Можно показать взаимосвязь этих факторов при определенных условиях и определить, что интенсивное развитие экономики зависит от использования информации, знаний, новых технологий, методов управления. Роль и влияние факторов организации управления очень велики. Проведенный анализ доказывает преимущество применения интенсивных факторов, т.к. применение методов эффективной организации производства, увеличение знаний ведет к росту эффективности экономической системы и повышению конкурентоспособности региона. Положительная динамика в сторону интенсивных факторов прослеживается расчетом коэффициента п (п= и/Ф^ отражающего соотношение удельных показателей материализованных знаний и показателя экстенсивного развития экономики региона - фондовооруженности), представленном на рис. 13.
График показывает, что негативные изменения в экономике Ростовской области до кризиса 1998 года привели не только к замедлению темпов производства, но и привели к снижению влияния интенсивных факторов воздействия на производство. С 1999 года обозначился рост влияния интенсивной составляющей процесса производства, хотя давлеющим фактором по-прежнему остается экстенсивное развитие экономики Ростовской области.
,0.12 ,0.10 ,0.08 ,0.06 ,0.04 ,0.02 ,0.00
п Ut/CH,
соотношение ¡г]
интенсивных и Л
ь
экстенсивных о
ш
факторов у
СП
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
ЛИТЕРАТУРА
Z
ш
Рис. 13. Соотношение интенсивных и экстенсивных факторов развития Ростовской области ^
Проанализировав функционирование экономики Ростовской области в период с 1998 по 2003 гг., мож- щ но сделать вывод, что использовались как экстенсивные, так и интенсивные факторы. Можно показать вза- □ имосвязь этих факторов при определенных условиях и определить, что интенсивное развитие экономики О зависит от использования информации, знаний, новых технологий, методов управления. Роль и влияние факторов организации управления очень велики. Проведенный анализ доказывает преимущество применения интенсивных факторов, т.к. применение методов эффективной организации производства, увеличение знаний ведет к росту эффективности экономической системы и повышению конкурентоспособности региона.
О о
I—
ф
I
>
1. Васильев С.Н. Модели региональных систем. -М.: Наука, 2002. 248 с. о
2. Долятовский В.А., Толстых Т.Н., Гамалей Я.В. Моделирование процессов управления региональной экономикой. - Тамбов: Изд. ТТУ, 1999, 2000. с. 7-10, с. 101-108, с. 125-127. £
3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. 2 изд. М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский о центр «МарТ», 2007. 320 с. о
4. Трапезников В.А. Вопросы управления экономическими системами // Вопросы экономики, № 6, 1972. ^
о
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ о
АШХОТОВ А.М., ТАРАН О.Л.
ЮТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ИНДИКАТОРЫ
- о
Ашхотов А.М. Кабардино-Балкарский институт бизнеса, ст. преподаватель кафедры финансов Ф
и налогообложения, к.э.н.,
360004, Кабардино-Балкарская Республика, Нальчик, ул. Ахохова, 169а; 5
Таран О.Л. Филиал ГОУ ВПО «Северо-Кавказский Государственный Технический Университет» О
в г. Кисловодске, зав. кафедрой экономики и управления, декан филиала, к.э.н., доцент, т
e-mail: [email protected]
0
1
В статье на основе соответствующей методики проводится исследование абсолютных социально-эко- О
номических показателей регионов с целью изучения и оценки имеющегося потенциала. На основе про- Q
веденного исследования выявлены полярные различия между изучаемыми субъектами Федерации, как в округах, так и в целом по России.
Ключевые слова: социально-экономическое состояние и развитие; балльная оценка; социально-экономические характеристики; потенциал и результаты.
Коды классификатора JEL: R 13.
Ранее господствующее в теории и практике представление о регионе, как об объекте географического разделения труда, с переходом к рыночным отношениям претерпело существенные изменения, ибо современный регион функционирует также, как взаимосвязанная совокупность рынков, действующих на основе объективных законов рыночных отношений.
Критериев регионализации страны может быть несколько, все они должны отвечать определённым требованиям: научной обоснованности и объективного характера; учета исторического пути, то есть генетической основы районирования; экономической целесообразности, включающей многофакторную систему индикаторов и показателей; системного характера определения эффективности формирования региона, основанного на результатах ситуационного анализа; оценки целесообразности формирования региона на долгосрочную перспективу.
В процессе функционирования региональных структур критерии могут иметь различные «доминанты» развития в широком диапазоне возможностей - от сырьевого комплекса до рынка интеллектуальных ценностей, лидирующего в области высоких и сверхвысоких технологий. ^ Необходимая экономическая устойчивость регионов достигается сбалансированностью и структури-¡5 зацией, четкой социальной ориентацией. Для достижения устойчивого развития региона необходимы: ^ - реальная оценка внутренних ресурсов с учетом долгосрочной перспективы и сопоставления ее с X возможностью реализации;
¡г) - определение приоритетных направлений экономики региона и ожидаемой эффективности их использования;
- регулирование инфляции, на уровне, адекватном характеру социально-экономического состояния и развития;
д - достижение оптимальных темпов и пропорций развития, обеспечивающих устойчивое сочетание ви-I- дов деятельности;
00 - наличие внутренних резервов и их использование в качестве активов развития; ^ - возможности привлечения внешних капитальных вложений, проведения активной инвестиционной Ш политики;
О - использование межрегиональных производственных и иных связей с целью расширения границ фун-о кционирования рыночных отношений.
ю В итоге, устойчивость в экономике определяется совокупностью характеристик роста и инфляции, и на фоне позитивной закономерности развития, в рамках которой система обладает свойством движения ^ к определённой точке (в непрерывном процессе их прохождения и движения к качественно новой цели), § при возможных небольших случайных отклонениях (малых возмущениях), по сравнению с начальным состоянием и траекторией развития. о В связи с этим, эффективность функционирования региональной экономики определяется многими ° факторами эндогенного и экзогенного характера, среди которых выделяются: структурная устойчивость, ^ сбалансированность, пропорции региональной экономики. При этом, достижение оптимальных пропорций ^ и сбалансированности осуществляется хозяйственным механизмом региона с настройкой его на заданные а параметры эффективности.
^ Разработанная русскими учёными теория структурной устойчивости и балансового равновесия ди-^ намических систем, с конечным числом параметров функционирования организационно-экономического механизма региона, может рассматриваться как методология функционирования и развития региональной о экономики. Устойчивой является экономическая система, обладающая свойством незначительного откло-9 нения от траектории в процессе непрерывного развития, при малых возмущениях, как начального состояла ния системы, так и закономерности движения.
г
Ш
В рамках такого подхода можно выделить ряд типов развития экономических систем с различной ме-
0 рой устойчивости:
- устойчивое развитие экономических систем осуществляется в условиях оптимальных и стабильных
1 темпов роста, при регулируемой инфляции и позитивно-линейной траектории движения;
о - неустойчивое развитие характеризуется небольшими и нестабильными темпами роста, значительными ми трансформациями инфляции, в рамках движения экономики на основе кубической модели;
- опережающее развитие свидетельствует о высоких темпах экономического роста, на фоне низкой о инфляции и ускоренно возрастающей траектории движения по экспоненциальной функции;
^ - регресс в развитии наблюдается при небольших темпах экономического роста или их снижении, при Ц нерегулируемой инфляции и последовательно понижающейся траектории движения.
° При разработке и реализации региональной стратегии развития, инвестирование, как базисный способ 9 реанимации региональной экономики, целесообразно сочетать с осуществлением структурных сдвигов, 0)
о.
направленных на становление и развитие внутреннего и внешнего рынков с высоким платежеспособным спросом.
Платежеспособный спрос определяется уровнем доходов населения. Включая инвестиционный механизм, инвестор вправе ожидать «взрыв» спроса, сопровождаемый резонансным эффектом, порождающим новые «спросовые волны». Локомотивами этого процесса должны быть приоритетные «точки» роста, претендующие на право лидеров потребительского рынка. При этом, расширяются границы диверсификации капитальных вложений. Возрастающий спрос ускоряет инвестиционный процесс, ориентируя его на результаты маркетинговых исследований, определяющих приоритетные виды продукции, пользующейся неисчерпаемым спросом.
Форсируемый спросом инновационно-инвестиционный процесс оказывается эффективным не только по масштабам реализации продукции, но и срокам окупаемости капитальных вложений, преодолевающим инвестиционный порог. Предлагаемый способ включения инвестиционного механизма через «спросовый взрыв» является, как правило, более надежным, чем паллиативные критерии эффективности, полученные в результате проведения промышленной инвентаризации и модернизации.
Основой формирования финансовой политики региона является создание такой финансовой базы, которая обеспечивает осуществление стратегии перехода к устойчивому развитию. Важнейшими условиями достижения этой цели являются формирование социальной инфраструктуры, бездефицитность регионального бюджета и финансовая стабильность, благоприятствующие экономическому росту.
Администрации регионов должны ставить перед собой важные цели: увеличивать емкость местного рынка, платежеспособность его участников (юридических и физических лиц). Создаются условия для максимального накопления капитала с помощью бюджетных, налоговых, инвестиционных, производственных,
П
организационных и других рычагов. Трудоспособное население вовлекается в производственную, торговую, иную деятельность, чтобы расширить масштабы сбережений, обеспечить бюджет не только источни- Ь ками подоходного налога (за счет численности плательщиков), но и корпоративных налоговых поступле- щ ний. Главная ставка делается не на норму, а на массу дохода бюджета.
Предложение товаров или объем продаж, рассчитанный на одного работника, зависит от удельного ^
размера авансируемого капитала. При этом, закономерно производительность труда тем выше, чем больше И
капитала приходится на занятого в экономике. Вместе с тем, условия реализации (использования) капита- Ш
ла должны быть оптимальными, отвечая определенным требованиям собственника капитала и рынка. ]>
Таким образом, капиталовооруженность будет постоянно возрастать одновременно с ростом производства до того момента, пока не приблизится к устойчивому уровню и не сравнится с ним. Если запасы ка- щ питала превышают устойчивый уровень, то процесс примет обратное движение. Капиталовооруженность □ труда будет уменьшаться до достижения нового устойчивого состояния. О По мере экономической стабилизации региона и перехода с одного этапа на другой, инвестируемый . капитал возрастает, вместе с ним увеличиваются объемы деятельности, то есть производственный процесс ^ имеет расширенный характер. Размер инвестиций совпадает с выбытием капитала в расчете на одного £ работника. Экономика стабилизируется, настает равновесие в системе «капитал-труд», экономика региона ^ обретает устойчивое состояние.
Однако, стабильность, устойчивость, статичность и другие синонимы этого процесса имеют перманен- $
тный характер из-за динамизма воспроизводственного процесса, поэтому возможны варианты дисбаланса х
региональной экономики. ^
Рост нормы сбережений увеличивает капиталовооруженность. Инвестиции в точки прежнего устой- ¡5 чивого состояния превосходят выбытие. Масса капитала возрастает до тех пор, пока экономика региона на
достигнет нового устойчивого состояния с большей капиталовооруженностью и производительностью. $
Когда запас капитала превышает уровень, соответствующий «золотому правилу», снижается норма о
сбережений, но значительно возрастает уровень потребления на протяжении всего переходного периода. о
Вот почему регионы должны стремиться к активному и массированному инвестированию. ^
Основой регулирования параметров экономической системы региона является запас капитала, размер ^
которого должен соответствовать, на каждом определенном этапе, «золотому правилу». о
Для многих регионов характерным является вариант, когда капиталовооруженность меньше, чем при о
устойчивом состоянии по «золотому правилу». В этом случае для достижения устойчивости необходимо о
увеличить норму сбережений, рост которой влечет за собой снижение уровня потребления и рост инвес- о
тиций, вызывающий рост капиталовооруженности. В конечном итоге рост сбережений приводит к росту о
потребления по следующей схеме: накопление капитала стимулирует рост производства, инвестиций и оь
потребления. Этот процесс протекает до достижения системой устойчивого состояния. Ц
Вместе с ростом запасов капитала растут инвестиции, производство и потребление. Новое устойчивое Е
состояние обладает более высоким уровнем потребления, чем предшествующее ему, что соответствует раз- ф витию в регионе социально-ориентированной экономики.
Анализируя возможности теории экономического роста в региональном разрезе, можно сделать сле- §
дующие выводы: активная инвестиционная политика должна быть направлена не только на сооружение ф
промышленных объектов, но и на воспроизводство населения; экономический рост должен быть обеспе- ^
чен инновационно-технологическим прогрессом, ибо в современном обществе лидером является тот, кто о
производит и применяет новые технологии, радикально преобразующие выпускающую продукцию, эконо- §
мику, организацию и управление производством. ^
Исследование проблем экономического роста требует учета многих факторов динамического процесса в экономике и в обществе. Одним из них является колебательный характер динамики экономических процессов, представленных в истории общественного развития экономическими циклами.
Сглаживание колебаний делает экономику более устойчивой, но полное волевое устранение колебаний может вызвать катастрофические потрясения в экономике и депрессию в обществе. Поэтому, необходима четкая согласованность всех звеньев региональной структуры.
Представление о координации, как о процессе, вызывает необходимость создания соответствующего координационного механизма, который представляет собой упорядоченную систему элементов, функционирующих в динамическом режиме в целях достижения стабильного функционирования организационно-экономического и в целом хозяйственного механизма.
Применительно к региональной экономике, функции управления координационным механизмом, встроенным в организационно-экономический механизм региона, реализуются путем: создания необходимых условий и предпосылок для выполнения поставленных задач в системе управляющих и управляемых звеньев структуры; финансирования приоритетных направлений развития региональной экономики, включая предоставление льгот и преференций; оснащения управляющих органов современной техникой управления и координации; четкое разграничение компетенции между правовыми, экономическими и морально-психологическими функциями.
С точки зрения синергетического подхода к экономическим системам рыночного типа, именно сочетание согласованного взаимодействия и, в то же время, функциональной обособленности факторов экономического роста позволяет «запускать» процессы последовательно взаимосвязанных позитивных транс-СП формаций в экономике, приводящих, в итоге, к развитию.
л В основе эволюции сложно организованных систем, в том числе социально-экономических, лежит про-0 цесс самоорганизации. Он начинается со случайных воздействий на систему, которые принято называть
-р флуктуациями. В неравновесной системе (какой и является рыночное хозяйство) накопление и усиление этих воздействий приводят к образованию качественно иных структур. В них решающую роль имеют коо-а перативные процессы, основывающиеся на согласованном взаимодействии элементов новой системы. Й Таким образом, синергетический подход дает возможность понять и объяснить не только наличие Ш спонтанного порядка и равновесия в системе, но и генезис их внутреннего механизма. При этом, в соци-2 ально-экономических системах понятием тождественным самоорганизации служит саморегулирование, а ° равновесность означает приемлемый уровень благосостояния населения, оптимальность которого соотно-
□ сится с общественными потребностями.
□ В региональной экономике индикаторами являются указатели, свидетельствующие об основных характеристиках социально-экономического состояния и развития территорий. С позиций иерархического уровня и соподчинённости регионов, ранжируя их по размерам и значимости, на фоне стран мира, как
Ш
О
0 базовых территорий государственного устройства, можно выделить:
ф - мегарегионы, формирующиеся в рамках объединения различных стран, например, Европейский союз § и др.;
о. - страны, которые являются государственными территориальными образованиями с общностью при® родных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий; I - макрорегионы, например, штаты в Соединённых Штатах Америки, федеральные округа в России, о включающие различные субъекты Федерации;
о - мезорегионы, которыми в России являются субъекты Федерации, имеющиеся и формирующиеся интегрированные образования (к примеру, эколого-курортный регион Кавказских Минеральных Вод) со и особые экономические зоны;
о - микрорегионы в виде муниципальных образований на территории сельских районов и городских о округов (с прилегающими территориями), городских и сельских поселений.
С позиций указателей социально-экономического состояния и развития субъектов Федерации, автором о выделен 21 индикатор, в том числе население и труд, окружающая среда, макроэкономические характерис-о тики, инвестиции, внешнеэкономическая деятельность и др.
о Каждый из индикаторов, в свою очередь, характеризуется системой конкретных показателей: абсолют-о ных, в объёмном выражении, и относительных - удельных или с позиций структуры. Исходя из имеющихся ся показателей, определяются расчётные характеристики, например, на базе основных фондов и занятого о населения - фондовооруженность, исходя из инвестиций и основных фондов - инвестицеобеспеченность ^ материально-технической базы и т.п.
| С позиций сущности и взаимосвязи социально-экономических показателей, выделяются факториаль-ные (прежде всего, живой труд, в рамках численности занятых, активности населения и безработицы, а также прошлый - в виде основных фондов и инвестиций с производными показателями) и результативные (в макроэкономическом плане - валовой региональный продукт, а также оборот организаций, сальдиро-^ ванный финансовый результат и др.).
си На их стыке формируются характеристики эффективности, в том числе, производительности труда, ц фондо- и инвестицеотдачи, свидетельствующие об уровне использования тех или иных ресурсов, факторов о производства. Наряду с этими частными показателями, могут рассчитываться интегральные, характеризу-о ющие производительность общественного (живого и прошлого) труда, комплексную эффективность про-(Т) изводства, в том числе, по различным видам экономической деятельности.
ф
Исследование абсолютных социально-экономических показателей осуществляется с целью изучения и оценки, во-первых, имеющегося потенциала, во-вторых, результатов деятельности, в-третьих, уровня использования региональных возможностей на основе соответствующей методики включающей пять взаимосвязанных этапов:
1. Выбор показателей социально-экономического состояния и развития;
2. Балльная оценка социально-экономических показателей;
3. Оценка весомости, значимости социально-экономических показателей;
4. Интегральная оценка социально-экономических характеристик;
5. Оценка взаимосвязи потенциалов и результатов, уровня использования имеющихся возможностей.
На первом этапе осуществляется выбор и изучение абсолютных показателей социально-экономического состояния федеральных округов и регионов с позиций их потенциала и результатов деятельности.
Сущность второго этапа заключается в сопоставимом анализе изучаемых показателей с помощью их балльной оценки, по сравнению со средними характеристиками по исследуемым федеральным округам или регионам.
Логика третьего этапа познания включает расчёт коэффициентов значимости, то есть весомости изучаемых социально-экономических показателей с помощью корреляционного анализа.
Исходя из балльных оценок анализируемых показателей, с учётом их коэффициентов весомости, на четвёртом этапе проводится интегральная оценка социально-экономического потенциала и результатов деятельности по федеральным округам и регионам.
Сущность пятого этапа заключается в изучении и количественной оценке взаимосвязи социально-эко-
СП
О о
I—
ф
номических потенциалов и результатов по федеральным округам и регионам с исследованием уровня ис- ^
пользования имеющихся возможностей. Ь
К группе факториальных показателей, оценивающих ресурсы и, в итоге, социально-экономический по- щ тенциал федеральных округов, а также субъектов Федерации, прежде всего, относятся характеристики:
- среднегодовой численности занятых в экономике, характеризующих потенциал живого труда с пози- ^ ций лиц, которые в рассматриваемый период выполняли ту или иную работу; И
- стоимости основных фондов, то есть, материально-технической базы производства, являющейся ос- Ш новной частью нефинансовых материальных активов; ]>
- инвестиций в основной капитал, свидетельствующих о совокупности затрат, нацеленных на создание
и воспроизводство основных средств; щ
- добычи полезных ископаемых в рамках объёма отгруженных товаров, характеризующих использова- □ ние и различия природно-ресурсного потенциала по тем или иным федеральным округам и регионам; О
- поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, которые во многом свидетельствуют об использовании и различиях природно-ресурсного потенциала на региональном уровне;
- банковских вкладов юридических и физических лиц, привлечённых кредитными организациями, имеющих воспроизводственный характер, как с позиций текущих вложений, так и капитального инвестирования; $
- оборота потребительского рынка, включающего торговлю, общественное питание и платные услуги, х в воспроизводственном цикле осуществляющего финансирование и инвестирование производствен- ^ ной деятельности. о
В экономической теории и практике в настоящее время предпочтение отдаётся инвестиционному
пути национального развития на базе капитальных вложений внутренних и внешних инвесторов. Наря- $
ду с этим, важное значение имеет потребительская модель экономического развития и роста, сущность о
которой заключается в том, что денежные средства, полученные населением в виде доходов, через спрос о
и потребление трансформируются в инвестиционные и текущие вложения в производственные сектора ^
экономики. В этом плане превалирование на продовольственных рынках импортных продуктов питания о
означает инвестирование зарубежных производителей. ¡5
На современном этапе развития национальной экономики приоритетной является инвестиционная о
модель, в значительной мере ориентирующаяся на привлечение зарубежных инвесторов. Вместе с тем, у о
населения только в кредитных учреждениях Российской Федерации на начало 2006г. было сосредоточено о
в пересчёте на иностранную валюту свыше 100 млрд. $ США, что сопоставимо с годовым консолидирован- о
ным бюджетом РФ и многократно превышает объём прямых иностранных инвестиций. оь
Однако, банковская система, привлекающая средства населения, явно недостаточно участвует в ин- Ц
вестировании реального сектора экономики, ибо ныне она получает огромные спекулятивные доходы в Е
рамках кредитования населения, с размером банковской маржи, достигающим 80%. Необходимо законо- ф дательно ограничить уровень банковской маржи максимум до 5 - 10%, что, во-первых, сподвинет банки на
инвестиционную деятельность, во-вторых, создаст лучшие условия для кредитования населения. §
Наряду с этим, необходимо развитие потребительского рынка, как финансового транслятора произ- ф
водственной деятельности. С этой целью важным является требование законодательно резкого, в разы, ^
роста минимальной заработной платы и социальных пособий, по которым Россия многократно отстаёт от о
США и Западной Европы, хотя потребительские цены (в иностранной валюте) почти сравнялись, а по ряду §
позиций выше в РФ. ^
Увеличение доходов населения скажется на объёмах потребительского спроса, что, в сочетании с необходимыми механизмами защиты национального рынка и трансляции соответствующих денежных средств от населения в реальный сектор экономики, позволит осуществить как текущее финансирование, так и инвестирование производственной деятельности с выпуском больших объёмов продукции, соответствующим переходом многих убыточных предприятий в прибыльную зону, значительным увеличением объёмов прибыли.
Итогом такого воспроизводственного функционирования явится существенное увеличение налоговых платежей и социальных отчислений с ростом федерального и местных бюджетов, покрывающих увеличение заработной платы и социальных расходов.
В совокупность результативных показателей, характеризующих итоги деятельности региональной экономики, входят: оборот организаций, всего, в том числе, по видам экономической деятельности; ВРП, в том числе, по сферам и отраслям производства; денежные доходы населения; объём отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности; продукция сельского хозяйства; объём работ, выполненных в строительстве; сальдированный финансовый результат организаций всего, в том числе по видам экономической деятельности.
Другие объёмные показатели, в том числе, социальных отраслей, а также относительные характеристики в виде фондовооружённости, обеспеченности материальной базы инвестициями в основной капитал, среднедушевых характеристик факторов и результатов и др., как показал корреляционный анализ, существенного влияния на суммарный оборот организаций и валовой региональный продукт не оказывают, в связи с чем они не использовались в данном анализе. П Аналогичная ситуация наблюдается по фактору добычи полезных ископаемых, во многом в связи с л его корреляцией (по Уральскому, Приволжскому и Сибирскому федеральным округам) с поступлениями О из соответствующих регионов в федеральный бюджет. Поэтому, показатель добычи полезных ископаемых
использовался только на начальном этапе исследования размеров и абсолютных характеристик социально-экономического состояния федеральных округов РФ, а различия природно-ресурсного потенциала по ^ регионам во многом характеризуются поступлениями в бюджет РФ налоговых и иных платежей от субъек-Й тов Федерации.
Ш О значительной колеблемости абсолютных характеристик социально-экономического развития феде-2 ральных округов России свидетельствуют полярные различия, составляющие между крайними округами: ° - от 3,1 до 5,6 раз по добыче полезных ископаемых, инвестициям, строительству, консолидированному
□ региональному бюджету, основным фондам и занятым в экономике;
□ - от 6,7 до 8,2 раз по валовому региональному продукту, денежным доходам населения, промышлен-
ности и сельскому хозяйству, потребительскому рынку и банковским вкладам; от 10 до 13,8 раз по поступлениям в федеральный бюджет, объёмам внешнеэкономической деятель-
Ш
О
0 ности и суммарному обороту организаций.
ф Однако, в непосредственном виде различные абсолютные показатели социально-экономического со-
ё стояния регионов несопоставимы, ибо, например, численность занятых в экономике, основные фонды и
о. валовой региональный продукт являются качественно различными экономическими характеристиками со
® специфическими и индивидуализированными единицами измерения. Поэтому, в целях сравнимости, абсо-
лютные характеристики переводятся в относительные в виде баллов, на основе сопоставления конкретных характеристик каждого показателя со средними по округам
0 Исходя из конкретных баллов социально-экономических показателей, с учётом коэффициентов их зна-
1 чимости, по федеральным округам РФ проведена интегральная оценка потенциала и итоговых результатов. со Центральный округ - 232,2 и 102,1 баллов; Северо-Западный - 74,6 и 93,9 баллов; Южный - 64,8 и 55,3 бал-о лов; Приволжский - 120,6 и 119,8 баллов; Уральский - 96,7 и 112 баллов; Сибирский - 75,4 и 75,2 баллов; о Дальневосточный округ - 35,7 и 30,6 баллов.
Сравнивая интегральные оценки социально-экономического потенциала и результатов производс-о твенной деятельности по федеральным округам РФ, можно выявить уровни использования имеющихся воз-о можностей по макрорегионам.
о Лидирует, со значительным отрывом от других макрорегионов, Уральский округ, в котором оценка ре-о зультатов в 1,158 раза превышает оценку потенциала. Относительно эффективно используются имеющиеся о ресурсы также в Центральном округе.
0 Другие макрорегионы, с позиций относительной оценки, имеют меньшие результаты, по сравнению ^ с потенциалом. При этом, если в Северо-Западном и, особенно, Сибирском округах эти отклонения не-
1 большие, то по Южному и Дальневосточному макрорегионам не добирается порядка 15% экономического ^ результата.
® По субъектам Федерации соответствующие исследования позволили осуществить оценку социально-экономического потенциала и результатов деятельности с итоговым изучением уровней использования ^ имеющихся возможностей.
си Так, по ЮФО, интегральная оценка потенциала, а также результатов деятельности региональных эко-
т
номии составляют: по Адыгее 16,2 и 10,9 баллов; Дагестану 85,8 и 64,4; Ингушетии 11,8 и 4,8, Кабардино-о Балкарии 32 и 23,7; Калмыкии 23,6 и 6,5; Карачаево-Черкессии 18,5 и 14,2; Северной Осетии-Алании 33 и 20;
I
о Краснодарскому краю 353,4 и 407,2; Ставропольскому краю 145,8 и 147,2; Астраханской области 69,3 и 73,7; (Т) Волгоградской области 165,3 и 213,6; Ростовской области 245,2 и 236,4 баллов.