аспекты корпорации, что позволяет корректировать и нивелировать их. Так, например, нефинансовая отчетность компании "Роснефть" предоставляет открытые сведения о проблемах, существующих на данный момент в организации, таких как экологический аспект. Для инвесторов это означает, что компании объективно оценивает свою деятельность и готова прилагать усилия для улучшения ситуации. В результате такого подхода, компания поддается измерению, а значит становится относительно предсказуемой и управляемой. Необходимость предоставлять отчеты требует от компании количественной оценки своей деятельности. Это помогает организации влиять на на устойчивое развитии бизнеса, получая, при этом, такие весомые выгоды как повышение лояльности персонала организации, а также повышение производительности труда. При этом, компания получает возможность эффективно рассчитывать затраты на производственные ресурсы, снижая общие издержки. Кроме того, система нефинансовой отчетности ставит корпорации перед необходимостью серьезной проработки общей корпоративной стратегии. В результате, осуществляется качественный переход на новый уровень корпоративного менеджмента.
Успешность и надежность компании напрямую влияет на ее возможность получать длинные займы на наиболее выгодных условиях, например, кредиты крупных иностранных банков.
Применение системы отчетов об устойчивом развитии позволяет, в большей степени, предотвращать потенциальные угрозы и конфликты со стейкхолдерами, что способствует эффективному взаимодействию корпорации с заинтересованными сторонами.
Известно, что корпорации, функционирующие в системе нефинансовой отчетности, получаю определенные привилегии со стороны государства. Одним из наиболее значительных является смягчение налогового бремени. Компании платить меньший налог на прибыль, что дополняется рационализацией использования ресурсов, повышением продаж, привлечением капиталовложений. В совокупности, значительно увеличивается прибыль компании, ее бюджет и активы. В результате, смягчение налогового бремени для участников КСО трансформирует ведение нефинансовой отчетности из дорогостоящего бремени в выгодный элемент системы корпоративного менеджмента. Таким образом, все заинтересованные стороны получают те или иные преимущества.
Возрастающая степень открытости компании способствует распространению корпоративного бренда, иначе говоря, корпорация становится известна в потребительских кругов, в обществе. Это способствует появлению заинтересованности граждан в продукции компании, а также постепенному расширению круга непосредственных потребителей. Как следствие, увеличиваются продажи и растет прибыль организации. Транспарентность компании, ее сформировавшийся имидж обязывают не только поддерживать стандарты производства и качество, но и повышать их, использовать передовые технологии и более качественные ресурсы. В результате, формируется такое явление как потребительская лояльность, складывается устойчивая клиентская база, которая способно приносить компании прибыли даже в случае рыночных колебаний. Тем не менее, стоит помнить о том, что становясь публичной, компания почти лишается права на ошибки. Снижая качества продукции, стараясь сократить издержки, использую некачественные материалы, прекращая активную социальную деятельность, компания рискует мгновенно потерять всех прежде лояльных и приверженных компании клиентов. Кроме того, СМИ не всегда действуют в интересах корпорации. Даже
незначительный просчет в системе менеджмента может стоить компании репутации, восстановить которую может быть невозможно.
В процессе реализации принципов социальной ответственности компаниями государство выполняет не только роль арбитра, но также является целевой аудиторией, получающей выгоды в виде интернализации отрицательных внешних эффектов, своевременности уплаты налогов и пенсионных отчислений компаниями, а также защиты окружающей среды. Кроме того, властные структуры заинтересованы в информационной прозрачности компаний, которые не только заботятся о регионе своего пребывания, но и ставят перед собой долгосрочные задачи на 10 и 15 лет вперед, способные создавать рабочие места и увеличивать валовой внутренней продукт.
Получая полезную и актуальную информацию о социально-экономической и экологической ситуации в стране, государственные структуры имеют возможность корректировать предстоящие затраты на различные программы в этих сферах. Иными словами, внедрение системы корпоративной социальной отчетности в деловую практику помогает правительству в решении важнейших социальных, политических, экономических и экологических проблем.
Благоприятная среда со стороны государства для ведения нефинансовой отчетности, способствует и развитию отношений с инвесторами, в качестве которых зачастую выступают государственные организации или структуры с государственным участием. Доступность информации об экономической, экологической и социальной деятельности компании позволяет инвесторам провести тщательный анализ рисков и увеличивает вероятность инвестирования в компанию и её проект, а также повышает уровень инвестиционной привлекательности страны в целом. Таким образом, ведение нефинансовой отчётности способствует расширению платформы партнерства государства и бизнеса, активизацию социальных инвестиций компаний, создание новых источников устойчивого экономического роста.
И наконец, развитие нефинансовой отчетности в бизнес-структурах обеспечивает реализацию национального императива устойчивого развития, интегрируя усилия нации на достижение экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности. тем самым подтверждается приверженность страны глобальным ценностям и идеям, готовность участвовать в общемировых процессах. Это также будет способствовать усилению имиджа России как страны, следующей в русле мировых тенденций, и, как следствие, расширению международного сотрудничества.
Нельзя оставить незамеченными видимые преимущества нефинансовой отчетности и КСО для общества. Известно, что измерить степень эффективности вложенных корпоративных средств достаточно проблематично. Тем не менее, неоспоримым является то, что социально важные проекты получают дополнительное финансирование, позволяющее распространить его эффект на максимально широкую аудиторию. Кроме того, социально ответственные компании являются относительно стабильным источником поддержки. Причина состоит в том, что резкий отказ от практики КСО и практики составления нефинансовой отчетности, оставляет патронируемые объекты без поддержки, что моментально ложится в основу критического восприятия корпорации, падение ее рейтингов и имиджа в целом. А это, в свою очередь, потеря клиентов и, как следствие, прибыли и источников финансирования.
Кроме того, публикация нефинансовых отчетов помогает некоммерческим организациям находить корпорации, сотрудничество с которыми может дать наиболее заметные результаты реализации социальных проектов. то есть, создается некая платформа, на
которой встречаются общественные и некоммерческие организации с корпоративными структурами.
Корпорации, предоставляющие отчет о социальном развитии и привлекающие дополнительные средства инвесторов, имеют возможность развивать передовые технологии в производстве, так, общество получает новые технологии, аппаратное обеспечение в области медицинского обслуживания, образования и других областях государственного обслуживания. То есть, корпорации выступают двигателем в повышении качества предоставляемых услуг, непосредственно влияя на демографические показатели государства и уровень жизни в целом.
В общем и целом, общество становится более независимым от системы государственной поддержки, расширяются горизонты гражданских возможностей.
Нефинансовая отчетность в значительной мере способствует развитию человеческого капитала. Руководство компании анализирует качество обучения человеческого капитала, анализирует возможности повышения квалификации.
Определенные преимущества получают граждане, находящиеся в поиске места занятости. имея доступ к полной информации о компании, каждый получает возможность составить полноценное мнение о работодателе, определить, на сколько стратегия, ценности компании соответствуют его личным ожиданиям. Более того, это предоставляет определенную гарантию того, что организация действует согласно законодательству, ценит и защищает права своих сотрудником.
Рассматривая общество с позиции потребителя, можно говорить том, что составление и опубликование нефинансовой отчетности становится элементом системы защиты прав потребителей. Клиенты становятся более осведомлены о качестве продукции, о производственном процессе, в результате чего могут сделать осознанный выбор, не рискуя потерять вложенные в продукцию средства. Также, потребителям гарантируется сохранение качества продукции на должном уровне. а также соответствующий сервис как во время совершения покупки, так и в период гарантийного обслуживания.
Активное сотрудничество гражданского общества и корпоративных структур будет способствовать проникновению корпоративной социальной ответственности в систему общественного воздействия, в результате чего будут предъявляться новые требования к степени освещения корпоративных социальных отчетов.
Таким образом, четко проработанная стратегия развития отчетности в области устойчивого развития принесет выгодные преимущества для всех заинтересованных сторон. Руководство и акционеры корпораций должны владеть подробной информацией, чтобы управлять организацией, так как своевременный и полный анализ нефинансовых показателей позволяет выявить риски для бизнеса, а также найти новые возможности для его развития. Государственные органы нуждаются в нефинансовой информации, чтобы разрабатывать, внедрять и оценивать эффективность политик социально-экономического развития и охраны окружающей среды в стране, регионе или муниципальном образовании. И наконец, общественный интерес обусловлен выгодами, связанными с присутствием компании на их территории, качеством предоставляемых услуг, а также информацией о надежности организацией, которая руководствуется этическими принципами в своей деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батаева Б.С. Повышение роли гражданского общества как условие перехода к устойчивому развитию // Вестник Финансового Университета, 2005, №4 с.83-92.
2. Батаева Б.С. Устойчивое развитие России: социальное качество роста // Экономические системы, 2013 №2, с.15-18.
3. Беляева И.Ю. Взаимодействие крупных бизнес-структур и органов власти на территории присутствия. Вестник академии, 2014, №1 с.14-20.
4. Беляева И.Ю., Данилова О.В. Обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в условиях корпоративной организации // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2012. №9-1, с. 155161.
5. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе. Москва, 2007
6. Бутова Т.В., Чехлань Е.Ю., Дахгильков И.Б. Современные модели взаимодействия влатсных структур и бизнеса // Вестник Академии, 2014, №1. С.44-48.
7. Л.П. Веревкин Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг общественно мнения №1(95), 2010.
8. Капкина А.В. Проблемы социальной ответственности бизнеса в современной России, журнал Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование / № 4 (24) / том 5 / 2012.
9. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом / журнал «Вопросы инновационной экономики» № 10 (10) за 2011 год, с. 25-33.
10. Корчагина Е.В Формирование системы показателей устойчивого развития // Проблемы современной экономики, №3,2009.
11. Эскиндаров М.А., Кучуков Р.А. Инновационно-структурная модернизация национальной экономики и место государства // Сегодня и завтра Российской экономики, 2012 №52, с. 5-18.
Рецензент: Бутова Татьяна Витальевна к.э.н., заместитель декана факультета «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Ь^: //naukovedenie.ru
Alexander Kozharinov
FSFEI of HPE «Financial University under the Government of the Russian Federation»
Russia, Moscow [email protected]
Anna Neretina
FSFEI of HPE «Financial University under the Government of the Russian Federation»
Russia, Moscow neretinaaa@mail .ru
Maria Elesina
FSFEI of HPE «Financial University under the Government of the Russian Federation»
Russia, Moscow [email protected]
Valentina Murar
FSFEI of HPE «Financial University under the Government of the Russian Federation»
Russia, Moscow Val enti [email protected]
The prospects of development of the non-financial reporting
in Russia
Abstract. Nowadays the peculiarities of the current corporate environment promote active development of the corporate social responsibility. . It is worth taking into consideration both the uniqueness of the Russian business and the existing problems of the social accountability of the Russian corporations. The most actual problems of the corporate social reporting today are: opacity, its narrow goal orientation, in contrast to the internationally recognized standards of the corporate social responsibility. Besides, the practice of the reporting on the activity of companies in socially oriented areas has an insignificant distribution. The social passivity of the citizens is a powerful barrier to the development of the social reporting. There is a resonance between the company and society. This article is concerned with the main ways of solving the problems related to the development of the non-financial reporting in Russia. Authors of this article suggest a number of actions and activities, which should be implemented by state structures and corporations to improve the system of social reporting. The article gives a detailed analysis of benefits of non-financial reporting systems in modern corporations for all stakeholders.
Keywords: corporate social responsibility; non-financial reporting; the modern corporation; international standards; social principles; information transparency; stakeholders; sustainable development; the civil society; economic benefits.
REFERENCES
1. Bataeva B.S. Povyshenie roli grazhdanskogo obshhestva kak uslovie perehoda k ustojchivomu razvitiju // Vestnik Finansovogo Universiteta, 2005, №4 s.83-92.
2. Bataeva B.S. Ustojchivoe razvitie Rossii : social'noe kachestvo rosta // Jekonomiches-kie sistemy, 2013 №2, s.15-18.
3. Beljaeva I.Ju. Vzaimodejstvie krupnyh biznes-struktur i organov vlasti na territorii pri-sutstvija. Vestnik akademii, 2014, №1 s.14-20.
4. Beljaeva I.Ju., Danilova O.V. Obespechenie balansa interesov vseh zainteresovannyh storon v uslovijah korporativnoj organizacii // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija), 2012. №9-1, s. 155-161.
5. Butova T.V., Erhov M.V. Vlast' i biznes v sovremennom obshhestve. Moskva, 2007
6. Butova T.V., Chehlan' E.Ju., Dahgil'kov I.B. Sovremennye modeli vzaimodejstvija vlatsnyh struktur i biznesa // Vestnik Akademii, 2014, №1. S.44-48.
7. L.P. Verevkin Social'naj a otvetstvennost' biznesa // Monitoring obshhestvenno mnenij a №1(95), 2010.
8. Kapkina A.V. Problemy social'noj otvetstvennosti biznesa v sovremennoj Rossii, zhur-nal Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie / № 4 (24) / tom 5 / 2012.
9. Korporativnaja social'naja otvetstvennost' biznesa kak faktor ustojchivogo razvitija jekonomiki regiona i strany v celom / zhurnal «Voprosy innovacionnoj jekonomiki» № 10 (10) za 2011 god, c. 25-33.
10. Korchagina E.V Formirovanie sistemy pokazatelej ustojchivogo razvitija // Problemy sovremennoj jekonomiki, №3,2009.
11. Jeskindarov M.A., Kuchukov R.A. Innovacionno-strukturnaja modernizacija nacion-al'noj jekonomiki i mesto gosudarstva // Segodnja i zavtra Rossijskoj jekonomiki, 2012 №52, s. 5-18.